Предлагаемые изменения и дополнения:Всего из 147 статей действующей редакции Конституции изменению (дополнению) подверглись преамбула и 80 статей (более 160 нормативных положений). Исключены 2 статьи. Текст Конституции дополнен 11 новыми статьями, в том числе 1 новой главой (о ВНС), содержащими более 50 новых нормативных положений. Текст обновленной Конституции будет содержать 156 статей. Преамбула дополнена положениями о сохранении национальной самобытности и суверенитета, культурных и духовных традиций, социально справедливого общества. Основные изменения: положения, касающиеся основ конституционного строя, а также закрепления прав и свобод граждан (разделы I и II Конституции), актуализированы (осовременены) с учетом произошедших экономических, политических и социальных изменений; включены положения, направленные на сохранение исторической правды и памяти о Великой Отечественной войне и массовом героизме народа, воспитание патриотизма (преамбула, статьи 15 и 54); сохранение социальной направленности государственной политики с учетом социально-экономических возможностей государства; особое внимание в проекте уделено воспитанию традиционных семейных ценностей, поддержке семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также молодежи, заботе государства о пожилых людях и инвалидах (статьи 32, 321, 47); повышение социальной ответственности каждого гражданина за себя лично, свое здоровье и за свою семью, а также обязательный личный вклад в общее дело (статьи 21 и 45); государство дополнительно на себя возлагает обязательства по созданию условий для защиты персональных данных и обеспечению безопасности личности и общества при их использовании, содействию внедрению инноваций на благо общих интересов и другие (статьи 28 и 51); Республика Беларусь исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств. Это закрепляет наш статус государства, придерживающегося миролюбивой внешней политики (статья 18). Одновременно исключается положение о стремлении к нейтралитету; закрепляется ответственность государства за развитие мирной атомной энергетики, а также обеспечение безопасности при производстве и использовании атомной энергии (статья 46); Всебелорусское народное собрание - станет высшим представительным органом народовластия, будет выполнять стабилизирующую и консолидирующую функции в обществе, гарантировать преемственность и устойчивость системы органов государственной власти (глава 31).
Полномочия ВНС:
принимать основные стратегические и программные документы страны (основные направления внутренней и внешней политики, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития); предлагать внесение изменений в Конституцию и принятие других законов; предлагать проведение республиканского референдума; предлагать толкование Конституции, а также проведение проверки конституционности законов и иных нормативных правовых актов; рассматривать вопрос о легитимности выборов; принимать решение об импичменте Президенту; вводить чрезвычайное или военное положение в случае бездействия Президента по этим вопросам; рассматривать вопрос о возможности направления военнослужащих и других лиц за пределы Республики Беларусь для участия в обеспечении коллективной безопасности и деятельности по поддержанию международного мира и безопасности; вопросы формирования Конституционного и Верховного Судов, Центральной избирательной комиссии; закрепляется право Собрания на отмену противоречащих интересам национальной безопасности правовых актов государственных органов и должностных лиц; Организационная структура ВНС - Президиум, Председатель и его заместители, избираемые делегатами Собрания. Срок полномочий - 5 лет, проведение заседаний - ежегодно. Предусмотрено выступление Президента с ежегодным Посланием.
В отношении должности Президента предлагается:
Изменения в деятельности Парламента и Правительства:
для парламентариев устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 93); предусмотрена одна продолжительная сессия работы Парламента (статья 95); депутаты получат новые контрольные полномочия (будут заслушивать Генпрокурора, председателей Комитета государственного контроля и Правления Национального банка), будут активнее вовлечены в разрешение всех важных государственных задач (статьи 97 и 98); назначение на должности всех "ключевых" руководителей, в том числе Премьер-министра, Председателя Комитета государственного контроля, будет осуществляться Президентом по предварительному согласованию с Парламентом (статьи 97 и 98); возложение на Председателя верхней палаты Парламента - Совета Республики - полномочий Президента в случае вакансии этой должности (статья 881); законопроекты, влекущие сокращение госсредств, увеличение расходов, вносятся в Парламент только при наличии соответствующего заключения Совета Министров, в котором будет даваться оценка предлагаемым бюджетным затратам (статья 99); Правительство вносит Президенту предложения об отмене решений местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству (статья 107); для депутатов на местах устанавливается пятилетний срок полномочий (статья 118); из Конституции исключаются положения, предусматривающие конкретное указание на виды административно-территориальных единиц; усиливается статус Совета Республики как органа территориального представительства, содействующего и принимающего меры по развитию местного самоуправления (пункт 5 статьи 98). Изменения в избирательном процессе: закрепляется статус Центральной избирательной комиссии (в т.ч. уточняется ее наименование) и изменяется порядок ее формирования (избрание Председателя и членов ЦИК Всебелорусским народным собранием) (статья 71); снимаются отдельные ограничения избирательных прав граждан (право участвовать в выборах предоставляется гражданам, в отношении которых избрана мера пресечения - содержание под стражей) (статья 64); урегулированы особенности, связанные с проведением выборов в единый день голосования в случае роспуска палат Парламента и местных Советов депутатов (в таких случаях новый состав этих органов осуществляет свои полномочия до начала полномочий органов, избранных в единый день голосования) (статьи 94 и 118); сохраняется участие трудовых коллективов в избирательном процессе (статья 69); сохраняется институт отзыва депутатов и членов Совета Республики в целях обеспечения их ответственности перед избирателями (статья 72). уточнены статус и роль общественных институтов (политических партий и общественных объединений) в политической системе в целом и в выборах в отдельности (статьи 5, 36, 69, 70).
Изменения в судебной системе:
изменение порядка формирования Конституционного и Верховного судов (избрание председателей и судей этих судов Всебелорусским народным собранием) (статьи 1121 и 116); закрепление статуса Верховного Суда (статья 1121); существенное повышение статуса и значения Конституционного Суда (статьи 116 и 1161). Помимо имеющихся полномочий он будет: давать толкование Конституции; выносить заключения о конституционности проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; проверять конституционность вопросов, выносимых на республиканский референдум; оценивать конституционность проведения выборов Президента и Парламента; выносить заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции; рассматривать жалобы граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты; по запросам судов до принятия ими решений проверять конституционность нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении судами конкретных дел. Все это в совокупности позволит обеспечить верховенство Конституции и ее прямое действие, которое закреплено в статье 7 Конституции. Рассмотрев и приняв предложения по изменению и дополнению Конституции, с одной стороны, мы создаем правовую основу развития Республики Беларусь на десятилетия вперед, с другой - создаем механизмы, которые обеспечат это развитие и обезопасят белорусскую государственность. |