Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

2 учебная неделя

Я - гражданин.

Гражданство страны, где мы живём, учимся, работаем. Для многих из нас это так привычно. Многие из нас - граждане с рождения, и мы далеко не всегда осознаём суть такого многопланового и сложного социального явления как институт гражданства. Гораздо больше поводов задуматься о сути и смысле гражданства появляется у людей, не являющихся гражданами в той стране, где они живут. Внезапно появляется множество проблем и ограничений, порой делающих неимоверно сложным решение насущных житейских проблем. Работа, налоги, учёба, медицина, страховка, социальная защита, жильё, семейные отношения - вот далеко не полный перечень областей общественных отношений, в которых наличие или отсутствие гражданства оказывается существенным фактором.

Но это у них, у других, а мы ведь здесь, дома, в своей стране. Но это здесь и сейчас. А завтра? Завтра каждый из нас может в силу определённых жизненных обстоятельств оказаться там, за линией государственной границы. Поездка к морю, командировка, учёба, решение личных проблем - причин может быть множество, но во всех случаях своя страна - это уже там. А здесь уже территория иностранного государства. И здесь, за линией Государственной границы, иностранцы - это уже не они, а мы. И все проблемы, которых дома, в своей стране, для нас просто не существовало, внезапно могут проявиться во всей своей сложности и многообразии. Поэтому каждому из нас необходимо осознать и понять суть и смысл института гражданства в нашем динамичном обществе и стремительно меняющемся мире. Понять и оценить.

Итак, мы - граждане. Граждане Республики Беларусь. Что же это значит? Для решения этого вопроса обратимся к Закону Республики Беларусь "О гражданстве Республики Беларусь" который «определяет правовые основы государственного регулирования в области гражданства… а также права и обязанности граждан Республики Беларусь в данной области». Статья 1 этого закона определяет гражданство Республики Беларусь как «устойчивую правовую связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности». Здесь стоит обратить особое внимание на то, что гражданство есть связь двусторонняя, предполагающая наличие не только взаимных прав и соответствующих каждому из этих прав обязанностей, но и взаимной ответственности за надлежащее исполнение этих самых обязанностей.

Таким образом, гражданство можно рассматривать как Договор, Высокими Договаривающимися Сторонами которого являются Государство, в лице его чиновников (должностных лиц) и Гражданин. Причём договор этот, как декларируется всё в той же статье 1 Закона о гражданстве, основан «на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека», то есть на уважении персонально каждого из нас - граждан. Имеет смысл обратить внимание и на то обстоятельство, что мы не можем говорить о гражданстве как о договоре равных по своим правам и своей значимости Сторон. «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Это положение статьи 2 раздела «Основы конституционного строя» действующей Конституции Республики Беларусь чётко и безусловно расставляет приоритеты во взаимоотношениях Гражданина и Государства. Поэтому, рассматривая гражданство как договор между Гражданином и Государством можно сделать вывод о том, что по своей сути это договор между Нанимателем и работником, нанимаемым для обслуживания нужд Нанимателя и действий в интересах Нанимателя. Абсолютно очевидным при этом является тот факт, что Коллективным нанимателем в данной ситуации является общество, то есть мы - граждане, а вот слугой, нашим работником, обязанным действовать в наших интересах, является как раз государство со всей его армией, полицией, чиновниками, судами и т.д. Как тут не вспомнить К. Калиновского, который за полтора столетия до наших дней чётко сформулировал идею демократического народного государства, заложенную в основу конституционного строя Республики Беларусь: «...не народ для ўрада, а ўрад для народа».

А теперь «посмотрите за окно». Если Вам покажется, что написанное выше имеет мало общего с увиденным, вспомним слова великого романтика Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Вспомним и осознаем меру личной ответственности каждого из нас - граждан. Ответственности перед нашими современниками и перед теми, кто придёт за нами. Ответственности «за увиденное в окне».