Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

2 учебная неделя

Правовой ликбез

Ликбез. Слово уже почти забытое, по крайней мере, в том значении, в котором оно возникло в 20-е годы прошлого века. Исторически понятие «ликбез» возникло как сокращение от названия государственной программы Советской России «ликвидация безграмотности» — начало которой положил декрет Совнаркома «О ликвидации безграмотности в РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Согласно ему, все население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, было обязано учиться грамоте на родном или на русском языке. Народному комиссариату просвещения предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

И вот почти забытое слово вновь замелькало в средствах массовой информации. Конечно, в наше время о ликвидации безграмотности как неумения читать и писать говорить не приходится, но спираль исторического развития неизбежно приводит нас к проблемам, казалось бы решённым почти столетие назад, но проявляющихся уже на новом, более высоком уровне. Стремительное развитие материальной и информационной базы нашего общества приводит к необходимости постоянно актуализировать свои знания. Непрерывное образование как стиль жизни давно стало необходимым атрибутом успешного специалиста, и сейчас с этой проблемой сталкиваются всё более широкие слои общества. Рабочие, домохозяйки, пенсионеры вынуждены учиться, приобретать тот необходимый уровень знаний, без которого немыслима жизнь человека в современных условиях. Компьютерный, финансово-экономический, психологический, правовой и другие «ликбезы» стали повседневной частью нашей жизни.

Обратим своё внимание на ликбез правовой. Давайте попытаемся понять почему «правовой ликбез» стал не только возможным, но и в какой-то мере закономерным явлением в жизни современного белорусского общества. Что заставляет людей отвлекаться от привычных повседневных забот и радостей ради получения новых знаний в области правоведения? И это в условиях, когда риторика на тему избытка юристов и экономистов, отсутствии «поля деятельности» для специалистов этого профиля стала привычным явлением в средствах массовой информации, особенно государственных.

То, что всё в этой сфере обстоит не так просто, как порой представляется в форме доступной для среднестатистического обывателя говорят и конкурсы на соответствующие специальности ведущих университетов страны. Они, как правило, достаточно высоки и идут в юриспруденцию (не путать с разного рода «полицейскими академиями») как правило, не самые «слабые» абитуриенты. Государство также не оставляет без повышенного внимания людей, решивших сделать своей профессией правоведение. Различного рода «психологические отборы» и «профессиональные тестирования» свидетельствуют о намерении ограничить доступ к правовой информации на профессиональном уровне представителей определённых слоёв нашего общества. Вывод напрашивается сам собой: в современном белорусском обществе право как объект изучения и как сфера приложения усилий специалистов стало сосредоточением множества противоречий, отражающих неоднозначность и сложность взаимодействия государства и общества в нашей небольшой стране.

Определяя право как «совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения, соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения» мы не сможем дать разумное объяснение стремлению ограничить доступ в сферу правового регулирования.
Парадоксальным образом в нашем государстве сочетаются попытки пропаганды правовых знаний (тот самый «правовой ликбез») с утверждениями о ненужности и невостребованности обществом специалистов-правоведов - носителей тех самых знаний, которые пропагандируются в обществе. А ведь объектами изучения в среде широких слоёв населения нашей страны (с целью практического применения в повседневной жизни) должны бы стать действующая Конституция и Законы нашей страны, определяющие взаимоотношения гражданина и государства, а также групп граждан и органов государственного управления. Всё это наталкивает на мысль о наличии в нашем обществе серьёзных противоречий игнорирование которых может привести к серьёзным социальным потрясениям.

Разрешение противоречий на наш взгляд не только возможно, но и крайне необходимо начинать именно с правового ликбеза - пропаганды идей содержащихся в Основном Законе нашей страны - Конституции Республики Беларусь. И начинать имеет смысл конечно же с Основ государственного строя нашей страны, статьи 2 действующей Конституции: «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.» Давайте начнём с этого. Остальное - приложится.

minsk.ResourceNotFoundException: Page (90030), lang=1 not found