Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

4 учебная неделя

Новости

Общество
15.06.2021

Студенты БГУИР посетили передвижной музей "Поезд Победы"

12 июня белорусские и иностранные студенты, проживающие в общежитиях Студгородка БГУИР, посетили уникальный передвижной музей "Поезд Победы".

Интерактивная экспозицию создана на базе вагонов передвижного выставочно-лекционного комплекса и посвящена подвигу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В основе экспозиции - трехмерные панорамы: живописные полотна, макеты в натуральную величину и много предметного плана на расстоянии вытянутой руки. Маршрут по выставке - "Предвоенные годы - Великая Отечественная война - Победа". Выставка занимает девять вагонов - большую часть музейного состава.

На входе волонтеры дают посетителям наушники. Оттуда доносится мелодичный голос Лидии - молодой машинистки поезда, которой на момент начала войны было всего 19 лет. Лидия - не просто аудиогид, эта юная советская девушка - собирательный образ поколения. Ее судьба - это судьба страны. Следуя по экспозиции, посетитель слушает воспоминания и семейные истории девушки, проживает ее тяжелый опыт и будто становится свидетелем тех событий. У Лидии есть реальный прототип: машинистка локомотивного депо "Гомель" Елена Чухнюк, которая в войну возила эшелоны с оружием и боеприпасами к линии фронта.
Знакомство с поездом начинается с пространства, напоминающего коридор. Через окна просматриваются перроны. И вот мы уже не в XXI веке, поезд уносит нас в прошлое…

Мы видим то, чего не ожидали увидеть в музее, - людей. Их сотни на лавках и полках обычного плацкартного вагона. Они рассказывают анекдоты, смеются, читают, расчесывают волосы детям. Правда, в наше время этим детям уже исполнилось 90 лет. Да, с полок глядят «очевидцы» страшных военных событий - десятки манекенов.
Начинаем понимать, почему поезд-музей уникальный. Посетитель не смотрит на экспозицию отстраненно, с позиции экскурсанта. Он здесь. Он на поезде. Едет вместе с ними в страшное будущее. Может потрогать вещи попутчиков: куртки, одеяла, сумки.

…Мирное время сменяется быстро - стоит только перешагнуть порог второго вагона. Тревога нарастает как-то инстинктивно: что-то не так. Оглядываешься. Видишь мать, прижимающую к себе ребенка. Испуганного отца. Взгляд выхватывает съехавшую штору, смотришь в окно, и сердце замирает… Видишь взрывы. Это 22 июня. Брест.
И вот мы уже в Брестской крепости. Конечно, пространство поезда не позволяет создать полноценную большую экспозицию, но авторы смогли точно отразить образ ее защитников, которые оставались в ней до последнего момента и буквально вросли в ее стены.

Через шаг мы попадаем в подвал Брестской крепости. Мгновение - и на "кирпичах" загорается белая надпись: "Умираем, не срамя".
Вагон заканчивается, а война - нет. И поезд едет на фронт. За окнами проносятся пейзажи. Даже физические ощущения такие, будто ты едешь прямо сейчас. Вспоминается первый вагон еще мирного времени. Становится не по себе. Среди пассажиров - разные люди. Есть и совсем юные бойцы. Они заполняют бланки для смертных медальонов. Представляете? Человек даже жить не начал. А ты видишь, как он трясется в электричке и…
Следующая экспозиция выбивается из призмы железной дороги. Это имитация настоящего окопа в районе Бородинского поля. Даже спускаться никуда не надо: открываешь дверь и попадаешь в окоп. Что-то грохочет. Слышатся взрывы. Жутко и очень страшно…
Хочется поскорее уйти. Ускоряем шаг, видим на стене какую-то предупреждающую табличку, не обращаем на нее внимания и тут же жалеем. Потому что оказываемся в концлагере.

Мы слышим лай собак. Видим людей на полках. Они серые. Раскрашены лишь глаза - как будто жизнь осталась только в них. С полок свешиваются худые ноги. Изможденные лица обращаются прямо к тебе.

Конечно, мы смотрели фильмы о войне. Читали о войне. Видели хронику. Но эта выставка другое. Она сталкивает тебя лицом к лицу с историей. Счастье современного человека в том, что он может убежать от этого ужаса.
Переходим в следующий вагон и попадаем в санитарный поезд. Медработники работали не только в полевых госпиталях, но и на железной дороге.

Один из фрагментов экспозиции посвящен науке. Мы видим фигуру Зинаиды Ермольевой - разработчицы советского пенициллина, "отца" советской физики Абрама Иоффе, который, кроме прочего, изобрел партизанский котелок. Отражена история возобновления работы над атомным проектом в 1943 году. В вагоне над бумагами склонилась фигура Игоря Курчатова. Ощущение, будто бы он едет в Москву и в дороге продолжает работу.
Обоняние не обманывает: следующий вагон - фрагмент поезда-бани, которые в военные годы также курсировали по железной дороге. Желтые сцены, под ногами - плиточный пол. На стене табличка: "В парильном помещении мыться с мылом воспрещается". У входа висит другая: "Берегите тепло, закрывайте дверь".
Дальше заходим в вагон, разделенный на две части. В первой разместилась штабная радиорубка. Видна фигура маршала Рокоссовского. Создатели экспозиции отразили момент подготовки операции "Багратион". Соседняя часть - броневагон, в основу которого взят бронепоезд "Илья Муромец", не доехавший до Берлина 50 километров. Бой закончен. Через зияющую дыру в стене виден бронепоезд противника, который остановился на параллельных путях.
Берлин, Берлин… Значит, скоро победа? Собираемся с духом и идем в последний вагон. Снова много людей. Кто-то читает «Правду». Кто-то делает снимок на память. Большая часть улыбается, потому что поезд следует из Германии. Потому что люди возвращаются домой.

Чтобы полностью погрузить посетителей в атмосферу, в вагонах используется объемный звук, театральное освещение, механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности (VR). Все кадры, пролетающие за окнами вагонов, в том числе и реконструкции боев, снимались специально. Для каждой зоны экспозиции писалась отдельная музыка.
Интерьер вагонов воссоздавали по редким фотографиям, архивным документам, но самым ценным источником информации стали личные воспоминания. За основу для фигур чаще всего брали фотографии, но в редких случаях приглашали натурщиков. Требовалась тонкая работа, поскольку посетители находятся очень близко и к предметам, и к фигурам в вагоне. Нужно было сделать все как можно более реалистично.
…Последний вагон, последний фрагмент истории. Из наполнения - обычные лавки и экраны на окнах. Присаживаемся на сидения и видим, как на окнах лица сменяют друг друга. Это фотографии Бессмертного полка, реальных участников страшных событий. Именно их путь проходят посетители выставки шаг за шагом.

Уникальный передвижной музей "Поезд Победы" не оставил студентов равнодушными к историческим событиям ВОВ. Мы обязаны помнить о кровавых следах фашизма, обязаны помешать его реставрации в новых формах. Люди пережили страшную войну, может быть самую ужасную и тяжелую по своим жертвам и разрушениям за всю историю человечества. Мы никогда не забудем своих героев.
Подготовлено пресс-службой Студгородка БГУИР
Фото: Антон Бокитько

Назад