Объявления

30.10.2020

Программа по обмену студентами Erasmus: каково учиться за границей?

Erasmus+ - это программа Европейского Союза, направленная на поддержку сотрудничества в области высшего образования и профессионального обучения.

В рамках нее студенты на конкурсной основе могут получить грант на обучение за границей в течение учебного семестра в вузе-партнере БГУИР. Наш университет является давним участником программы, и студенты университета постоянно пользуются такой возможностью академической мобильности.

Молодым людям, желающим получить уникальный опыт учебы по обмену, помогают сотрудники Центра продвижения образовательных услуг БГУИР. Они занимаются организацией и проведением конкурса, языковым тестированием, оформлением документов и поддерживают связь со студентами на протяжении всей поездки.

У ребят, которые хотят поучиться в иностранном вузе, часто возникают сомнения, сложности в выборе университета, страх перед поездкой. Мы поговорили со студенткой Маргаритой Бычек, которая решилась провести один семестр по обмену в зарубежном вузе-партнере БГУИР.

Сейчас учеба для четверокурсницы Маргариты проходит как обычно: она слушает лекции с одногруппниками, выполняет лабораторные и думает о дипломе. А вот весенний семестр третьего курса студентка провела в Греции. Она выиграла внутренний конкурс по отбору участников в рамках программы Erasmus+ и отправилась в город Ларисса, где находится один из кампусов Университета Фессалии.

Знакомство с программой и переживания перед поездкой

В первый раз Маргарита услышала про программу обмена студентами еще в школе, когда учительница рассказывала про свою бывшую ученицу, которая поехала учиться в другую страну. Тогда студентка решила, что, если у нее появится такая возможность, то она ее не упустит. На первом курсе можно было отправиться в Испанию. Девушка сразу загорелась этим, но ей не было 18 лет, из-за чего учебу за границей пришлось отложить. В этот раз про поездку она услышала от руководителя практики. Сразу начала узнавать все подробности.

"Было два варианта - Польша и Греция. Выбрала второй: мне показалось, что предметы там ближе к моей специальности. Конечно, было страшновато, - вспоминает Маргарита. - В первый раз так далеко уезжала одна. Я сама минчанка, в общежитии не жила. Были переживания по поводу языка: они же общаются на греческом, вдруг кто-то не будет знать английского. Но с волнением удалось справиться. А когда узнала, что из БГУИР едет еще один студент - Илья, почувствовала облегчение - уже не одна".

При оформлении документов трудности возникли только с визой.

"Из-за отсутствия посольства Греции в Минске визу нужно было оформлять в России. Там у меня забрали паспорт. А сразу об этом я не подумала, уже был куплен обратный билет домой. Пришлось его сдать и ехать в гостиницу. Хорошо, что ждать пришлось недолго - всего три дня, хотя мне говорили, что могут оформлять и две недели".

БГУИР официально направил студентку на обучение в Греции на четыре месяца (с марта по июль). Но Маргарита пробыла за границей немного дольше: из-за пандемии были закрыты границы, и девушка вернулась в Беларусь на две недели позже.

Учебный процесс: выбор предметов и занятия на карантине

"Я изначально подбирала предметы, схожие с теми, что изучаю в БГУИР. После возвращения из Греции мне нужно было сдать сессию здесь: хотела, чтобы максимальное количество дисциплин можно было перезачесть по результатам обучения в Греции. Когда выбирала, изучила список предметов на сайте университета Фессалии, посоветовалась с преподавателями. В результате из восьми предметов, которые мне нужно было сдавать в БГУИР, пять мне перезачли".

Обучение проходило почти так же, как и в Беларуси. Были и лекции, и практические занятия. Во время карантина учеба не прекратилась, а просто перешла в онлайн-формат. На образовательную платформу загружали задания, преподаватели поддерживали со студентами связь.

"У нас с Ильей был общий предмет, мы по скайпу связывались с преподавателем и занимались таким составом. Считай, индивидуальное репетиторство. По одним предметам в конце сдавался курсовой проект, по другим - письменный экзамен. Все как у нас - тянешь билет, отвечаешь на вопросы. Оценки выставляют по 10-балльной системе. Только вот минимальный зачетный балл там 5, а не 4".

Если и возникали какие-то трудности, то связаны они были с языком.

"Лекции не были полностью адаптированы под нас, многие из них читались на греческом, поэтому упор мы делали на лабораторные. Проблема с языком возникала и при изучении литературы. Тебе дают список книг, а в библиотеке они на греческом. Приходилось искать какие-то другие источники".

У Маргариты было желание учить греческий язык. В университете есть языковые курсы, проходят они обычно в другом городе, но из-за пандемии их сделали дистанционными, и студентке предложили записаться. Она не упустила такую возможность. Занятия проходили по скайпу, студенты учили приветствия, стандартные фразы, необходимые туристам: как спросить дорогу, сделать заказ в ресторане. Для участников программы курсы были бесплатными.

За время, проведенное в Греции, Маргарита улучшила и свой английский: "Я стала легче реагировать на английскую речь, перестала бояться сделать ошибку, - делится с нами девушка. - Дома, когда общалась с кем-то на английском, всегда продумывала, что я скажу, какой глагол нужно употребить, в каком времени правильно сказать. А там, когда ты постоянно общаешься только на английском, нет времени продумывать ответ".

О жизни в Греции: "Там все всегда опаздывают!"

Жила студентка в общежитии, на условия Маргарита не жалуется. Соседка была из Марокко. Девушки поддерживают связь и сейчас. До сих пор общаются и с ребятами из Греции, другими студентами, которые приезжали по программе мобильности из Литвы, Австрии.

"Каждый месяц мне платили стипендию. Ребята, которые ездили в другие страны, говорили, что им денег еле хватало, - рассказывает студентка. - Но нам повезло: питание было за счет университета, плата за общежитие небольшая. Поэтому с этим проблем не было".

В университете хорошо организована поддержка иностранных студентов. У ребят, приехавших учиться по обмену, были менторы, которые всегда могли подсказать что-то, ответить на вопросы и помочь, если возникнут проблемы. Они часто организовывали мероприятия. Студенты ездили в горы, поднимались на Олимп. Ребятам устраивали спортивные соревнования, игры в баскетбол и волейбол.

"Как мне показалось, нагрузка была меньше, чем в нашем университете, поэтому у меня хватило времени попутешествовать. Перед отъездом я составила список, куда хочу попасть в Греции. И всюду удалось побывать. Мне понравился дух этой страны. Про греков отметила для себя две вещи. Они очень общительные, даже с незнакомцами легко разговаривать. А еще там все всегда опаздывают. Если договариваешься встретиться в 17:00, то придут они минимум в 17:15. Меня предупреждали, что опаздывать для греков - это норма", - смеется девушка.

Тем, кто хочет поучаствовать в программе академической мобильности, Маргарита говорит, что главное - не бояться: "Это отличная возможность не только поучиться, но и увидеть другую страну. Там помогут решить любые проблемы, если они возникнут. Я знаю, что можно участвовать в программе Erasmus+ несколько раз, и, если бы не четвертый курс, я бы точно поучаствовала в конкурсе еще. А так - нужно писать диплом. Лучше я подожду магистратуру, там у меня будет еще два года. И новые возможности".

Желающим подробнее узнать об Erasmus+ и других программах академической мобильности, помогут в отделе международных отношений Центра продвижения образовательных услуг (каб. 116а-1к. тел. + 375 17 293 89 17).

Сотрудники отдела ведут постоянную работу, чтобы расширить возможности для студентов приобрести ценный опыт: В БГУИР доступна не только программа Erasmus+, но и стажировки IAESTE, обучение в рамках межправительственных соглашений, программа DAAD и др.

Сейчас объявлен новый конкурс на обучение за границей в рамках программы Erasmus+. Больше информации можно почитать по ссылке.

Подготовлено пресс-службой БГУИР
Фото предоставлены Маргаритой Бычек

Назад