Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

4 учебная неделя

Кафедра иностранных языков.
Научная работа преподавателей

Сегодня одним из приоритетных направлений дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования всех уровней является создание инновационных образовательных систем, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов. В решении данной задачи немаловажная роль отводится личностному потенциалу преподавателя, его общей, методической и профессиональной культуре.

Преподаватели кафедры постоянно повышают свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации при МГЛУ, БГЭУ, а так же на ставших уже регулярными семинарах-практикумах по актуальным вопросам иноязычного образования.

3 февраля 2021 состоялся кафедральный научно-методический семинар «Информационно-коммуникационные технологии и их внедрение в процесс иноязычного образования». В мероприятии принял участие весь профессорско-преподавательский состав кафедры.

В ходе семинара было отмечено, что профессорско-преподавательский состав кафедры использует в учебном процессе такие элементы ИКТ, как электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проекта, интерактивной доски, электронные энциклопедии и справочники, тренажёры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, видео и аудиотехника, материалы для дистанционного обучения; научно-исследовательские работы и проекты, дистанционное обучение. Компьютерные программы не должны быть абстрактными, они обязательно включаются в общий контекст практических коммуникативных задач и проблемных ситуаций. Задача преподавателя - тщательно отобрать специальные программы обучения иностранным языкам, страноведческий материал, новости, необходимую профессиональную литературу, предложенные Интернет ресурсами, и адаптировать их к конкретным учебным задачам, что позволит интенсифицировать профессионально ориентированное обучение иностранному языку.

7 февраля 2022 состоялся кафедральный научно-методический семинар «Реализация дидактических возможностей ИКТ в процессе обучения иностранному языку». Семинара носил практико-ориентированный характер и имел целью продемонстрировать возможности применение ИКТ на занятиях по иностранному языку. В мероприятии принял участие весь профессорско-преподавательский состав кафедры. Преподавателями кафедры были созданы методические разработки фрагмента занятия с использованием ИКТ.

Со вступительным словом выступила заведующая кафедрой, кандидат филологических наук, доцент Клокова А.Г. и представила возможности интенсификации усвоения лексических единиц или контроля выполнения домашнего задания студентами II ступени высшего образования по теме «International Scientific Cooperation» при помощи интерактивного сервиса «Quizlet».

Старший преподаватель Лихтарович И.И. продемонстрировала как можно использовать СЭО Moodle для совершенствования навыков аудирования по теме «Choosing a Career».

Фрагмент занятия по теме «Artificial Intelligence», имеющего целью актуализацию знаний, развитие логики и внимания, разработала старший преподаватель Дробышева А.П. Она рассказала о способах контроля понимания текста или домашнего задания при помощи интерактивного сервиса «Quizizz». Также ею были представлены возможности видео сопровождения занятия «Human-like hand» на базе интерактивного сервиса «Learningapps» (задание «Аудио/видео контент»).

О возможности совершенствования навыков устной речи, а также актуализации материала и фоновых знаний по теме «AI in Everyday Life» при помощи интерактивного сервиса «Learningapps» (задание «Найти пару») рассказала старший преподаватель Лазаренко А.М.

Способы введения новых лексических единиц с их последующей активизацией продемонстрировала старший преподаватель Андреева О.В., разработавшая фрагмент занятия по теме «Choosing a Career» c использованием интерактивного сервиса «Learningapps» (задания «Паззл» и «Викторина).

Фрагмент занятия по теме «Branches of Engineering» на стадии Starting up, представленного на основе использования интерактивного сервиса «Learningapps», преподавателя Кушнеровой С.Е. имел целью введение лексических единиц (задание «Найти пару») и совершенствование лексических навыков (задание «Ввод текста»).

Старший преподаватель Маликова И.Г. поделилась опытом использования интерактивного сервиса «Learningapps» (задание «Кроссворд») в целях совершенствования лексических навыков чтения по теме «Telecommunications System».

Возможности облачной технологии Google Form Presentation с целью совершенствования навыков аудирования и говорения по теме «My Speciality» в процессе обучения иностранному языку были представлены старшим преподавателем Левкович Т.В.

Целью фрагментов занятий по темам «Applying for a Job» и «Writing a CV», разработанных преподавателями Перевышко А.И. и Юшкевич Е.В. была демонстрация того, как применение облачной технологии Google Form Tests и платформы «Resume.io» в процессе обучения иностранному языку способствуют совершенствованию лексических навыков, навыков ознакомительного чтения по темам и практических навыков написания резюме.

Преподаватели Соколова М.А и Лаврецкая Л.А. поделились опытом внедрения платформы «Wordwall» в процесс обучения иностранному языку, разработав фрагменты занятий, целью которых является как совершенствование лексических навыков по темам «Choosing a Career» и «Job Hunting», так и грамматических навыков по темам «Multifunctional Words» и «Complex Object/ Complex Subject».

Фрагмент занятия с использованием платформы для интерактивной работы Miro по теме «International Scientific Cooperation. UNESCO», целью которого является совершенствования навыков и развития умений английской разговорной речи в группах студентов II ступени высшего образования, показала кандидат филологических наук, доцент Лягушевич С.И.

Возможности использования интерактивного сервиса «Crossword Labs» для развития навыков чтения транскрипции в работе со студентами, начинающими изучать английский язык, по теме «My Spare Time» продемонстрировал преподаватель Заволокин С.В.
В ходе семинара было отмечено, что при использовании в учебном процессе ИКТ задачей преподавателя является тщательный отбор специальных программ обучения иностранным языкам, страноведческого материала, новостей, необходимой профессиональной литературы, предложенных Интернет ресурсами, и их адаптация к конкретным учебным задачам, что позволит интенсифицировать профессионально ориентированное обучение иностранному языку. В качестве учебного материала берутся соответствующие учебно-методические пособия.
Использование ИКТ на занятиях требует ограничения студентов достаточно жесткими временными рамками, что способствует планированию ими времени в процессе выполнения заданий. Это провоцирует студента на самоконтроль и самоуправление.
Так же использование такого оборудования, как компьютер и смартфон с подключенным мобильным интернетом, интерактивная доска, различных приложений и интернет ресурсов способствует развитию внимания, логики и догадки, умению использования ИКТ для получения знаний, воспитанию уважительного отношения к одногруппникам и проявлению интереса к техническому прогрессу и инновациям в научно-техническом мире.

1 февраля 2023 состоялся Межвузовский научно-методический семинар (с международным участием) «Объективные предпосылки и прикладные аспекты внедрения образовательных инноваций в обучение иностранному языку». (ссылка) Работа семинара прошла в живой дискуссии с обсуждением актуальных вопросов.

17 января 2024 состоялся Межвузовский научно-методический семинар (с международным участием) «Реализация образовательных инноваций в практике преподавания иностранного языка как средство повышения мотивации обучения студентов». В работе семинара принял участие весь профессорско-преподавательский состав кафедры, а также гости из Белорусского государственного университета, Белорусского национального технического университета и Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

Семинар носил практико-ориентированный характер и предусматривал обмен опытом использования инновационных технологий на практических занятиях, что позволит сделать учебный процесс более эффективным, повысит мотивацию учащихся к изучению иностранного языка и поспособствует формированию универсальных и профессиональных компетенций.

Все участники дали высокую оценку организации мероприятия, его техническому сопровождению и общей атмосфере мероприятия. В качестве достоинств семинара были названы его актуальность и информативность. Программа семинара