Кафедра физики. Учебная работа

Курс физики наряду с другими общеобразовательными дисциплинами составляет основу теоретической подготовки инженеров и играет роль фундаментальной базы, без которой невозможна успешная деятельность современного инженера любого профиля. Многие области современной техники, такие как электроника, электро- и радиотехника, приборостроение, машиностроение, технология радиоэлектронных средств и др. тесно связаны с физикой.

Изучение курса физики способствует развитию у студентов физического мышления, а также формированию у них научного мировоззрения, на основе которого складываются основные представления о современной физической картине мира. В ходе изучения курса физики находят отражения основные этапы сложного исторического развития физики как науки и используются все компоненты процесса научного познания: анализ и синтез, абстрагирование и идеализация, аналогия, формализация, обобщения и ограничения, индукция и дедукция, историческое и логическое. Все это имеет большое методологическое значение и соз-дает основу для успешного изучения специальных дисциплин.

Курс физики имеет своей целью:

- изучение основных понятий, законов, принципов и теорий классической и квантовой физики;
- изучение основных физических явлений и процессов и их трактовка с точки зрения современных научных представлений;
- формирование современного физического мышления и научного мировоззрения;
- ознакомление с методами физических исследований.

Задачи изучения дисциплины:

- создание у студентов достаточно широкой теоретической подготовки в области физики, позволяющей будущим инженерам ориентироваться в потоке научной и технической информации и обеспечивающей им возможность использования знаний по физике в технике;
- обеспечение определенной методологической подготовки, позволяющей понимать процесс познания и структуру научного знания, использовать различные физические понятия, определять границы применимости принципов, законов и теорий;
- ознакомление с современной научной аппаратурой, формирование навыков проведения физического эксперимента;
- овладение примерами и методами решения конкретных задач из отдельных разделов физики;
- формирование умения оценивать степень достоверности результатов, полученных в экспериментальных или теоретических исследованиях.

Для изучения курса физики необходимо знание следующих разделов математики:

- элементы линейной алгебры и аналитической геометрии
- дифференциальное исчисление функций одной и нескольких переменных
- исследование функций с помощью производных
- определенный и неопределенный интегралы, криволинейные и кратные интегралы
- элементы теории дифференциальных уравнений
- векторный анализ и основные понятия теории поля
- теория вероятностей и математическая статистика.

Необходимо также знакомство с фундаментальными интегрирующими дис-циплинами естественнонаучного характера: информатикой, экологией, биологией, а также гуманитарного профиля: философией, историей. В процессе изложения курса необходимо подчеркнуть роль физики в преодолении энергетического, экологического и информационного кризисов.

Читаемые курсы:

Курс общей физики, включающий следующие разделы:
- Механика, молекулярная физика и термодинамика.
- Электричество и магнетизм.
- Оптика. Квантовая механика, физика твердого тела.
- Атомная физика. Ядерная физика и физика элементарных частиц.

Изучение курса физики осуществляется в соответствии с Типовой учебной программой по дисциплине «Физика»:


На кафедре созданы ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ по дисциплине «ФИЗИКА» на русском и английском языках, с которыми можно ознакомиться в электронной библиотеке БГУИР.


В видео «Элементы эвристического обучения физике на лекции» представлен опыт организации лекций по общей физике с использованием творческих работ IT-студентов, выполненных ими под руководством доцента кафедры физики Ташлыковой-Бушкевич И.И. в рамках управляемой самостоятельной работы в течение семестра. Лекционные занятия по физике комбинируют современные методы традиционного и эвристического обучения, вовлекая студентов в процесс создания собственных образовательных продуктов, которые могут быть использованы в качестве наглядных обучающих демонстраций при проведении занятий по физике. Тизеры творческих работ, выполненных студентами БГУИР в весеннем семестре 2018/2019 уч.г., представлены на канале «Эвристика в физике»* на YouTube.