Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

3 учебная неделя

Контрольные вопросы
К разделу «Основы алгоритмизации»



Выберите правильный ответ

1.Какие существуют этапы подготовки и решения задачи на ЭВМ ?
a. Выбор и обоснование наборов тестов, выбор представления данных.
b. Анализ задачи, разработка и обоснование алгоритма.
c. Описание разрабатываемых алгоритмов, кодирование программы.
d. Тестирование и отладка, составление отчёта.
e. b и c
f. Все из них.

2.Что такое анализ ?
a. Исследование объектов или явлений, путём изучения составляющих его элементов.
b. Исследование объектов или явлений, путём написания составляющих его элементов.
c. Исследование алгоритма, путём тестирования отдельных процедур и функций

3.Что позволяет установить анализ ?
a. Выделить основные решения среди входных и выходных данных.
b .Что является входом и выходом будущего алгоритма.
c. Выделить модули необходимые для выполнения задачи и определить методы их решения.
d. a и c
e. Все из них.
4.Что представляет собой содержание постановки задачи ?
a. Определение правильности входных и выходных данных.
b. Определение правильности конечных результатов.
c. Определение правильности постановки алгоритма.
5.На какие вопросы даёт ответы математическая постановка задачи ?
a. Что надо? Что требуется? Какой нужен результат?
b. Чего хочешь? Что требуется? Какие результаты будут считаться неправильными? Какие данные будут считаться недопустимыми?
c. Что надо? Что требуется? Какие результаты будут считаться допустимыми?
6.Что такое сценарий работы программы ?
a. Описание внешних формул при выполнении программы.
b. Описание внутренних формул при выполнении программы.
c. Описание всех формул при выполнении программы.
7.Когда должен разрабатываться сценарий ?
a. Только после составления алгоритма.
b. Только после написания и реализации алгоритма.
c. После анализа и постановки задачи, в некоторых случаях после алгоритма.
8.Перечислите требования к сценарию ?
a. Подсказка на экране, любая операция должна выполняться после запроса.
b. Сложность создания ошибок, фиксация кадра, смена кадра должна происходить не сразу.
c. Возможность тестирования, нахождения ошибок и их самоудаление.
d. a и b
e. Все из них.
9.Что описывается в сценарии ?
a. Форма ввода исходных данных.
b. Форма выхода результатов.
c. Контроль прохождения программы и промежуточного результата при отладке, если это необходимо.
d. Форма ввода и вывода исходных данных.
e. c и d
f. Все кроме d
10. Что такое- программирование?
a. моделирование программы, откладка и тестирование.
b. написание программы.
c. нет правильного ответа.
d. проектирование, кодирование, тестирование программы.
11. Что представляет собой структурное программирование ?
a. нет правильного ответа.
b. проектирование, написание и тестированием программы в соответствии с заранее определенной дисциплиной.
c. пошаговое написание программы.
d. проектирование, тестирование, кодирование программы.
12. Что такое BS-ПРОГРАММА ?
a. Bowl of spaghetti.
b. Best sound.
c. Beautiful scenery.
d. нет правильного ответа.
13. Каковы основные цели структурного программирования ?
a. легкие в понимании и модифицировании программы, хорошо организованные.
b. аккуратно выполненные в соответствии с принятыми стандартами.
c. избавление от плохой структуры программ, легкие в понимании и модифицировании программы.
d. нет правильного ответа.
14. Что представляет собой структурная программа ?
a. программа, которая имеет один вход и один выход, содержащая в себе разные другие программы.
b. нет правильного ответа.
c. программа, составленная из базового множества первичных программ: процесс, последовательность, цикл с предусловием ,цикл с постусловием, инвариант.
15. Элементарная программа-это...
a. нет правильного ответа.
b. программа, которая не содержит простых программ более, чем одного узла.
c. программа, которая имеет один выход и один вход/
d. программа, составленная из базового множества первичных программ/
16. Теорема о структурировании-...
a. любая простая программа функционально эквивалентна структурной программе, составленной из элементов базисного множества.
b. нет правильного ответа.
c. всякая программа эквивалентна структурной программе.


К разделу «Логические основы компьютера»

Ответьте на вопросы:
1. Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями:
• Какого цвета этот дом?
• Число Х не превосходит единицы.
• 4х+3.
• Посмотрите в окно.
• Пейте томатный сок!
• Эта тема скучна.
• Рикки Мартин - самый популярный певец.
• Вы были в театре?
2. Объясните, почему формулировка любой теоремы является высказыванием.

3. Приведите по 2 примера истинных и ложных высказываний из математики, биологии, истории, информатики, литературы.

4. Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями:
• Коля спросил: «Как пройти к Большому театру?»
• Как пройти в библиотеку?
• Картины Пикассо слишком абстрактны.
• Решение задачи - информационный процесс.
• Число 2 является делителем числа 7 в некоторой системе счисления.
5. Выбрать истинные высказывания:
• Город Джакарта - столица Индонезии.
• Решение задачи - информационный процесс.
• Меню в программе - это список возможных вариантов.
• Сканер - это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
• Мышка - это устройство ввода информации.
6. В приведенных предложениях вместо многоточия поставьте подходящие по смыслу слова «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно». Получившиеся предложения должны быть истинными.
• Для того чтобы число делилось на 4, …, чтобы оно было четным. (необходимо)
• Для того чтобы число делилось на 3, …, чтобы оно делилось на 9. (достаточно)
• Для того чтобы число делилось на 10, … чтобы оно оканчивалось нулем. (н д)
• Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, …, чтобы каждое из них равнялось нулю. (д)
• Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, …, чтобы хоть одно из них равнялось нулю. (н д)
• Чтобы умножить сумму нескольких чисел на какое-нибудь число, …, каждое слагаемое умножить на это число и произведения сложить. (д)
• Чтобы произведение нескольких чисел разделить на какое-нибудь число, …, разделить на это число только один из сомножителей и полученное частное умножить на остальные сомножители. (д)
• Для того чтобы сумма двух чисел была числом четным, …, чтобы каждое из слагаемых было четным числом. (д)
• Для того чтобы число делилось на 10, …, чтобы делилось на 5. (н)
• Для того чтобы число делилось на 6, …, чтобы делилось на 2 и на 3. (н д)
• Для того чтобы число делилось на 12, …, чтобы делилось на 2 и на 3. (н)
• Чтобы четырехугольник был квадратом, …, чтобы все его стороны были равны. (н)
• Для того чтобы прямоугольник был квадратом, …, чтобы все его стороны были равны. (н д)
• Чтобы периметр квадрата был равен 20 см, …, чтобы его сторона была равна 5 см.(н д)
• Чтобы площадь прямоугольника была равна 20 см2, …, чтобы его стороны были равны 4 см и 5 см. (д)

7. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему):
o а) "Солнце есть спутник Земли";
o б) "2+34";
o в) "сегодня отличная погода";
o г) "в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" 3 432 536 слов";
o д) "Санкт-Петербург расположен на Неве";
o е) "музыка Баха слишком сложна";
o ж) "первая космическая скорость равна 7.8 км/сек";
o з) "железо — металл";
o и) "если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным";
o к) "если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный".
8. Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.

9. Приведите примеры истинных и ложных высказываний:
o а) из арифметики; б) из физики;
o в) из биологии; г) из информатики;
o д) из геометрии; е) из жизни.
10. Сформулируйте отрицания следующих высказываний или высказывательных форм:
o а) "Эльбрус — высочайшая горная вершина Европы";
o б) "2>=5";
o в) "10<7";
o г) "все натуральные числа целые";
o д) "через любые три точки на плоскости можно провести окружность";
o е) "теннисист Кафельников не проиграл финальную игру";
o ж) "мишень поражена первым выстрелом";
o з) "это утро ясное и теплое";
o и) "число n делится на 2 или на 3";
o к) "этот треугольник равнобедренный и прямоугольный";
o л) "на контрольной работе каждый ученик писал своей ручкой".
11. Определите, какие из высказываний (высказывательных форм) в следующих парах являются отрицаниями друг друга, а какие нет:
o а) "5<10", "5>10";
o б) "10>9", "10<=9";
o в) "мишень поражена первым выстрелом", "мишень поражена вторым выстрелом";
o г) "машина останавливалась у каждого из двух светофоров", "машина не останавливалась у каждого из двух светофоров",
o д) "человечеству известны все планеты Солнечной системы", "в Солнечной системе есть планеты, неизвестные человечеству";
o е) "существуют белые слоны", "все слоны серые";
o ж) "кит — млекопитающее", "кит — рыба";
o з) "неверно, что точка А не лежит на прямой а", "точка А лежит на прямой а";
o и) "прямая а параллельна прямой b", "прямая a перпендикулярна прямой b";
o к) "этот треугольник равнобедренный и прямоугольный", "этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный".
12. Определите значения истинности высказываний:
o а) "наличия аттестата о среднем образовании достаточно для поступления в институт";
o б) "наличие аттестата о среднем образовании необходимо для поступления в институт";
o в) "если целое число делится на 6, то оно делится на 3";
o г) "подобие треугольников является необходимым условием их равенства";
o д) "подобие треугольников является необходимым и достаточным условием их равенства";
o е) "треугольники подобны только в случае их равенства";
o ж) "треугольники равны только в случае их подобия";
o з) "равенство треугольников является достаточным условием их подобия";
o и) "для того, чтобы треугольники были неравны, достаточно, чтобы они были неподобны";
o к) "для того, чтобы четырёхугольник был квадратом, достаточно, чтобы его диагонали были равны и перпендикулярны".
13. Подставьте в приведённые ниже высказывательные формы вместо логических переменных a, b, c, d такие высказывания, чтобы полученные таким образом составные высказывания имели смысл в повседневной жизни:
o а) если (а или (b и с)), то d;
o б) если (не а и не b), то (с или d);
o в) (а или b) тогда и только тогда, когда (с и не d).
14. Формализуйте следующий вывод: "Если a и b истинны, то c — истинно. Но c — ложно: значит, a или b ложны".

15. Формализуйте предостережение, которое одна жительница древних Афин сделала своему сыну, собиравшемуся заняться политической деятельностью: "Если ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят люди. Если ты будешь лгать, то тебя возненавидят боги. Но ты должен говорить правду или лгать. Значит, тебя возненавидят люди или возненавидят боги".
Формализуйте также ответ сына: "Если я буду говорить правду, то боги будут любить меня. Если я буду лгать, то люди будут любить меня. Но я должен говорить правду или лгать. Значит, меня будут любить боги или меня будут любить люди".
16. Пусть a = "это утро ясное", а b = "это утро теплое". Выразите следующие формулы на обычном языке:

17. Из двух данных высказываний a и b постройте составное высказывание, которое было бы:
o а) истинно тогда и только тогда, когда оба данных выказывания ложны;
o б) ложно тогда и только тогда, когда оба данных высказывания истинны.
18. Из трех данных высказываний a, b, c постройте составное высказывание, которое истинно, когда истинно какое-либо одно из данных высказываний, и только в этом случае.

Логические элементы (вопросы)
1. Какое устройство называют логическим элементов?
2. Когда на выходе логического элемента И будет 1?
3. Когда на выходе логического элемента ИЛИ будет 1?
4. Когда на выходе логического элемента НЕ будет 1?
5. Когда на выходе логического элемента И будет 0?
6. Когда на выходе логического элемента ИЛИ будет 0?
7. Когда на выходе логического элемента НЕ будет 0?
8. Какую операцию реализует логический элемент И?
9. Какую операцию реализует логический элемент ИЛИ?
10. Какую операцию реализует логический элемент НЕ?
11. Сколько входов и выходов имеет логический элемент И?
12. Сколько входов и выходов имеет логический элемент ИЛИ?
13. Сколько входов и выходов имеет логический элемент НЕ?
14. Что такое таблица истинности?
15. Что такое функциональная схема?
16. Что такое структурная формула?


К разделу «Арифметические основы компьютера»

Вопросы:
1. Двоичная система счисления имеет основание Р:
а) Р = 2;
б) Р = 0;
в) Р = 1.
2. Установите соответствие.
Система счисления Базис
1) Двоичная а)..., 64, 8, 1, 0.125, ...
2) Восьмеричная б)..., 100, 10, 1, 0.1, 0.01, ...
3) Шестнадцатеричная в)..., 16, 8, 4, 2, 1, 0.5, 0.25, ...
г)..., 256, 16, 1,0.0625, …
д)..., 64, 16,4, 1,0.25,0.0625, …
е)..., 144, 12, 1, 0.08(3), ...
3. Найти двоичный эквивалент числа X, представленного в десятичной системе счисления, если Х= 5.
а) 110;
б) 101;
в) 1001;
г) 11.
4. Укажите правильную последовательность.
Правило перевода числа в десятичную систему счисления:
□ и цифр числа
□ суммой произведений степеней
□ представить число
□ основания системы счисления
5. В какой системе счисления представлена информация, хранящаяся в компьютере?
а) В троичной;
б) В десятичной;
в) В двоичной;
г) В восьмеричной;
д) В шестнадцатеричной.
6. За единицу измерения информации в теории кодирования принят:
а) 1 байт;
б) 1 бод;
в) 1 бит;
г) 1 бар;
д) 1024 байта.
7. В теории кодирования бит — это:
а) восьмиразрядный двоичный код для кодирования одного символа;
б) информационный объем любого сообщения;
в) символ латинского алфавита;
г) двоичный символ двоичного алфавита {0,1};
д) 8 байтов.
8. К достоинствам двоичной системы счисления относятся ...
а) простота совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием только двух состояний элементов компьютера;
б) широкое использование названной системы в обыденной жизни;
в) наглядность и понятность записи числа в двоичной системе счисления;
г) возможность экономии памяти компьютера.
9. Сложение двоичных чисел производят по правилам:
а) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 0;
б) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 2;
в) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 10.
10. Результат сложения двух чисел 1011, 12 +11, 1112 будет равен:
а) 1022, 212;
б) 1101, 01;
в) 1111, 01.
11. Умножение двоичных чисел производят по правилам:
а) 0 x 0 = 0; 0 х 1 = 1; 1 х 0 = 1; 1 х 1 = 1;
б) 0 x 0 = 0; 0 x 1 = 0; 1 x 0 = 0; 1 x 1 = 1;
в) 0 x 0 = 0; 0 x 1 = 0; 1 x 0 = 1; 1 х 1 = 1.
12. Результат умножения двух чисел 1, 12 х 1, 12 будет равен:
а) 10, 01;
6) 12, 1;
в) 11, 01.

13. Двоичная система счисления имеет основание Р:
а) Р = 2;
б) Р = 0;
в) Р = 1.
14. Установите соответствие.
Система счисления Базис
4) Двоичная а)..., 64, 8, 1, 0.125, ...
5) Восьмеричная б)..., 100, 10, 1, 0.1, 0.01, ...
6) Шестнадцатеричная в)..., 16, 8, 4, 2, 1, 0.5, 0.25, ...
г)..., 256, 16, 1,0.0625, …
д)..., 64, 16,4, 1,0.25,0.0625, …
е)..., 144, 12, 1, 0.08(3), ...
15. Найти двоичный эквивалент числа X, представленного в десятичной системе счисления, если Х= 5.
а) 110;
б) 101;
в) 1001;
г) 11.
16. Укажите правильную последовательность.
Правило перевода числа в десятичную систему счисления:
□ и цифр числа
□ суммой произведений степеней
□ представить число
□ основания системы счисления
17. В какой системе счисления представлена информация, хранящаяся в компьютере?
а) В троичной;
б) В десятичной;
в) В двоичной;
г) В восьмеричной;
д) В шестнадцатеричной.
18. За единицу измерения информации в теории кодирования принят:
а) 1 байт;
б) 1 бод;
в) 1 бит;
г) 1 бар;
д) 1024 байта.
19. В теории кодирования бит — это:
а) восьмиразрядный двоичный код для кодирования одного символа;
б) информационный объем любого сообщения;
в) символ латинского алфавита;
г) двоичный символ двоичного алфавита {0,1};
д) 8 байтов.
20. К достоинствам двоичной системы счисления относятся ...
д) простота совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием только двух состояний элементов компьютера;
е) широкое использование названной системы в обыденной жизни;
ж) наглядность и понятность записи числа в двоичной системе счисления;
з) возможность экономии памяти компьютера.
21. Сложение двоичных чисел производят по правилам:
а) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 0;
б) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 2;
в) 0 + 0 = 0; 1 + 0 = 1; 0 + 1 = 1; 1 + 1 = 10.
22. Результат сложения двух чисел 1011, 12 +11, 1112 будет равен:
а) 1022, 212;
б) 1101, 01;
в) 1111, 01.
23. Умножение двоичных чисел производят по правилам:
а) 0 x 0 = 0; 0 х 1 = 1; 1 х 0 = 1; 1 х 1 = 1;
б) 0 x 0 = 0; 0 x 1 = 0; 1 x 0 = 0; 1 x 1 = 1;
в) 0 x 0 = 0; 0 x 1 = 0; 1 x 0 = 1; 1 х 1 = 1.
24. Результат умножения двух чисел 1, 12 х 1, 12 будет равен:
а) 10, 01;
6) 12, 1;
в) 11, 01.

25. В какой из последовательностей единицы измерения информации указаны в порядке возрастания:
а) байт, килобайт, мегабайт, бит;
б) килобайт, байт, бит, мегабайт;
в) байт, мегабайт, килобайт, гигабайт;
г) мегабайт, килобайт, гигабайт, байт;
д) байт, килобайт, мегабайт, гигабайт?
26. Один байт равен:
а) 16 битам;
б) 8 битам;
в) 32 битам;
г) 2 битам.
27. Количество разрядов занимаемых двухбайтовым числом равно:
а) 8;
б) 16;
в) 32;
г) 64.
28. Отрицательный знак числа в разрядной сетке обозначается:
а) 0;
б) 1;
в) -;
г) +.
29. Количество разрядов занимаемых однобайтовым числом равно:
а) 8;
б) 16;
в) 32;
г) 64.
30. Дополнительный код отрицательного числа образуется:
а) инвертированием разрядов числа;
б) прибавлением единицы к младшему разряду обратного кода числа;
в) вычитанием единицы из младшего разряда обратного кода числа;
г) прибавлением единицы к прямому коду числа.
31. Наибольшую последовательность битов, обрабатываемую компьютером как единое целое, называют:
а) машинным порядком;
б) байтом;
в) машинным словом;
г) адресом.

32. Получить внутреннее представление целого числа 34 в 8-разрядной ячейке памяти компьютера..

33. Получить внутреннее представление целого числа -34 в 8-разрядной ячейке памяти компьютера..

34. Получить внутреннее представление целого числа 123 в 8-разрядной ячейке памяти компьютера..

35. Получить внутреннее представление целого числа -123 в 8-разрядной ячейке памяти компьютера..