Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

3 учебная неделя

Новости

Наука
09.12.2020

В БГУИР обсудили развитие молодежной науки и инновационной деятельности

В университете была организована диалоговая площадка "Правовые аспекты регулирования законодательства в области молодежной науки и инновационной деятельности".

Модератором дискуссии выступил заместитель начальника научно-исследовательской части Виктор Стемпицкий. В обсуждении проблем университетской молодежной науки и путей их решения участвовали проректор по научной работе Анатолий Осипов, начальник отдела маркетинга и научных коммуникаций Людмила Шичко, председатель Совета молодых ученых Ольга Бойправ, а также преподаватели и научные сотрудники университета.

"Сейчас, когда мы входим в новое пятилетие, осуществляется активный поиск перспективных направлений развития науки и техники в Республике Беларусь. Движущей силой и генератором идей этого прогресса должна выступить молодежь, которая через пять-десять лет будет занимать ведущие позиции в обществе, а также будет обладать достаточным опытом в области реализации задач различной сложности, - отметил Виктор Стемпицкий в начале встречи. - Сегодня важно усилить вовлеченность молодых людей в процессы, связанные с развитием науки и инновационной деятельности. И, прежде всего, нужно ответить на два вопроса: что необходимо для повышения эффективности развития и как преодолеть имеющиеся барьеры?"

Диалоговая площадка

Во время дискуссии были отмечены некоторые тенденции в системе высшего и послевузовского образования. Одной из первых назвали невысокую эффективность работы научных школ по ряду фундаментальных и прикладных направлений. Следствие этого - ограниченный резерв кадров в среде исследователей и научных работников, способных генерировать и воплощать идеи в научных проектах, коммерциализации которых зачастую препятствует частичное отсутствие практики лицензирования, экспертизы сопровождения и продвижения на рынок результатов интеллектуальной деятельности.

Участники мероприятия обсудили также вопросы подготовки научных кадров. Была отмечена излишняя зарегламентированность процессов разработки учебных планов и программ, что особенно критично для второй ступени высшего образования. По мнению участников, ограниченность выбора учебных дисциплин приводит к недостаточному пониманию предметной области и, как следствие, отсутствию практического опыта.

В ходе обсуждения было отмечено и недостаточное развитие механизмов стимулирования научных сотрудников, в частности, относительно невысокое материальное вознаграждение, проблемы с обеспечением жильем.

Диалоговая площадка
Диалоговая площадка

Перечисленные тенденции влияют на решение молодых специалистов продолжать или не продолжать учебу в магистратуре и аспирантуре с тем, чтобы в будущем стать ученым, работать преподавателем. Проанализировав озвученные проблемы, присутствующие сформулировали ряд предложений по повышению качества подготовки инженерных и научных кадров.

В первую очередь необходимо уделить внимание популяризации науки среди молодежи и обеспечить раннюю интеграцию научных компонентов в учебный процесс с учетом специфики каждой специальности.

Для молодых ученых со степенью было предложено ввести "исследовательский семестр", который предназначен для прохождения стажировок в ведущих мировых научно-исследовательских центрах. Также следует обеспечить возможность молодым преподавателям проходить долгосрочные стажировки с предоставлением перерыва в преподавательской и научной деятельности с гарантией сохранения места работы.

Важным предложением стало гарантированное (до 3 лет) финансирование научных исследований молодых ученых с объективной системой оценки достигнутых результатов. Ведь недостаток материальных средств, выделяемых на исследовательскую деятельность, - одна из причин, по которой молодые специалисты между научными исследованиями и работой в компании выбирают второе.

Присутствующие пришли к мнению, что жилищно-бытовые вопросы должны решаться на государственном уровне. При проектировании и строительстве общежитий необходимо учитывать потребности в жилье не только обучающихся, но и молодых ученых и преподавателей. Также можно обеспечить частичную компенсацию затрат сотрудников по договорам найма жилых помещений.

Все предложения от БГУИР по развитию молодежной науки были доведены до администрации Советского района Минска.

Диалоговая площадка
Диалоговая площадка
Диалоговая площадка

Подготовлено пресс-службой БГУИР
Фото: Максим Максак, пресс-служба БГУИР

Назад