Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

4 учебная неделя

Кафедра физвоспитания. Учебная работа

Ответственный за учебную работу
Езутов Александр Вячеславович, преподаватель
Рабочий телефон: + 375 17 293 88 32
Рабочее место: к. 14 -2, спортивный комплекс, к.2
E-mail:a.ezutov@bsuir.by

Учебный процесс ведется в соответствии с разработанной кафедрой физического воспитания учебной программой «Физическая культура» для учреждения высшего образования, утвержденной 19.03.2018 г., составленной на основе типовой учебной программы «Физическая культура», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 27.06.2017г., регистрационный №ТД-СГ.025/тип. и учебных планов специальностей высшего образования первой ступени; Законом Республики Беларусь о физической культуре и спорту от 4.01.2014 г. № 125-3; постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 14 июня 2018 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и кадровом обеспечении физического воспитания обучающихся».

Цель преподавания учебной дисциплины – формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечение целевого использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, подготовки к практической деятельности после окончания ВУЗа.

Для решения этой задачи в университете используется принцип спортивной специализации. Студентам предлагается выбрать по своему желанию один из 10 видов спорта для углубленного изучения и совершенствования на протяжении всего периода обучения. Примерно 70% учебного времени отводится на изучение техники и методики тренировки и 30% на общефизическую подготовку. Такой подход к организации учебного процесса позволяет более эффективно использовать материально-техническую базу, преподавательский потенциал, значительно поднять уровень преподавания, активизировать мотивацию к регулярным занятиям спортом и предоставляет возможность разработать здоровьесберегающую технологию на базе индивидуализации учебного процесса.

Задачи учебной дисциплины:

- понимание и принятие студентами социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;

- овладение званиями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;

- использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;

- овладение опытом активной физкультурно-спортивной деятельности по освоению ценностей физической культуры.

В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» формируются следующие компетенции:

- владение навыками здоровьесбережения;

  - владение методикой тренировки в избранном виде спорта;

- владение навыками совершенствования системы самоконтроля.

В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» студент должен:

знать:

- роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- основы государственной политики Республики Беларусь в области физической культуры и спорта;

- теоретико-методические основы физической культуры и здорового образа жизни;

- основные достижения Республики Беларусь в области физической культуры и спорта;

- гигиенические и организационные основы занятий физической культурой и спортом;

уметь:

- использовать в жизни практические умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

- использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

- применять правила безопасного проведения занятий физическими упражнениями и видами спорта.

Организация физического воспитания

Физическое воспитание в университете является обязательной учебной дисциплиной и проводится на протяжении всего периода обучения в объёме не менее четырёх часов в неделю независимо от специальности (кроме выпускного курса). Процесс физического воспитания студентов осуществляется на учебных занятиях.

Учебные занятия являются основной формой организации физического воспитания в университете и проводятся в виде теоретических (лекционных по курсам, потокам) и практических занятий с группами студентов, закреплёнными за преподавателями на весь период обучения. Учебные занятия включаются в учебное расписание университета, их проводят преподаватели кафедры физического воспитания и спорта:

теоретические и практические – проводятся под руководством преподавателя по учебной программе;

дополнительные – проводятся под руководством преподавателя или по его заданию во внеурочное время;

индивидуальные – самостоятельные занятия студентов различными видами спортивной и физкультурной деятельности в группах, клубах и т.д. во внеурочное время.

Порядок комплектования учебных групп

С целью повышения качества учебного процесса и результативности участия сборных команд университета в Республиканской студенческой универсиаде издан приказ ректора № 402-с от 21.10.2021. В соответствии с этим документом студенты распределяются на основное, подготовительное, специальное медицинское и спортивное отделения. Распределение по специализациям проводится с учетом пожелания студентов, а также на основании медицинских справок, представляемых студентами при поступлении в университет. .

Сведения о распределении обучающихся в основную, подготовительную, специальную медицинскую группу, группу лечебной физической культуры

курс

всего

ОГ

ПГ

СМГ

ЛФК

1 курс

2128

847

898

331

52

2 курс

1868

735

574

484

75

3 курс

1651

502

686

403

60

ИТОГО

5647

2084

2158

1218

187

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к основной медицинской группе, в подготовительное к подготовительной медицинской группе, которые распределяются в учебные группы по видам спорта, культивируемых в БГУИР: лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, борьба, футбол, ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика, плавание, айкидо, тайский бокс.

В основе распределения по видам спорта лежит принцип добровольности, желание студентов заниматься тем или иным видом спорта.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Специальные медицинские группы комплектуются с учётом пола, характера заболевания, функциональных возможностей организма студентов.

Перевод студентов в специальное медицинское отделение в связи с заболеванием может проходить в любой период учебного года. Студенты специального и подготовительного учебных отделений, состояние здоровья и физическая подготовленность которых в процессе занятий улучшились, могут быть переведены в другое учебное отделение на основании заключения врача и решения кафедры после окончания учебного года или семестра.

Спортивное учебное отделение формируется из числа студентов разных курсов и факультетов (включая студентов заочной формы обучения, являющихся членами сборных команд вуза), зачисленных для получения высшего образования I и II ступени в установленном порядке, показавших хорошую физическую подготовленность, как общую, так и специальную, и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям избранным видом спорта. При распределении в спортивное отделение учитываются наличие у студента спортивного разряда или звания, а также его желание заниматься определенным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство. Количество учебных часов и наполняемость групп спортивного учебного отделения зависит от спортивной квалификации студентов.

На кафедре физического воспитания созданы группы спортивного совершенствования по видам спорта: 30 сборных команд университета.

 

Содержание учебной дисциплины

     Теоретический раздел учебной дисциплины «Физическая культура»

(является обязательным для всех учебных отделений)

 

темы

Название темы

Содержание

1.

Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Беларусь.

Введение в содержание курса. Закон Республики Беларусь «О физической культуре». Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачётные требования и обязанности студентов.

2.

Здоровый образ жизни – основа профессионального долголетия.

Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья. Здоровье в иерархии ценностей и потребностей человека. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния. Рациональное питание. Личная гигиена.

3.

Естественнонаучные основы физического воспитания и контроль физического состояния организма.

Понятие о социально-биологических основах физической культуры. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др. Двигательный режим. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма. Классификация физических упражнений. Состояние и показатели тренированности.

4.

Основы методики самостоятельных занятий.

Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения. Оптимальная интенсивность нагрузки по ЧСС. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Современные оздоровительные системы. Составление индивидуальных комплексов упражнений. Особенности занятий женщин.

5.

Физическая культура и спорт как общественное явление. Международное Олимпийское движение.

Общие положения. Сущность и содержание физической культуры. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности спорта. Спорт и спорт высших достижений. Олимпизм и олимпийское движение. Беларусь на Олимпийских играх.

6.

Формирование гармонично развитого организма человека средствами физического воспитания.

Типы телосложения. Пропорции тела. Совершенствование фигуры посредством физических нагрузок. Бодибилдинг. Основы спортивного питания. Допинг и его негативные последствия.

 

Методические рекомендации по организации и проведению

 диагностики компетенций студентов

 

          Студенты, занимающиеся в учебных отделениях, для определения компетентности в конце каждого семестра сдают зачеты, предусмотренные программой. Отметка о получении зачета вносится в ведомость и зачетную книжку студента.

          Зачетные требования включают теоретический и практический разделы, по теоретическому разделу с каждым студентом обязательно проводится собеседование с выставлением оценки, по практическому – сдача контрольных нормативов.

          График сдачи зачетных требований доводится до сведения студентов всех курсов в начале учебного года.

          К выполнению зачетных требований допускаются студенты, посещавшие занятия и получившие необходимую подготовку.

          В случае невыполнения по объективным причинам контрольных нормативов в установленные сроки студенты могут быть положительно аттестованы при условии регулярного посещения занятий.

          Критерием успеваемости студентов является постоянный рост результатов контрольных нормативов.

          В содержание зачетных требований включаются:

          - знание теоретического раздела программы;

          - усвоение методических навыков по использованию средств физической культуры и спорта в повседневном быту и общественной физкультурно-спортивной деятельности;

          - овладение техникой изучаемых физических упражнений;

          - положительная динамика в выполнении контрольных нормативов по общей и специальной подготовке.

          Овладение практическим учебным материалом проверяется путем выполнения студентами контрольных нормативов, как правило, в условиях соревнований.

          К выполнению нормативов допускаются студенты, получившие необходимую подготовку.

          При зачете учитывается любой результат, показанный студентом. Важно, чтобы от семестра к семестру отмечалась его положительная динамика.

          Теоретическая подготовка оценивается по уровню специальных знаний, позволяющих студенту применять средства и методы физической культуры и спорта для поддержания высокого уровня работоспособности, и творческой активности, умения самостоятельно оценивать влияние различных форм на организм.

          Для студентов специальной медицинской группы зачетные требования по теоретическому разделу включают два вопроса по лекционному материалу. Основное внимание обращается на правильное понимание механизма лечебного действия физических упражнений при наличии физических отклонений в состоянии здоровья.

          Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья на длительный срок, сдают зачет по теоретическому и методическому разделам программы.

В зачётные требования для оценки уровня физической подготовки входят нормативы по общей физической подготовке, которые одинаковы для всех видов спорта, культивируемых в университете, а также отдельные для каждого вида спорта (изложены в учебной программе каждого вида спорта).

 

Виды испытаний и уровни оценки результатов

по общей физической подготовке для студентов 1-3 курса, специализирующихся в различных видах спорта,

культивируемых в БГУИР

 

Виды испытаний

курс

пол

Уровни оценки результатов

Высокий

Средний

Низкий

Бег 100 м, с

1

м

13,3

13,2-14,5

14,6

ж

16,3

16,2-17,6

17,7

2

м

13,2

13,3-14,4

14,3

ж

16,2

16,3-17,5

17,6

3

м

13,1

13,2-14,3

14,2

ж

16,2

16,3-17,5

17,6

Челночный бег 4x9 м, с

1

м

9,1

9,2-9,8

9,9

ж

10,3

10,2-11,1

11,2

2

м

9,0

9,1-9,7

9,8

ж

10,2

10,1-11,0

11,1

3

м

9,0

9,1-9,7

9,8

ж

10,2

10,1-11,0

11,1

Прыжок в длину с места, см

1

м

250

249-220

219

ж

190

189-168

167

2

м

250

249-220

229

ж

190

189-168

167

3

м

250

249-220

219

ж

190

189-168

167

муж: подтягивание (кол-во раз)

жен: поднимание туловища из положения лёжа за 60 с. (кол-во раз)

1

м

12

11-9

8

ж

45

46-38

37

2

м

13

12-10

9

ж

47

47-40

39

3

м

14

13-11

10

ж

50

49-45

48-43