Новости

Общество
09.02.2018

Модель "Университет 3.0": по итогам Коллегии Министерства образования Республики Беларусь

В конце января состоялась итоговая коллегия Министерства образования Республики Беларусь, посвященная его деятельности в 2017 году и основным задачам на 2018-й. На заседании присутствовали заместитель премьер-министра Василий Иванович Жарко, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Игорь Александрович Марзалюк. Всего в работе итоговой коллегии приняли участие 530 представителей системы образования Беларуси.



В своем докладе министр образования Игорь Васильевич Карпенко отметил, что в 2017 году деятельность органов управления системой образования и учреждений образования была направлена на обеспечение доступности и повышение качества образования - выработаны концептуальные подходы развития системы образования до 2020 года и на перспективу до 2030-го, внесены согласованные изменения в содержание проекта новой редакции Кодекса об образовании. Он подчеркнул, что в 2018 году министерство продолжит укреплять и расширять материально-техническую базу системы образования.

"Ведем переговоры со Всемирным банком об использовании займов банка для модернизации системы высшего образования. В первую очередь эти деньги должны быть направлены на создание наукоемких лабораторий, которые позволят нам более серьезно войти в процесс создания модели "Университет 3.0", - отметил министр. Что касается других направлений, продолжится укрепление воспитательного потенциала системы образования, намечены пути реализации концепции непрерывного воспитания молодежи. Одним из важнейших направлений работы в 2018 году станет наращивание потенциала для развития экспорта образовательных услуг. Должно расшириться количество обучающих программ на английском языке, что создаст дополнительные возможности для привлечения иностранцев в страну для обучения.

Продолжится работа над обновлением и повышением качества содержания образования. В ходе республиканского педсовета эта тема получила широкое обсуждение с профессионалами, педагогами, общественностью. "У нас есть дорожная карта, в соответствии с которой мы будем двигаться в этом направлении. Стоит задача сложная, но она выполнима", - отметил министр.

Отдельное внимание на коллегии было уделено переходу УВО к реализации модели "Университет 3.0". Данное решение будет реализовано в экспериментальном проекте Министерства образования, введенном в действие приказом Министра образования Республики Беларусь от 01.12.2017 N757. В приказе ряду ведущих УВО, в том числе и БГУИР, поручено разработать и реализовать мероприятия по созданию на своей базе модели "Университет 3.0". Это решение соответствует стратегии "Наука и технологии 2018-2040", принятой на II съезде ученых Республики Беларусь.

С докладом "Совершенствование инновационной инфраструктуры учреждений высшего образования для реализации модели "Университет 3.0" и развития ИКТ- образования" на коллегии выступил ректор БГУИР Михаил Павлович Батура.

В своем выступлении Михаил Павлович отметил, что впервые требования к УВО по переходу к реализации модели "Университет 3.0" были обсуждены и одобрены на Республиканском педагогическом Совете в августе 2017 года. Такая модель позволит в университетах создать интегрированную образовательную среду, обеспечивающую единство системы "образование - наука - инновации - коммерциализация - производство".

Ректор подчеркнул, что это особенно актуально в связи с принятием Президентом Республики Беларусь важного и знакового решения о построении в Республике современной цифровой экономики (Декрет N8). Решение данной задачи невозможно без широкого внедрения и использования во всех сферах деятельности общества и государства современных информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), а также наличия достаточного количества высококвалифицированных специалистов, способных не только обеспечивать эксплуатацию существующих современных систем, но и разрабатывать, коммерциализировать и внедрять инновационные ИКТ, системы и продукты.

Ректор во время выступления отметил, что в ведущих УВО проведена большая работа по оптимизации и формированию инновационной инфраструктуры университетов в структурном, образовательном и научном направлениях.

Подробнее о реализации названных стратегий Михаил Павлович рассказал на примере БГУИР.

Оптимизация структуры университета основывалась на принятом в БГУИР решении закреплять несколько родственных специальностей высшего образования за одной выпускающей кафедрой, что позволило сократить их количество и в то же время увеличить число современных специальностей. Таким образом, были созданы условия для оптимизации затрат на организацию образовательного процесса.

Оптимизация образовательного процесса в БГУИР осуществляется на основе разработанной интегрированной информационной системы. Данная система позволяет осуществлять оптимизацию его организации за счет: рационального формирования потоков для проведения лекционных занятий; рационального формирования студентов в учебные группы, и учебные подгруппы. Учитывая, что доля лабораторных занятий в соответствии с учебными планами специальностей высшего образования в БГУИР составляет 30-40% общего объема аудиторной нагрузки, при таком подходе достигается значительное сокращение объема учебной нагрузки. Благодаря этому только в 2017-2018 году объем учебной нагрузки сокращен на несколько десятков тысяч часов.

К инновационным направлениям деятельности в БГУИР также относят реализацию образовательных программ и услуг для иностранных граждан и компаний. Реализация этих мероприятий приводит к уверенному финансовому состоянию университета, что позволяет осуществлять совершенствование материально-технической базы и повышать заработную плату работников.

В научной сфере в формировании инновационной инфраструктуры университета особую роль играет созданная научно-исследовательская часть.

В выполнении научных исследований и осуществлении инновационной деятельности участвуют около 700 человек из числа профессорско-преподавательского состава, свыше 250 штатных научных и инженерно-технических работников, а также докторанты, аспиранты, магистранты и студенты. НИЧ БГУИР развивается и совершенствуется в соответствии с потребностями экономики в наукоемкой, инновационной продукции. По результатам работы в 2013, 2014, 2015 и 2016 годов БГУИР является победителем соревнований по достижению наилучших показателей в сфере социально-экономического развития среди организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, и в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь четыре года подряд был занесен на Республиканскую доску Почета.



По итогам 2016 года университет отмечен Грамотой Министерства образования в номинации "Лучший экспортер высокотехнологичных наукоемких товаров", а также подтвердил звание лауреата Премии правительства за достижение в области качества.



Как отметил ректор, сегодня инфраструктура БГУИР позволяет в полной мере обеспечивать образовательную, научную и инновационную деятельность.



Как отметил Михаил Павлович в ходе своего выступления, проделанная работа является необходимой, но явно недостаточной для реализации стратегической цели создания модели "Университета 3.0" и развития ИКТ-образования.

В соответствии с поручением Вице-премьера Республики Беларусь Василия Ивановича Жарко в университете в настоящее время разрабатывается Концепция развития образования в области информационно-коммуникационных технологий. В соответствии с разрабатываемой концепцией стратегической целью развития ИКТ-образования в Республике Беларусь является:

• обеспечение реального сектора экономики достаточным количеством ИКТ-специалистов, востребованных на рынке труда и способных решать задачи построения цифровой экономики Республики, квалификация которых отвечает требованиям общепризнанных мировых стандартов;
• создание условий для построения самовоспроизводящейся профессиональной ИКТ-среды на базе университетов модели 3.0.

По словам ректор, актуальной задачей является качественная разработка концепции и плана мероприятий по ее реализации, которые не только обеспечат достижение стратегической цели реформирования ИКТ-образования, но и позволят занять лидирующие позиции в мире в этой области, на основе совместной работы УВО, организаций и учреждений реального сектора экономики. При этом УВО, как основные поставщики человеческих ресурсов для исследовательской, инновационной и производственной сфер, должны модернизировать эту деятельность.

Разрабатываемый в БГУИР проект Концепции развития ИКТ-образования предполагает решение следующих стратегических задач:

• определение основных направлений развития ИКТ-образования в соответствии с современными мировыми тенденциями и перспективами их развития в сфере образовательных услуг на основе анализа и оценки его состояния в Республике Беларусь;
• разработка комплекса мероприятий по нормативно-правовому, кадровому, научно-методическому и научному обеспечению необходимых преобразований в ИКТ-образовании;
• пересмотр подходов к планированию и организации образовательного процесса УВО для реализации функций и задач, возлагаемых на университет 3.0 (интеграция образования, науки, инноваций);
• централизация реализации образовательных программ высшего образования II ступени (магистратура) на базе ведущих УВО с увеличением контрольных цифр приема с 7% до 20%;
• активное привлечение к проектированию образовательных программ ИКТ-образования и организации образовательного процесса научных организаций, учреждений и предприятий реального сектора экономики;
• создание широкого спектра ИКТ-образовательных программ совместно с администрацией и резидентами ПВТ;
• оптимизация перечня специальностей, разработка новых образовательных программ, учебно-программной документации, научно-методического обеспечения образовательного процесса на основе не только современного состояния ИКТ- отрасли, но и учетом перспектив ее развития;
• участие в международных программах «двойных дипломов», международных программах сетевого взаимодействия, обеспечивающих подготовку специалистов ИКТ-сферы;
• развитие многовекторной системы финансирования УВО, для поддержки существующих научных школ, в том числе выделение в УВО базового финансирования для их развития и поддержки;
• создание механизмов для реализации положений Декрета N8, позволяющих администрации и резидентам ПВТ систематическое финансирование: развития материально-технической базы УВО; оплаты труда ППС; проведение научно-исследовательских работ; функционирование бизнес-инкубаторов и других мероприятий, способствующих развитию ИКТ образования;
• совершенствование и развитие студенческих профессиональных инициатив, включая развитие стартапов, бизнес - инкубаторов;
• создание конкурентоспособных условий обучения, по сравнению с близлежащими странами, для привлечения наиболее сильных абитуриентов;
• повышение уровня владения разговорным английским языком как студентов, так и преподавателей.

Планируется, что доработанный проект Концепции развития ИКТ-образования не позднее 10 февраля 2018 года будет представлен в Министерство образования Республики Беларусь, а также по согласованию с Министерством образования направлен на экспертизу в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь, администрацию ПВТ, другие министерства и УВО.

Предполагается, что по согласованию с Правительством Республики Беларусь, прошедшая экспертизу Концепция развития ИКТ-образования будет рассмотрена и утверждена на совместном заседании коллегии Министерства образования, коллегии Министерства связи и информатизации Республики Беларусь и администрации ПВТ в марте 2018 года.

Подытожил деятельность системы образования вице-премьер страны Василий Иванович Жарко. В частности он отметил, что будет кардинально изменена система прогнозирования потребности в кадрах.



"Правительством принято постановление "О некоторых вопросах прогнозирования потребности экономики в кадрах", - заявил Василий Иванович. - Согласно ему, не УВО будут определять кому и сколько им набирать на обучение, а сейчас потребность в кадрах будет формировать Министерство труда и социальной защиты совместно с Минэкономики и Минобразования с учетом потребности экономики, демографического прогноза и баланса трудовых ресурсов".

Также Василий Иванович считает необходимым отказаться от практики открытия "модных" специальностей.

"Надо осваивать новые перспективные направления подготовки, - подчеркнул он. - Наука и технологии не стоят на месте, и сфера образования должна идти в ногу с их развитием, а лучше - опережать".

Заострил внимание Василий Жарко и на некоторых организационных вопросах.
Василий Иванович подчеркнул, что нужно больше ответственности и дисциплины в работе.

В целом вице-премьер отметил положительную динамику в развитии отечественной системы образования.

"У нас хорошие педагогические кадры, преподавательский корпус, и мы благодарны им за добросовестный труд", - сказал Василий Иванович Жарко.


Подготовлено пресс-службой БГУИР,
использована информация сайта "Настаўніцкай газеты"
Фото из архива пресс-службы и БЕЛТА

Назад