КУЛЬТУРНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, или семинар профессора Фолькера Ронге


Эффективные менеджеры - это герои нашего времени. Они умеют ставить амбициозные цели, мотивировать людей, организовывать рабочие процессы, создавать корпоративную культуру, устанавливать продуктивные коммуникации - и делать все это энергично и во время, используя холодный расчет, здравый смысл и интуицию. В конце концов, они еще и зарабатывают неплохо…

А можно ли сказать то же самое о менеджерах в сфере культуры и искусства? Или менеджмент, например, музея или художественной галереи - это уже не менеджмент, а что-то совсем иное?

Некоторые ответы на эти вопросы можно было получить на семинаре почетного доктора БГУИР профессора Фолькера Ронге, который прошел 19 марта 2014 года. Языком общения был английский.

Профессор Ронге рассказал о своем исследовательском проекте и некоторых первых результатах.

Его основная идея следующая. Пять исследователей из России и Германии (включая самого профессора) начинают исследование 5 различных случаев (кейсов) использования менеджмента в сфере культуры и искусства. Затем индивидуальные результаты будут обобщены, и, возможно, будет сформулирована особая теория менеджмента, существенно отличающаяся от теорий менеджмента, преподаваемых в бизнес-школах всего мира.
Эти 5 случаев (кейсов) включают в себя драматический театр в Уфе, ежегодно проводимую там же Неделю немецкого языка, газету «Moskauer Deutsche Zeitung» в Москве, банк «Sparda-Bank West» в Дюссельдорфе, который имеет специальный фонд для финансирования сугубо сферы искусства, а также специальную магистерскую программу подготовки менеджеров в сфере культуры и искусства («Kulturmanagement») в Людвигсбурге.

Каждый из членов исследовательской команды отвечает за конкретный случай и конкретную организацию, к которой (это необходимое методологическое условие) у него/нее есть доступ и опыт сотрудничества или работы.

Исследование при этом осуществляется безо всякой оплаты труда исследователей, на чистом энтузиазме. Никаких грантов, программ - ничего. Про это профессор Ронге специально отметил. Его идея - показать (в первую очередь российским исследователям), что и такое бывает - наука на голом энтузиазме, без денежного стимулирования.

Финансирование упоминалось в лекции еще также в том смысле, что финансирование культуры и искусства очень часто отделено от процесса их "производства". И яркий пример - это уже упомянутый фонд при банке, который спонсирует различные культурные мероприятия и организации. (Кстати, именно этот фонд изучает сам профессор Ронге.) И это, по мнению профессора, особая черта менеджмента в сфере культуры, так как менеджмент, например, машиностроительного предприятия подразумевает, что это предприятие и производит, и финансирует свою деятельность самостоятельно.


После своей презентации профессор Ронге ответил на вопросы аудитории. А также пообещал через год рассказать об итогах исследований своей команды.