Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Студент студенту… куратор

За время обучения в университете студенты примеряют на себя различные социальные роли, например, старосты группы, ак-тивиста студенческого совета, КВНщика. А вот идея, что студенты могут быть еще и кураторами учебных групп, впервые возникла на ФИТУ. Так появился проект «Студенческое кураторство». Об этом и не только мы решили поговорить накануне Международного дня студента с заместителем декана ФИТУ по воспитательной и идеологической работе М.В. Почебутом.

- Максим Валентинович, как организовано студенческое самоуправление на ФИТУ?
- Самоуправление организовано по традиционному принципу. Студенческий совет делится на несколько секторов: культурно-массовый, информационный, сектор работы со старостами, спортивный и др. Кроме того, в студенческий совет нашего факультета входят представители различных организаций: БРСМ, профкома студентов, студенческого телевидения, а также председатель студсовета обще-жития N 1, в котором проживают студенты ФИТУ. У нас довольно-таки сильный информационный сектор - выпускается газета настенного формата «O ФИТУ и для ФИТУ», вещает радио. Надеюсь, работа студсовета видна не только на нашем факультете.
- На ФИТУ существует интересный проект - студенческое кураторство. Кто такой студенческий куратор?
- Это студент 2-5 курса, имеющий опыт общественной работы, за которым закрепляется студенческая группа 1 курса.
- Как происходит назначение студенческих кураторов?
- Занимается этим студенческий совет. Отбор кандидатур проходит по согласованию с руководством факультета, но работу и кон-троль за ней осуществляет сам студенческий совет. Большинство студенческих кураторов - это третьекурсники.
- Как давно существует студенческое кураторство?
- Первый такой опыт у нас был в 2005 г., т.е. уже пять лет мы каждый год закрепляем за первокурсниками студентов-кураторов. С тех пор мы этот проект активно продвигаем, «пиарим». Откровенно признаюсь: работа не каждого студента-куратора эффективна и результа-тивна. Это, в первую очередь, зависит оттого, кто работает. Не каждый студент-куратор - сильная личность и индивидуальность. Поэтому зачастую на группу назначаются сразу два человека.
Недавно у нас была встреча в студенческом городке с его администрацией, воспитателями и проректором по учебной работе и соци-альным вопросам А. А. Хмылем. Наши активисты высказали мнение, что большим авторитетом обладает именно студент-куратор, потому что он способен оказать большую помощь в кризисных ситуациях.
- С какой целью была введена практика студенческого кураторства?
- Это было сделано для того, чтобы помочь в работе преподавателю-куратору. Иногда студент-куратор и преподаватель-куратор мо-гут вообще не взаимодействовать, а действовать автономно. В некоторых ситуациях это даже лучше, ведь основная цель студенческого кураторства - неформальное, неадминистративное управление группой, оказание помощи первокурсникам в адаптации к студенческой среде и жизни именно с точки зрения студента. Только старшекурсник может подсказать первокурснику, как лучше организовать свое вре-мя, как решить определенные вопросы, проблемы с наименьшими затратами (например, найти жилье), как правильно воспринимать все, что происходит, как понимать новые термины, как быстрее справиться с расписанием, найти нужного преподавателя.
- То есть результаты проекта видны именно по тому, как быстро адаптируются первокурсники к новым условиям?
- Да. Это самая важная задача. Результаты видны ближе к сессии по особой атмосфере студенческой среды - формируется корпора-тивная, внутрифакультетская культура общения. Студенты чувствуют внимание и интерес со стороны «старшего поколения». Между ними образуется этакая взаимосвязь, ниточка. В итоге факультет выступает единой командой, независимо от того, кто на каком курсе учится.
- Как Вы поощряете студентов-кураторов?
- У нас на факультете система поощрения студентов, в принципе, устоялась. Значительная часть нашего студенческого актива - это иногородние студенты. У них мотивации больше. И мы поощряем их как заселением в общежитие, так и премиями, исходя из факультет-ского фонда. Естественно, есть и моральное поощрение - это вручение благодарностей, грамот, дипломов. Хотя в основе всего принципа студенческого кураторства должно лежать желание самого студента реализовать свои амбиции, получить опыт работы педагогом и руко-водителем. Где еще, как ни в студенческой группе, он сможет реализовать свои идеи и впервые попробовать руководить коллективом, стать неформальным лидером (в отличие от старосты - лидера назначенного). И если студент способен в течение короткого периода вре-мени (кстати, самый важный период для студенческого куратора - сентябрь-октябрь) завоевать авторитет группы, результат не заставит себя ждать как в плане дисциплины, так и успеваемости.
- Наверное, сложились какие-то традиции за 5 лет существования кураторства среди студентов ФИТУ?
- Конечно. Во-первых, у нас невысокая текучка кадров в студенческом активе. Кадровый состав студсовета формируется на перспек-тиву - подбираются ребята, которые через два-три года займут должности в его секторах. Естественно, есть традиции проведения целого ряда мероприятий, но это тема отдельного разговора. Конечно, хотелось бы, чтобы подобные мероприятия были больше интегрированы с другими факультетами. На мой взгляд, основная проблема студенческого самоуправления нашего университета - это то, что каждый сту-денческий совет, факультеты, активисты варятся в собственном соку. Интеграция их слабенькая, и объединение в единый фронт БГУИР пока оставляет желать лучшего.

Несомненно, межфакультетская интеграция - это сложный процесс, который с течением времени становится только актуальней. А на сегодняшний день студенческому активу ФИТУ желаем успехов в осуществлении текущих планов и реализации новых перспективных идей!

Беседовала
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба