Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Стратегическое партнерство

С 26 по 30 апреля в Томский политехнический университет была направлена делегация сотрудников БГУИР в составе ректора М.П. Батуры, проректора по учебной работе и социальным вопросам А.А. Хмыля и заведующего кафедрой электроники С.В. Дробота с целью изучения зарубежного опыта и установления делового сотрудничества в вопросах подготовки кадров по направлению «Ядерная физики и технологии».

Актуальная задача
На протяжении почти двух лет БГУИР, наряду с такими белорусскими вузами как БГУ, БНТУ, МГЭУ им. А.Д. Сахарова, активно участвует в реализации Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы. Согласно этой Программе в университете в рамках специальности «Промышленная электроника» начата подготовка кадров для Белорусской атомной электростанции (АЭС) по специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС». Руководство Республики задолго до пуска первого блока АЭС, который запланирован на 2016 год, в соответствии с рекомендациями Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ), приняло стратегическое решение - организовать подготовку национальных кадров для первой строящейся в Республике АЭС.
Перед университетом и кафедрой электроники, отвечающей за подготовку по данной специализации, стоит непростая задача - организовать учебный процесс по таким дисциплинам, как «Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов», «Дозиметрия и защита от излучений», «Устройства и методы регистрации ионизирующих излучений», «Элементы и устройства систем контроля и управления на АЭС», «Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС», которые для нашего вуза являются новыми.
Для решения поставленной задачи необходимо в короткие сроки подготовить преподавательские кадры, создать учебно-методическую базу для проведения всех видов занятий, приобрести учебно-лабораторное оборудование, организовать прохождение студентами практики на действующих объектах ядерной энергетики. Томский политехнический университет (ТПУ) был выбран в качестве объекта для изучения, так как он является одним из первых десяти университетов России, победивших в конкурсе и получивших статус Национального исследовательского университета, более шестидесяти лет он готовит кадры для атомной энергетики, а его выпускники трудятся не только на различных инженерных должностях, но и занимают руководящие посты на всех предприятиях Госкорпорации «Росатом».
В ходе визита были проведены встречи с руководством ТПУ, а также руководителями и преподавателями физико-технического и теплоэнергетического факультетов ТПУ. Состоялось ознакомление с учебными планами специальностей: «Атомные и тепловые электроустановки» и «Электроника и автоматика физических установок», а также аннотациями учебных программ по специальным дисциплинам, читаемым для этих специальностей. Так же были рассмотрены программы, близкие по содержанию к программам учебного плана специализации в БГУИР «Электронные системы контроля и управления на АЭС», изучены методики проведения учебных занятий по курсам, читаемым на кафедрах «Электроника и автоматика физических установок» и «Атомные и тепловые электроустановки», и подходы в организации и проведении контроля знаний студентов.

Эффективные лабораторные практикумы
Особенностью учебного процесса на этих факультетах ТПУ является выполнение лабораторных практикумов по ряду дисциплин на учебном исследовательском реакторе ИРТ-Т, одном из двух, действующих в вузах России. Для делегации БГУИР было организовано посещение реактора, включая блочный пульт управления и реакторный зал. На реакторе проводится большой объем исследовательских работ и выполняются международные контракты в области микроэлектроники, медицины и материаловедения.
Один из дней командировки был посвящен изучению лабораторных практикумов по дисциплинам, близким к дисциплинам учебного плана специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС» БГУИР. Удалось ознакомиться с оборудованием и поучаствовать в учебном процессе лабораторий «Дозиметрия излучений», «Физика защиты», где основные понятия, физические основы, методы регистрации и принципы защиты от ионизирующих излучений студенты осваивают с использованием современных приборов признанных мировых лидеров в области разработки и производства устройств и систем для регистрации и спектрометрии ядерных излучений ORTEC и CANBERRA.
В лаборатории «Автоматизированных систем управления технологическими процессами» студенты изучают электронное оборудование, технические средства и программное обеспечение, которые используются для управления технологическими процессами атомных электростанций, современных предприятий по производству ядерного топлива, радиохимических производств. В ТПУ используются пакеты прикладных программ: C++, C++ Builder, Delphi (курс «Информатика»); Mathematica, MathCAD, Matlab (курс «Компьютерный практикум», компьютерное моделирование); Electronic Workbench (курс «Электротехника и электроника», моделирование электронных схем); AutoCAD, Accel EDA, Visio (проектирование различных устройств); Keil (курс «Основы микропроцессорных систем», разработка программного обеспечения для встраиваемых систем на основе микроконтроллеров); Trace Mode, MIKSYS, LabView (курс «Современные компьютерные технологии», программное обеспечение АСУТП), а также программное обеспечение, разработанное на кафедрах: компьютерные модели технологических объектов управления, САР-синтез, цифровые регуляторы и др.
Большой интерес вызвала лаборатория, оборудованная компьютерными тренажерами атомных электростанций. С использованием таких тренажеров изучаются физические основы работы АЭС с различными типами реакторов, принципы управления основным и вспомогательным оборудованием энергетических реакторов, а также приобретаются навыки управления оборудованием в различных рабочих и аварийных режимах. Подобными компьютерными тренажерами, помимо полномасштабных, комплектуются учебно-тренировочные центры АЭС, где осуществляется восстановление квалификации, тренировка, подготовка и переподготовка оперативного персонала и руководящего состава АЭС.

Система образования и научных исследований в ТПУ
Состоялось ознакомление с двухступенчатой системой образования в ТПУ, которая включает бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Но по специальностям ядерно-энергетического блока в университете готовят специалистов в течение пяти лет. Магистерская подготовка организуется по 24 перспективным направлениям развития университета (физика, электроника и микроэлектроника, приборостроение, биомедицинская инженерия, информатика и вычислительная техника, экономика, материаловедение и технология новых материалов и др.) в рамках 10 инновационных научно-образовательных центров по 108 магистерским программам. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и тесное сотрудничество с работодателями. Руководят магистерскими программами, в основном, доктора наук. Поступают в магистратуру отличники учебы - студенты, склонные к научно-исследовательской работе, а так же выпускники ТПУ, прошедшие обучение по системе элитного технического образования. При поступлении они сдают междисциплинарный экзамен, что позволяет им заниматься по любой выбранной магистерской программе. Магистратура ТПУ позволяет учитывать индивидуальные потребности студентов, выбирать отдельные курсы, а также определять совместно с руководителем индивидуальную траекторию обучения. Разработанная система магистерской подготовки развивает у выпускников способности проводить серьезный анализ проблемы, принимать нестандартные решения, брать на себя ответственность, осуществлять лидерские и коммуникативные функции.
Детально изучена система элитного технического образования (ЭТО). Она направлена на подготовку нового поколения профессионалов, способных сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, имеющих глубокие профессиональные знания, владеющих инженерным творчеством, способных работать в команде. Предварительный отбор на обучение в системе ЭТО осуществляется по результатам вступительных испытаний (ЕГЭ, централизованное тестирование, межвузовских и школьных олимпиад). Второй этап конкурса проводится в начале учебного года в форме тестирования. В тестирование включены задания (на базе физики и математики), определяющие творческий потенциал конкурсанта - общий уровень интеллекта, логическое мышление, способность решать задачи. По итогам тестирования определяется контингент студентов, которым рекомендуется перейти на обучение в системе ЭТО, которое проводится параллельно обучению по основному (выбранному при поступлении) направлению, что дает углубленную подготовку по ряду дисциплин. На 1-2 курсах (этап фундаментальной подготовки) проводятся углубленные курсы в отдельном межфакультетском потоке по математике и физике, психологические тренинги (формирование лидерских качеств, умение работать в команде), чемпионат по теории и практике решения инженерных изобретательских задач. На этапе профессональной подготовки к инновационной деятельности (3 и 4 курсы) предлагается работа в выбранных студентами проблемно-ориентированных проектах совместно со специалистами производственных фирм Томска под руководством ведущих ученых ТПУ. Предусматривается прохождение производственной практики на предприятиях малого и среднего бизнеса, в крупных промышленных компаниях и научных организациях.
Этап специальной подготовки (9-10 семестры для дипломированных специалистов и 9-12 семестры для магистрантов) включает выполнение групповых практико-ориентированных проектов в реальном секторе науки и производства. При этом обучение производится по индивидуальному плану на будущем месте работы, согласно контракту. Предусматривается также подготовка по совместным программам «ТПУ - зарубежный университет», «ТПУ - НИИ при ТПУ», «ТПУ - предприятие». Обучение по магистерским программам проводится на базе ведущих научных школ ТПУ. Изучена методическая база по организации элитного технического образования.
Изучены современные методики, разработанные специалистами ТПУ, по обучению студентов английскому языку, а для обучающихся из стран дальнего зарубежья - русскому языку как иностранному. Получены необходимые методические разработки для изучения их специалистами БГУИР с целью последующего использования в университете.
Состоялось ознакомление с организацией студенческих бизнес-инкубаторов в ТПУ и Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники. Это новая система поддержки молодежных инициатив, предоставление студентам возможности для реализации конкретных идей по заказам производственных предприятий и в приобретении навыков ведения бизнеса в современных условиях. Практика показала перспективность этой системы и за 5 лет выпускники бизнес-инкубатора в ТГУСУР открыли 150 малых предприятий.
В университете выполняется большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые реализованы в промышленности и представлены на постоянно действующей выставке инновационных проектов ТПУ. Научные достижения ТПУ соответствуют 12 основным направлениям, среди которых энергетика и электротехнологии; ядерная техника и технологии; неразрушающий контроль и диагностика качества промышленных изделий; электроразрядные и плазменно-пучковые технологии; технологии и оборудование в области машиностроения; новые материалы и нанотехнологии; геология и нефтегазовое дело и ряд других.

Итоги визита
В целом визит оказался достаточно плодотворным, было подписано Соглашение о стратегическом партнерстве между ТПУ и БГУИР, направленное на установление, развитие и совершенствование учебного, научного и культурного сотрудничества, повышение мобильности научного и образовательного процессов. Среди основных направлений сотрудничества необходимо выделить: совершенствование и развитие образовательного процесса и учебно-методической работы при подготовке специалистов по различным направлениям деятельности, включая ядерную энергетику; проведение совместных научных исследований; подготовка, стажировка, переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и научных кадров; информационный обмен. Кроме того, была согласована программа совместных мероприятий на 2010 - 2011 учебный год, направленных на организацию подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь: обучение магистрантов, стажировки преподавателей БГУИР в ТПУ, привлечение профессорско-преподавательского состава ТПУ для чтения лекций в БГУИР, совместная разработка лабораторной базы, методического обеспечения и многое другое.

М.П. БАТУРА
Ректор
А.А. ХМЫЛЬ
проректор по учебной работе и
социальным вопросам
С.В. ДРОБОТ
Зав.кафедрой электроники