Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Попробовать себя исследователем? Легко!

Самая настоящая студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) создана при кафедре интеллектуальных информационных технологий. И существует она не меньше десяти лет! В лаборатории работают около 20 студентов, но проходит через неё практически каждый студент ФИТиУ специальности «Искусственный интеллект». «Мы начинаем работать со студентами со второго курса, и, если им нравится, они остаются с нами до конца обучения, — рассказывает профессор кафедры ИИТ Наталья Анатольевна Гулякина, зам.заведующего по учебной работе. —Наша кафедра активно внедряет в образование научно-исследовательский подход. Как пример — проект «Виртуальная кафедра» — комплексная система автоматизации деятельности выпускающей кафедры. Сюда входят стандартизированные средства автоматизации на базе технологий Lotus, а также интеллектуальные средства обучения собственной разработки сотрудников кафедры». В СНИЛ члены лаборатории заняты исследованиями по двум направлениям.Во-первых, разработкой электронных учебников нового поколения, созданных на основе семантических технологий. Теперь для того, чтобы узнать определение равнобедренного треугольника и посмотреть, как он выглядит, необязательно штудировать кипы справочной литературы, загибая страницы и делая закладки. Достаточно открыть специальную компьютерную программу, и она в популярной наглядной форме осветит основные вопросы геометрии. Студенты СНИЛ привлечены к разработке электронных учебников для школьников, пособия по теории графов. Что очень важно, при создании программы сотрудниками студенческой лаборатории учитываются и её восприятие, и степень утомляемости пользователя при обучении. Второй проект - системы нового направления по искусственному интеллекту. Вся деятельность разбивается на этапы, на которых присутствуют и специалисты, и посредники информации, и непосредственные разработчики системы. Здесь важны чётко слаженные действия, начиная от переработки информации и до её предоставления пользователю. «Меня не совсем устраивает термин «искусственный интеллект». Он отождествляется с чем-то космическим, запредельно человеческим. Для данного обозначения интеллекта больше подходит определение «компьютерный», — добавляет Наталья Анатольевна. Один из сотрудников лаборатории — Константин Уваров сейчас учится на 5 курсе, работать в СНИЛ начал со 2-го курса. «Мы разработали демонстрационную версию по планиметрии, над которой трудились больше года. Старались, чтобы уровень дидактики соответствовал предельно высокому, и в то же время обучение по этой программе было простым и понятным. В этой версии есть и иллюстрации, и теория, и практика -всё, что нужно для успешного образования ученику средней школы. Впоследствии планируем создать подобную версию и по стереометрии. Создавать объёмные фигуры в режиме 3D-графики сейчас очень популярно и интересно». Ценность и практическая польза разработок студенческой лаборатории ФИТиУ сейчас ощутима для всего университета, а в перспективе эти разработки могут облегчить жизнь кафедрам и других вузов нашей страны. Одним из таких значимых проектов лаборатории является составление программы, распределяющей курсовые и дипломные работы. Необычность программы в том, что ей предстоит задача перестать быть похожей на программу, а скопировать человеческий фактор. Курсовые и дипломные работы будут распределяться не наугад, а в зависимости от личных качеств студента: заинтересован ли он в этой теме, соответствует ли её сложность его знаниям. Творчество в лаборатории, прежде всего, приносит пользу самим студентам, поскольку подготавливает к дальнейшему обучению в магистратуре и даёт хорошую базу для деятельности в солидных фирмах. Особенно будут рады таким специалистам в Парке высоких технологий.