Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

Новый статус - новая ступень образования


В канун знаменательной даты 15-летия преобразования МРТИ в БГУИР о своём видении истории и перспектив университета говорит почетный ректор БГУИР Виктор Макарович Ильин.

- Виктор Макарович, какой на Ваш взгляд, была эпоха, в которую начал своё становление МРТИ? Есть много признаний того, что в свое время советская система образования и, в частности, средняя школа, была надежным образовательным фундаментом общества. Вот какую оценку дает этому А.А. Зиновьев, известный философ и социолог, лауреат международной премии по социологии им. Токвиля: «Мы получали потрясающие знания, вся страна ведь училась. В те годы Россия из самой безграмотной превратилась в самую образованную страну в мире. Нас приобщали к высочайшим достижениям культуры». Одной из особенностей современного развития общества были глубокие преобразования в производстве. Возникали новые отрасли промышленности и науки, создавались более совершенные средства производства и технологические процессы, происходили качественные сдвиги в организации управления предприятиями, в характере трудовой деятельности людей, их духовной жизни. Повышалась роль науки. В условиях интенсивного развития общественного производства каждый специалист должен не только непрерывно учиться, но иногда и переучиваться. Дисциплины учебного плана и их содержание должны обеспечивать усвоение студентами фундаментальных научных знаний, развитие у них творческого мышления, потребности в процессе практической деятельности к овладению высотами науки, техники, культуры. В январе 1973 г. было созвано Всесоюзное совещание работников высшей школы. Министр высшего и среднего специального образования В.П. Елютин в своем докладе отметил, что особое внимание необходимо уделять развитию университетского образования, органической связи науки и образования, обновления педагогических методов в направлении оптимизации познавательной деятельности студентов, изданию достаточного количества высококачественных учебников и учебных пособий. - Чем было вызвано решение о преобразовании МРТИ? —В то время возникла, почти стихийно, волна, во многих случаях формального, переименования институтов в университеты или академии. В МРТИ не спешили с этим, еще и еще раз взвешивая предпосылки быть солидным основательным университетом. Были подвергнуты анализу все составляющие МРТИ. Институт обладал солидной учебно-лабораторной и научной базой, размещенной в шести корпусах. Первостепенное внимание уделялось не только расширению площадей учебно-лабораторной базы, но и интенсивному оснащению ее компьютерной техникой, лабораторно-технологическим оборудованием. Функционировали два современных студенческих общежития. Аудитории и общежития дополнялись рядом спортивных залов в учебных корпусах и стадионом, а также летней оздоровительной базой на Браславских озерах. Таким образом, МРТИ располагал гармонично развитой учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной и оздоровительной базой. Большое внимание уделялось не только подготовке инженерных кадров по растущему числу новых специальностей и специализаций, но и росту квалификации профессорско-преподавательского состава через интенсивно работающие аспирантуру и докторантуру. Институт выполнял функции комплексного центра для подготовки кадров всех ступеней квалификации для себя, других вузов, НИИ и промышленных предприятий. Рост кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава являлся основой для создания межведомственных Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. И как результат, к концу 80-х годов более половины профессорско-преподавательского состава имели ученые степени кандидатов и докторов наук. В организации учебного процесса деятельное участие принимали те предприятия и НИИ, которые получали наших выпускников. На предприятиях были организованы филиалы учебных лабораторий институтских кафедр. Специалисты предприятий читали лекции и вели курсовое и дипломное проектирование. Непрерывно обновлялись и разрабатывались новые программы, учебные пособия и учебники, компьютеризировались занятия и вступительные экзамены, разрабатывались образовательные стандарты. При этом большое внимание уделялось гуманизации и гуманитаризации знаний студентов, преподаванию эстетических дисциплин, вовлечению студентов в художественную самодеятельность. В институте одним из приоритетов стало развитие научно-исследовательской деятельности. Эта позиция полностью оправдала себя, подняла престиж и авторитет не только МРТИ, но и в целом высшей школы республики. Она принесла институту неоценимую пользу в постсоветское время, когда до 95% финансирования науки, материально-технического снабжения осуществлялось (до разрешения вводить платное обучение студентов) за счет внебюджетных средств, получаемых, в основном, по контрактам с зарубежными странами. МРТИ был одним из немногих вузов в системе Минобразования республики экспортером научно-технической продукции на рынке высоких технологий. Созданные и внедренные в промышленное производство новые технологии и оборудование удостоены государственных премий. Всему этому способствовала работа открытого в 1980 году специального конструкторского бюро с опытным производством. Активно формировались научные школы института, возглавляемые его ведущими учеными. Интегральной оценкой деятельности руководства и всего коллектива института явилось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 23 от 13 марта 1987 г. об отнесении МРТИ, за особые достижения в области научных исследований и подготовки специалистов, к числу ведущих вузов Советского Союза. Таким образом, по мере развития МРТИ статус его непрерывно возрастал. Подводя итоги сделанного до преобразования, можно утверждать: был создан устойчиво и эффективно работающий в сложных условиях учебно-научно-производственный комплекс с гармонично развивающимися составляющими (продуманной структурой факультетов и кафедр, учебно-методической и научно-исследовательской частью, развитой системой подготовки кадров высшей квалификации и переподготовки ИТР, материально-технической, физкультурно-спортивной и оздоровительной базой). Выпускники МРТИ - инженеры, кандидаты и доктора наук, научные разработки вуза были востребованы в республике и за рубежом. Институт постепенно включался в мировой образовательный процесс. В современных условиях возникла необходимость обновления статуса вуза с учетом международных критериев. Поэтому Министерство образования Республики Беларусь предложило осуществить преобразование института в государственный университет —Как родилось название нашего университета? — Прежде всего новое название должно было говорить о преемственности по отношению к МРТИ и в то же время отражать новые задачи (образовательные, научные, воспитательные), выдвигаемые мировым научно-техническим прогрессом на пороге XXI века. Так готовилось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 1993 г. № 786, в котором говорится: «Принять предложения Министерства образования о преобразовании Минского радиотехнического института в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники». - Виктор Макарович, каким видится Вам высшее образование в будущем? — Современная модель университета предполагает непрерывное единство обучения и научные исследования. В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище», сформирован ответ на злободневный вопрос: какое образование нужно завтра? На смену царящему пока информационно-обучающему подходу в учебном процессе должен прийти обучающе-исследовательский принцип (ОИП) в ходе приобщения обучаемого к научному творчеству. Одним из условий приобретения университетского образования является осознанное овладение системой научных методов, т.е. методологией науки. ОИП должен быть адаптирован к соответствующей ступени образования: инженер, бакалавр, магистр. Возрастает роль инженера-конструктора-технолога, его инновационной деятельности. Для формирования таких кадров необходимо уделить в первую очередь должное внимание научным междисциплинарным механизмам и методам: математического моделирования, оптимизации, программирования, системного анализа, автоматизированного проектирования, принципам решения изобретательских задач, компьютерным технологиям в учебном процессе и исследовательской работе, всему тому, что учит учиться. Это направление в подготовке кадров должно сочетаться с эффективным интегрированием образования и науки, конвергенцией учебного и исследовательского процессов. Хотя БГУИР уже дважды аттестовывался (в 1998 и 2003 гг.) Министерством образования на статус вуза университетского типа успокаиваться на достигнутом не стоит. Статус университета возлагает на его коллектив новые задачи по коренной модернизации самой концепции ведения учебного процесса.