Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№9 от 31 мая 2013 г

М.П. Батура: «Работаем на интеллектуальный капитал страны»

 

Такими словами открыл торжественную церемонию вручения сертификатов Международного учебно-научного центра мобильных технологий «Android Software Center» и сертификатов Cisco ректор БГУИР Михаил Павлович Батура. Почетными гостями церемонии стали президент компании FORTE Knowledge (США) Стив Крейнин, глава представительства Cisco Systems в Беларуси и странах СНГ Павел Бурба. Со стороны нашего университета присутствовали декан ФКП Сергей Константинович Дик и заведующий кафедрой проектирования информационно-компьютерных систем (ПИКС) Игорь Николаевич Цырельчук.

На бесплатные 6-месячные курсы учебно-научного центра «Android Software Center», открытого в октябре 2012 г. совместно с компанией FORTE Knowledge (США) Иллинойской технологической ассоциации (ITA) на базе кафедры ПИКС, были отобраны из примерно двухсот претендентов 75 студентов с опытом работы в Java, C#, C++ и PHP. Слушатели изучили основы Android и получили знания по разработке мобильных приложений не только в центре, но могли и самостоятельно отрабатывать навыки IT-технологий за пределами университета, т.к. каждому обучающемуся на их персональные ноутбуки было установлено необходимое программное обеспечение. В итоге были аттестованы 39 человек. По словам М.П. Батуры, остальным могло помешать достигнуть цели плохое знание английского языка, на котором студентам читали лекции по видеоконференцсвязи ведущие специалисты ITA.

 – Первое, зачем пришли студенты на курсы, – это знания операционной системы Android и ее мобильных приложений, очень востребованных знаний развивающегося направления. Обладание сертификатом «Android Software Center» повышает их конкурентоспособность на рынке труда и позволяет участвовать в соответствующих проектах, – отметил ректор. – Стив Крейнин открыл представительство своей компании в Минске, которое сейчас регистрируется как резидент Парка высоких технологий. Это означает, что в нем будут реализовываться проекты, будут рабочие места и будут востребованы молодые люди, прошедшие подготовку на курсах. Нам важно, что наши студенты будут работать в Беларуси и получать неплохие зарплаты.

Кроме того, в данный момент 10 лучших слушателей курса проходят стажировку в рамках группы FORTE в США. По словам президента компании FORTE Knowledge, со следующего года программа курса будет более расширенной. Будет начата подготовка специалистов по направлению «Foundation of Enerpriese E-Commerce Development» и введены в обучение реальные проекты, на которых студенты смогут стажироваться. Стив Крейнин, уроженец нашей страны, объяснил свою заинтересованность в белорусских умах следующим образом:

Хотелось бы начать свою деятельность в Минске с позитивного, хорошего. Мы можем не только получать отсюда таланты, но и вкладывать в них. Почему именно Беларусь? Я свято верю, что здесь одни из самых лучших талантов.

Второй частью мероприятия стало вручение сертификатов компании Cisco Systems 10-ти преподавателям нашего университета. Договоренность о сотрудничестве с БГУИР была достигнута в начале этого года и предусматривала создание в нем Сетевой академии Cisco. Данная программа нацелена на подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей с применением общепризнанных стандартов. Первым шагом в этом направлении стало обучение преподавателей кафедры ПИКС для получения ими престижного статуса «инструктор Академии Cisco». Сертификация CCNA Exploration – одна из самых известных и уважаемых в компьютерной индустрии.

Любой специалист, который тем или иным образом связан с отраслью информационно-коммуникационных технологий, просто обязан владеть знаниями в области сети, – утверждает Павел Бурба. –  Мы с Михаилом Павловичем пришли к выводу, что у нас общие цели и начинания. Мы считаем, что сеть – это будущее, поэтому хотим сделать так, чтобы преподаватели БГУИР смогли в должном объеме донести теорию о построении сетей студентам.

Вручение сертификатов – точечное событие, означающее успешную апробацию учебных программ, курсов двух IT- партнеров БГУИР: компаний Cisco Systems и FORTE Knowledge. Надеемся, заявленные на церемонии намерения о дальнейшем расширении сотрудничества будут воплощены в ближайшем будущем.

После вручения сертификатов состоялось подписание договора о дальнейшем сотрудничестве между БГУИР и компанией FORTE Knowledge относительно подготовки на базе «Android Software Center» специалистов по направлению «Foundation of Enerpriese E-Commerce Development», начать которую планируется в октябре 2013 года.

 

Ирина ФРОЛОВА,

пресс-служба

Навстречу юбилею 50 акций

 

Здоровых улыбок в БГУИР стало больше!

16 мая в одном событии удивительным и одновременно простым образом совместились нестандартный образец здоровьесберегающих технологий и первая из 50 акций к юбилею нашего университета.

То теплое майское утро выдалось необычным для всех: студенты вместо учебных аудиторий вошли в кабинеты врачей 2-й городской стоматологической поликлиники, где стартовала акция «К юбилею БГУИР – здоровую улыбку!»; ректор Михаил Павлович Батура начал рабочий день не в своем кабинете, а в холле поликлиники, и позже вслед за студентами сел в кресло стоматолога; стоматологи вместо обычных пациентов оказали услуги (осмотр, составление индивидуальных планов профилактики и лечения) большому потоку молодежи (80 человек за день).

Идея проведения акции, как рассказала главный врач поликлиники Галина Юрьевна Панасенкова, возникла совместно с БГУИР. Психологический момент мероприятия – показать молодежи, что бояться стоматологов не стоит. Просветительский – напомнить, что профилактика является наименее затратным и безболезненным средством оздоровления. Воспитательный момент, как отметил ректор, – привить студентам бережное отношение к своему здоровью. Тогда станет реальным девиз акции «К юбилею – в хорошей форме!»:

– В профессиональной и физической, – акцентировал Михаил Павлович.

БГУИР – первый участник акции, которая продлится в сентябре для других вузов. А первыми среди первых в тот день стал ФКП. В течение недели двери кабинетов врачей-стоматологов были открыты для студентов всех факультетов нашего университета.

– Работать со студенчеством – это здорово, потому что душа молодой остается всегда, – уверена Галина Юрьевна.

– Студенты – это наше будущее. И прежде всего это будущие родители. Насколько они ответственно будут относиться к своему здоровью, настолько они грамотно и правильно будут воспитывать своих детей, – сделала акцент на перспективу главный стоматолог Комитета по здравоохранению Мингорисполкома Светлана Ивановна Гунько.

Будущие родители, а ныне студенты, получили подарки от поликлиники (за участие в акции) и от профкома студентов (за участие в викторине по истории МРТИ-БГУИР). Ну а подарки и от поликлиники, и от профкома были вручены Михаилу Павловичу, для которого тот необычный день был к тому же еще и Днем рождения. Провести такой праздник в такой здоровой атмосфере – отличный заряд бодрости и прекрасный пример для студентов.

В общем, можно с уверенностью сказать, что в каждый из дней акции как минимум на 50 здоровых улыбок в БГУИР становилось больше!

Виталий БАБИЧ, пресс-служба

 

БГУИР в лицах и фактах

Они были первыми

40 лет на кафедре высшей математики нашего университета проработали замечательные педагоги, яркие представители математического сообщества страны Андрей Андреевич Карпук и Ростислав Михайлович Жевняк.

Становление

Их судьбы во многом схожи: полуголодное послевоенное детство, учеба в сельской школе за 5-6 километров от дома, сильное желание и способность получать новые знания. С ранних лет – закалка физическим деревенским трудом, увлечение доступными видами спорта. Потом Ростислав учился в Белорусском государственном университете им. В.И. Ленина, а Андрей – в Брестском педагогическом институте им. А.С. Пушкина. Несмотря на напряженную учебу, молодые люди находили время для занятий спортом (играли за сборные команды своих вузов по футболу, гандболу, волейболу), поездки в составе студенческих отрядом на целинные стройки (именно тогда А.А. Карпук был награжден медалью «За освоение целинных земель»).

Оба окончили аспирантуру Института математики АН БССР: в 1972 г. защитил кандидатскую диссертацию Ростислав Михайлович, а в 1974 г. – Андрей Андреевич.

Работа и творчество

Начало семидесятых годов прошлого века было для МРТИ временем бурного развития. В одно и то же время, в октябре 1972 г., на кафедру высшей математики приходят Р.М. Жевняк (на должность старшего преподавателя) и А.А. Карпук (в качестве ассистента). В 1975 г. оба становятся доцентами кафедры, а в 1993 г. – профессорами.

Полные творческих планов и идей, энергичные молодые кандидаты физико-математических наук быстро находят общий язык. Амбициозный, целеустремленный Андрей Андреевич и романтичный, творчески настроенный Ростислав Михайлович удачно дополняют друг друга. Несмотря на различие характеров, каждому из них присущи высокий профессионализм, большая работоспособность, стремление обеспечить такой уровень преподавания высшей математики, который соответствовал бы уровню нашего вуза. Они налаживают творческие контакты с грандами московской высшей школы. Профессиональное общение такого высокого уровня позволило им быть в курсе всех современных тенденций и технологий преподавания высшей математики в технических вузах. Андрей Андреевич и Ростислав Михайлович первыми в Беларуси внедрили в учебный процесс систему типовых расчетов по высшей математике, записали курс лекций для учебного телевидения, разработали курс высшей математики, который вышел в виде учебного пособия «Высшая математика» в 5-и частях (1982-1986 гг.). Второе, переработанное издание этого учебного пособия вышло уже под грифом «учебник», по нему обучаются студенты многих технических вузов. Популярностью также пользуются их учебные пособия «Общий курс высшей математики» и «Теория вероятностей и математическая статистика».

Свое видение преподавания математики в средних школах Ростислав Михайлович изложил в учебном пособии «Математика для поступающих в вузы». А.А. Карпук и Р.М. Жевняк приняли активное участие в создании ЭУМКД по высшей математике в 3-х частях. Изданный ими в соавторстве с преподавателями кафедры высшей математики БГУИР «Сборник задач по высшей математике в 10 частях» (2003-2010 гг.) фактически разбивает курс на 10 модулей, адаптированных к модульно-рейтинговой системе.

Авторский коллектив в составе профессоров Р.М. Жевняка и А.А. Карпука стал в 2002 г. победителем университетского конкурса «На лучшее научно-методическое обеспечение общенаучных и общепрофессиональных дисциплин». Всего они совместно с другими авторами опубликовали свыше 30 учебных пособий и учебников.

Никто не забыт

К сожалению, А.А. Карпука и Р.М. Жевняка уже нет в живых. Коллектив кафедры высшей математики и благодарные студенты говорят: «На земле они оставили не только тире между двумя датами. Мы будем встречаться с ними в их книгах. Мы никогда не забудем искрометный юмор Андрея Андреевич и застенчивую улыбку Ростислава Михайловича. Светлая память об этих замечательных людях навсегда останется в наших сердцах!»

 

Подготовила

Анастасия БАРБОСОВА,

пресс-служба

 

В центре внимания

Молодежь и время

Праздник удался

Презентации лучших образцов творчества интеллектуального и технического, общение интерактивное и просто душевное, обмен опытом, выступления артистов юных и взрослых, и многое другое… Благодаря этому 16 мая Национальный выставочный центр «БелЭкспо» стал местом проведения своего рода национального праздника учащейся молодежи, учреждений образования и иных организаций, связанных с воспитательными, инновационными процессами в молодежной среде. Именно так была воспринята мною атмосфера открытия XV Республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта, детского и молодежного творчества «Я – грамадзянін Беларусі».

БГУИР традиционно принял участие в выставке «Я – грамадзянін Беларусі»: представил более 100 наименований научно-методической литературы и обобщенного педагогического опыта, образцы рекламной продукции, видеофильмы об университете. По итогам работы выставки наш вуз получил Диплом II степени.

С молодежью всегда кто-то работает, ведь любой продуктивный жизненный опыт передается от старших к младшим. О сущности работы педагогов на современном этапе сказал в своей речи на открытии выставки Министр образования С.А. Маскевич:

– Сегодня, в период всеобщей информатизации, когда глобальное информационное пространство предлагает нашей молодежи много увлекательного: то, что работает на их подсознании и эмоциях. И находить средства, чтобы достучаться до их душ – дело очень непростое. Дело, которое требует высокого профессионализма…

Как отметил Министр, всем странам мира нужны не только образованные, квалифицированные специалисты, но прежде всего воспитанные, высоконравственные люди. Ведь именно такие люди могут видеть суть отдельного человека и всего коллектива, одного явления и целого процесса, за яркими формами и эффектными методами не терять их содержание – все это бесценные моменты истины, уникальный синтез опыта житейского и профессионального. И нам, разным поколениям, его так не хватает.

Поиск истины продолжается

Тема, обозначенная в словах Министра, получила развитие на следующий день, 17 мая, на пресс-конференции «Проблемы молодежи в 21 веке» и презентации журнала «Современная молодежь и общество», организованными кафедрой молодежной политики Республиканского института высшей школы (РИВШ) в рамках работы выставки «Я – грамадзянін Беларусі».

К сожалению, я не смог присутствовать на этой встрече. Но прослушал запись и... Услышал то, что меня приятно впечатлило: анализ общей сущности проблем, которые бытуют не только в среде молодежи, но и в современном обществе в целом.

И прозвучали эти жемчужины мысли из уст профессора кафедры молодежной политики РИВШ, доктора философских наук В.В. Познякова. Но прозвучали далеко не сразу. Сперва перед аудиторией со стороны РИВШ выступили представители администрации, кафедры молодежной политики, а далее – председатель и некоторые члены редколлегии журнала «Современная молодежь и общество», первый выпуск которого посвящен тематике «Демографическая безопасность и репродуктивное здоровье молодежи». В связи с этим на пресс-конференции много было сказано о современных проблемах семьи, не осталась в стороне тема студенческого самоуправления. А сущность обсуждаемых вопросов и оценку современной молодежи как раз и обозначил профессор Позняков. Речь Валерия Владимировича, которую я процитирую ниже (в сокращенном варианте), вполне можно воспринимать как путеводитель для тех, кто сопричастен к педагогическому процессу:

«По своей сути, проблемы, которые ставятся, обсуждаются, решаются сегодня, в 21 веке, идентичны тем проблемам, которые были две тысячи лет назад. Они решаются в принципиально иных условиях: социокультурных, политических, нравственных, психологических. В мире произошли такие изменения, что старые проблемы приобретают совершенно другой облик, более сложный характер. Было бы интересно услышать обо всех проблемах, которые волнуют молодых людей и хотя бы попытаться высказать подходы к их решению. Вот сегодня вопросы касались самоуправления, национального студенческого союза и т.д. Но это все-таки лишь формы организационные. А за ними стоят какие проблемы?..

Особенность современного мира заключается в том, что он мультикультурный. Такая ситуация связана с необходимостью осуществлять сложнейшие виды деятельности, она порождает множество проблем индивидуального, группового, цивилизационного плана, побуждает нас работать со сложнейшими системами образования, со сложнейшими объектами. Молодой человек, хочет он этого или нет, стоит перед выбором. Делать выбор его можно худо-бедно научить, труднее научить ответственности. Вопросы, которые вы ставите: семья, самореализация, союз студентов общенациональный – а для чего? Для чего это? Разве самореализационный, самоуправленческий ресурс организационных форм работы со студенчеством уже исчерпан? Нет. А в чем проблема? Проблема в том, что необходимо изучить противоречие между самореализацией и теми обстоятельствами, в которых оказался современный человек. Если он будет осознавать ответственность за себя, за свой профессиональный, гражданский, нравственный долг, ситуация станет совершенно другой. Тогда возникает новая система воспитания: молодого человека нужно делать – но не в плане императивном, не в плане командном – субъектом культурноразвивающихся, культурнообогащенных сред. И в этих средах он сам ваяется и в физическом, и в интеллектуальном, и в нравственно-эстетическом плане. В такой ситуации он «приговорен» решать проблемы. Не я, преподаватель, его тяну (например, на зачете), а он сам тянется.

Митрополит Кирилл сказал: «У нас очень низка нравственная планка». Человек, который оказывается за ее пределами, полагает себя вне данной культуры. Он должен формироваться по другой культурной программе, выйти из ситуации одиночества, несвободы (не путать свободу с вседозволенностью). Чтобы каждый ощутил себя свободным в пространстве своей деятельности, должно быть совсем другое мышление, другое сознание, и в этом огромная роль принадлежит самостоятельной работе над духовными сущностями. Когда ты будешь внутренне свободным человеком, будешь и внешне свободным. Будешь исполнен полноты всей ответственности за то, что пришел в этот мир, семью создал и т.д.

Современная молодежь продвинута в области информационных технологий, но она недостаточно зрело мыслит в плане социального служения и нравственной ответственности. Для старшего поколения было характерно (процитирую одного из писателей): «Повышенная мера ответственности, дарованная свободой, Богом, судьбой, государством, социумом». И при этом не говорили так, как сказал один из персонажей Маяковского: «Сделайте мне красиво!» Я сам должен сделать красиво в своей деятельности, в своей группе. Не говоря уже о семье. Атрофия этой способности сделать себе красиво, то есть ответственно себя вести в сложнейших условиях жизни, порождает тип: безответственный, либо скептик, либо критикан…

С каким-то упоением спасительным мы эксплуатируем фразу «Молодежь – будущее нашей страны». Вдумайтесь: молодежь является средством формирования будущего… Молодежи надо быть настоящим нашей страны. Молодежь должна решать проблемы, которые может решать сегодня. И тогда она полагает себя и своих детей в будущее. Современная молодежь нуждается в особой культуре мышления. Политик, управленец, куратор, студенческий лидер тоже нуждаются в этом, чтобы увидеть проблему, провести исследование и ее решить…»

Резюме

Вскоре после прослушивания записи, проходя по переходу между корпусами нашего университета, я стал свидетелем такой ситуации: перед строем курсантов офицер проводил воспитательную работу. Говорил о пользе сплоченности… А ведь сплоченность коллектива – это все те же свобода и ответственность, о которых было сказано выше.

И чем больше свободы, тем больше ответственности. И тогда смысл фразы «Я – грамадзянін Беларусі» воспринимаешь глубже: я свободен для всего и ответственен за все, что происходит в моей душе, в моей семье, в моей стране – в моей жизни.

Виталий БАБИЧ,

пресс-служба

 

Вокруг света. Образование

Vive la France! или

Как учатся «во французской стороне»

Наш вуз в одиннадцатый раз собрал своих коллег из Франции и Сингапура в рамках Международной конференции по физике, химии и применению наноструктур «Nanomeeting–2013» (проходит с 28 мая, закончится – 31 мая). Помимо БГУИР, основным организатором является Средиземноморский университет Экс-Марсель II (Франция), наиболее мощный по потенциалу вуз Прованса. В предыдущих номерах газеты мы уже знакомили наших читателей с особенностями высшего образования Китая и Сингапура. Каковы же они во Франции?

Первый вывод, который напрашивается после ознакомления с многоступенчатой, разветвленной системой образования Франции, она очень запутана. В то же время огромнейшим ее плюсом являются очень сильные научные традиции, школы. Это неудивительно, ведь система высшего образования во Франции – одна из старейших в Европе.

По словам профессора Виктора Евгеньевича Борисенко, заведующего кафедрой МНЭ, одного из сопредседателей конференции, напрямую сравнивать ее с нашей системой образования или с системой других европейских стран до недавнего времени было сложно. Некие общие подходы стали появляться с продвижением Болонского процесса, который открывает для студентов новые возможности: студенческие обмены, стажировки в разных странах Европы, но главное – общеевропейское признание дипломов и университетских степеней. Только сейчас система французского высшего образования становится более-менее упорядоченной. В качестве  подтверждения того, как сложно было этого добиться, В.Е. Борисенко привел в пример такой исторический казус:

 – Когда Наполеон пришел к власти, он решил реформировать высшее образование с тем, чтобы его направить на подготовку государственных служащих – контингента, который бы работал на государство. Преобразовать существующие на то время университеты ему не удалось при всей его энергии, напоре, мощи, потенциале. Им было принято очень мудрое решение: параллельно с существующей системой высшего образования была создана новая – Высших школ (#233;coles sup#233;rieures). Именно этим заведениям была поручена целевая подготовка кадров госслужащих, инженерной элиты и т.д. Эта система сохранилась до сих пор.

Разобраться в ней действительно сложно, поэтому попробуем выстроить общую схему. Образование во французском университете разбито на циклы, каждый из которых завершается получением национального диплома. Он, однако, не гарантирует студенту продолжения учебы на следующем цикле: все зависит от конкретных академических показателей.

От бакалавра до докторанта

Первый цикл дает базовую общеобразовательную подготовку, длится три года и приводит к получению степени Licence (Лисанс) и допуску к профессиональной деятельности. На него могут поступить выпускники средних школ (бакалавры).  Французского бакалавра ни в коем случае нельзя путать с англо-саксонской «аналогичной» степенью, которая означает 3-4 года полного высшего образования. Во Франции диплом бакалавра – это свидетельство о среднем образовании. Бакалавры поступают в университеты без экзаменов. А выпускники школ с неполным средним образованием должны сдать экзамен ESEU, к которому они готовятся заочно или на подготовительных курсах в университетах.

Вторая ступень длится 2 года и приводит к присвоению степени Master (магистр). В этом учебном цикле студент выбирает специализацию в своей области. Он может получить степень Master 1 (магистр первого года обучения) и еще через год Master 2: Professionnel или Recherche (магистр второго года обучения по профессиональному или научному направлениям).

Далее следует обучение в течение трех лет в докторантуре, которое приводит к получению степени PhD. Она доступна только тем, кто имеет степень магистра в области научных исследований.  

Аспиранты и докторанты нашего университета периодически проходят стажировки в Марселе. Они длятся в зависимости от цели и от финансирования, которое удалось получить на поддержку таких визитов. Например, поездки, имеющие целью научную работу, длятся от одного до трех месяцев. Правда, по словам В.Е. Борисенко, в последние несколько лет их число сократилось.

Инженерная закалка

Важно отметить, что во Франции особое внимание уделяется инженерному образованию. Оно строится параллельно классической университетской системе. 

Инженеров готовят 5 лет, – рассказывает Виктор Евгеньевич. Инженерные школы во Франции есть как самостоятельные, так и приуниверситетские. После получения классического образования студент может перейти на соответствующий курс по инженерной специальности. И наоборот, закончив пять курсов обучения по данному профилю, может пойти на второй год магистратуры. Инженерное образование имеет свои особенности, в первую очередь связанные с практикой. Для подготовки качественного специалиста очень важна практическая составляющая, навыки, лабораторная работа, практика на предприятиях. Ну и, конечно, набор дисциплин несколько специфический.

Несмотря на сложность восприятия системы высшего образования Франции, для наших ученых существует только один показатель уровня подготовки французских коллег:

Мы обмениваемся научным продуктом. По его качеству можно судить о тех специалистах, которые его добыли, определить, кем он создавался: инженером или профессором, – уверяет Виктор Евгеньевич.

Результаты и перспективы белорусско-французского и белорусско-сингапурского сотрудничества в области нанотехнологий были обсуждены в ходе «Наномитинга – 2013». Читайте об этом в следующем номере «Импульса».

Ирина ФРОЛОВА, пресс-служба

 

Колонка редактора

По «страницам» мультимедиа

Не могу не писать… Эти слова, ставшие риторическими для любого светила мировой литературы, хочется перефразировать, вглядываясь в современное информационное МММ (мобильно-мульти-медийное) пространство Минска: «Не могу не читать». Благодаря электронным книгам, планшетам, смартфонам читабельность населения, хотя бы по наблюдениям в общественном транспорте, значительно повысилась. Читать стало удобней. И даже модно. «Запаковать» в считанные мегабайты и всегда «носить» с собой теперь можно чуть ли не всю классическую литературу, или библиотечку периодики за лет эдак десять…

О последней, а именно о прессе корпоративной (наша газета «Импульс» к ней, родной, и относится), поговорим в очередной раз. И тут уж никак не обойти стороной круглый стол, собравший 24 апреля сего года (в Институте журналистики БГУ) заинтересованных лиц поразмышлять над темой «Будущее корпоративной прессы в современных условиях медиарынка».

Говорить о будущем, не анализируя настоящее, не оправдано. «Журналистское сообщество недооценивает значение корпоративной прессы», – такой анализ был высказан главным редактором журнала «Беларуская думка» Вадимом Гигиным. И «думка» эта дает нам только ПЛЮС. Указывает на наши скрытые достоинства и открывающиеся потенциалы: «Корпоративные СМИ отличаются немалым тиражом, который может конкурировать в объемах тиража и темпах его роста с крупными республиканскими и региональными газетами» (В. Гигин); «Корпоративная газета оказывается ближе к своему потребителю», а также заполняет нишу ушедших в лету районных газет (Ю. Дудинов, главный редактор газеты «Автозаводец»).

Все эти доводы, безусловно, дадут новый импульс в развитии газеты нашего БГУИР. Печатное издание университета информатики и радиоэлектроники просто обязано успевать всеми доступными средствами отражать МММ-пространство и отражаться в нем. К тому же тематический диапазон вузовских СМИ может (и должен) быть шире тематики газет предприятий, общественных объединений, банков и других структур, чья деятельность менее разноплановая. А по качеству публикаций и их оформлению пресса вузов должна (и может) быть только образцовой.

«Конвергенция, мультимедийность, интерактивность» (то же самое МММ-пространство) – этот девиз прошедшей в конце апреля выставки «СМИ в Беларуси» напомнил: «То, что опубликовано в газете, должно быть сегодня у читателя и на планшете, и на мобильном телефоне» (В. Матусевич, заместитель Министра информации).

Радует то, что мобильный формат не вытесняет формат печатный, а лишь последний уступает ему свое место. И когда видишь где-нибудь в метро человека с обычной (точнее, уже с необычной – не электронной) газетой или книжкой («Не могу не читать»), то на душе становится как-то теплее. Ведь электронный комфорт смог бы полностью «осчастливить», наверное, только роботов.

Виталий БАБИЧ

 

БЛАГО твори!

От добра – к добру…

Вот-вот у студентов начнется сессия (а у кого-то она уже в самом разгаре), за окном солнечная погода, расцветающая природа – самое время подводить итоги уходящего сезона – учебного года. На исходе таких условных отчетных периодов, каждый из которых для нашей волонтерской группы «Созвездие» как новый виток в развитии, хочется вспомнить самые яркие и запоминающиеся события.

Кроме традиционных интересных и познавательных поездок в социальные приюты, новинкой сезона было проведение «марафона» профилактики ВИЧ-СПИДа на всех факультетах БГУИР. Во Всемирный день ребенка мы проводили тест на хорошего родителя прямо на улицах Минска, напоминая о том, что стоит больше уделять внимания своему чаду. Весною активные девушки-волонтеры ИЭФ совместно с Красным Крестом спасали мир от туберкулеза: в Международный день борьбы с этой болезнью провели ежегодную акцию «Белая ромашка».

По итогам III трудового семестра 2012 года группа «Созвездие» БГУИР была признана лучшим волонтерским отрядом

Советского района столицы

 

Но, пожалуй, самым ярким, интересным, запоминающимся и в то же время самым сложным событием в уходящем году стал праздник для детей с ограниченными возможностями, который был организован в Международный день инвалидов. Несколько лет назад мы опробовали проведение мастер-классов для детей из социальных приютов города Минска. В этот раз, не побоявшись риска, сделали нечто похожее для детей-инвалидов. Чтобы создать для них праздник, нам понадобилось много сил, времени и терпения. Наши ребята волновались, ведь мастер-классы для таких детей мы проводили впервые. Результат превзошел ожидания! Все прошло настолько успешно, что некоторые наши подопечные не хотели с нами расставаться, даже после завершения встречи. Оно и понятно: кроме мастер-классов были концертные номера с участием творческих коллективов БГУИР, а атмосферу праздника усилило шоу мыльных пузырей…

Несмотря на то, что учебный год заканчивается, мы не ограничены временными рамками. Если ты в душе волонтер, для тебя не важны ни время года, ни погода, ни настроение. Хоть многие наши ребята летом уезжают домой и активность группы снижается, впереди нас ждет еще много работы, много людей, которым нужно помочь, много всего доброго, светлого и яркого, что можно подарить другим.

Делай добро – и оно к тебе обязательно вернется!

 

По итогам III трудового семестра 2012 года группа «Созвездие» БГУИР была признана лучшим волонтерским отрядом

Советского района столицы.

Евгений Вороной,

 руководитель волонтерской

группы «Созвездие»,

 

Колонка стУдЕнтА

Ах, лето красное, будь со мной!

Все мы лета ждем, предвкушая что-то невероятное, новое, захватывающее. А как приходит оно – теряемся. Потому, что боязно: вдруг многочисленные чудо-планы не осуществятся, надежды на долгожданный отдых, новые знакомства и бурю впечатлений не оправдаются.

Впрочем, не все планируют летом только отрываться. Очень и очень многие идут работать. И это несладко. Когда вокруг теплынь, солнце во все небо, да такое, что, казалось бы, в помещение ни ногой, ан нет. Тебя ждет нерадужная перспективка: впихиваться в душный автобус, наполненный потными и замученными людьми и добираться до работы, потом там с завистью и грустью поглядывать за окно… А после – снова тернистый путь домой.

Сама работала не одно лето и скажу прямо: это «идеальное» наказание. Хотя с другой стороны, особы, преследующие поистине наполеоновские цели (например, покупка какой-либо невероятно нужной вещи на собственно (!) заработанные деньги), заслуживают не только одобрения и поддержки в бравых начинаниях, но и уважения.

А ведь есть и те, кто не стремятся придать своему отдыху какую-либо осмысленность и просто проводят теплые деньки взаперти. Не спорю, «общение» с компьютером для многих стало гораздо интереснее, предпочтительнее общества людей. Но это ведь неразумно. Нельзя сказать, что наша страна изобилует солнечными днями. Так будет ли человек, который около девяти месяцев в году любуется хмурым небом, просиживать те долгожданные теплые, яркие дни в темнице собственной квартиры? Я бы ответила «нет». И вообще, читайте книги! Теперь определить уровень интеллекта человека очень просто: тот, кто отказался от прекрасного общества книг, навлек на себя туман безграмотности. Лично для меня день, проведенный в залитом солнцем парке на скамеечке с книгой в руках, автоматически становится лучшим.

Наверное, наши родители были правы, регулярно отправляя нас, малолетних, к бабулям и дедулям на всевозможные дачи и в деревни, а также на моря и в лагеря.

Хотя, говоря о лагере, нельзя не вспомнить об особо «заботливых» мамочках, которые до дрожи в руках боятся отпускать свое золотко далеко от себя. И вот тут-то на помощь, словно супергерои, снова приходят бабушки и дедушки. Посудите сами: к вам приезжает дитенок, который готов бегать, прыгать, есть помногу и часто, залезать в такие места, куда, казалось бы, залезть невозможно, щупать все знакомые и еще неизведанные поверхности и многое-многое другое... А вы подите углядите! Хотя я уже скучаю по тому времени, когда можно было, забросив ноги на висящий на стене ковер, лежать на диване и читать книжку, а рядом с тобой как минимум три блюда на разных тарелочках.

Лично меня от моих грандиозных планов на лето отделяет только одно ма-а-аленькое препятствие: сессия. Вот сдам ее хорошо, чтоб не стыдно за себя саму было, а уж после – растяни меха, гармошка!

Подводя итоги всему вышесказанному, отмечу: лето – времечко, как ни парадоксально, уникальное и, как наша погода, непредсказуемое. И если ваши планы на лето вдруг резко изменились, не расстраивайтесь. Ведь все, что ни происходит, к лучшему.

 

Специалист по летнему отдыху

Ксения Калашникова

НЕтехнический РАКУРС.  Философия

Рубрика о гуманитарных прозрениях и умениях студентов БГУИР

Оживленно, дискуссионно, непринужденно… Такими словами можно охарактеризовать работу секций философии, прошедших в мае в рамках 49-ой научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов нашего университета

Философские диспуты с весенним настроением

Обновление природы, видимо, является стимулом философской рефлексии. Именно весной традиционно проходит конференция и, соответственно, – заседания секций «Философия и методология науки» и «Философия социального действия».

Традицией стало ежегодное стремление всех участников не просто подготовить и представить в виде презентаций результаты своей научно-исследовательской работы, но и принять активное участие в обсуждении, диспутах и дискуссиях. Самая «нетехническая» секция в нашем университете вызывает подлинный интерес у студентов. Результаты креативных устремлений, представленные на конференции, явились итогом погружения в философские проблемы, этапами которого в течение учебного года были участие магистрантов и студентов в работе международных, республиканских конференций, семинаров и тренингов. В целях оптимизации научно-исследовательской деятельности дважды проводились тренинг-лаборатории, знакомившие всех желающих со спецификой и организацией, оформлением результатов исследовательских проектов и программ.

Именно поэтому на заседаниях секции «Философия и методология науки» были представлены 20 докладов, из которых тезисы 18-ти опубликованы в  сборнике материалов СНТК-2013. На заседаниях секции «Философия социального действия» представлены 64 доклада, в обсуждении которых активно участвовали как сами авторы, так и однокурсники выступавших. Для всех работ характерны острота тем и проблем, практическая ориентированность и мировоззренческая значимость. Дискуссионность обсуждения и полемический задор проявились и в стремлении самих участников поделиться мнениями и соображениями о роли и месте философии и конференции в менталитете технической интеллигенции, взаимосвязи философии и науки, роли религии в современном мире, ценностях семьи и понимании счастья. Интерес к философским проблемам бытия человека, мира, социума отражает не только креативность и нацеленность на исследовательские стратегии, но и свидетельствует о неравнодушии, социальной активности наших студентов.

 

Н.В. Борушко, старший преподаватель кафедры философии

 

Воодушевление

(отзывы студентов)

Наталья Панкина

(2 курс ФКСиС)

Я как участница заседаний секций по философии осталась ими довольна. Раньше данное мероприятие я считала формальным. Но поучаствовав в нем, убедилась в обратном. Итак, что же меня разубедило?

Несмотря на то, что все длилось достаточно долго, не было скучно, как на обычных лекциях. Каждый выступающий в своем докладе не только взял информацию из источников и прочитал ее, но и отразил свое личное мнение. И самое главное: он мог его обосновать и доказать.

Особенно понравилось, что эта конференция затронула разноплановые вопросы: веры и науки, семьи, субкультуры, интернета, даже восточной философии и кино (что лично для меня было очень необычно). Большинство вопросов вызвали горячие обсуждения и споры, а это значит, что темы были действительно актуальны и полезны.

Меня впечатлили доклады на темы: «Креационизм и клерикаризм: влияние на развитие общества» (авторы – студенты группы № 111901 С. Слезкин и Е.Илларионов) – первый доклад, задавший тон конференции, его тема достаточно противоречива, поэтому вызвала много споров; «Ценностные основания субкультуры» (автор – студент группы № 111801 Д. Рацкевич), доклад запомнился обсуждением современных субкультур, а от преподавателей мы получили экскурс в историю, вспомнили субкультуры их молодости – это было познавательно; «Проблема личности в восточной философии» (автор – студент группы №152004 И. Сырцов), доклад сопровождался показом одной из поз йоги. Но самое интересное, самое запомнившееся мне выступление было на тему «Проблема сохранения и развития белорусской национальной культуры в эпоху глобализации» студентки группы № 120602 Ю. Куль – единственный доклад на белорусском языке. Он вселил надежду, что белорусский язык не умрет, в подтверждение этому были приведены веские доводы.

Тема доклада, соавтором которого я являюсь, была близка мне. И, видя с каким воодушевлением другие участники выступали и отстаивали свою точку зрения, я поняла, что они тоже выбрали тему по душе.

Поэтому наше участие в заседании секции – действительно важное и не формальное событие. Мы повысили уровень духовных знаний, и это, на мой взгляд, – одна из целей проведения таких «нетехнических» мероприятий.

Дмитрий РАЦКЕВИЧ,

(2 курс ФКП)

Мое желание участвовать в заседании секций философии было вызвано двумя причинами. Во-первых, я решил глубже разобраться в интересующей меня проблеме, связанной с субкультурами, потому что в нашем обществе их существует много, и хотел узнать, какие факторы способствуют их появлению. Во-вторых, интересно было узнать, какие философские и жизненные вопросы интересуют моих сверстников. И не прогадал.

На конференции было представлено достаточно большое разноообразие докладов, как на актуальные философские вопросы, уже ставшие классическими (актуальность философии Древнего Востока, проблематика культуры), так и новые темы, но не менее актуальные (например «Управление человеческим сознанием посредством сети интернет»). Приятно, что участники секций очень серьезно отнеслись к проделанной работе, поэтому было интересно слушать каждое выступление, которое заканчивалось бурным обсуждением (одно из них даже продлилось около тридцати минут).

Несмотря на то, что БГУИР готовит специалистов технического профиля, философией наши студенты также немало интересуются. Это может гарантировать, что в будущем они станут не только квалифицированными специалистами, но и просто хорошими людьми, полноценными членами общества.

 

И в шутку, и всерьез

Одним словом

С каждым годом становятся все интереснее вопросы, задаваемые участникам турнира «Что? Где? Когда?», поэтому борьба за звание лучших ведется с большим напряжением, что делает данную игру более эффектной и для знатоков, и для зрителей. У ведущих турнира, прошедшего 24 апреля в общежитии № была масса разнообразных, необычных вопросов. Не обошлось и без толики юмора, например:

Закончите анекдот одним словом: «Проходит выставка по достижениям в компьютерной технике. Представлены новейшие процессоры от Intel, AMD, а так же впервые процессор Зеленоградского НПО Электроника. Процессоры проходят тестирование по всем параметрам, и везде лидирует отечественное изделие. Эксперты в шоке. Приносят мощный микроскоп, кладут процессор. Один эксперт заглядывает в окуляры и через секунду падает в обморок. Его коллега заглядывает и тоже падает в обморок. Комиссия в недоумении. Третий эксперт долго смотрит в микроскоп, а потом, заикаясь, произносит: «Вы не п-п-поверите! Он...» 

ВОПРОС: каким же был процессор зеленоградских левшей?

ОТВЕТ: ламповым.

Одним словом, дерзайте! Тренируйте свое остроумие, играя во «Что? Где? Когда?». Это один из многочисленных способов для студентов реализовать себя (не только в учебе), направляя свою энергию в полезное русло.

Владимир ЗЫЛЬ,
студент 1 курса ФТК

 

Здоровые советы

Как вести себя в жару?

Летний сезон в разгаре. Некоторым жаркая погода очень нравится. Но когда температура воздуха поднимается выше температуры человеческого тела (36 °C), в организме меняются процессы терморегуляции, в которых активно участвует сердечно-сосудистая система. Как улучшить самочувствие в самые жаркие летние дни, рассказывает Сергей Бойцов, главный специалист по профилактической медицине Минздравсоцразвития России, директор Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины.

Основной риск для здоровья в жару связан со сгущением крови и повышенным риском образования тромбов. Обычно, когда уже жарко, но «забортная» температура ниже температуры тела, кровь активно циркулирует непосредственно под кожей, отдавая тепло во внешнюю среду и таким образом охлаждая организм. Когда температура воздуха становится выше 38 градусов, активизация кровотока под кожей уже не помогает. Тогда тело человека включает механизм централизации кровотока – уменьшения кровоснабжения периферических сосудов. Это сильно увеличивает нагрузку на сердечно-сосудистую систему и приводит к развитию ее заболеваний. Особенно опасны периоды затяжной жары. Кроме того, сгущение крови происходит в условиях повышенного потоотделения и недостаточном восполнении потерянной организмом жидкости. Такой процесс может происходить и при менее экстремальных температурах.

Что делать, чтобы хорошо себя чувствовать в жару?

 

Помните о вышесказанном! Берегите себя и своих близких!

 

Подготовила Г.С.Захарова,

врач-валеолог

УЗ «33-я студенческая поликлиника»

Летнее утро

 

На веревке телеса крапивы

Сохнут, как портянки на ветру.

Чередую летние мотивы

С каплями росинок поутру.

 

Стежки опоясали ложбину.

Привели меня, как к тупику,

В ризницу с божественной картиной –

Чистому, святому роднику.

 

В утреннее мироощущенье

Разнотравье добавляет страсть.

Ноги, как в обряде омовенья,

Я теряю над собою власть.

 

И в надежде душеочищенья

Словно, как бы к иконному стеклу,

Подчиняясь силе исцеленья,

Прикоснусь губами к роднику.

 

В.П. БУРЦЕВА,

доцент кафедры физики

 

Юбиляры

 

Поздравляем юбиляров мая!

 

Тышкевич Галину Анатольевну

Калмыкова Сергея Андреевича

Севостьянчик Лилию Евгеньевну

Саниковича Михаила Федоровича

Давидович Анну Васильевну

Хоченкова Вадима Алексеевича

Дмуховскую Елену Николаевну

Шокурову Александру Павловну

Козыреву Инессу Анатольевну

Гороха Геннадия Георгиевича

Филонова Андрея Брониславовича

Боброву Наталью Леонидовну

 

СРОЧНО в номер!

 

Баскетболисты БГУИР – лучшие в республике!

Команда нашего университета – победитель Республиканской студенческой баскетбольной лиги-2013. Этот титул и золотые медали она завоевала третий раз за последние 4 года. В финале соревнований, который состоялся 24 мая в спортивно-культурном комплексе «Минск-арена», команда БГУИР одержала победу над баскетболистами БНТУ со счетом 71:62.

Поздравляем нашу команду и ее тренера Федора Николаевича Роденко с заслуженной победой! Желаем дальнейшего укрепления командного духа и новых достойных побед!

 

Объявления

 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

 

Объявляет прием в 2013 году на вторую ступень высшего образования (магистратуру) по специальностям,

открытым в магистратуре БГУИР:

1-23 80 08

Психология труда, инженерная психология, эргономика

1-25 80 04

Экономика и управление народным хозяйством

1-25 80 08

Математические и инструментальные методы экономики

1-27 80 01

Экономика и организация производства

1-31 80 07

Радиофизика

1-31 80 10

Теоретические основы информатики

1-33 80 02

Геоэкология

1-38 80 01

Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы

1-38 80 02

Оптические и оптико-электронные приборы и комплексы

1-38 80 03

Приборы, системы и изделия медицинского назначения

1-38 80 04

Технология приборостроения

1-38 80 05

Приборы и методы преобразования изображений и звука

1-39 80 01

Антенны, СВЧ устройства и их технологии

1-39 80 02

Радиотехника, в том числе системы и устройства радионавигации, радиолокации и телевидения

1-39 81 01

Компьютерные технологии проектирования электронных систем

1-39 81 03*

Информационнные радиотехнологии

1-40 80 01

Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления

1-40 80 02

Системный анализ, управление и обработка информации

1-40 80 03

Вычислительные машины и системы

1-40 80 04

Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ

1-40 80 05

Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей

1-41 80 01

Твердотельная электроника, радиоэлектронные компоненты, микро- и наноэлектроника, приборы на квантовых эффектах

1-41 80 02

Технология и оборудование для производства полупроводников, материалов и приборов электронной техники

1-41 80 03

Нанотехнологии и наноматериалы (в электронике)

1-40 81 01*

Информатика и технологии разработки программного обеспечения

1-40 81 02*

Интеллектуальные вычислительные комплексы, системы и компьютерные сети

1-40 81 03*

Искусственный интеллект

1-45 80 01

Системы, сети и устройства телекоммуникаций

1-45 80 02

Телекоммуникационные системы и компьютерные сети

1-45 81 01*

Инфокоммуникационные системы и сети

1-53 80 01

Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами

1-59 80 01

Охрана труда

1-59 81 01*

Управление безопасностью производственных процессов

1-94 80 01

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

1-98 80 01

Методы и системы защиты информации, информационная безопасность

1-98 80 03

Аппаратное и программно-техническое обеспечение информационной безопасности

* – планируется к открытию в 2013 году

 

Регистрация лиц, поступающих в магистратуру, и выдача бланков документов для заполнения проводится c 3 июня. Прием документов у лиц, поступающих в магистратуру, производится с 27 июня по 5 июля. Прием вступительных испытаний c 6 по 12 июля. Сроки зачисления в магистратуру на обучение за счет средств республиканского бюджета и на условиях оплаты (дневная и заочные формы получения образования) – по 17 июля. Начало обучения 2 сентября 2013 года.

Адрес: г. Минск, ул. П.Бровки, д. 4, 2-ой уч. корпус, ауд. 408, 419.

Ответственный секретарь приемной комиссии: (017)293-88-83.

Справки по телефонам: (017)293-84-10, (017)293-84-61, (017)293-86-42.

Е-mail: magistr@bsuir.by, magistratura@bsuir.by

Web-сайт: www.bsuir.by

 

 

ОТДЫХ В СОК «БРАСЛАВСКИЕ ОЗЕРА»

 

Приглашаем работников, студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов БГУИР и членов их семей отдохнуть в июле и августе в живописном уголке на берегу озера Дривяты в спортивно-оздоровительном комплексе университета «Браславские озера»!

Проживание в «финских домиках» из двух половин (две комнаты 2-х местные, две комнаты 3-х местные) с двумя раздельными входами в каждую половину домика. Количество реализуемых путевок на смену – 90.

Организуются 4 смены, а именно: 1, 2 и 3 смены по 14 дней, 4-я смена – 12 дней.

1 смена: заезд – 04.07.13, отъезд – 18.07.13,

2 смена: заезд – 18.07.13, отъезд – 01.08.13,

3 смена: заезд – 01.08.13, отъезд – 15.08.13,

4 смена: заезд – 15.08.13, отъезд – 27.08.13.

 

1. Полная стоимость путевки для граждан РБ, не являющихся работниками, студентами, магистрантами, аспирантами и докторантами БГУИР, составляет 1 млн. 750 тыс. руб. (смены по 14 дней) и 1 млн. 500 тыс. руб. (смена 12 дней).

2. Стоимость путевки для штатных работников университета, студентов дневной формы обучения, аспирантов и магистрантов очной формы обучения, докторантов и их детей в возрасте от 6 до 18 лет с учетом дотации (150 тыс. руб.) и скидки (200 тыс. руб. на 14 дней или 165 тыс. руб. на 12 дней), составит  1 млн. 400 тыс. руб. (смены по 14 дней) и 1 млн. 185 тыс. руб. (смена 12 дней).

3. Стоимость путевки для членов семей (муж, жена, дети старше 18 лет) штатных работников университета, студентов дневной формы обучения, аспирантов и магистрантов очной формы обучения, докторантов  составит 1 млн. 550 тыс. руб. (смены по 14 дней) и 1 млн. 335 тыс. руб. (смена 12 дней).

4. Профсоюзный комитет работников дотирует по 150 тыс. руб. за путевки для штатных работников – членов отраслевого профсоюза и их детей в возрасте от 6 до 18 лет.

5. Профсоюзный комитет студентов дотирует по 150 тыс. руб. за путевки для своих членов отраслевого профсоюза и их детей в возрасте от 6 до 18 лет.

6. Штатные работники университета, студенты дневной формы обучения, магистранты и аспиранты очной формы обучения, докторанты из числа членов отраслевого профсоюза и члены их семей (муж, жена, дети) доставляются на отдых и обратно за счет средств профсоюзных организаций.

Работники и обучающиеся – не из числа членов отраслевого профсоюза – доставляются на базу за счет университета, а члены их семей, другие родственники и сотрудники сторонних организаций полностью оплачивают свой проезд.

 

 

Заявления на путевки на все смены заполняются:

Работникам и обучающимся к заявлению необходимо приложить копии свидетельства о рождении на детей от 6 до 18 лет.

 

Администрация,

профком работников,

профком студентов