Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N3 от 23 февраля 2007



Высокой награды удостоены
студенты и аспиранты БГУИР Ксения Шостак, Валерий Коваленко, Анна Комличенко, Алексей Долгий, Елена Прудникова, Иван Ширко, которые добились отличных результатов в учебе и науке. 23 февраля в торжественной обстановке ректор университета М. П. Батура поздравил ребят и вручил им свидетельства Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.  



С победой!
22 февраля в спортивном зале второго учебного корпуса стартовал 6 тур XV чемпионата страны по баскетболу среди мужских команд в первой лиге. На торжестве присутствовали ректор БГУИР М. П. Батура, проректоры, деканы факультетов, представители «Приорбанка», спортивная общественность нашего университета. М. П. Батура рассказал о возрождении легендарной баскетбольной команды РТИ с новым названием «Импульс- БГУИР». Деканы самых «спортивных факультетов» были награждены кубками и грамотами. В стартовом матче наши спортсмены уверенно переиграли баскетболистов столичной команды «РГУОР-РЦОР» со счетом 90:23. Матч собрал много настоящих любителей баскетбола, которые горячо поддерживали дружину «Импульс – БГУИР».  



15 февраля День памяти воинов-интернационалистов
Когда третий тост не за любовь «Если не забывать войну, появляется много ненависти. А если войну забывают, начинается новая». Так говорили древние. Точно так же её оценивают и те, кто воевал сам: держал в руках автомат, ходил в разведку, сидел возле кровати умирающего товарища. Ничем не залечить раны оставшихся в живых бойцов, так как получены они не от пули или осколка мины. Но проходит время, и остаются только память да нечастые встречи боевых друзей, где третий тост всегда за тех, кто не с нами… 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях и локальных конфликтах. 15 февраля – день вывода советских войск с территории Афганистана, конец советско-афганской войны. Каждый год в Минске в Троицком предместье на острове Мужества и Скорби проходит митинг, посвящённый памяти павших, собираются в один круг ветераны Афганистана. Но эта дата принадлежит не только прошедшим войну бойцам, она как напутствие молодым: чтобы помнили, чтобы знали – война не нужна людям! БГУИР и его студенты также не обошли 15 февраля стороной: во втором корпусе в фойе актового зала была организована выставка реликвий войны 1979-1989 годов. Не запрещалось осматривать форму десантников, листать старые семейные фотоальбомы, брать в руки и читать письма-похоронки, казённым стилем сообщавшие родителям о смерти сына, «вырвавшей его из строя» в чине майора. И таких похожих одно на другое писем рядом лежало немало. В актовом зале собрались студенты и пришедшие поделиться с ними воспоминаниями бывшие бойцы Афганистана. Не пожалели времени и сил Сергей Красовский, Михаил Быков, Николай Гелаш, Михаил Рыжков, Николай Лазарь. Студенты услышали рассказы о «первых ласточках» – ребятах, приехавших воевать в 18 лет, о войсковом комплекте весом в 45 кг (всё равно, что нести на спине девушку). Были истории и о жутко холодных ночах, когда невозможно было спать, и о нестерпимо жарких днях, когда не оставалось сил идти, но это уже становилось образом жизни. В заключительной части встречи для гостей и студентов выступил ансамбль песни и танца МВД «Поворот». Так заканчивался день памяти воинов в БГУИР. А самих бойцов ещё ждали семьи: где, как не дома, можно достать из шкафа дорогие сердцу, завёрнутые в платочек фотографии и ещё раз просмотреть их вместе с детьми и внуками, вспоминая те нелёгкие афганские годы. Ирина Цумарева



Профессия «защищать Родину»
С тех пор как в БГУИР был открыт Военный факультет, 23 февраля, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, отмечается особенно торжественно. Мы верим и восхищаемся мужеством настоящих мужчин и гордимся успехами людей в погонах. Накануне профессионального праздника о факультете и достижениях курсантов нам рассказа его начальник, полковник Александр Михайлович Дмитрюк. — На нашем факультете обучается 137 курсантов. В основном это выходцы из регионов, есть среди них (правда, немного) и продолжатели военных династий. И этот факультет они выбрали осознанно, мечтая получить качественное инженерное образование и при этом быть защитниками Родины. Профессия «защищать Родину» ценилась во все времена и ее никто и никогда не отменит. — Что стало для Вас особым поводом для гордости в 2006 году? — В итоговом ежегодном приказе Министра обороны, где традиционно определяются лучшие воинские части, структурные подразделения Генерального штаба, учебные заведения военного профиля, лучшим среди военных факультетов в гражданских учреждениях образования признан военный факультет БГУИР. Кроме того, приказом начальника Генерального штаба факультету был подарен цветной телевизор. — Военный факультет также отличился и в нашем университетском «соревновании» по успеваемости… — У нас вся система обучения начинается с того, что мы полностью отвечаем за каждого курсанта. И не только за формирование его мировоззрения и становление как военной личности, мы стремимся помочь ему получить высшее образование. Как только замечаем, что происходят какие-то сбои (а в этом нам помогает ежемесячная промежуточная аттестация), сразу принимаем меры: увеличиваем время для самостоятельной подготовки, закрепляем успевающих курсантов за отстающими, организуем дополнительные занятия по проблемным предметам. Словом, осуществляем строгий контроль при обязательном соблюдении режима. Правда, иногда разрешаем курсантам заниматься вечерней самоподготовкой и после отбоя. — Ваши поздравления в этот день коллегам и курсантам. — Мне бы хотелось, чтобы в День защитников Отечества мы не разделяли людей на военных и невоенных. Мужчинам желаю всегда оставаться мужчинами, на помощь которых можно рассчитывать, всем крепчайшего здоровья, курсантам – отличной учебы, и чтобы у нас никогда не было военных конфликтов. Юлия Терентьева



Важное слово куратора
Новое поколение должно хорошо ориентироваться в круговороте политических событий, найти свое «я» в лабиринте мира науки. Надежным помощником и старшим другом в становлении личности студента может и должен стать куратор. От его профессиональных и человеческих качеств зависит многое. Хороший куратор не только помогает сформировать у молодежи правильное видение мира, но и выработать собственную точку зрения. Вот уже шесть лет ассистент кафедры РТС Владимир Александрович Мельситов является куратором. До работы в БГУИР служил в войсках ПВО. Армия стала хорошей школой жизни, помогла обрести надежных и верных друзей. И сегодня военный опыт помогает в процессе воспитания нового поколения. Коллеги высоко ценят деловые и моральные качества Владимира Александровича. — Важно знать и понимать проблемы молодого поколения. Студенчество — ответственное время в жизни каждого. От правильно сформированного в эти годы мировоззрения зависит многое, — считает Владимир Александрович. — Серьезная работа с представителями нового поколения требует постоянной подготовки. Сегодняшняя молодежь нередко прагматично смотрит на окружающий мир, отдавая предпочтение материальным ценностям. Идеалистов и романтиков осталось очень мало. Современный студент много времени проводит за компьютером, рано начинает думать о хорошей работе. Успех работы куратора, на мой взгляд, заключается в искренней любви к своему делу, в гармонии ума и души, в умении понимать и прощать. Работа должна стать частью жизни. Хорошо организовать воспитательный процесс помогает литература по психологии личности и коллектива. Базовый элемент нашего труда — правильно построенная система подачи государственной идеологии и военно-патриотическое воспитание. Мы организовывали поездки в Хатынь, на Курган Славы и на «Линию Сталина», приглашаем на встречи ветеранов Великой Отечественной войны. — Для многих студентов университета хорошая учеба стала аксиомой. А как Вы помогаете тем, кто по разным причинам не может показывать глубокие знания во время учебного года и сессии? — Мы постоянно анализируем успеваемость в группах. Причина неудач многих кроется в плохом посещении занятий. Вот и пытаюсь убедить студентов в необходимости получения хороших знаний, которые в дальнейшем станут ступенями для восхождения на Олимп сложного и витиеватого жизненного пути. Одна из приоритетных задач воспитательного процесса – организация свободного времени. Благо, в вузе много секций. Наша молодежь любит спорт и активно посещает группы художественной самодеятельности. Старшекурсникам оказываем посильную помощь в поиске нужного научного проекта. Все это способствует росту интеллектуального потенциала наших будущих выпускников и улучшает успеваемость. —Повысить уровень знаний помогает систематическое чтение газет и журналов. Интересуются ли студенты политическими, экономическими и спортивными новостями происходящими как в Беларуси, так и за ее пределами? — Главный источник информации – белорусское телевидение и Интернет. К большому сожалению, печатные СМИ постепенно отходят на «второй план». Поэтому на кураторских часах акцентирую внимание на специфике нынешней политической ситуации в стране и на перспективах дальнейшего развития Беларуси. Своими студентами доволен и считаю, что из них вырастут настоящие патриоты, которые много сделают для дальнейшего возрождения нашей республики. Владимир Старостенко



Воспитать патриота
Военная история Беларуси… Хорошо ли мы знаем славное прошлое страны? Как передать героическую атмосферу 40-ых годов прошлого столетия поколению 21 века? В чем секрет воспитания настоящих патриотов Беларуси? На эти темы рассуждает заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин БГУИР Евгений Константинович Новик. - Каждый вуз республики обязан воспитывать патриотов, людей преданных своему Отечеству, готовых в любой момент стать на его защиту. Такой работой в БГУИР занимаются преподаватели всех дисциплин: социально-гуманитарных, общенаучных и специальных. Особая ответственность возлагается на преподавателей истории Беларуси и спецкурса «Великая Отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны». Знание истории Беларуси, помогает студентам найти ответы на интересующие многих вопросы: «Когда образовался белорусский этнос?», «Какие этапы прошел в своем развитии?»… Особое внимание уделяем периоду Великой Отечественной войны. Тогда белорусы, как и другие народы СССР, смогли не только отвоевать свободу и независимость своей Родины, но и помогли другим народам Европы освободиться от ига фашизма. Спецкурс «Великая Отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны» мы преподаем студентам университета уже третий год. Говорим не только о решающей роли СССР в победе над фашизмом, но и подвергаем критике всевозможных авторов, которые стараются уменьшить заслуги белорусского народа во второй мировой войне. У нашей кафедры особая роль в деле воспитания патриотов во всех вузах страны. Мы подготовили и издали учебник в двух частях «История Беларуси». На нем—гриф учебника для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. В последние годы важную роль играет патриотизм времен Российской империи, особенно в первую мировую войну. Боевые действия на территории Беларуси проходили с 1915 по 1918 год. Западная часть была оккупирована войсками кайзеровской Германии. Тяжелые бои между российской и немецкой армиями проходили по линии Двинск - Барановичи-Пинск. Наиболее ожесточенные сражения шли в районе Сморгони - Крево. На севере Беларуси немецкая армия использовала против русских солдат отравляющие газы. В первую мировую войну Сморгонь была разрушена полностью. Солдаты и офицеры российской императорской армии говорили: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал». Героизм и патриотизм русских и белорусских солдат первой мировой войны необходимо использовать для воспитания у студентов преданности своему Отечеству.  



Праздник для курсантов
20 февраля в университете прошли съемки рекламного видеоролика, посвященного первой годовщине проведения акции «Гарнизон» популярной лотереи «Суперлото». Подтянутые и хорошо подготовленные курсанты-отличники военного факультета чеканили шаг, позировали с праздничным тортом перед телекамерой. Самое активное участие в мероприятии принимал начальник военного факультета А. М. Дмитрюк. Во второй половине дня атмосфера праздника окутала актовый зал университета. Концертную программу, посвященную Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, презентовали творческие коллективы лотереи «Суперлото». Вела праздничное мероприятие Алеся Рябухина. Великолепные танцевальные номера, зажигательные песни эстрадных исполнителей, балет «Супер TV-шоу», программа коллектива «Экзотик-шоу» — все нравилось нашим курсантам. А выступление с удавами заставило трепетать всех, кроме начальника Военного факультета, который на виду у восхищенных зрителей отважно «общался» со змеем. Владимир Старостенко



Имя улицы твоей судьбы
Мы поем песни, сложенные на его стихи. В меланхолические минуты настроения именно его стихотворные строки могут дать нам немного оптимизма. А еще для каждого из студентов БГУИР его имя самым невероятным образом, благодаря любимой альма-матер, вписано в биографию навсегда... Родился Петр Устинович, более известный большинству белорусов как Петрусь Бровка, 25 июня 1905 года. Он прожил удивительно насыщенную и яркую жизнь, успев до даты своей смерти (24 марта 1980 года) очень многое. Почетный гражданин города Минска родился в Ушачском районе Витебской области. Работать пошел рано: с 1918 года — переписчик в военном комиссариате, делопроизводитель в исполкоме, счетовод в совхозе. В 1923 году организовал комсомольскую ячейку, был ее секретарем. В 1924 избран председателем сельсовета, а затем за яркие инициативы и хорошо организованную работу переведен в Полоцкий окружной комитет комсомола. Его творческая самореализация началась с 1927 года с работы в должности ответственного секретаря газеты «Чырвоная Полатчына». Окончил БГУ в 1931 году. В годы Великой Отечественной войны добровольцем вступил в Красную Армию, был инструктором - литератором фронтовой газеты, сотрудничал в партизанской печати. С 1945 года — редактор журнала «Полымя», с 1967 - главный редактор Белорусской Советской Энциклопедии. Первые его стихотворные сборники появились в 1926 году («Годы как шторм», «Каландры» и др.). Они созвучны тому времени, потому что он пишет о новой действительности, о событиях гражданской войны... В своих произведениях через обращение к конкретным героям поэт затрагивает проблемы широкого общественного значения. В годы войны многие его произведения написаны во фронтовых условиях, по горячим следам событий: «Беларусь», «Поэма о Смолячкове», «Кастусь Калиновский»... Поэту в 1962 году присуждена Ленинская премия за сборник «А дни идут...», но еще раньше его произведения отмечались Государственной премией СССР (1947, 1951), Литературной премией имени Я. Коласа (1959), Государственной премией БССР имени Я.Купалы (1970). В 1976 году - Государственной премией БССР за участие в издании Белорусской Советской энциклопедии. Имя Петруся Бровки присвоено издательству «Белорусская Советская Энциклопедия», улицам в городах Витебск, Гомель, Минск, Молодечно, Полоцк. В 1984 году в Минске открыт Литературный музей П.Бровки.  



Работа над ошибками
Итоги сессии можно назвать индикатором качества знаний. А оно, как известно, выражается в таком показателе как процент абсолютной успеваемости. В зимнюю сессию 2007 года он составил по университету от 69 до 98 %. Лидирует военный факультет. В сравнении с аналогичным периодом 2006 года произошло незначительное снижение процента успеваемости. Сократилось число студентов, успевающих на «9» и «10» баллов. Как сложилась такая ситуация, мы и попытались разобраться.  



Кто виноват?
По мнению деканов факультетов, первопричина кроется в студентах-платниках. Именно эта категория в рядах отстающих. Отмечался более слабый уровень их подготовки в школе, что подтверждал проходной балл, полученный ими при поступлении. Сравните: 240 на бюджетной форме обучения и 130 – на платной. Зачастую эти студенты стремятся получить не знания, а лишь диплом, как гарант более высокого социального статуса, экономической выгоды… Причиной низкого уровня знаний студентов всех форм обучения преподаватели считают недостаточную базовую подготовку. Это незамедлительно сказалось при сдаче экзаменов по высшей математике, химии, инженерной графике… Царица наук – математика, по мнению М.В. Ломоносова, ум в порядок приводит. И это не преувеличение. Изучение математики необходимо, прежде всего, потому что ей нет равных по силе влияния на развитие умственных способностей и по обширности сфер ее приложения. Однако, как показала зимняя сессия, кое-где число неуспевающих по этому предмету достигло 80%!  



Что делать?
Этот далеко неполный перечень объективных причин неуспеваемости не освобождает от решения проблем. В БГУИР каждый факультет выбирает свой путь выхода из ситуации. На ФИТиУ, например, существует практика материального поощрения студента-платника за хорошую и отличную учебу. Здесь также практикуется свободное посещение лекций, но только в том случае, если свое «добро» дают заведующий кафедрой и староста группы. Согласитесь, для работающих студентов это крайне важно. На ИЭФ в 2006 году два лучших студента внебюджетной формы обучения стали стипендиатами «Приорбанка». Вот вам и материальный стимул. В университете проводится активная работа по усилению мотивации, которая напрямую связана с целями. Так, если целью студента - платника является снижение оплаты за обучение или перевод на бюджетную форму, то ему предоставляется такая возможность. Ну а тем, для кого это – не мотив хорошо учиться, существуют более жесткие, но не менее эффективные меры. На ФИТиУ действуют по принципу «доверяй, но проверяй». Первое - касается студентов успевающих, а второе –неуспевающих. Именно их учеба и посещаемость занятий находятся под пристальным контролем. И это дает свои положительные результаты. Весьма эффективно решаются проблемы улучшения успеваемости, когда инициатива исходит от самих студентов. Доказательства? Пожалуйста! На ФКСиС вот уже третий семестр практикуется единственный в своем роде опыт, когда старшекурсники проводят еженедельные дополнительные занятия с «отстающими» по программированию студентами 1 - 2 курса. Экзамен по этому предмету теперь не вызывает опасений. Уникальная программа «SOS», когда студенты ФКСиС обучают студентов МГЛУ языкам программирования, а те в свою очередь - иностранным, дает обоюдный эффект. На ФКП пошли своим путем. Здесь силами студентов регулярно выпускается «Факультетская правда», где проблемы учебного процесса всегда на первом плане. Рейтинг групп, представленный в газете, является для одних своеобразным стимулом учиться усерднее, а для других - не снижать планку и оставаться в лидерах. На ФТК составлен рейтинг по итогам сдачи сессии, с которым каждый может ознакомиться и сделать для себя определенные выводы. Доказали свою эффективность и жизнеспособность и традиционные мероприятия – дополнительные занятия, проводимые преподавателями. Одной из основных форм учебного процесса является лекция. Однако в последнее время актуальным становится замена лекционных часов контролируемой самостоятельной работой, способствующей более прочным и глубоким знаниям. И здесь решающее значение имеет использование электронных учебно-методических комплексов. Это особенно важно в условиях, когда, в соответствии с новыми учебными программами, сокращается количество часов, отведенное на изучение того или иного предмета.  



Равнение на лучших
Как достичь 100%-ной успеваемости? Этот вопрос волнует всех. Позиция «цель оправдывает средства» не всегда приветствуется. Но иногда она полезна и эффективна. Пример – военный факультет, где абсолютная успеваемость составила 98 %! Люди военные, они правильно определили стратегическую цель - отличная учеба. А в качестве тактики выбрали дисциплину, порядок и ответственность. На всех уровнях осуществляется жесткий контроль за успеваемостью. Итоги подводятся еженедельно. «Слабых» подтягивают «сильные». За недобросовестное отношение к учебе запросто можно остаться без увольнительных.  



Формула успешной сдачи сессии
Это – упорная каждодневная работа студента с хорошей базовой подготовкой, способного обучаться в БГУИР, высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава плюс современная организация учебного процесса с использованием новейших технологий и технических средств обучения. Учиться или не учиться? Звучит, как «Быть или не быть?» Коль нужно кем-то становиться, - Дискуссии не разводить! И будем грызть наук гранит, Ведь жизнь на месте не стоит! Мозгам, душе без дела плохо, И без загрузки быстро в хлам Им превратиться можно скоро, Итак, учиться нужно вам! Татьяна Катульская



О лекции для студентов замолвите слово…
Они знакомятся с преподавателем только на экзамене во время сессии, а с предметом, старательно читаемым им весь семестр, в ночь накануне этого экзамена. Они не знают номера аудитории, где читался этот предмет даже приблизительно, не говоря уже о таких нюансах как имя преподавателя и точное название его дисциплины. «Благополучно» завалив экзамен, такие студенты активно обижаются на «дикую несправедливость» со стороны, почему-то легко «забывая», что он увидел их, может быть, впервые на экзамене по своему предмету, а не на своих лекциях. Из года в год проблема не- посещаемости рядом студентов лекций стоит все острее. Я решил разобраться, почему же так происходит?! Извечный вопрос всех когда-либо существовавших систем образования, как заинтересовать учащихся учебным процессом. Отнюдь не стремящийся к знаниям студент давно стал героем анекдотов (опередив даже «вечно голодных студентов»!) и уже вытеснил Петьку и Чапаева с последних страниц газет. Такая тенденция, естественно, радовать не может. Поэтому я решил спросить у студентов и преподавателей, какими, по их мнению, должны быть занятия. Проводя опрос, лишний раз доказал себе, что 100 человек имеют ровно 101-у точку зрения. Поэтому выделить что-то общее очень тяжело. А раз так, то слушаем всех по отдельности! Отличница: лекции должны строиться на демократичной основе. Такой подход способен наилучшим образом научить самостоятельности и умению работать каждого человека, потому что он будет осознавать свою ответственность. Одно дело, когда тебя держат в «кулаке» и «лепят» из тебя все что вздумается, и совсем другое, когда у тебя есть право выбора. Именно в демократичной среде рождаются индивидуумы, которые во все времена были и будут востребованы и уважаемы. Шахматист: лекции должны быть как на линейной алгебре у Липницкого! У него на занятиях образовалась невероятно дружеская атмосфера! Валерий Антонович как будто по-товарищески разговаривает с каждым из нас… с каждым из 170-ти человек. И посредством такой беседы в голове совершенно ненавязчиво появляются новые знания. Не знаю, как это у Валерия Антоновича получается, но это работает! Поэтому по поводу экзамена по линейной алгебре я совсем не «парюсь»! Музыкант: а я всем доволен! Лекции должны оставаться такими, какими они являются сейчас – увлекательными и информативными. Мнение с галерки: лекции должны быть интересными. Не знаю, как этого добьются «преподы», но у меня, сидя на последнем ряду, не должно возникать желания заниматься ерундой, а внимательно слушать и старательно записывать. Конечно, может дело и во мне, но может в чем-то другом, но это желание возникает ой как редко… Мнение КВНщика: не знаю, как отвечали другие, но думаю, что лекции должны быть жесткими. Да, да именно жесткими! Я, например, пока «двойку» не получу – не начну учиться. А вот когда напротив моей фамилии стоит «лебедь», я хватаюсь за книги и успешно сдаю сессию! Таким вот уродился… И у "жестких" преподавателей у меня оценки гораздо выше, чем у лояльных. Но это только мое мнение. Мнение заместителя декана: со стороны преподавателя должна идти полная самоотдача, со стороны студентов – обеспечение порядка и тишины в аудитории. Если все условия будут выполнены, то продуктивность от таких занятий будет максимальной. И еще, хотелось бы отметить, что в последнее время некоторые преподаватели все реже и реже берут в руки мел, заменяя, его различными техническими средствами. Преподаватель – мел – доска – студент — эта старая, проверенная временем, цепочка должна остаться в современных вузах, такое мое мнение. Выслушав большое количество мнений (а в газету поместились далеко не все), я сам задумался так какими же должны быть лекции? Муштра и жесткость преподавателей, подстегивающие некоторых, подавляют личность и волю у других. Лояльность, помогающая одним раскрыться и показать себя во всей красе, приводит других к разгильдяйству.Значит, нужен такой преподаватель, мастер своего дела, который четко балансировал бы на грани между вседозволенностью и диктатом. А мастер своего дела – это профессионал. Отсюда вывод: лекции должны быть профессиональными! Сергей Шаколо, студент 1 курса ФТК



Экзаменационные шедевры (из студенческих ответов на экзамене по математике)
Не берущийся интеграл - это обратный к берущемуся. - Чем отличается определенный интеграл от неопределенного? - Неопределенный – это беспредел. Движение – это когда что-то летит и кувыркается. Правильная рациональная дробь – это отношение двух правильных многочленов. Линейное дифуравнение – это такое, которое можно записать в одну линию. Я этот ряд и Кошил и Даламберил, а он все никак. Я получил формулу для привидений. Теорема Гаусса гласит, что мы доводим матрицу до треугольного вида. Ранг матрицы – это число ее строк, от которых не удалось избавиться. Счетное множество – это яблоки в корзинке, несчетное – молоко в кринке. Нечетная функция – это та, ряд Фуне которой содержит только синусы. Необходимый признак сходимости ряда – тот, который нельзя обойти. Несобственный интеграл – это интеграл из чужого варианта. Собственный вектор – это капризный ребенок матрицы, все в свою сторону тянет. Сложная функция – та, которую очень сложно дифференцировать. Записала Н.Третьякова, преподаватель кафедры высшей математики  



Сессия первая моя
Вот оно! Наконец-то! Сессия сдана! Вам когда-нибудь приходилось ощущать чувство полета? Чувство свободы? Приходилось? Тогда мы с Вами говорим на одном языке! Потому что я испытываю то же самое! Дело в том, что это – первая моя сессия И на сегодняшний момент самая запоминающаяся. Вначале было страшновато, преподаватели то и дело пугали предстоящими экзаменами. Начало сессии совпало с началом Нового года. После праздников пришло время подготовки к экзаменам. В крови ощущалось присутствие адреналина, глаза горели от азарта, потому что было интересно проверить свои силы. Думаешь о том, чтобы получить «автомат», но когда понимаешь, что есть возможность получить автомат в комплекте с сапогами - вот здесь и начинается настоящая учеба. Первый экзамен… прошел как сон. Всю ночь готовился. Утром чашка кофе, плитка шоколада…сумка на плечо и в путь. Дай бог, не последний… На автопилоте находишь универ, заходишь в аудиторию, а там все сидят, готовятся, волнуются... Через пару минут заходит Mr. К. и начинается экзамен (все как всегда: заходим, готовимся, отвечаем; заходим, готовимся, отвечаем). Когда к часам 12-ти более-менее начал отходить от бессонной ночи, с удивлением обнаружил оценку в зачетке. Именно ту, которую и хотел увидеть. Уже на полюбившемся автопилоте нашел дорогу домой. И… рухнул в постель. Первый сдан! За ним последовала сдача остальных. Да хватит о них! Вам когда-нибудь приходилось ощущать чувство полета? Чувство свободы? Приходилось? Тогда мы с вами говорим на одном языке! Потому что я сейчас испытываю то же самое! Я еду домой отдыхать… Ура, каникулы!!! Александр Жуков, студент 1 курса ФКП



Впереди новые старты
В 2006 году наш университет впервые принял участие в Спартакиаде трудовых коллективов Советского района г.Минска, в которой состязались сотрудники 14 организаций, предприятий и учреждений. В общекомандном зачете круглогодичной спартакиады - 2006 БГУИР завоевал второе место. Особенно ярко выступили наши команды по плаванию, мини-футболу, легкоатлетическому кроссу, настольному теннису. В Спартакиаде-2007 уже прошли соревнования по плаванию и пулевой стрельбе. Преподаватели кафедры физвоспитания Т. В. Янковская, Г. Г. Хинчина, Г.Э. Могильницкий, О.В.Мостовникова, доцент А.А. Тимофеев, инструктор-методист СОЦ Л. И. Янина, инженер кафедры физики Ю. А. Гайсенок и заведующий лабораторией кафедры химии А. В. Котухов стали чемпионами по плаванию. В стрельбе из малокалиберной винтовки победили сотрудники военного факультета: начальник цикла И. В. Бобров, командиры взводов К.А.Лялихов и Д..Ю. Пилецкий, заместитель начальника учебной части А. П. Макаревич и преподаватель В. Ю. Романов. Впереди еще старты по 7 видам спорта. Новых успехов и удачи нашим спортсменам! С.Г.Туманов, директор спортивного клуба



Бодрость и здоровье
Спортивные соревнования среди профессорско-преподавательского состава, сотрудников университета в программе “Бодрость и здоровье” вновь доказали свою популярность и значимость. С каждым новым видом спорта количество участников становится больше, а состязания – напряжённее, увлекательнее и интереснее. В плавании вольным стилем победители определялись по возрастным категориям. Чемпионами Спартакиады стали Людмила Янина, Ольга Мостовникова, Елена Черкасова, Галина Хинчина, Алексей Котухов, Сергей Шкредов, Глеб Могильницкий, Анатолий Тимофеев и Геннадий Плыгань. В командном зачете: I место у ФТК и ЦИИР, II – ФРЭ и СОЦ, III место – ФКП. В турнире мужских команд по волейболу сюрпризов не произошло. Вновь, как и в прежние годы, уверенно лидировала команда ФТК (кстати, сильнейший волейболист В. А. Мойсиевич участие в игре не принимал). Второе место заняла команда ИЭФ, третье – военный факультет. Впервые проведены соревнования по волейболу среди женских команд. Откровенно говоря, были сомнения состоятся ли такие соревнования вообще. И все-таки участие в волейбольном турнире заявили 5 женских команд, лучшей из которых стала команда ФТК, на втором месте – ФКСиС, на третьем – ФКП. В соревнованиях по настольному теннису победила команда ЦИИР. Второе место заняла команда ФРЭ, третье – ФКСиС. 9 команд приняли участие в соревнованиях по дартсу. Этот вид был включен в Спартакиаду “Бодрость и здоровье” в прошлом году и сразу понравился всем участникам. В личном зачете у мужчин лучшим стал аспирант ФРЭ А. Л. Соловей, набравший большую сумму очков, на второе месте вышел преподаватель кафедры физвоспитания С.В. Тулупов, на третье – оператор ЭВМ кафедры М и НЭ С.Г. Харитович. Самыми меткими среди женщин оказались лаборант СОЦ И. В. Бодилова, преподаватели кафедры физвоспитания О. В. Мостовникова и Л. Д. Луферова. В заключительном виде соревнований—пулевой стрельбе приняли участие 11 команд с общим числом участников 70 человек. Среди факультетов места распределились следующим образом: 1 место - военный факультьет, 2- ФТК, 3 место - ФРЭ. Во второй группе первое место заняла команда УВРМ, второе - СОЦ, третье - УМС. В личном зачете с одинаковым результатом ( 29 очков из 30) лидировали Д.Ю.Пилецкий (ВФ) и В.А.Столетов (ФКП). Вот и завершилась Спартакиада 2007 «Бодрость и здоровье». Настала пора назвать победителей. В общекомандном зачете на первое место вышли команды ФТК и ЦИИР, на второе - ФРЭ и СОЦ, на третье - ФКСиС. 22 февраля в спортивном зале 2 корпуса состоялось торжественное награждение победителей и призеров. Из лучших спортсменов будут сформированы команды университета для участия в районных, городских и республиканских соревнованиях. С.Г. Туманов, директор спортивного клуба



«Альтаир» собирает друзей
Вот уже почти 7 лет в нашем университете существует туристский клуб «Альтаир». Создавался он в целях пропаганды и развития различных видов туризма среди студентов университета, организации туристских походов и участия в соревнованиях. Клуб «Альтаир» - это особый мир, открытый для каждого, но в котором случайные люди долго не задерживаются; как в той песне о друге: «... там поймешь, кто такой», остаются только те, для кого спорт и туризм являются образом жизни. И я вам скажу — это надо попробовать! Может показаться глупым — карабкаться по крутому склону горы на вершину, пробираться через густой девственный лес или идти по пояс в болоте. Но мы не сумасшедшие и это не от нечего делать. Большинство из нас соблазняет мысль побывать в тех местах и в таких условиях, куда не каждый решится. Турист – это не прозвище, это диагноз. Один раз попробовал и дальше без этого нельзя. Не каждый может здесь остаться, только самые смелые и сильные духом. Выносливость, хорошая физическая форма, устойчивое эмоциональное состояние, дружелюбие и чувство коллективизма являются основными качествами, присущими туристу. Каждый стремится быть примером или, по крайней мере, не хуже других. А что за знания такие особенные у туриста? А это то, что поможет тебе выжить в дикой природе, преодолеть различные препятствия: реки, болота, пропасти, горы, леса и т.п. Ведь даже в простом пешем походе, когда вокруг тепло и много еды, когда твоя дорога пролегает через населенные пункты и нет даже намёка на автономность, ты должен уметь правильно обуваться, чтобы не стереть ноги в кровь, правильно укладывать вещи в рюкзак, чтобы удобно было нести его и ещё многое другое. А если в горы зимой? В походе полностью раскрывается человек и можно понять, кто настоящий друг и опора, а кто так... После похода остаются друзья, которые тебе помогут и не бросят в критический момент. Самое главное в любом деле – это люди. Мы работаем для людей, ценим их приверженность туризму и здоровому образу жизни. Главная задача нашего клуба – собрать вместе настоящих друзей, увлечённых общим делом и готовых связать свою судьбу с туризмом. С каждым годом сфера деятельности нашего клуба расширяется. На данном этапе проводятся занятия и тренировки по технике горно-пешеходного туризма, велотуризму, скалолазанию и спортивному ориентированию. Круглогодично, в любую погоду, организуются походы выходного дня, летом – многодневные пешие, водные и велопоходы, а зимой – лыжные. «Альтаир» организует туристский слёт и первенство БГУИР по спортивному ориентированию – соревнования, включённые в круглогодичную Спартакиаду университета. Кроме этого, ежегодно на летних каникулах работает туристский лагерь, а в мае проходит категорийный поход в Карпатах. Этот поход, в первую очередь, нацелен на новичков, которые недавно начали заниматься туризмом и под чутким руководством опытных туристов приобретают все необходимые умения и навыки. Более подробную информацию о деятельности клуба можно узнать на официальном сайте ТК «Альтаир»: http://altair-club.org или непосредственно в клубе ауд.2 к.1. Если мои слова хоть сколько-нибудь заинтересовали, приходите, вам всегда здесь рады!! Наталья Савина, студентка 4 курса ФКП