Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№21 от 15 ноября 2002 г.





17 ноября Международный День студентов

Так утверждает ректор нашего университета, профессор Михаил Павлович Батура. Накануне «профессионального» праздника всех студентов он ответил на ряд вопросов, интересующих студенческий народ, который представили Катя Семенюк, Оля Кашко и Женя Полтовец.

Михаил Павлович, каким, по Вашему мнению, должен быть портрет идеального студента?
- Я считаю, что идеального студента в природе не существует. Но черты студента, приближенного к идеалу, на мой взгляд, такие: прежде всего - целеустремленность, так как студент, поступая в университет, ставит перед собой цель - получить образование. Для этого необходимо трудолюбие. И, конечно же, он должен быть гармонично развитым (заниматься спортом, участвовать в художественной самодеятельности, общественной жизни). Но жажда знаний - прежде всего .
Студент сегодня, чем он отличается от студента Вашего поколения?
-Мы были более предсказуемы. Несмотря ни на что, у нас была устоявшаяся система ценностей. Сегодняшний студент более раскрепощенный, информированный. С ним легко общаться на любую тему, он знает ситуацию в мире. Но у студентов нашего поколения было больше развито чувство коллективизма.
Что Вам нравится в сегодняшней молодежи, а что нет?
-Мне нравится в современной молодежи информированность, целеустремленность. Даже такое качество, как прагматизм, в итоге - двигатель прогресса.
Чем Вы занимаетесь в свободное время?
-Люблю навестить малую родину, где я родился, вырос, учился в школе, которую, кстати, закончил с серебряной медалью. Вообще люблю охоту, рыбалку. Люблю читать интересные книги.
Какая музыка Вам нравится? Вид спорта?
-Нет направлений в музыке, которые бы мне не нравились. Любая музыка хороша по-своему. На одном из праздников танцевал даже под рок-музыку, и мне понравилось. В дальних поездках слушаю классическую музыку. Что касается спорта, отдаю предпочтение плаванию. Имею 2-й спортивный разряд по футболу и 1-й - по шахматам.
Ваш любимый афоризм, изречение.
-У человека не может быть одной любимой фразы. Жизнь многогранна. Ориентируюсь по ситуации. Один из часто употребляемых мною афоризмов - «Жизнь прекрасна и удивительна!» Однако в жизни есть и отрицательные моменты, но им я стараюсь только удивляться. Еще один афоризм мне нравится, несколько резкий, но житейский - «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Ваше жизненное кредо.
-Заниматься только любимым делом! Для меня это, в первую очередь, работа. В любом деле важно достигнуть совершенства. Кроме того, у меня обостренное чувство справедливости. Считаю это крайне важным.
Какие новые проекты будут осуществляться в Университете в ближайшее время?
-Очень интересный и обширный вопрос. Что касается учебного процесса, то с 1 сентября 2003 года мы планируем ввести обучение на английском языке по специальности «Программное обеспечение информационных технологий». Заказчиками этого проекта стали Ливан и Сирия. Предполагаем начать подготовку бакалавров.
В плане хозяйственных проектов - ремонт актового зала. Представьте себе его в виде амфитеатра. Будем заниматься и благоустройством территории вокруг университета.
Распределение на работу уже сейчас волнует студентов. Стоит ли волноваться?
-Волноваться надо, и уже со 2-го, 3-го курса. Потому что к выпуску надо стать конкурентоспособным специалистом, быть востребованным и получить хорошее место работы.
Многие студенты не успевают пообедать. Не считаете ли вы целесообразным увеличить перерыв или предпринять другие меры?
-По объективным причинам мы не можем увеличить перемену. Есть расписание и 10 тысяч обучающихся. Но возможно внедрение новых технологий быстрого питания. И уже сегодня мы делаем конкретные шаги в этом направлении. Исходя из своего опыта, скажу, что регулярное питание - крайне важно, особенно для молодого организма. Здоровье надо беречь смолоду. Теперь я это точно знаю.
Известно, что общежитием обеспечены только 50% студентов. Как университет собирается решать эту проблему?
-К сожалению, в ближайшем будущем строительство 3-го общежития не запланировано. На сегодняшний день - это дорогостоящий проект. Но мы пытаемся найти выход, например - аренда общежитий других вузов и организаций.
В преддверии праздника всем студентам хотелось бы знать, не забываете ли Вы об этом дне?
-Если и забуду, то мне напомнят. Ведь у меня еще и сын студент. С ним и праздную. А вообще в наше время студенты были более изобретательны в организации этого праздника.
Ваши пожелания студентам по случаю Дня студентов и не только.
-Хочу пожелать накануне праздника всем студентам ответственного отношения к труду и хорошей учебы. Главное, вовремя выполнить график учебного процесса. Провести этот день так, как вам хотелось бы и чтобы он запомнился. Пусть сопутствует всем удача и успех!

Т.Н.Катульская





Студент голодный - ни на что не годный

Наверняка эта новость уже начала распространяться. В ноябре действительно будет открыто кафе с целью организовать недорогой досуг для студентов БГУИР. Проблема препровождения свободного времени существует давно. Посетить подобные заведения студентам просто не по карману. А в «Островке» (так будет называться кафе) ребятам смогут предоставить доступный для них отдых и развлечения. Планируется создать клубы по интересам - футбольный, хоккейный, фанклубы и др., организовывать литературные вечера, развлекательные программы с участием творческих коллективов, просмотр спортивных матчей и кинофильмов. А еще здесь можно будет проводить встречи с руководством университета. На них будут обсуждаться проблемы, возникающие у студентов во время их учебы и жизни в общежитии. Кафе необычно и тем, что работать в нем будут студенты для студентов.
Огромное спасибо и особая благодарность руководству университета за то, что оно идет студентам навстречу и дает нам возможность реализовать свои идеи.
Ну, а обитаемым наш «островок» делают Олег Николаевич Седельник (выпускник БГУИР и будущий его директор), Татьяна Тарасевич (студентка 4 курса ФКП) и многие другие. Финансовой поддержки нет, поэтому все делается своими силами и своими руками. Будем благодарны, если кто-то захочет оказать нам помощь.
Адрес студенческого кафе: улица Беды, 6, в помещении столовой №225, что за общежитием №2 БГУИР.
С нетерпением ждем твоего открытия, наш «Островок»!

Александра Морголь, студентка 1 курса ФКСиС





ТВОРИТЕ ДОБРО!

Осенью 2001 года была сформирована инициативная молодежная группа под девизом «Люди помогают людям». Объявление с этим слоганом можно было увидеть во всех крупных вузах Минска. Студентов приходило не так много, как хотелось бы, но начало было положено. Осенью молодые люди помогали убирать опавшую листву, зимой - лёд и снег, оказывали хозяйственную помощь больницам и детским домам.
Близился любимый детьми праздник - Новый Год. Естественно, мимо Альтеры ( тогда ещё просто инициативной молодёжной группы) это событие не прошло. Помочь вызвались студенты из семи вузов Минска.
На протяжении недели 8-10 пар Дедов Морозов и Снегурочек отправлялись с подарками к детям - инвалидам, которые практически не выходят из дома. За неделю к 400-м детям в дом постучалась сказка и принесла с собой праздничную суету, веселье, смех. Но быть сказочными героями не так легко, как кажется. Дети, что постарше, с присущей им наблюдательностью нет-нет да и могли задать каверзный вопрос, вроде, почему у Снегурочки голос простывший или, почему Дед Мороз говорит женским голосом. Вот тут-то и пригодилась студенческая находчивость и смекалка.
Своеобразным итогом этой акции стал благотворительный концерт 25 декабря, в котором приняли участие ещё 450 детей и родителей. Концерт и весь проект в целом, что ни говорите, удался. Самым лучшим доказательством этого служили счастливые лица детей, благодарность родителей, вдохновение самих выступающих и организаторов. Тем более, что появились новые и, думается, прочные связи с Белорусским детским фондом, Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам, организацией близнецов «Мы - Семья», Ассоциацией трудящихся женщин, отделом социальной защиты районной администрации. Хорошие отношения так необходимы для молодой организации ещё и потому, что сыграют не последнюю роль в будущих программах «Альтеры».
Как правило, после громкой акции в любой организации наступает временное затишье. Но, видимо, эта формула к нам не применима. Судите сами: 25 декабря был днем завершения одного мероприятия и одновременно началом другого. Восемь корейских студентов, приехавших в Беларусь на две недели, вместе с юношами и девушками из Минского института управления приняли участие в программе «Служение на благо мира». В это время они не только посещали исторические места, знакомились с традициями Беларуси, но и оказывали реальную хозяйственную помощь, организовывали новогодние утренники в нескольких больницах. Мы посетили детскую деревню SOS, где корейские студенты организовали новогоднее поздравление. Закончилось всё довольно трогательно: церемонией моста дружбы между корейскими и белорусскими студентами. Вряд ли такое быстро забывается, если забывается вообще. И надо отметить, что при обоюдном интересе, язык вовсе не является барьером, общение происходит как будто в виртуальном мире.
Закончилась ещё одна программа, а следом спешит уже другая: выставка творческих работ детей-инвалидов, которая прошла 22 февраля в галерее детского творчества Первомайского района. Дети-инвалиды, как правило, не могут посещать обычную школу и заниматься в различных кружках, но это не мешает им выражать свой внутренний мир в творческих работах. И именно для того, чтобы поддержать юные дарования была организована эта выставка. Ещё одной целью её было найти мастеров, которые смогут заниматься с детьми на дому. И это удалось. Своё желание помогать выразили 15 студентов факультета народной культуры БГПУ.
За хлопотами, суетой и подготовками время летит быстро. Оглянуться не успели, а весна уже вступила в свои права. Видимо, пробуждение коснулось не только природы: из Управления юстиции пришло долгожданное сообщение, что « Альтера» как Молодежное Общественное Объединение зарегистрирована. Трижды ура! На ближайшем празднике «День Земли», проведенном совместно с Центром детского творчества Первомайского района, и была представлена новая молодежная организация. Кстати, о празднике, студенты, дети-инвалиды и пионеры в этот день сажали деревья возле питьевого источника на Востоке-1. Согласитесь, не каждый может похвастаться собственным деревом в Минске.
А дальше началась подготовка к летнему лагерю, который обдумывался ещё зимой и требовал, как и все остальные проекты, немалых сил и средств. Во время летних каникул состоялось два похода. Но это отдельная история, о которой будет интереснее услышать от самих участников этого события. Поэтому пока обойду этот факт стороной и расскажу о том, что было совсем недавно.
Ещё в апреле начат проект «Связь поколений», в котором и приняли участие мы с Мариной Около-Кулак. Цель - разрушать барьеры между поколениями и помогать молодёжи строить сердечные отношения с пожилыми людьми, видеть в них своих дедушек и бабушек. С 30 сентября по 4 октября этот проект был превращён в целую акцию, посвященную Дню пожилого человека. Завершил её ставший уже традиционным праздничный концерт, на котором сложилась почти домашняя обстановка, располагающая к общению, чего так не хватает одиноким людям. Конечно, с этой акцией сам проект не закончился, и студенты будут продолжать ходить к пожилым людям, которые нуждаются в помощи. Тем более, что от них можно порой услышать то, чего не найдешь ни в одной книге, то, чего не может дать общение со сверстниками.
Вот краткое описание тех проектов, которые проводит «Альтера». Но этими проектами деятельность «Альтеры» не ограничится. Планов на будущее много. Так, в скором времени предполагается создать дискуссионный клуб для студентов. Развивается театральный проект, в котором студенты уже поставили несколько кукольных спектаклей в детских домах. А в декабре, как и в прошлом году, планируется поздравительная акция детей - инвалидов, только с гораздо большим размахом. Поэтому «Альтера» приглашает всех желающих на свои проекты. Принимать участие можно в любом из них. А то светлое чувство, которое возникает после того, как кому-то помог, сделал доброе дело, словами на бумаге не передашь. Его можно лишь почувствовать будучи участником какого-либо события, имея чистое сердце, бескорыстное желание помогать и делать что-то для других, радовать людей и любить жизнь.
По вопросам участия в программах МОО «Альтера» обращайтесь к Гайдукевичу Николаю, ЭФ, группа 272202 или по телефону 248-05-76.





Властелины ракеток

Хочу выразить признательность всем, кто так или иначе принял участие в организации и проведении соревнований по настольному теннису среди студентов ФРЭ, проживающих в общежитии № 2, а особенно Таисии Иосифовне Жиле, администрации студгородка, участникам и болельщикам.
Пришла пора узнать имена «гладиаторов»
Буйницкий Куцко
Христианов Прудникова
Бирук Бабичев
Чигерев Федько
Данный чемпионат войдет в историю как «битва титанов». Бой шел до последней капли пота. Хотелось бы отметить полуфинал, в котором встречались «гиганты» настольного тенниса: Е.Прудникова и Р.Федько. Это была настоящая революция в теннисе. Свидетели поединка были в трансе от увиденного и долго хлопали в ладоши после его окончания. К большой радости Е.Прудниковой и отсутствия таковой у Р.Федько победа была за прекрасной Еленой. С чем ее и поздравляем. А сейчас, дорогие читатели, вы узнаете то, чего вы так долго ждали, результаты соревнований:

Е.Прудникова - 1 место
С.Буйницкий - 2 место
Р.Федько - 3 место.

Хочешь показать свое мастерство владения теннисной ракеткой? - Брось вызов ФРЭ.





Девушки выбирают ОМОД

Во всем мире сейчас идет процесс глобализации, а у нас в университете, похоже, грядет эмансипация. Стало уже привычным - женщина-руководитель, наравне с парнями девушки служат в армии и милиции. Помните фильм «Солдат Джейн»? «Ну так то кино, да еще с Деми Мур в главной роли», - скажите вы. На что отвечу: «У нас круче! В ОМОД пришли девушки».
С одной из них я была знакома ранее: веселая, обаятельная, симпатичная девчонка. И вовсе не «мужик в юбке». Потому весьма удивилась, что Лена Анискевич теперь сотрудник ОМОД. Разговорились. Меня, прежде всего, интересовало, что привело ее в эту сугубо мужскую организацию.
- Хочу, чтобы в нашем университете был порядок. Хочу доказать, что девушки могут справляться со сложными ситуациями не хуже парней.
- А для меня работа в ОМОД - это частичное воплощение детской мечты быть следователем, работать в органах правопорядка, - к разговору подключилась Ирина Климович. - Но жизнь распорядилась так, что я учусь в БГУИР, и не жалею об этом. Прочитав объявление о наборе в ОМОД, я не раздумывала: написала заявление и меня приняли. Я также считаю, что девушки справляются с этой работой не хуже, чем ребята: они лучше оценивают ситуацию, могут найти компромиссный выход из положения, одним словом, не рубят с плеча. Честно говоря, парней в ОМОДе девушки не заменят, но они их гармонично дополняют.
В обязанности девушек, как впрочем и ребят, входит контроль за пропускной системой, пресечение курения и распития спиртных напитков в университете и общежитиях. Из разговора с девчонками я поняла, что ребята относятся к ним немного снисходительно, а им хочется равноправных деловых отношений. В канун Дня студента, который изобилует дискотеками, дружескими вечеринками и вообще веселым времяпрепровождением, прекрасная половина ОМОДа надеется, что все студенты будут гордо нести это звание и не станут жертвами зеленого змия. И желают всем весело провести этот день.





«Музыка, скульптура, живопись стали частью меня самого»

У каждого человека помимо учебы или работы есть некое занятие, которому он отдается в свободные часы. Часто называют это хобби или увлечением, но в сущности - это неотъемлемая часть твоего существа, твоей духовной жизни. Это то, чем живет твоя душа, чем она дышит. Для меня это, прежде всего, музыка, скульптура, живопись. Сложно сказать, каким образом сформировалась моя страсть к искусству. Но, наверняка, главную роль в этом сыграла моя семья. В нашем доме всегда царила атмосфера творчества, звучала классическая музыка. С малых лет я соприкасался с прекрасным. Мой дед был профессиональным художником. Еще ребенком я наблюдал за таинством создания картины, за тем, как на холсте под его ласковой рукой возникает очередной образ. Моя сестра Татьяна также серьезно занималась живописью. Она получила высшее художественное образование. Сестра Ирина связала свою жизнь с музыкой, окончив Академию музыки. Я постоянно имел возможность слышать классическую музыку. Естественно, как и сестры, я учился в школе с художественным уклоном, одновременно занимаясь в музыкальной школе. К слову сказать, и Таня, и Ира, и я занимались у одного педагога Е.Г.Бельской. Конечно, сначала занятия музыкой и рисованием носили принудительный характер. Но прошли годы, и вдруг я понял, что уже не могу жить без искусства. Музыка, скульптура, живопись стали частью меня самого. Без этого я был бы не я. Большое влияние на формирование моего художественного вкуса, манеру играть оказали книги. Прекрасно подобранная библиотека открыла мне мир Ван Гога, Гогена, Родена, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и многих других. Родители старались сделать все, чтобы развить мои способности, привить любовь к искусству. Я им очень благодарен за то, что они открыли для меня этот поистине волшебный мир.
«Мы считаем классическую музыку воплощением нашей культуры, потому что она - самый ясный, самый характерный, самый выразительный ее жест», - так сказал Герман Гессе.
Рояль - это живое существо, с которым ты можешь поделиться своими самыми сокровенными мыслями, в общении с которым ты всегда найдешь утешение и ответ на любой вопрос. Игра на рояле, да и, наверное, на любом другом инструменте, похожа чем-то на медитацию. Прикасаясь к клавишам, ты заставляешь звучать струны души рояля. Пальцы берут аккорд, и льется мелодия..., и ты уходишь глубоко в себя. Реальность исчезает. Есть только ты и музыка. Ты созерцаешь ее, не перестаешь удивляться таинству возникновения звука, который способен пробудить в твоем сердце самые удивительные чувства. Ты любуешься ее ритмическими движениями, изгибами. Ты размышляешь, и ты счастлив. Музыка дает пищу твоему уму, способна открыть тебе иные миры, даже перенести в другую эпоху. Способна вдохновить на что-то новое. Многие мои живописные и скульптурные композиции были навеяны музыкой. Здесь можно выразить себя, раскрыть душу, творить. И от процесса творчества получаешь истинное наслаждение. Это придает силы, делает жизнь разнообразной, окрашивает в яркие тона серые будни.

Пусть буря, молнии сверкают и начинается гроза,
Пусть слезы капают дождями в твоей душе,
Но никогда не выдавай ты чувств своих, свои обиды, огорченья.
Пусть знаешь обо всем лишь ты и тень твоя.
Души мученья ты постарайся позабыть, не раскрывая никому,
Чтоб через годы не жалеть и не валить себе в вину.
Ведь в мире этом много лжи, обмана, хамства, оскорбленья.
Сегодня - друг, а завтра он - чужой.


И все везенье ты можешь потерять навек.
Но ты надежды не губи,
И огорченья, и обиды, и грусть, и радость впереди.Пускай!
Не останавливайся ты! Иди, иди, вперед иди!
Иди туда, куда зовет тебя душа.
К мечте своей себя веди...
Еще люби, и будь любимым, чтоб жизнь свою прожить сполна,
Чтоб люди помнили тебя, твои дела, твой дом, любя.





Самое лучшее - впереди
Довольно быстро пролетели праздничные дни. Готовились и ждали немало времени, а праздновали, как показалось, мгновение.
Хлопот было много, порой казалось, что не хватит сил и времени, но, как мне кажется, общими стараниями и усилиями кое-что получилось.
16 октября, как и планировали, провели дискотеку на «Реакторе». Желающих повеселиться в тот день оказалось довольно много (распродали около 350 билетов). Праздничная атмосфера давала о себе знать - все танцевали почти без перерыва, настроение у студентов было отличное, казалось, что они никогда не устанут веселиться. Но дискотека закончилась, все разбрелись по домам. Экономисты шли, твёрдо зная, что впереди их ожидает что-то ещё, а остальные, сожалея, что праздник закончился, да и начало занятий было не за горами....
На следующий день,17 октября, особого ничего не произошло. Тихо и мирно шла подготовка к ДНЮ РОЖДЕНИЯ: мы собрали праздничные газеты у студентов, которые специально рисовались по этому поводу, украсили деканат и «прилегающую территорию». Ни одна кафедра факультета не осталась без внимания. На информационных стендах весело раскачивались разноцветные шарики и гирлянды. Подготовили грамоты, для вручения лучшим студентам факультета...
...Вот и 18 число, вот и тот праздник, который бывает только раз в году! День начался с поздравлений. Преподавателям кафедр, нашему руководству, сотрудникам УВРМ и профкома были отнесены поздравительные открытки, подписанные студентами ЭФ. Далее делегация в составе декана, его заместителей и председателя студсовета факультета отправились с поздравительным «турне» по потокам. Заходили на все курсы, все услышали в свой адрес наилучшие пожелания, а студенты, добившееся успехов в учёбе, и наши активисты получили грамоты. Ну, а принесённые газеты были развешены на 4 этаже, возле деканата, где все желающие могли созерцать и оценить таланты нашего факультета. Позже, когда все смогли хорошо рассмотреть эти творения, было организовано тайное голосование, так как оценочная комиссия сама не смогла выбрать победителя. Это было действительно сложно. Все газеты рисовали талантливые ребята, да ещё изрядно пофантазировав.
В голосовании принимали участие более 20 человек. В равном соотношении были опрошены студенты и преподаватели. Первое место поделили студенты гр.272202 и гр.971502. Победители не были забыты. Им были вручены вкусные призы, которые помогли подсластить нелёгкую студенческую жизнь. После награждения все разошлись, осознавая, что праздник закончен, но никто не грустил, ведь всё получилось, а завтрашний день не мог быть хуже предыдущих. Студенты ведь знают, самое лучшее - впереди!





Прогулки с рюкзаком

Многие, возможно, слышали, что у нас в университете есть турклуб: кто от знакомых, кто от друзей и одногруппников, а кто мельком видел объявление на стене. Но есть и те, кто слабо представляет, что такое туризм и спортивное ориентирование.
Наши туристы активно и, самое главное, успешно принимают участие в различных слетах и соревнованиях. Весной этого года они стали чемпионами республики на короткой дистанции по технике горно-пешеходного туризма (тьфу-тьфу, чтоб не в последний раз). Кроме спортивных соревнований мы ходим в походы. Летом были две «единички» (походы 1-ой категории сложности) и поездка на Кавказ в альплагерь Узункол, где ребята выполнили III разряд по альпинизму. Так что теперь у нас в клубе есть не только туристы, но и альпинисты.
Но и от пеших походов впечатлений не меньше. Для некоторых - это первые в жизни «прогулки» с рюкзаком. Бывает все: и брод, и бездорожье, и дороги, причем их одолеть труднее всего.
Вот некоторые выдержки из наших «бортовых журналов»:
«Многие умеют переправляться через реку с помощью веревки или бревен. А если нет ни того, ни другого? Это гораздо хуже, ведь рюкзаки очень плохо плавают, даже хуже, чем лошади. Найдя очень-очень сомнительного вида дерево, мы сделали плотик, который приводился в движение с помощью двух барахтающихся в воде человек. Зрелище забавное, только не для того, чей рюкзак находится в центре событий. Мы ничего не утопили, но намокло почти все».
Самые яркие впечатления произвели местные жители (а туристы, думаю, впечатлили их):
«Местная молодежь, никогда не видевшая туристов, решила проводить нас до стоянки. Так мы и шли с эскортом велосипедистов. Шли долго! А они все ехали и ехали за нами. Озеро. Ищем место для стоянки. Место красивое! И тут местные «детки» после получасовых угроз в наш адрес уезжают за «мужиками». От греха подальше, мы решили перейти на другое место».
«...Потрескивают горящие поленья, шумят верхушки сосен, ветер борется с пламенем, накрапывает мелкий дождик. Или солнце, освещая верхушки деревьев, заливает поляну приятным светом. Смотришь на солнце и улыбаешься - так чудесно чувствовать кожей теплые лучи. Или, подставив лицо под теплые капли летнего дождя, ловить каждый миг пребывания в лесу, наслаждаться им. Только тогда вы поймете, что мы находим в походах». Если вы согласны со мной, понимаете или хотите понять и испытать все сами, приходите в туристический клуб «Альтаир».
Тренировки проходят каждый вторник и четверг в 19.00. Встреча в холле 2-го корпуса.





Улыбнитесь!

Идет программист по улице, а ему на голову падает кирпич. «Тетрис», - подумал программист...

***

Профессор говорит своему другу:
-Недавно приснился мне сон, будто я читаю лекцию! Проснулся и, представляешь, действительно читаю лекцию!

***

На экзамене профессор спрашивает студента:
- Петров, вы хоть газеты читаете?
- Конечно!
- И много вы их читаете?
- Сколько оторву в туалете, столько и прочитаю.

***

Идет экзамен. Примерно посередине экзамена старый профессор прокашлялся и скромно обратился к аудитории:
- Не будет ли кто-нибудь из студентов, не переписывающих сейчас текст из учебника, настолько любезным, чтобы дать мне эту книгу на несколько мину? Я ее тут же верну.

***

Студент не сдал экзамен. Преподаватель ставит ему неуд. Студент хнычет:
- Профессор, я не заслуживаю двойки!
- Знаю, но более низких оценок у нас, к сожалению, нет!

***

- Преподаватель на экзамене заметил, как студент пытается вытащить шпаргалку. Стал наблюдать за ним. Увлекся. Его захватил азарт. Оба нервничают, вспотели уже. В конце концов, преподаватель не выдержал:
- Ну тащи же, тащи смелее...

***

Пришел однажды студент в ресторан и подозвал официанта.
Официант:-Я вам приносил уже меню?

Студент: - Если да, то я его уже съел.

***

Профессор - студенту:
-Не волнуйтесь, на экзамене, как в театре. Вы - актер, я - зритель.
-Тогда я позову суфлера.

***

В институте в раздевалке прибито несколько крючков с надписью: «Только для преподавателей». Кто-то из студентов подписал фломастером: «Можно также вешать пальто и шляпу».

***

Студенческий тост: «За тех, кто думает, что мы здесь учимся!»





Баскетбол-шоу!

Кто хорошо работает, тот умеет хорошо и отдыхать. Студенты нашего университета тому подтверждение. Уже давно ребята выступали с инициативой организации соревнований по баскетболу.Сами сформировали 15 сборных команд на всех факультетах. Координировали и направляли в нужное русло энергию ребят преподаватели кафедры физвоспитания Н.И.Красницкий, В.Н.Боярышев и В.Н.Евтеев. При активной поддержке УВРМ и лично Д.Ф.Кузнецова, наконец, их усилия увенчались успехом.
С 13 ноября по 2 декабря впервые у нас проводится турнир среди сборных команд университета по баскетболу. За этот период пройдет 50 игр. Отдых отдыхом, но сами того не ведая, ребята выполняют задачу государственной важности - укрепление здоровья нации. Бесспорно, что активные занятия спортом этому способствуют. Пропаганда здорового образа жизни - всегда актуально, а в Беларуси - особенно.
Победители будут награждены дипломами 1, 2 и 3-й степени и денежными премиями.
Приглашаем всех посмотреть красивую игру, поболеть за любимую команду. С графиком игр вы можете познакомиться на информационном стенде спорткомплекса университета. Приходите, не пожалеете. Возможно, впоследствии вы тоже станете спортивной надеждой своего факультета.




К ТАИНСТВАМ ТИТАНОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Леонардо да Винчи оставил после себя 14 томов неопубликованных дневниковых записей. Многие места в них были зашифрованы, часть из них не расшифрована до сих пор. Для прочтения тайнописи требовалось применять принцип зеркальной симметрии. В рисунках последних лет жизни гения присутствуют таинственные знаки.
Сходные приемы тайнописи совсем недавно обнаружены в Библии Георгия/Франциска Скорины и в графике саркофага из пирамиды мексиканских индейцев Майя. Удивительным является то, что ключ к разгадке оказался написанным в известных всему миру фресках Рафаэля: в росписи станц (комнат) Ватиканского дворца Двуликая мудрость символически изображена с зеркалом в руке!
В Восточной Европе первой печатной книгой явилась Библия, изданная Франциском Скориной в 1517-1519г. Библия Скорины - шедевр мирового значения, образец высокохудожественного оформления книги. Эта особенность издания привлекала внимание исследователей в течение предыдущих веков. Представитель эпохи Высокого возрождения, современник Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ф. Скорина действительно внес заметный вклад в искусство книжной печати. В последние годы интерес к творчеству первопечатника возрос многократно: оказалось, что в гравюрах Библии, рисунках буквиц- инициалов, заставок и в текстах предисловий скрывается тайнопись, к расшифровке которой только-только приступили исследователи.
И самое неожиданное - Скорина использовал принцип симметрии мироздания: для прочтения и раскрытия содержания гравюр необходимо применять зеркало.
Скорина, как подлинный ученый, глубоко обоснованно ввел в канонизированные тексты Библии утерянные дополнения из древнеегипетских и халдейских источников. В настоящее время источники, которыми пользовался просветитель, отсутствуют. Поэтому материалы Библии Скорины имеют огромную ценность. В поясняющих предисловиях и рисунках гравюр Библии первопечатник отразил в зашифрованном виде эзотерические сведения, свою мировоззренческую позицию, отдельные автобиографические сведения.
Удивительные результаты дал поиск следов пребывания Скорины в Италии. Оказалось, что на знаменитой фреске Рафаэля «Афинская школа» в центре композиции философ Платон предстает в облике Леонардо да Винчи. Здесь же в кругу Птолемея и Зороастра Рафаэль изобразил себя и прообраз Ф.Скорины! Становится понятным, что эти гениальные люди общались между собой и знали секреты древних. Проясняется, кому принадлежит глубокий философский замысел росписей станц Ватикана - доктору искусств Георгию/Франциску Скорине! Подтверждается и конкретизируется давно высказанная искусствоведами мысль о том, что идея фресок в Ватикане принадлежала не самому Рафаэлю, а представителю заказчика росписей.
Принцип «магических зеркал» использовали в тайнописи и индейцы Майя. Но прочитывались рисунки не с помощью зеркала, а путем совмещения отражений левого и правого полушарий мозга, искусства, которым владели древние маги.





МИРЫ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Столетием назад, когда всё созданное творчес
ким гением Леонардо да Винчи было систематизировано, обнаружилось, что им были предвосхищены и выражены в чертежах и рисунках, либо в действующих моделях все крупнейшие открытия XIX века. Сотворенное им, прошедшее через его ум и руки, являло собою следы погони за ускользающей гармонией, в поиске которой он изнемогал, доводя ее до высших воплощений в опытах над материалом, предвосхищая Ф.Бэкона.
И художественные образы Леонардо, и совокупность продуктов его инженерной мысли - это универсумы в их локальных смыслах.
В общеупотребительном смысле универсум - синоним мира как целого, вселенной. В математической логике универсум - «summa rerum» - это множество, содержащее все свои элементы, т.е. объекты, относящиеся к какой-нибудь области материального или духовного мира. В первом случае подразумевается глобальный универсум; во втором - универсум локальный, и он, как «область предметов, относится... не к чистой логике, а к ее приложениям». На локальных универсумах действует принцип индивидуации, суть которого в том, что «всякая вещь универсума есть единственная вещь», и в силу этого они отличаются высоким качественным и количественным разнообразием.
Но в чем природа таких объектов? Поскольку мир в целом обладает свойством фрактальности (самоподобия), то локальные универсумы, повторяя образ глобального универсума в различных масштабных реализациях, воспроизводят многие его атрибуты. Фрактальность, имея масштабную инвариантность, адекватно иллюстрирует иерархию целостностей по всему многообразию качественных специфик. Идея фрактальности, применимая к феномену целостности мира, порождает иерархию масштабно соподчиненных целостностей, ограниченных в пространстве и времени.
Система как структурированный объект - один из видов локальных универсумов, встречающихся в действительности, более того - порождаемых в многообразной деятельности человека. Полнота и целостность такого объекта есть его имманентные системные свойства, присущие ему по определению. Можно назвать, кроме того, множество других системных свойств, присущих тем или иным локальным универсумам: адаптивность, гармоничность, живучесть, избыточность, надежность, неравновесность, распределенность, респонсивность, самоорганизуемость, устойчивость и т.п. Постижение сущности этих атрибутов весьма продуктивно с позиций синергетики, системологии, миксеологии, гармонистики и ряда других интегративных наук.
Концепции собственного пространства и собственного времени объектов как локальных универсумов - неотъемлемая составляющая нового, синергетического мировоззрения, обретающего в последние годы доминирующий характер.
Синергетическая парадигма возвышает значимость принципов кооперации, самоорганизации, гармонизации и самоограничения. Последнее особенно важно, ибо «проблема самообуздания субъекта мироощущуния» в мировоззренческом аспекте трактуется сегодня как основная в ряду прочих, стоящих перед человечеством проблем.




ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

К настоящему времени череда технологических революций привела к тому, что для большинства людей планеты жизненные условия принципиально изменились по сравнению со средними веками и даже началом прошлого века.
Разве в начале века кто-либо мог представить себе перелёт через Атлантический океан за 3 часа или передачу громадных объёмов информации через всемирную компьютерную сеть Интернет за считанные минуты в любую часть света? Принципиально изменилась структура затрат общества, в том числе в отношении трудовых ресурсов. Например, в развитых странах сельскохозяйственным трудом занимается менее 10% трудоспособного населения, обеспечивая всё остальное население качественными продуктами питания; в сфере же разнообразных услуг, образования, культуры занято больше людей, чем в сфере непосредственного материального производства, т.е. тех, которые имеют прямое отношение к технологии. Таким образом, люди, вооружённые технологией, дают возможность всему обществу пользоваться её благами.
На чём же основан современный расцвет технологии? Ответ достаточно очевиден - на использовании многовекового опыта предшествующих поколений и достижений их наиболее талантливых и деятельных представителей.
Здесь уместно напомнить о том, что первая научная революция произошла в эпоху Возрождения, которая началась со второй половины XV века. В этот период на место Созерцательной науки античного мира и доведенной до абсурда схоластической «науки» средневековья пришла новая наука, основой которой служит опыт, эксперимент. Эпоха Возрождения, по словам Фридриха Энгельса, «...нуждалась в титанах и породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». Символом этой эпохи стал Леонардо да Винчи - флорентийский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер и изобретатель.
Являясь глубоким мыслителем, он связывал свои научные изыскания с практическими задачами. Даже свою деятельность он начал с подмастерья у искусного ювелира, скульптора и художника.
Леонардо да Винчи разработал план орошения Ломбардской равнины, занимался канализационными системами, предотвращением разливов реки Арно, изыскивал способы борьбы с оползнями. После тщательного изучения полёта птиц он предложил конструкции летательных аппаратов и парашюта. Он предложил технологию крепления элементов упряжи лошади, сделал наброски боевых машин с приводимыми при движении во вращение косами, проектов металлургических печей, ткацких станков, деревообрабатывающих. Он также изобрёл вертолёт и другие аппараты с машущими крыльями, сверлильный и строгальный станки, машины для прядения и намотки шелка, новые типы шестерёнок, анемометр, турбину, пропорциональный циркуль, пулемет, подводную лодку и многое другое. В музее Леонардо да Винчи в Милане собрана целая коллекция машин, построенных по его эскизам, в том числе и танк, приводимый в движение нажатием рычагов.
Как живописец Леонардо да Винчи довёл технологию живописи до совершенства, работая маслом на дереве, пером, тушью и мелом на бумаге, накладывал один эскиз поверх другого, добиваясь наилучшего динамического решения композиции. В набросках к его многоплановым картинам можно увидеть перспективу объектов, в изображении лиц и фигур - геометрические построения и знание анатомии человека. Детали заднего плана несут в себе много дополнительной информации, придают его картинам конкретный характер и неповторимость, что можно видеть и на самой знаменитой картине в мире - Portrait of Lisa del Giocondo (Мона Лиза). Картинами Леонардо да Винчи продолжают восхищаться миллионы людей во всём мире, в том числе специалисты в области техники и технологий, черпая в них мудрость, глубину понимания мира и энергию для творчества.