Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№20 от 27ноября

Чашка бодрящего кофе

Не думаю, что кто-то еще не знает о существовании буфета в переходе цокольного этажа между 2 и 3 учебными корпусами. Небольшой уютный зал, приятное освещение создают здесь почти интимную обстановку. Еще бы совсем немного негромкой хорошей музыки - и лучшего места, где можно спокойно посидеть, обсудить с друзьями кое-какие вопросы, побеседовать о том о сем - пожалуй не найти. И, конечно же, обязательно перекусить, перехватив салатик, бутерброд с чаем или стакан сока.
Очень долго здесь бездействовала вышедшая из строя стационарная кофеварочная машина. Но недремлющее хозяйское око администрации узрело этот непорядок. Необходимые на ремонт средства изысканы. И теперь в буфете ко всему прочему стало возможным взбодрить себя чашечкой горячего кофе. Вкусного Thibo с кислинкой. Стоит же это удовольствие всего 280 рублей. А если еще и булочку, свежую, пышную, только что выпеченную в столовой при общежитии №2? Приятно, что и говорить. Вот так шаг за шагом обещания воплощаются в жизнь.
Ну а если Вы все же мне не верите - загляните в буфет и просто закажите для себя чашку кофе.




Курьер БГУИР

В течение месяца, прошедшего после первой аттестации, деканаты прилагали усилия, чтобы улучшить успеваемость на факультетах. По результатам первой аттестации были приняты соответствующие меры: неуспевающим студентам объявлены выговоры, посланы письма родителям, организованы дополнительные занятия и контроль за посещением студентами лекций и практических занятий.
Однако, как показала вторая аттестация, ситуация изменилась незначительно. В списках неуспевающих по-прежнему значатся одни и те же студенты. По мнению деканов, они - явные претенденты на отчисление.
Близится завершение семестра, сумеют ли эти ребята преодолеть "барьер", покажет сессии
* * *
В ноябре исполнилось 30 лет народному оркестру университета. Организатором и бессменным руководителем оркестра является Подлуцкий Николай Петрович. С 1979 года оркестр носит почетное звание "Народный". Духовой оркестр награжден Знаком ВЦСПС, ЦК профсоюзов работников культуры, Министерства культуры СССР, многими дипломами и Почетными грамотами.
* * *
Команда БГУИР по программированию примет участие в полуфинале командного чемпионата по программированию среди студентов Северо-Восточного Европейского региона, который проходит в Санкт-Петербурге 26-30 ноября.
* * *
С целью четкой организации работ по уборке территории университета, а также закрепленной за БГУИР территории Советского района, создан штаб, который будет координировать эту работу.




Великие преобразователи естествознания

27 - международные чтения 29-29 ноября 2001 г.Минск


"Труды Пуанкаре, с какой бы точки зрения мы ни подходили к их оценке, принадлежат не только истории нашей науки, но и являются неотъемлемой частью её сегодняшнего развития". А.Вейдель.Из доклада, посвященного 100-летию со дня рождения Пуанкаре Жюль Анри Пуанкаре родился 29 апреля 1854 года в городе Нанси в семье профессора медицинского факультета местного университета. Он был двоюродным братом Раймона Пуанкаре, президента Франции с 1913 по 1920 г. Ещё в лицее проявились выдающиеся математические способности будущего учёного. В 1872 ему присуждается первое место на общем конкурсе по элементарной математике, проводившемся для всех лицеев Франции, а в 1873 он занял первое место на общем конкурсе по специальной математике. В этом же году он приступил к занятиям в Политехнической школе - прославленном высшем учебном заведении Франции. Проучившись два года, Пуанкаре поступил в Горную школу, которую закончил в начале 1879 года, и получил назначение на должность инженера в город Везуль. В то же время он усиленно занимался математикой и летом 1879 года защитил в Сорбонне докторскую диссертацию. Инженером на шахтах Везуля Пуанкаре проработал меньше года, осознав, что настоящее его признание - наука. В декабре 1879 года он переехал в Кан, где начал преподавать математический анализ в университете на факультете точных наук. Блестящие творческие достижения молодого французского учёного, связанные с открытием автоморфных функций, создали ему известность в европейских научных кругах. Осенью 1881 г. он переезжает в Париж, где читает лекции в Сорбонне. С 1886 по 1896 г. возглавляет кафедру математической физики, а затем - кафедру математической астрономии и небесной механики. В 1887 избирается членом Парижской академии наук и вскоре становится признанным главой французской математики, широко известным и вызывающим восхищение учёным, гордостью своего отечества. Основополагающие исследования Пуанкаре пронизывали самые различные области физико-математического знания, что позволяло уже современникам единодушно относить замечательного французского учёного к числу самых выдающихся представителей точного естествознания. Одно только перечисление разделов науки, в которых плодотворно работала его мысль, уже говорит о многом: алгебра, теория чисел, дифференциальные уравнения, теория функций, другие проблемы чистой математики, небесная механика, математическая физика, основания математики, философия науки, вопросы преподавания. Созданная им качественная теория дифференциальных уравнений стала одним из ведущих разделов современной математики, находя широкое применение в механике и физике. Рождённая его творческой мыслью новая математическая дисциплина - топология - ныне успешно развивается и привлекает внимание специалистов из других областей знания. Открытый молодым Пуанкаре новый класс функций, называемых теперь автоморфными, обогатил математиков новыми возможностями. Плодотворные методы, которыми он вооружил специалистов по небесной механике, оказались столь действенными и столь универсальными, что до сих пор их причисляют к основным средствам теоретического исследования. Пуанкаре высказал исходные принципы новой теории, пришедшей на смену классической механике и потребовавшей пересмотра физических представлений о времени и пространстве. Именно в его работах впервые были сформулированы в достаточно полной и ясной математической форме все основные положения специальной теории относительности. Труды Пуанкаре в области математики, с одной стороны, завершают классическое направление, а с другой - открывают пути к развитию новой математики, где наряду с количественными соотношениями устанавливаются факты, имеющие качественный характер. Круг проблем, охваченных Пуанкаре, не ограничивался математикой. Необратимость термодинамических процессов и дифракция света, космогонические гипотезы и природа рентгеновских лучей, теория морских приливов и многое другое волновало его всеобъемлющий ум, всюду оставил он неизгладимый след своего универсального дарования. В самом конце века Пуанкаре критически переосмыслил и обновил складывавшийся в течение двух столетий математический аппарат небесной механики. Первая же его работа по этой проблеме произвела в научных кругах впечатление настоящей сенсации неожиданностью и значительностью достигнутых результатов. О ней патриарх немецкой математики К. Вейерштрасс (1815-1897) писал: "Значение мемуара настолько велико, что опубликование его откроет новую эру в истории небесной механики". Основополагающие методы Пуанкаре на многие десятилетия определили характер исследований в теории движения небесных тел, став незаменимым инструментом решения самых разнообразных задач. На заре развития радиотехники он выступил с теоретическим анализом достигнутых в этой области результатов и читал лекции о беспроволочной телеграфии. Поражает необычайно творческая активность и поразительная почти легендарная продуктивность выдающегося французского учёного. Одному человеку просто не под силу охватить ту огромную сумму знаний, которая составляет его научное наследие и содержится в более чем 500 статей и книг. Особое место среди них занимают статьи и доклады по общим вопросам науки. Впоследствии эти статьи, написанные в разное время и по разным поводам, автор объединил в три отдельные книги, отличающиеся многогранностью и широтой содержания, глубиной и оригинальностью суждений. Выдающиеся научные труды Пуанкаре получили признание во всём мире. Многие зарубежные академии и университеты избрали его своим иностранным членом или членом - корреспондентом (в том числе Петербургская академия наук). В 1900 году ему вручают золотую медаль Королевского астрономического общества в Лондоне, а через год - медаль Сильвестра от Лондонского королевского общества. В1904 году Казанское физико-математическое общество присудило Пуанкаре золотую медаль Лобачевского. В 1905 он удостоен наиболее авторитетного научного приза того времени - премии имени Венгерской академии наук. Жизненный путь знаменитого математика, механика, астронома оборвался 17 июля 1912 года.

"Вместе с великим французским математиком от нас ушёл единственный человек, разум которого мог охватить всё, что создано разумом других людей, проникнуть в самую суть того, что постигла на сегодня человеческая мысль, и увидеть в ней нечто новое… Он всё постиг, всё углубил. Обладая необычайно изобретательным умом, он не знал пределов своему вдохновению, неутомимо прокладывая новые пути, и в абстрактном мире математики неоднократно открывал неизведанные области. Всюду, куда только проникал человеческий разум, сколь бы труден и тернист ни был его путь - будь то проблемы беспроволочной телеграфии, рентгеновского излучения или происхождения Земли - Анри Пуанкаре шёл рядом, чтобы оказать необходимую помощь и продолжать свои исследования…" Поль Пенлеве

Анри Пуанкаре был ведущим математиком в начале 20 века. Его высказывания о взаимодействии математика и ученых других профилей наталкивают на определенные мысли, актуальные в настоящее время. Известно, что труды ученых-математиков имеют, в основном, тройное потребление: саморазвитие (математика для математики), математическое образование, как часть общей культуры и использование в других науках. В данной статье будет обсуждаться лишь третье направление, при этом ограничимся изучением взаимодействия математика и радиоинженера.
Пуанкаре много занимался вопросами взаимодействия математики и других наук. Ему приписывают образное представление. При этом, якобы, математики шьют костюмы и отправляют их на склад; инженеры же на этом складе выбирают нужное им изделие. Такое одностороннее описание взаимодействия, видимо, следует дополнить. Пользуясь той же символикой, добавим, что математик должен был хорошо ориентироваться в технике, а инженер-ученый, выбирающий себе математический аппарат, знать основы математики в нужном направлении. Дальнейшая "подгонка костюма" мыслится как совместная работа. Конкретизируем эти соображения на отдельных примерах.
Оптимизация в радиотехнике как пример научного взаимодействия
Оптимизация - это этап заключительной "косметической" работы в проектировании, например, радиоаппаратуры. Во многих случаях инженеру не хватает знаний по математике для решения задач на оптимизацию. Тогда на помощь ему приходят математики. Например, для решения многомерных оптимизационных задач потребовалось математику Беллману разработать теорию динамического программирования. Однако почему в радиотехнике сравнительно мало используется оптимизация? Особенностью радиотехники является быстрое развитие на базе смены элементной базы и принципов действия аппаратуры; оптимизация как бы отстает от развития настолько, что ее роль выглядит незаслуженно второстепенной.
Личный опыт
Опыт получен в процессе разработки новых научных направлений: статистической теории радиоразведки и статистической теории электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств. При этом потребовалось использовать другие разделы математической статистики по сравнению с теми, которые применялись в то время в радиотехнике.
Радиотехника работает с коэффициентами полезного действия порядка 10-18, т.е. практически вся электромагнитная энергия уходит на создание помех другим радиосредствам и лишь незначительная ее часть - на полезный сигнал. Создается таким образом сложная, в значительной степени непредсказуемая электромагнитная обстановка; математическое описание которой составляет основу статистической теории. Потребовалось использовать новые разделы с существенной переработкой, приспосабливая их к задачам, о существовании которых математики ранее не подозревали, работая на "склад".
Однако на этом "складе" уже находились созданная Колмагоровым теория вероятностей, неплохо разработанная многими авторами математическая статистика. Так что было из чего выбирать и что перерабатывать в интересах радиотехники на иерерхическом уровне радиотехнических систем и выше, строить модели электромагнитной обстановки.
Наработки в статистической теории электромагнитной совместимости в последние годы блестяще были применены при анализе сотовых сетей связи; теоретически выявлены критические соотношения, решена задача оптимизации структуры сотовых сетей.
Об ошибках во взаимодействии
Одним из источников ошибок в применении математики в радиотехнике является недоученность математика в вопросах техники и инженера в математике. Иначе не может быть в условиях специализации обучения, когда вся надежда возлагается на последующее взаимодействие. Уместно вспомнить слова Пушкина: "И опыт - сын ошибок трудных…" Ошибки приводят к накоплению опыта. Это происходит лишь в обществе, в котором есть интерес к науке и технике, сохраняются традиции, имеет место определенный консерватизм. Ошибки не будут работать на опыт, если общество идет по пути экстремизма, отрицания значимости предшествующих достижений.
Видимо, существует критический уровень ошибок. При этом если уровень ошибок ниже критического, возможно самоочищение науки и техники от ошибок и их последствий. А если этот уровень выше критического, то можно говорить об общем регрессе в науке и технике.
Выявление критического уровня крайне актуально в области образования, для нормирования, в частности, соотношения глубины подготовки специалистов по математике и инженерным дисциплинам. Это соотношение должно быть разным для разных условий, которые, как правило, по-разному ограничены. Приведенная ранее цитата из Пушкина относится, по нашему мнению, к условиям с неограниченными возможностями, к обществу, жаждущему знаний, в котором существование критического уровня ошибок не предполагается.




ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ

На новом рубеже веков (и даже тысячелетий!), мы вновь переживаем своеобразную "смену вех" и потому особо пристально вглядываемся в будущее, пытаясь разгадать, что же готовит оно человечеству и какова роль научно-технического прогресса в грядущих свершениях мирового масштаба. Новое обращение к работам Пуанкаре, взгляд на них через столетие, думается, может быть полезным, в чем-то поучительным. Интересно сопоставить его мысли с нынешними представлениями о науке, ее природе и особенностях развития. Поразмышлять над тем, какие научно-методологические феномены выдающемуся ученому удалось предвидеть сквозь толщу времени, а в чем его ожидания и оценки разошлись с реальностью.
Для общей характеристики методологической позиции Пуанкаре очень важно понимание им сущности науки, с которым тесно связывается смысл труда ученых: "Но что же такое наука?… Наука есть система отношений". Можно не соглашаться с последним тезисом, критиковать автора за формализм и односторонность взгляда (в данной дефиниции выражена лишь одна плоскость науки), но, несомненно, во-первых, что это определение принадлежит математику, а во-вторых, в нем предвосхищен системный подход к познанию мира, который сформировался гораздо позже, уже в иную эпоху. А по существу Пуанкаре прав: задача науки - видеть общее в отдельных фактах, хотя их естественное (т.е. объективное, не зависящее от ученых) родство не лежит на поверхности.Нельзя согласиться с Пуанкаре, когда объективность явлений (соответственно, объективность истины) он понимал как их общность для всех мыслящих существ, общезначимость, и наука ХХ в. дала немало доказательств ущербности, уязвимости такой трактовки. Есть в его трудах и другие положения весьма сомнительные, если не противоречащие прямо всей научной и социальной практике. Например, трудно принять апологию "науки для науки"; нельзя буквально трактовать тезис о том, что "все, что не есть мысль, есть чистое ничто, ибо мы не можем мыслить ничего, кроме мысли… " В то же время вызывает восхищение следующий непосредственно за этим подлинный гимн человеческой мысли как мгновенной вспышке света посреди долгой ночи - и в этом весь Пуанкаре, яркий даже в своей парадоксальности…
Глубоко диалектична идея развития научных теорий, вечного движения знания от относительной истины к чему-то новому, высшему, причем - в полном соответствии с законами диалектики - через единство и борьбу противоположностей, через отрицание отрицания. Мысли об этом буквально пронизывают труды Пуанкаре, и их неоднократно подтвердила наука новейшего времени. Ученого постоянно волновал образ разрушающейся научной теории, и он доказывает обывателю, что процесс научного труда отнюдь не лишен смысла: сами руины старых теорий закономерно становятся фундаментом и материалом для нового строительства (а оно необходимо обществу).
Эпоха НТР, как известно, стала временем заметного усиления интегративных тенденций в науке. У Пуанкаре читаем: "Если науки и не имеют непосредственной связи, то они взаимно освещают друг друга путем аналогии". И только. Скромный смысл этого замечания свидетельствует о том, насколько отличной была ситуация во взаимоотношении дифференциации и интеграции в науке сто лет назад. И можно пофантазировать о том, что будет еще через столетие… Ведь наука "все более и более стремится показать нам солидарность различных частей Вселенной и выяснить ее гармонию… Всегда наука стремится к единству и заставляет нас стремиться к этому".
Мысли ученого о взаимоотношении морали и науки (откуда взято последнее положение), на мой взгляд, интересны и тем, что позволяют перебросить мостик к современной концепции устойчивого развития. "Реальная жизнь человека есть непрерывная борьба, против него действуют слепые, конечно, силы, но опасные, которые живо свалили бы его на землю, которые его погубили бы, задавили бы тысячью несчастий, если бы он не был постоянно готов сопротивляться им… Человечество подобно армии на войне, но всякая армия нуждается в дисциплине,… без этой дисциплины гибель человечества очевидна… Все, что я сказал, вполне приложимо и к борьбе, которую человечество должно вести за свою жизнь; дисциплина, которую оно должно принять, называется моралью. В тот день, когда оно ее забудет, оно будет разбито и повержено в бездну горестей". За прошедшее столетие с моралью у человечества не стало лучше, это доказывают и бессмысленные кровавые конфликты, и многие другие факты современной истории. Но только морали (в традиционном ее понимании) ныне уже недостаточно. К той "дисциплине", в которой объективно нуждается человечество, ХХ век добавил необходимость разумных ограничений в использовании природных ресурсов (а значит, и в потребностях), необходимость оптимизировать численность народонаселения, серьезно снизить прессинг на природу.
Во времена А. Пуанкаре не было еще учения о ноосфере, само это понятие появилось позже, но его светлая вера в разум, непреходящую ценность человеческой мысли и возможности научного познания позволяет рассматривать его творчество как одну из предпосылок ноосферной стратегии устойчивого развития человечества.




Истина науки и истина морали

В философии ХХ века сравнение методологии естественных и гуманитарных наук стало одной из плодотворнейших тем для анализа. Суждение знаменитого естествоиспытателя по данному вопросу всегда представляет интерес, хотя и не становится истиной в последней инстанции.
Анри Пуанкаре - один из тех, кто закладывал основание новой неклассической картины мира, заинтересованно сближал истины науки и истины морали. И те, и другие своим величием вызывают в нас восторг. Как наука стремится к обобщению частных случаев в закон, так и мораль подчиняет частные интересы единому правилу. Научное творчество требует от людей науки определенных моральных качеств: коллективизма и дисциплины. При сравнении истин науки и истин морали обнаруживается, что "обе они и привлекают нас, и ускользают от нас" и "кто боится одной, побоится и другой" . Эти слова подчеркивают, что достижение истины - не рассудочный акт, для него необходимы увлеченность и бесстрашие. Страсть к истине уже потому моральна, считает Пуанкаре, что является борьбой с ложью.
Есть, конечно, такие особенности науки, которые могут дать безнравственные следствия. Порой стремление к результату заставляет ученого пренебречь моралью, в частности, опыты на животных зачастую бывают жестокими. В этом вопросе Пуанкаре, одним из первых, ставит вопрос о необходимости следовать этическим нормам, согласно которым опыты на животных могут проводиться только в случае совершеннейшей необходимости, оправданной гуманными целями, и при соблюдении определенных приемов, защищающих животное. Фраза Пуанкаре: "не может быть безнравственной науки" , - может считаться не только заявлением, но и нравственным требованием. То, что безнравственно не имеет права претендовать на научность. Таким образом, наука и мораль мыслятся как единые в своем гуманитарном пафосе.Качество, объединяющее научное и нравственное знание, - это стремление к общезначимости. "Для того, чтобы найти одну (истину), так же, как и для того, чтобы найти другую, нужно постараться полностью освободить свою душу от предубеждения и пристрастия, нужно достигнуть абсолютной искренности". Эта искренность должна заменить исследователю классическое убеждение в объективной реальности изучаемого объекта. Ведь для Пуанкаре вещи в себе непознаваемы, познаваемы лишь их отношения, поэтому моральный облик естествоиспытателя, полного "искреннего" стремления отразить эти отношения в общественно значимых конвенциях, становится важнейшим условием появления истинного знания (которое, по Пуанкаре, все-таки возможно).
Если рассуждения французского математика о конвенциональной природе научных истин были достаточно шокирующими, то распространение его идей на природу морального знания может дать заслуживающие внимания результаты. Для Пуанкаре относительный и конвенциональный характер законов науки не означал их произвольности. "Научные законы - не искусственные изобретения, мы не имеем никаких оснований считать их случайными" , ибо сам характер возможных соглашений диктуется отношениями вещей. Аналогично можно сказать, что правила морали, будучи относительными и исторически изменчивыми, не являются, между тем, произвольными. Конвенционализм сам имеет под собой почву: ситуация властно диктует, какого рода конвенции по вопросу о добре возможно заключить в данных исторических обстоятельствах. Во многом нравственность зиждется на традиции, поддерживает некие
устоявшиеся способы регуляции в человеческом сообществе. Выработка представлений о морали и предписание их в качестве законов есть плод безмолвного соглашения сообщества разумных существ, именуемое обычно общественным мнением. "То, что мы называем объективной реальностью, в конечном счете, есть то, что общо нескольким мыслящим существам и могло бы быть общо всем", - пишет Пуанкаре, рассуждая о физической реальности, но с еще большим правом это можно сказать о реальности морали. "Золотое правило нравственности", кантовский "категорический императив" и евангельское "возлюби ближнего" построены по единой модели, предполагающей универсализацию некого морального умонастроения, потенциальную приемлемость его "для всех разумных существ".
Если классические моральные системы еще могли настаивать на абсолютном и объективном характере своих предписаний, то после революции в физике эта установка стала представляться весьма наивной. Господствующая ныне трактовка предполагает, что нравственные требования становятся значимыми в процессе коммуникации, в той степени, в которой они согласуются с установками участников. "Путь к объективности есть путь общения посредством речи (рассуждений, логики)". Разница точек зрения не является сущностной, это лишь конфликт интерпретаций одного и того же явления в разных дискурсах. "Если закон верен в евклидовом истолковании, он будет верен также и в неевклидовом истолковании", - пишет Пуанкаре, выдвигая так называемый "принцип соответствия". Согласно этому принципу новые теории должны строиться в известном соответствии со старыми, подтвержденными опытом; должны существовать процедуры перехода от одной системы объяснений к другой или, по крайней мере, молчаливое предположение единой системы отношений, которая подлежит объяснению.
В статье "Моральный союз" знаменитый математик сам применяет данный тезис к проблеме нравственного взаимопонимания. Все моральные системы едины в своей цели, каковой является добро, но различаются теоретической аргументацией и предполагаемыми средствами его достижения. Существование разнообразных моральных позиций не должно заслонять единый смысл, который и породил их к жизни. Согласно Пуанкаре, единство морали обеспечено ее функцией, без исполнения которой человеческое сообщество прекратило бы существование. Тем более разница в моральных взглядах не может быть препятствием к диалогу и поиску взаимодействия. А поскольку в коммуникации современного мира задействованы практически все живущие на Земле "разумные существа", то значимость конвенциональных с виду моральных правил оказывается весьма высокой.
Удивительно, что сам Пуанкаре все-таки не часто прилагал свои новаторские идеи о природе научного знания к истинам морали. В вопросах нравственности он был человеком классического склада, для которого нравственность представлялась некой самоочевидностью, которая не может и не должна соответствовать стандартам научного знания. "Не может быть научной морали", - заявляет он, - "всякая мораль с доказательствами заранее обречена на верную неудачу; она, как машина, где есть только передача движения, и нет движущей энергии. Моральным двигателем… может быть только чувство". Пуанкаре представлялось, что чувство сострадания естественно возникает в человеке, видящем несправедливость, а чувство патриотизма - у того, кто видит бедствия или успехи своей Родины. И в каком- то смысле он прав, ибо все теоретические построения о морали не делают нас лучше, ибо "наука о нравах не есть мораль и никогда ею не будет; она может заменить мораль не более, чем трактат по физиологии пищеварения может заменить хороший обед".
Для подобного взгляда на вещи надо обладать цельностью души, уже недостижимой ныне, когда нравственные чувства атрофировались, моральная регуляция носит по преимуществу рациональный характер, а непосредственность чувства часто подталкивает нас к скоропалительным и отнюдь не нравственным реакциям. Так, если в традиционном обществе патриотизм подразумевал пылкое желание лично участвовать в вооруженной защите своей Родины, то для современного морального сознания война предстает как необходимость, но не удовлетворяет уже морального чувства.




МИР ИСТИНЫ, ИЛИ ЭСТЕТИКА МАТЕМАТИКИ

«Многие выдающиеся математики прошлого обращались к проблемам эстетики, пытаясь переосмыслить их с позиций нового знания. Математику можно рассматривать как "колоссальную метафору", которую только можно вообразить на пределе человеческого сознания. Поэтому ее оценивают не только интеллектуально, но и эстетически, с точки зрения полезности и эффективности этой метафоры.
Анализ эстетических оценок в современной математике, с одной стороны, связан со спецификой понимания природы эстетического в науке, а с другой стороны - с пониманием соотношения и взаимовлияния научного и художественного творчества. Эстетическое совершенство оказывается иногда полезным и для логического совершенства, хотя между ними всегда остается не устранимое противоборство. Как говорил Иммануил Кант, рассудок хочет поучать, а чувственность - оживлять.
Основной идеей, воспринятой современными фундаментальными науками из античности, является убеждение в творческой силе абстрактных математических теорий. Современная психология различает творческие процессы в сферах научной и художественной деятельности. Наиболее ярким примером творчества для большинства людей является поэзия, поскольку в акте выражения мысли в слове практически отсутствует довольно продолжительный период реализации этой мысли. Иосиф Бродский, например, объяснял это тем, что стихосложение - колоссальный ускоритель сознания, мышления и миросозерцания.При исследовании нерешенных проблем, подготовленному и технически оснащенному в соответствующих разделах математики человеку необходим определенный "период инкубации", когда помимо его сознания происходит скрытая, точнее бессознательная, работа, проявляющаяся в озарении или схватывании идеи возможного решения проблемы. Некоторые наиболее яркие свидетельства подобного феномена описаны Анри Пуанкаре. Он считал, что бессознательное я или подсознание играет основную роль в математическом творчестве. В отличие от художественного творчества, ассоциируемого не только с созданием нового переживания, но и с переосмыслением чувственно-будничных, столь необходимых нам, вещей, научное творчество - это познание, направленное на заранее поставленную цель. Кроме того, говоря языком психологии, этап озарения ученого, вообще говоря, мгновенный по сравнению, например, с периодами вдохновения у поэтов. Но когда же и при каких условиях наступает столь благостный для творчески работающих мате матиков миг? Обратим внимание на одно существенное замечание Пуанкаре по поводу создания условий для бессознательного этапа работы. Такая работа, считал он, возможна и плодотворна лишь в том случае, когда ей предшествует и за ней следует сознательная работа.Хотя бессознательное никогда не дает нам материальных результатов, например, конкретных технологически сложных вычислений, доведенных до формальных или числовых ответов, оно иногда доминирует в математическом творчестве. Не может не вызвать удивление обращение к чувственным понятиям, когда мы говорим о столь строгих и формализованных вещах, как математические доказательства, связанные со свойствами ума. Не стоит забывать, напоминал Пуанкаре, о чувстве математической красоты, известном всем математикам и недоступном профанам. Послушаем, что он об этом говорил сам: "Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувства!" Для профессионально работающих математиков ценна его мысль о том, что гармония чисел и математических форм служит не только для удовлетворения наших эстетических чувств, но и косвенной помощью для ума, то есть она и поддержка, и руководство в предсказании или предчувствии математически сложных законов и связей. Древние по этому поводу говорили, что скрытая гармония сильнее явленной.
Математическую науку, с точки зрения требований обоснованности, можно расположить между ремеслом и искусством. Если каноны ремесла обусловлены традициями и определенными стандартами, то в искусстве они невербализованы и допустимая мера их нарушения зависит только от мировидения и фантазии художника. Эстетические экскурсы математиков вовсе не бескорыстны.
Опытные исследователи хорошо знают, что внезапные озарения, происходящие в уме математика, очень редко его обманывают. Анри Пуанкаре ценил прогностическую и эвристическую функции математической красоты теории, которые важны при определении эффективности и даже истинности математического открытия при отсутствии или недостаточности соответствующих рациональных критериев. Эстетическое в математике, не претендуя на полноту, принято различать в эстетических переживаниях научного творчества, эстетических оценках научной мысли и эстетической подаче или оформлении результатов. Например, программа группы Н. Бурбаки тоже формировалась под эстетически переработанными идеями единства и упорядоченности математики, хотя для эстетического совершенства нет объективных и общезначимых законов.Пуанкаре был последним из великих математиков конца XIX - начала XX ст., применявших геометрию для описания законов движения физического мира. К концу XX века культура стала иной, а вместе с ней изменилась и наука. Например, фрактальная геометрия, говоря на языке эстетики, привнесла в науку новое понимание восприятия естественной природы. В ней, как это часто бывает в математике, обнаруживается связь эстетической привлекательности с фундаментальным знанием. Уместно напомнить, что наше ощущение прекрасного возникает не только под воздействием гармонии порядка, но и беспорядка динамических процессов, "застывших в физических формах".
Не существует решенных проблем, говорил Пуанкаре, существуют только более или менее решенные проблемы. Тем не менее, истинные математические науки, которые чему-нибудь служат, могут развиваться, считал он, в согласии с собственными принципами, не заботясь о бурях, бушующих вне их. Эстетическое чувство не только дает некоторое удовлетворение от творчества, но и является рабочим средством, которое может иногда дополнять чисто логическое рассуждение. Парадоксальность этого положения в том, что математика, включающая в себя элементы чувственного восприятия и красоты, по-прежнему остается для большинства образованных людей загадочным и таинственным "островом непонимания". Рассуждая о критериях красоты в математике, следует иметь в виду, что сами эти понятия "эстетически окрашены" и поэтому трудно определяемы. Тем не менее среди них можно выделить такие, как раскрытие бесконечного через конечное, понимание сложного с помощью простого и образную информативность языка математики.
В начале прошлого столетия Анри Пуанкаре возражал "логицистам", пытавшимся вывести математику из базиса чистой логики, и которые претендовали на то, что дали "крылья" математике, хотя в действительности, по его мнению, "снабдили ее лишь поручнями". Другой подход к проблемам обоснования с помощью аксиоматизированных исчислений - это "формализм". Он был представлен хорошо известной гильбертовской концепцией. Ответ Давида Гильберта на вопрос "формализуема ли математика?" был утвердительным, хотя соперничающий с ним за лидерство в математике Анри Пуанкаре с этим так и не согласился.Лучше быть мудрым, чем всезнающим. Однако в основе учения о мудрости лежит наука. Возможно поэтому Аристотель утверждал, что "более мудрым во всякой науке является человек более точный и более способный научать". Мудрость Анри Пуанкаре не только помогает нам понять и осмыслить собственное математическое существование, но и учит нас красиво и достойно жить.





"ЕДИНСТВЕННАЯ НАСТОЯЩАЯ ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ВНУТРЕННЯЯ ГАРМОНИЯ МИРА"

Сегодня в Беларуси лишь около 3% детей рождаются вполне здоровыми. Показатели эти не специфичны только для нашей страны: патология, преднорма, психофизиологические отклонения у остальных 97% детей - признак экологического неблагополучия всего человечества.
В свое время, изучая региональную медицинскую статистику, в частности - влияние уровня радиации на рост физиологических аномалий у новорожденных США (по СССР данные такого рода были закрытыми), автор этих строк незадолго до Чернобыльской катастрофы сделал прогноз: в 2000 году лишь 5% новорожденных будут по медицинским показателям соответствовать физиологической норме.
Сегодня на вопрос, что изменилось бы, будь такой прогноз опубликован, ответ может быть один: даже если бы те цифровые данные выглядели максимально убедительными, не изменилось бы ровным счетом ничего. Есть инерция образа жизни, превозмочь которую может не отдельный голос, а энергия всего общества в целом, его институтов, сила СМИ, но главное - сила капитала. А у капитала иная цель и он против. С печалью от вида прозреваемого будущего должно признать: страны, где столь быстро расшатывается генетический код, ускоряя прирост аномалий в репродуктивном аппарате человека, обречены на сравнительно скорое вычеркивание из истории, на гибель. Виной всему техницистский активизм человечества, лишенный гуманистических начал, уродующий природу и социум, и неумение строить всегда и всё по законам меры, гармонии, красоты.
В синергетической интерпретации это означает разрушение структур культуры, задающей ориентиры создания и испытания гармонических норм-образцов в поле притяжения аттрактора идей - современной эпистемы, объединяющей многообразие: 1) иерархий практик и масштабов социального действия; 2) потоков проективного творчества - коллективного и индивидуального; 3) самоорганизующихся культов; 4) системогенезов.
В чем суть термина эпистема? Эпистемы - "основополагающие коды любой культуры, управляющие ее схемами восприятия, ее обменами, ее формами выражения и воспроизведения, ее ценностями, иерархией ее динамик"(М.Фуко). Эпистемы, как и практики, масштабно иерархичны. Наибольший масштаб определяет фазы эволюции культуры, где вехами служат особые "уложения познания" - "Органоны", задающие тип ценностных ориентаций.
Первая эпистема (пифагорейская фаза культуры): "в основе мира лежит магия", "магия управляет миром" позднее составили базис так называемой параллельной гуманитарситики . Наследие пифагорейцев (у них "числа - это боги") в том, что в циферблате 12 часов, в сутках 24 часа, что жив символ трех огней (в космосе; на городской площади в память о героях; свеча у домашнего очага в честь навечно ушедших близких) и что четное число цветов возлагают на места упокоения мертвых, нечетное - дарят живым.Вторая эпистема (фаза культуры "от Стагирита"): Канон научного познания - "Organon" Аристотеля. "Я" и "не-Я" (субъект и объект) разделены; граница скреплена "логикой Екклесиаста" ("Кесарево кесарю, а Божие Богу"), силлогистической логикой (закон исключенного третьего и др.). Эту умозрительную культуру впоследствии увековечил бессмертный образ Шерлока Холмса.
Третья эпистема (фаза возникновения и расцвета "естественных и экспериментальных наук") ведет начало от "Novum Organum" Ф.Бэкона. Взлет и господство материализма. Вся Европа увлекалась физикализмом и механицизмом; в итоге в общении людей утвердились термины: "тяжел на подъем", "инертный человек", "механизмы взаимодействия" и пр.
Четвертая эпистема (постклассическая фаза культурогенеза). Суть ее - в "Tertium Organum" П.Д.Успенского (1913). Выдвинут принцип тождества "Я" и "не-Я", субъекта и объекта. Благодаря К.Гёделю идеалы полноты знания вытеснены идеалами целостности, а те открыли путь системологии и синергетике как своей превращенной форме. В итоге материальное уходит на второй план, в центре внимания собственная природа вещей и собственные параметры объектов как универсумов - пространство и время, метрика, размерность и др. Пионером здесь был Анри Пуанкаре, первооткрыватель многих фундаментальных идей теории относительности, озвученных позднее А.Эйнштейном.Он дал типологию особых областей и точек в фазовом пространстве (седло, центр, фокус и др.), притягивающих траектории эволюционирующих систем. Именуемые аттракторами, они играют важную роль в синергетике, связывающей их с "зонами гармонии и меры" (понятия аттракторов-структур, узлов меры). "Единственная настоящая объективная реальность есть внутренняя гармония мира", - этот раскритикованный В.Лениным постулат А.Пуанкаре есть ныне один из устоев информационной культуры. Всё не отвечающее ему - случайно, эфемерно, преходяще, т.е. чуждо единству человека и природы и элиминируется из бытия, вычеркивается из будущего, что и было проиллюстрировано в начале.
Э.М. Сороко




ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОСТИ

А. Пуанкаре и А. Эйнштейн практически одновременно опубликовали работы, знаменующие наступление релятивистской эры. Однако это была весьма относительная одновременность. Образно говоря, часы Эйнштейна были синхронизированы с местным временем научного сообщества, которое оказалось в световом конусе идей его первой работы. А фундаментальную работу Пуанкаре от физиков того времени как будто отделял пространственно подобный интервал. И ее свет пришел уже к следующим поколениям, начиная со второй половины ХХ века, когда многое из написанного гениальным французом было переоткрыто и даже стало общим местом в монографической и учебной литературе.Неудивительно, что дискуссии о поразительных метаморфозах ответной реакции научного сообщества продолжаются по сей день. Но ответ, как улыбка чеширского кота, лишь витает в воздухе, оставаясь маняще неуловимым. Быть может потому, что ищут "черную кошку в темной комнате, где ее нет". "Темная комната" в процессе поиска истины уже охватила культуру в целом, поскольку в дискуссию вовлечены рациональные, нравственные и даже эстетические аргументы. В качестве примера рационального объяснения рассмотрим часто встречающееся утверждение о трудности восприятия работ Пуанкаре из-за использования мало понятного "научным массам" того времени математического аппарата, в частности, теории групп.Однако упрямым фактом является то, что как раз Эйнштейн в подавляющем большинстве своих работах по специальной теории относительности выводит преобразования Лоренца из инвариантности т.н. интервала между событиями, и уже в первой работе как бы попутно отмечает, что эти преобразования образуют группу. Впрочем, его первая работа содержит попытку иного вывода части преобразований Лоренца с использованием дифференциальных уравнений. О том насколько она оказалась успешной, косвенно говорит то, что ни в одной (!) из последующих работ Эйнштейн не только не повторяет этот вывод, но даже не упоминает о нем.В то же время именно Пуанкаре использует в своих работах стандартный для того времени язык дифференциальных физических уравнений, выводимых из вариационного принципа, и описывает преобразования Лоренца как подстановки, оставляющие неизменной форму уравнений электродинамики. Конечно, Пуанкаре в отличие от Лоренца понимал, что пространственно-временные преобразования физических уравнений должны образовывать группу и пользуется этим лишь как эвристическим принципом для того, чтобы подправить формулы преобразования ряда физических величин, полученные Лоренцом, и дать динамическую формулировку принципа относительности.Если бы научное сообщество действительно предпочитало выводы, основанные на математическом анализе и теории дифференциальных уравнений, то Пуанкаре имел бы перед Эйнштейном несомненное преимущество.Ключ к разгадке проблемы "восприятия-невосприятия" обсуждаемых работ неявно подсказывают те, кто полагает, что Эйнштейн был лишь эпигоном Пуанкаре, а известная скромность последнего не позволила отстоять свой приоритет. Любое утверждение чревато перерастанием в свою противоположность. Это дает основание полемически заостренно сформулировать наш первый тезис: влияние методологических работ Пуанкаре на Эйнштейна было действительно весьма сильным, вплоть до вытеснения их идей в подсознание. Используя модную терминологию начала прошлого века, можно было бы сказать, что у молодого Эйнштейна развился по отношению к Пуанкаре своеобразный вариант "эдипова комплекса". В 1911 г. после личной встречи на Сольвеевском конгрессе Эйнштейн в частном письме писал: "Пуанкаре (по отношению к релятивистской теории) был просто вообще отклоняющим и показал при всей тонкости мысли незначительное понимание ситуации".Второй тезис данной работы состоит в том, что причина этого отторжения кроется в различных ответах на т.н. основной вопрос философии. Речь идет о восходящей к Платону онтологизации идеальных представлений, в данном случае представлений об абсолютном пространстве и времени. Эйнштейн в этом смысле был, как и подавляющее большинство физиков того времени, истинным ньютонианцем. Да, он изменил кинематику, то есть метрические свойства абсолютного пространственно-временного континуума, но не подверг ревизии его онтологический статус. Пуанкаре же неоднократно и недвусмысленно утверждал: "геометрия не истинна, а только выгодна". Надо сказать, что дальнейшая эволюция взглядов Эйнштейна была во многом подтверждением того житейского наблюдения, что, вырастая, сыновья становятся похожими на отцов. Кстати, и научное сообщество, включая философов и методологов, на протяжении прошлого века асимптотически приближалось к пониманию идей Пуанкаре. Нетрудно видеть, что плюрализм постмодернизма имеет своим источником и его конвенциализм. Обсуждая и творчески развивая наследие этих великих людей, мы как бы продолжаем начатый ими диалог.В качестве эпилога хотелось бы напомнить слова И. Канта о том, что ничто так не волнует, как вид звездного неба над головой и моральный императив внутри нас. Думается, что образ звездного неба вполне подходит и для описания нашего внутреннего космоса, в котором, как и вовне, есть яркие светила и черные дыры, туманности и галактики. Где-то, рядом, в одном созвездии сияют звезды Пуанкаре и Энштейна, сияют и заставляют сиять нас, пускай даже только отраженным светом.






Поздравляем юбиляров

Неведомского Ивана Ивановича, лифтера
Веснич Валентину Адольфовну, уборщицу
Дзержинского Станислава Мячеславовича, доцента
Пупко Марию Михайловну, уборщицу
Болдышеву Наталью Дмитриевну, инженера
Прокопович Надежду Лаврентьевну, уборщицу
Гринис Ларису Михайловну, научного сотрудника


Человек флотской закалки - так говорят в нашем университете о Савве Макаровиче Моколовиче. В его трудовой книжке есть запись "Зачислить с 27 сентября 1964 г. на должность лаборанта кафедры радиотехнических материалов", а следующая сделана 18 мая 1999 г. "Уволить с 1 июня по собственному желанию". А было тогда Савве Макаровичу без малого 80 лет. Почти 26 лет проработал он в БГУИР. Был свидетелем его становления.
Трудовая жизнь Саввы Макаровича началась в 1930 г. В 1937 его призвали в Вооруженные Силы страны, где более 20 лет проходило нелегкая военная служба. В 1941 направлен механиком по радио на Черноморский флот. Здесь, в Севастополе, застала его война. Не всем пришлось пройти через 1418 тяжелых для Родины дней, не все увидели долгожданный день Победы. На кителе Саввы Макаровича два ордена "Красной Звезды", медали "За оборону Севастополя", "За оборону Кавказа", "За победу над Германией" и др.
О Савве Макаровиче помнят многие сотрудники нашего университета, работавшие рядом с ним: "Это исполнительный человек, флотской закалки, преданный делу". Под руками Саввы Макаровича оживали приборы. Он стал человеком, без которого трудно обойтись на кафедре. Мастером на все руки. И как вспоминают сослуживцы было у него одно особенное увлечение - в мастерской круглый год цвели комнатные цветы, выращенные его руками. Со всего университета приходили любоваться ими, получить совет по уходу. Рос в комнате и плодоносил лимон. Редкость для любителей.
Несмотря на свой солидный возраст, 2 декабря Савве Макаровичу исполняется 90 лет, он по-прежнему подвижен, любит побродить по лесу, поработать на даче.
Желаем ему здоровья, бодрости духа и радости.




Кафедра систем телекоммуникаций в ноябре отметила сразу два юбилея

27 ноября доценту Эдуарду Борисовичу Липковичу - 60 лет.

Половину из них трудится Эдуард Борисович в нашем университете на поприще педагогической и научно-исследовательской деятельности. Один из ведущих и высококвалифицированных преподавателей выпускающей кафедры систем телекоммуникаций, он читает лекции на старших курсах, руководит преддипломной практикой, курсовым и дипломным проектированием. Эдуард Борисович - автор нескольких методик расчета различных радиосистем передачи информации: сотовых, транкинговых, цифрового радио- и телевизионного вещания, а также учебных и учебно-методических пособий. Высокий профессиональный уровень отличает его занятия со студентами.
За свой труд не раз награждался Эдуард Борисович Грамотами и Почетными грамотами университета. На его счету более 70 научных работ, 10 авторских свидетельств на изобретения.
Сейчас он активно участвует в НИР по разработке инженерных методик для частотно-территориального планирования цифрового наземного радио- и телевизионного вещания по стандартам DAB-Т и DVB-T.
В повседневной жизни это очень общительный и обаятельный человек, обладающий чувством юмора. В юности серьезно увлекался спортом. Он - мастер спорта по гимнастике. И, возможно, именно благодаря этому, неиссякаема его жизненная сила и энергия.
У него замечательная жена и двое взрослых детей. Недавно они его осчастливили - Эдуард Борисович дважды стал дедушкой.
Сослуживцы, коллеги, студенты факультета благодарят Эдуарда Борисовича Липковича за его благородный труд и поздравляют со славным юбилеем!
Светлее зори ранние,
Острее жизни стать,
Мы учимся у ангелов
Летать и побеждать!
Походка все проворнее,
Все искреннее взгляд,
Дела неугомонные
Выстраивают ряд.
И молодость упрямая
Покоя не дает:
Навечно связан с нею я,
Ведя ее в полет.
Не думаю о славе я,
Коллеги и друзья,
Безоблачные дали
Манят меня всегда!


Инженеру Ольге Николаевне Федоркевич исполнилось 50 лет. И хотя на кафедре работает она недавно, с 1999 года, зарекомендовала себя человеком добросовестным, активно участвующим в мероприятиях кафедры и университета, всегда аккуратно и ответственно выполняющим любые поручения.
Судьба этой общительной скромной женщины не из легких. Но богатая духовная сила, которой наделена ее душа, помогает нести на хрупких плечах нелегкую ношу - одна воспитывает четверых детей.
За деловые и душевные качества наградой Ольге Николаевне - теплое и внимательное отношение коллектива. В связи с юбилеем коллектив кафедры желает ей крепкого здоровья, исполнения всех планов, надежд и желаний, семейного и личного благополучия, активного долголетия и свершения всех добрых начинаний.
P.S. Многие знают, что Ольга Николаевна пишет стихи, и практически все работники кафедры получили от нее добрые поздравления и пожелания в стихотворной форме. И сегодня ее стихи кстати.
50, 50, 50 -
Ах, какое это счастье!
Мне уже не летать, не мечтать,
Не бояться прогулок в ненастье.
Мне уже не скучать, не скорбеть
О потерянных днях вдохновенья,
И бессмысленным стало терпеть
Все признанья свои и сомненья.
Я уже полюбила метель,
Занесенные снегом дороги,
Одиноко белеет постель,
Легкий саван шуршит на пороге.
В хороводе мельканья зарниц
Уношусь в мир иной слишком вольный,
Где не будет больниц и темниц,
Вместо них шум морской, запах хвойный.
И сиреневой дымкой маня,
Все вокруг предается покою,
Слов и истин совсем не тая,
Для себя я все тайны открою.




1 Декабря -Всемирный день борьбы со СПИД

20 ноября 2001 года состоялась пресс-конференция для СМИ "Всемирная кампания против СПИД в Республике Беларусь 1 декабря 2001 года". На конференции присутствовали Нил Буне - резидент-координатор ООН в Республике Беларусь; Гайлевич Роман Евгеньевич - советник Объединенной программы ООН по СПИД в Республике Беларусь; Мукалов Анатолий Александрович - заместитель начальника отдела учебных и научно-исследовательских заведений Министерства культуры Республики Беларусь; Бутрим Георгий Алексеевич - начальник Главного управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Республики Беларусь; Мелешко Лилия Алексеевна - главный врач Республиканского Центра профилактики СПИД; Миронова Ирина Альбертовна - член координационного совета Белорусской сети по СПИД.
Накануне Всемирного дня профилактики СПИД конференция еще раз показала, что проблема эта остается актуальной и в XXI веке. Успех борьбы с этим грозным заболеванием зависит только от нас самих.
В Беларуси в настоящий момент зарегистрировано 3828 ВИЧ-инфицированных. ВИЧ-инфекция имеет несколько стадий, последняя из которых называется СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита), приводящая к смертельному исходу. Лечение одного больного у нас в Республике стоит 10 тысяч долларов.
Поскольку до сих пор не найдено эффективное средство лечения, то главная задача - это профилактика распространения СПИДа. В Беларуси принята государственная программа профилактики ВИЧ-инфекции на 2001-2005 годы. Основными целями и направлениями этой программы являются: предупреждение распространения ВИЧ-инфекции в Беларуси и снижение социально-экономических последствий ВИЧ-инфекции путем проведения комплекса организационного, научного и практического характера; обеспечение поддержки мер профилактики ВИЧ-инфекции со стороны государства, усовершенствование безопасных условий работы для работников здравоохранения и обеспечение медицинской помощи лицам, которым она необходима, согласование государственной политики в сфере борьбы с ВИЧ-инфекцией и СПИД с Программой ООН-СПИД.
Профилактика по распространению ВИЧ/СПИД заключается в просвещении населения:
-информирование о путях заражения ВИЧ-инфекцией и факторах ее передачи;
-формирование здорового образа жизни, коррекции сексуального поведения;
-разъяснение мер профилактики заражения ВИЧ-инфекцией, пропаганда безопасного секса и ряда других немаловажных мер.
Известно, что ВИЧ-инфекция быстрее всего распространяется в группах риска, к которым относятся наркоманы, гомосексуалисты, проститутки. Увеличивают вероятность заражения и лица с беспорядочными половыми связями.
Впервые день профилактики СПИД был организован Всемирной Организацией Здравоохранения 1 декабря 1988 года. И с тех пор ежегодно в этот день организуются многочисленные мероприятия, посвященные профилактике ВИЧ-инфекции. Наиболее массовые и зрелищные акции проводятся среди молодежной аудитории , учитывая, что ВИЧ-инфекция - это болезнь молодых (90% всех ВИЧ-инфицированных в РБ - молодежь до 30 лет).

1 декабря 2001 года в 18.00 Республиканский центр профилактики СПИД, БГУИР проводят в актовом зале университета большой творческий концерт с участием учебных заведений г.Минска под девизом "Студенты против СПИДа". Спонсор программы ООН/СПИД в Республике Беларусь.