Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N2 от 10 февраля 2010


Мы помним о вас



В предзнаменовании празднования 65-летия Великой Победы советских войск в Великой Отечественной войне, в преддверии 23 февраля - Дня Защитников Отечества и Вооружённых сил Республики Беларусь члены гражданско-патриотического клуба «Память» при ПО ОО БРСМ «БГУИР» организовывают подготовку цикла воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Ветеранам были отправлены письма, в которых студенты приглашают их принять участие в данной работе. Многие с удовольствием откликнулись на предложение. И теперь в течение года ребята будут посещать ветеранов университета, побеседуют с ними о той страшной войне, о фронтовых буднях, о том, что пришлось им пережить, и, конечно же, о долгожданной Победе. Мы постараемся рассказать о том, как сложилась их жизнь после войны, в мирное время и как они её связали с наукой и нашим любимым БГУИР, а раньше МРТИ. Члены клуба «Память» окажут ветеранам посильную волонтёрскую помощь.

Международное сотрудничество расширяется


Авторитет БГУИР в международном образовательном сообществе неуклонно растет. Об этом свидетельствует и увеличение числа иностранных студентов, обучающихся в нашем университете, участие в самых престижных выставках, конференциях, награды и оценка научного потенциала нашего вуза. О высоком качестве образования в БГУИР хорошо известно далеко за пределами Беларуси. 21 января и 3 февраля наш университет посетили две делегации Сирийской Арабской Республики. Представителей высшего командного состава Вооруженных Сил Сирии принимал военный факультет при активном содействии Управления международного сотрудничества университета. В рамках программы визита состоялся брифинг, где с докладом о структуре и задачах военного факультета выступил полковник А.С. Хилькевич. Гостей познакомили с учебно-лабораторной базой факультета, курсантами, преподавателями, демонстрируя высокий уровень подготовки военных инженеров. Делегация Министерства высшего образования Сирийской Арабской Республики в составе: заместитель министра по административным вопросам, доктор Абдель Мунир Наджем; ректор университета «Аль-Баас», доктор Амир Факхаури; профессор факультета гражданского строительства университета «Аль-Баас», доктор Мельхем Иссам ознакомились с организацией учебного процесса в БГУИР. Сирийскую делегацию сопровождали представители Министерства образования Республики Беларусь; ведущих вузов страны. Ректор М.П. Батура рассказал об университете, об основных направлениях его работы, учебном процессе на факультетах, в магистратуре и аспирантуре. Поделился воспоминаниями о своем визите в составе делегации ректоров шести белорусских вузов в Сирию в 2001 году и состоявшихся там встречах в сирийских вузах и с руководством сирийской ассоциации выпускников советских вузов. Именно после этих встреч зародилась идея организации обучения на английском языке в БГУИР. Сегодня эта идея стала реальностью. Глава сирийской делегации рассказал про свой вуз. Университет «Аль-Баас» основан в 1973 году. Он включает 24 факультета, 5 институтов, 3 научно-исследовательских центра. В университете обучается более 70 700 студентов. Доктор Амир Факхаури выразил заинтересованность в участии в совместных семинарах и проектах, организации взаимного обмена студентами. Он также проявил интерес к обучению в БГУИР сирийских аспирантов, которые в дальнейшем могли бы преподавать в университете «Аль-Баас».

Четыре шага по лестнице науки


Управление подготовки научных кадров высшей квалификации создано в 2004 году. Результатом его работы является создание целостной системы подготовки научных кадров высшей квалификации, представляющей собой своеобразную четырехступенчатую пирамиду: докторантура, аспирантура, магистратура, студенческая наука. Самой массовой ступенью данной пирамиды является студенческая наука. В 2009 году в БГУИР в различных видах НИРС во внеучебное время принимало участие более 2000 студентов, из них по плановым бюджетным и хоздоговорным НИР около 300. В Республиканском конкурсе научных работ студентов приняло участие 122 учащихся нашего университета, из них 1-ю категорию получила 21 работа, а 2 работы стали лауреатами конкурса. Список достижений впечатляет, но стремиться нужно к тому, чтобы абсолютно все студенты принимали участие в научно-исследовательской работе. Отчасти это так и есть, так как большинство лабораторных работ включает элементы исследований. Вместе с тем хотелось бы более активного участия студентов в реальных НИР, проводимых на кафедрах и НИЧ университета. После окончания университета наиболее талантливые и устремленные в науку студенты поступают на вторую ступень высшего образования - в магистратуру. Здесь углубленно изучают важнейшие разделы специальных дисциплин, готовятся к сдаче кандидатских экзаменов и защите магистерской диссертации - это следующий шаг к «большой» науке. Магистратура довольно молода. Обучение здесь проводится с 2001 года. В настоящее время в БГУИР занимается 468 магистрантов (в том числе 12 иностранцев), по 27 специальностям. Только за последние 5 лет открыто 6 новых специальностей. Количество обучающихся в магистратуре постоянно увеличивается. Это говорит о востребованности данной формы. Однако параллельно увеличивается и количество отчисляемых из магистратуры. Положительной тенденцией развития магистратуры является постоянное увеличение количества обучающихся на платной основе, особенно по заочной форме. Желание людей платить деньги за обучение свидетельствует о том, что магистратура постепенно занимает свою нишу в системе образования, а также в системе подготовки научных кадров высшей квалификации. Третьей, ключевой ступенью пирамиды по подготовке ученых является аспирантура. Конечная целью обучения в аспирантуре — подготовка и представление к защите диссертации на соискание степени кандидата наук, то есть специалиста высшей научной квалификации. Подготовка научных кадров в аспирантуре осуществляется по 27 научным специальностям физико-математических, технических, экономических наук. На данный момент в аспирантуре университета обучается 223 аспиранта и соискателя, в том числе 24 иностранца; в докторантуре - 6 человек. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества аспирантов, обучающихся по заочной форме ( с 24 человек в 2004 г. до 97 — в 2009 г.), а также аспирантов, проходящих подготовку по целевым направлениям государственных организаций. Так, с 2009 года по целевым заявкам государственных организаций в БГУИР в аспирантуре обучаются 33 аспиранта. В аспирантуре университета на контрактной основе обучаются граждане иностранных государств: Италии, Ирака, КНР, КНДР, Ливии, Нигерии, Судана. Следует отметить, что эффективность обучения иностранных граждан в аспирантуре, определяемая по защите диссертации в срок обучения, составляла в 2006 - 2007 гг. 100%, в 2008 г. - 83%, что превышает аналогичный показатель для граждан Республики Беларусь. Очевидно, это связано с более высоким уровнем мотивации к защите диссертации иностранных граждан. К научному руководству в аспирантуре в 2009 году привлекались 108 человек, из которых 54 имеют ученую степень доктора наук (в т.ч. 2 академика и 2 член-корреспондента НАН Беларуси) и 54 - ученую степень кандидата наук. 12 научных руководителей являются сотрудниками других учреждений (7 докторов наук и 5 кандидатов наук). Из числа сотрудников университета научное руководство осуществляют 47 докторов наук (88.6% от численности всех докторов наук) и 49 кандидатов наук (18% от численности всех кандидатов наук). Верхней ступенью пирамиды является докторантура, цель которой — подготовка научных работников высшей квалификации с присуждением ученой степени доктора наук. Отличие докторантуры от аспирантуры в уровне ученой степени и в том, что обучаемыми являются уже сложившиеся ученые. Основной функцией докторантуры является создание кандидатам наук условий, необходимых для завершения исследований, подготовки и представления к защите докторской диссертации. Обучение в докторантуре БГУИР ведется по 8 специальностям. Всего за 2004-2009 годы окончило докторантуру 8 человек, из них защитили докторскую диссертацию только 2. Это связано, очевидно, с недостаточным научным заделом при поступлении в докторантуру. В университете успешно функционирует 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 14 научным специальностям. В 2009 г. в них было защищено 16 кандидатских и 1 докторская диссертация. Выпускниками аспирантуры и докторантуры различных лет, соискателями, сотрудниками университета в 2009 году защищена 1 докторская и 14 кандидатских диссертаций, из которых 2 кандидатские — досрочно и 2 — при выпуске из аспирантуры. Подводя итоги, следует отметить, что в Управлении сформирована система подготовки научных кадров высшей квалификации, включающая студенческую науку, обучение в магистратуре, аспирантуре и докторантуре. Постоянно совершенствуется система приема, обучения и выпуска специалистов в соответствии с изменяющейся нормативной базой. Разработаны проекты стандартов системы менеджмента качества по двум основным процессам: подготовка магистров и подготовка научных кадров высшей квалификации. Наука — важнейшая производительная сила общества, результативность работы которой зависит от подготовки кадров высшей квалификации. Достижения и проблемы в этой сфере деятельности БГУИР рассматривались на Совете университета, где было принято Постановление, в котором намечены пути дальнейшего повышения эффективности подготовки научных кадров: улучшение подбора кандидатов для поступления в аспирантуру и докторантуру; ужесточение контроля научного задела и повышение научного качества руководства, создание рабочих мест для аспирантов; открытие новых специальностей, в том числе с обучением на английском языке; совершенствование системы стимулирования; улучшение языковой подготовки; проведение работы по увеличению числа иностранных граждан, обучающихся в магистратуре и аспирантуре; совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре; ежегодное проведение двух школ-семинаров для студентов, магистрантов и аспирантов; выделение грантов университета для магистрантов, занимающихся научной деятельностью; привлечение студентов к участию в НИР; проведение конкурса на лучшую магистерскую диссертацию университета и др. Таким образом, есть все основания предполагать, что вопросы, возникающие в процессе работы УПНКВК, будут успешно решены и в нашем университете не будет ощущаться дефицита научных кадров высшей квалификации.



Беларуская мова: новыя правілы



Беларуская мова - дзяржаўная мова нашай краіны - адыгрывае важную ролю ў жыцці беларускага грамадства. Неабходнасць прыняцця новай рэдакцыі "Правілаў беларускай арфаграфіі і пунктуацыі" выклікана тым, што далёка не ўсе беларускамоўныя СМІ прытрымліваюцца існуючых норм правапісу. Такое становішча не садзейнічае папулярызацыі беларускай мовы і пашырэнню сферы яе ўжывання. У сувязі з гэтым быў уведзены ў дзеянне Закон Рэспублікі Беларусь "Аб Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі", які ўступае ў сілу з 1 верасня 2010 г. Але ў 2009/10 навучальнам годзе ўсе абітурыенты, школьнікі, студэнты змогуць здаваць экзамены па старых правілах. Неабходна падкрэсліць, што асноўныя прынцыпы беларускага правапісу не закранаюцца. Змяненні і ўдакладненні накіраваны на змяншэнне колькасці выключэнняў, на уніфікацыю асобных напісанняў, на адлюстраванне змяненняў, што адбыліся ў моўнай практыцы. Найбольш істотныя арфаграфічныя змены ў новай рэдакцыі "Правіл": Пашыраецца прынцып перадачы акання ў словах іншамоўнага паходжання. Прапануецца, напраклад, пісаць адажыа, трыа, сальфеджыа (паводле дзеючых "Правіл" пішацца адажыо, трыо, сальфеджыо). У словах іншамоўнага паходжання, акрамя іменаў уласных, канцавыя элементы -эр, -эль у адпаведнасці з прынцыпам акання прапанавана перадаваць як -ар, -аль: прынтар, камп’ютар. Паводле агульнага правіла перадачы на пісьме якання ў першым пераднаціскным складзе прапанавана пісаць словы дзявяты, дзясяты, сямнаццаць, васямнаццаць. У адпаведнасці з сучаснай моўнай практыкай уносяцца змены ў напісанне складанаскарочанных слоў. Прапануецца пісаць прафкам, гаркам, газпрам і г.д. Пашыраецца напісанне ў (у нескладовага) у словах іншамоўнага паходжання. Прапанавана пісаць для ўніверсітэта, пасля ўнікальнай аперацыі і г.д. Спрошчаны правілы пераносу слоў. У адпаведнасці з рэаліямі ўпарадкавана напісанне вялікай і малой літар у назвах органаў улады, арганізацый, прадпрыемстваў, устаноў, а таксама ў назвах асоб па пасадах, званнях, тытулах (напрыклад, Савет Міністраў Рэспублікі Беларусь, Канстытуцыйны Суд Рэспублікі Беларусь, Прэзідэнт Рэспублікі Беларусь). Уведзены новы параграф "Вялікая і малая літары ў назвах асоб, звязаных з рэлігіямі, назвах міфалагічных і казачных герояў". Напрыклад, з вялікай літары пішуцца словы Бог, Усявышні, Уладыка Нябесны. У пачатку і ў сярэдзіне слоў гукавое спалучэнне [й] + галосны перадаецца ётаванымі галоснымі: ёркшырскі, Нью-Ёрк. Рэгламентавана ўжыванне суфіксаў -ава, (-ява) і -ірава, (-ырава). Напрыклад, ліквідаваць, а не ліквідзіраваць, але камандзіраваць, а не камандаваць. Падрабязней з новай рэдакцыяй "Правіл" можна азнаёміцца ў бібліятэках БДУІР, на інфармацыйным стэндзе кафедры беларускай і рускай моў.

ХХI Неделя науки, техники и спорта в вузе ХХI века


Ежегодно в Минске проводится Неделя науки, техники и спорта, в рамках которой проходят состязания учащихся кружков внешкольных учреждений, школ, гимназий и лицеев всех районов города. Соревнования проводились по различным видам технического творчества и спорта, в том числе и в области информатики и радиоэлектроники. В этом году произошло знаменательное событие - в открытом городском конкурсе «Юный радиоэлектроник» приняла участие команда Центра детского творчества «Царицино» Южного округа г. Москвы. В 2008 году открытие юбилейной ХХ Недели проходило в БГПУ им. М. Танка, где была организована встреча с преподавателями и учеными университета. Это событие высоко оценили юные участники, которые высказали пожелание организовывать аналогичные мероприятия в других вузах страны. Приоритетным при этом оказался наш университет - вуз передовых инновационных технических и образовательных технологий. В рамках действующего договора об учебно-методическом сотрудничестве Минским государственным дворцом детей и молодежи и БГУИР в кратчайшие сроки был сформирован план проведения закрытия ХХI Недели науки, техники и спорта г. Минска в БГУИР. 6 января университет принимал гостей - победителей и участников районных и открытого городского конкурсов радиоэлектроников, а также команду города Москвы. В лазурном зале Совета университета собрались представители 5 районов Минска, жюри конкурса «Юный радиоэлектроник». С приветственной речью выступила проректор по учебной работе Е.Н. Живицкая. Затем демонстрировался фильм о БГУИР. На встрече выступили заведующий кафедрой микро- и наноэлектроники, профессор В.Е. Борисенко, заведующий кафедрой радиотехнических устройств, профессор Н.И. Листопад, заведующий кафедрой электроники С.В. Дробот, заведующий кафедрой радиотехнических систем И.Ю. Малевич, декан факультета радиотехники и электроники А.В. Короткевич. Они рассказали о перспективах современной радиоэлектроники и организации учебного процесса по радиоэлектронным специальностям. Для торжественной церемонии награждения победителей открытого конкурса «Юный радиоэлектроник» были приглашены председатель жюри В.И. Канончик и проректор по учебной работе Е.Н. Живицкая. Первое место в конкурсе занял город Минск, второе - Москва, третье - Заводской район нашей столицы. Затем участники церемонии награждения совершили экскурсию на кафедры радиотехнических систем, радиотехнических устройств, антенн и устройств СВЧ, микро- и наноэлектроники. В учебных лабораториях ребятам рассказали о современных направлениях радиоэлектроники. Многих представителей университета встреча поразила тем интересом, который проявили дети к вопросам развития современной радиоэлектроники. Если в начале мероприятия у отдельных сотрудников университета представления о профориентации учащихся ограничивались исключительно возрастным критерием, то после его завершения мнение изменилось. Современный взгляд на данный вопрос заключается в том, что подрастающее поколение является нашими сегодняшними «агентами», разносящими вести об университете по городу, республике, и завтрашними потенциальными студентами! Детям очень понравилось посещение нашего вуза, а один из московских школьников выразил желание поступать в БГУИР. Следует заметить, что закрытие ХХI Недели науки, техники и спорта не осталось незамеченным. Его прокомментировали телевизионные каналы СТВ, БТ-1, а также газета «Вечерний Минск», а администрация ЦДТ «Царицино» прислала благодарственное письмо.

Мастер + класс = отличный веб-сайт


Будущие инженеры-системотехники, обучающиеся на факультете компьютерного проектирования по специальности «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», получают знания, соответствующие современным требованиям развития информационных технологий. Об этом свидетельствуют результаты распределения молодых специалистов: половина пятикурсников была востребована компьютерными компаниями, входящими в Парк высоких технологий, а также информационно-вычислительными центрами крупных государственных организаций. Вторая половина пятикурсников распределена на другие, не менее важные для страны предприятия. Но объём аудиторных занятий при подготовке специалистов ограничен. Поэтому кафедра решила провести эксперимент и несколько модернизировать систему преподавания для студентов 5 курса, а именно - ввести мастер-классы по отдельным вопросам. Для демонстрации реальных приёмов разработки сайтов пригласили одного из самых модных в настоящее время разработчиков сайтов - специалиста компании «Ред график» Виталия Янушевского. Мастер, не намного старше слушателей, сразу же захватил внимание пятикурсников. Он не просто на глазах у студентов в хорошем темпе и реальном времени прямо на компьютере проводил разработку сайта, а главное — излагал свои мысли, комментировал решения и объяснял действия. Первый закон дизайна касается размещения элементов - разнородные элементы должны быть разнесены друг от друга, а сходные — приближены друг к другу. Второй закон дизайна — любой визуальный объект, когда на нём присутствуют контрастные детали, смотрится намного интереснее. Третий закон дизайна — чем более выровнены элементы между собой, тем они более гармонично смотрятся. Четвёртый закон дизайна — весь сайт должен быть создан в одном стиле. Изображение с компьютера через видеопроектор демонстрировалось перед студентами на большом экране. Тишина в аудитории стояла все два часа. А потом «посыпались» вопросы. Нередко одна и та же информация повторяется на различных сайтах. Пользователю намного проще перейти на другой сайт, чем выискивать нужную информацию на непонятной ему страничке. Стало быть, чтобы разрабатываемый Вами сайт не променяли на очередную Гугл-ссылку, Ваше детище должно быть не только информативным, но и приятным взору самому искушенному пользователю. Показать и рассказать, как же это делается - с такой целью и был проведён второй мастер-класс, уже для студентов 4 и 5 курсов специальности ИПОИТ. На этот раз был приглашён специалист минской компьютерной компании «Софт продукт» — Георгий Огневой. Одной из особенностей мастер-класса была демонстрация появления различных «багов» (проблем) в представлении странички. В отлаженных страничках всё кажется понятным и простым. Пока не начинаешь самостоятельно браться за разработку, и когда последним способом заставить «не съезжать эту картинку» кажется лишь способ продать душу этой «бессердечной машине подсчёта нулей и единиц!» Георгий Огневой подробно объяснил возможные причины возникновения «багов» определённых видов, а также способы их устранения. Несомненно, четырех часов недостаточно для того, чтобы освоить все аспекты правильной вёрстки веб-сайтов. Однако этого времени было достаточно, чтобы научить студентов оценивать виртуальные странички ещё и с точки зрения правильности и сложности их написания. В завершении статьи подумалось следующее. В университете прорабатывается проект организации видеоконференцсвязи. Возможно, такие вот мастер-классы, организованные кафедрами и высокопрофессиональными представителями бизнес-сообщества, и могут лечь в основу лекций для распространения их с использованием видеоконференцсвязи.


Курсанты-первокурсники, а также их родители…


собрались 22 января в культурно-досуговом центре Военной Академии Республики Беларусь для встречи с руководством военного факультета.
Родительское собрание. Для курсантов эти слова несут несколько иной смысл, чем для гражданских. Долгожданная встреча с родными тем приятнее, что мамы и отцы увидели совсем других детей - не робких юнцов, а возмужавших курсантов. Они и выглядят иначе, и разговаривают, и даже взгляд у всех какой-то другой - взрослый, серьезный. Видимо, поэтому и родители были сдержанны, и только в глазах можно было прочитать бесконечную гордость за сыновей. А гордиться было чем. Из выступлений начальника факультета А.Н. Дмитрюка, заместителя начальника Я.И. Банникова и командира батальона С.Н. Круглова стало ясно, что с курсантами ведется большая работа. Результат этих слаженных действий - окончание сессии без отчислений, отсутствие правонарушений на факультете, соответствующий уровень воинской дисциплины. Те, кто во всех сферах вел себя достойно, получили благодарственные письма из рук начальника факультета, чем несказанно порадовали присутствующих родителей. Позитивное настроение поддержал концерт, в котором приняли участие офицеры и курсанты военного факультета. В общем, несмотря на сильный мороз, в Центре было тепло, душевно и празднично. Надеемся, что курсанты продолжат учебу в таком же боевом и добром настрое.

Олимпиада по психологии в БГУИР? Да



Как известно, курс психологии и педагогики является частью гуманитарного блока высшего образования Республики Беларусь. Это значит, что большинство студентов изучают данный курс в процессе обучения в нашем университете. Наряду с лекционно-практическими формами преподавания психолого-педагогических дисциплин, кафедра инженерной психологии и эргономики впервые в конце 2009 года провела олимпиаду по психологии. Обращение к данной форме работы студентов было связано с решением двух основных задач. 1. Учебная задача: олимпиада служит нетрадиционным средством закрепления психологических знаний и способствует их гибкому и рефлексивному использованию в практической ситуации (к тому же соревновательной по своей сути). 2. Развивающая задача: способствует расширению психологической компетентности личности, приобретению новых возможностей, как в аспекте самосознания, так и в сфере межличностных отношений. Задания олимпиады основываются на материалах различных разделов обшей психологии («Познавательные процессы», «Индивидуально-типологические особенности личности», «Эмоционально-волевая сфера личности»), но не исключают возможности обращения и к другим отраслям психологического знания - инженерной, возрастной, социальной и педагогической психологии. В этом учебном году состоится первый выпуск студентов специальности «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий». Свои знания и хорошую профессиональную подготовку ребята подтвердили в очередной раз, заняв в олимпиаде БГУИР по психологии призовые первое и третье места, уступив второе представителю магистратуры ИЭФ. Поздравляем победителей: Анастасию Щеброву, студентку гр. 510901, занявшую первое место, Ольгу Сосункевич, магистранта ИЭФ (второе место), Александру Привадо, студентку гр. 510901 (третье место). Удачи вам, призеры, и в дальнейшей профессиональной деятельности, где психологические знания, несомненно, пригодятся на практике!


БГУИР спортивный


Закончились соревнования в программе Спартакиады БГУИР «Бодрость и здоровье» с участием преподавателей и сотрудников университета. Соревнования проходили с 12 января по 5 февраля на нашей спортивной базе. Среди команд факультетов победителями стали 1 место — ФТК, 2 — ВФ, 3 место — ФКСиС. Среди команд структурных подразделений 1 место завоевал ЦИИР, 2 — УВРМ, 3 место — ИИТ. Поздравляем победителей!

С 14 февраля в БГУИР начинаются спортивные соревнования, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В программе — турниры по волейболу, мини-футболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, спортивному ориентированию. Все соревнования будут проходить в выходные дни. Завершающим мероприятием станет турслет, который пройдет в Минском районе с 30 апреля по 2 мая. Не упустите возможность интересно и с пользой провести свободное время.


БГУИР в СМИ (ноябрь 2009 г.)



Рок - «Улитка» стартовала // Вечерний Минск. 2009, 30 ноября, с. 2 Белорусское образование...на английском // Вечерний Минск, 2009, 27 ноября, с. 2. Нікіценка І. У БДУІР набрана першая група студэнтаў-замежнікаў, якія будуць вучыцца на англійскай мове// Настаўніцкая газета, 2009, 26 лістапада,с. 1. Дергач И. Как поступим?: абитуриенты-2010 уже не задержатся у столов приемных комиссий до глубокой ночи // Народная газета, 2009,25 лістапада, с. 12. «Золотая рыбка» из грид-сети // Рэспубліка, 2009, 24 ноября, с. 2. Стартап ждет участников: первый Минский Стартап Уикенд (Minsk Startup Weekend) пройдет 4-5 декабря этого года на базе одного из учебных заведений столицы // Экономическая газета, 2009, 24 ноября, с 4. Беганская Е. Шаг навстречу IT-производителям // Веды, 2009, 23 лістапада , с. 3. Порядок приема на военный факультет в учреждении образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» на 2010 год //Белорусская военная газета. Во славу Родины, 2009, 21 ноября, с. 7. Дубровская О. На белорусском ТВ будут транслировать студенческие программы? / Знамя юности, 2009, 20 ноября, с. 5. Нікалаева Н. Асобны крэдыт для таленавітых маладых навукоўцаў // Звязда, 2009, 20 лістапада, с.3. Белуга В. Минск соединит пространство СНГ: Международный союз электросвязи не случайно выбрал местом проведения саммита белорусскую столицу // Рэспубліка, 2009,19 лістапада, с.2. Юрчик И. Острые углы круга: министр образования Александр Радьков с представителями студенческого актива вузов обсудил проблемы молодых // Рэспубліка, 2009, 19 лістапада, с. 2. Дергач И. Студенты просят слова: появятся ли на белорусских телеканалах программы, созданные в университетских телецентрах? // Народная газета, 2009, 18 лістапада, с.1, 3. Конога П. Акроприбыли из нанотехнологий: бывают ли большими деньги в отрасли маленьких размеров? // Рэспубліка, 2009, 18 лістапада, с.21. Бурак И. Николай Опилок: «Главное для художника - быть востребованным» // Белорусская военная газета. Во славу Родины, 2009, 17 ноября, с. 4. Дергач И. Студенты получили подарок: три белорусских университета присоединились к программе «Университетский альянс SAP» // Народная газета, 2009, 17 лістапада, с. 2. Каркозова И. КВН вместо Маслякова будет вести Купридо? // Вечерний Минск, 2009, 17 ноября, с. 4. Мицкевич Е. Сплошной креатив: студенты Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники отмечают праздник творчески //Минский курьер,2009, 17 ноября, с. 3. Панасюк М. Новации с холодком // Советская Белоруссия, 2009, 17 ноября, с.10. Слабко Е. «Зеленый кактус» // Белорусская военная газета. Во славу Родины, 2009, 17 ноября, с. 4. Янушевская А. Три белорусских вуза вступили в глобальную инициативу «Университетский альянс SAP», 2009,16 ноября. Генадзьева Г. Студэнты БДУ едуць у Кітай // Настаўніцкая газета, 2009, 14 лістапада, с. 4. Артеага В. Поступление онлайн: сможет ли оно стать таким для абитуриентов в ближайшем будущем?// Рэспубліка, 2009, 13 лістапада, с.3. Баклажэнка А. На студэнцкім рынгу // Настаўніцкая газета, 2009, 12 лістапада, с.2. Белохвостик Н. У абитуриентов-2010 будет меньше времени на раздумье //Комсомольская правда, 2009, 10 ноября, с.11. Шведова О. «Наши выпускники всегда востребованы» // Белорусская военная газета. Во славу Родины, 2009, 10 ноября, с. 4. Янович Н. С доставкой на дом // Минский курьер, 2009, 10 ноября, с.1, 3. Гомельский Д. От загадок Скорины — к тайне «Афинской школы» // Народная газета, 2009, 5 лістапада, с. 7. Сідаровіч Г. «Хачу, каб мае студэнты сталі не толькі добрымі спецыялістамі, але і цікавымі людзьмі» // Настаўніцкая газета, 2009, 5 лістапада, с. 3. Кибик А. Тепло и нежность красок // Белорусская военная газета. Во славу Родины, 2009, 3 ноября, с. 4.


За безопасность и порядок


В 1931 году по инициативе нескольких государств французский генерал медицинской службы Жорж Сен-Поль основал в Париже «Ассоциацию Женевских зон» - «зон безопасности» для создания посредством двухсторонних и многосторонних соглашений локальных зон безопасности во всех странах, которая затем была преобразована в Международную организацию гражданской обороны (МОГО). По инициативе этой организации 1 марта 1931 года стал Днем Гражданской Обороны (Защиты). День 1 марта выбран не случайно. Именно в этот день вступил в силу устав МОГО, который одобрили 18 государств. В 1972 году МОГО получила статус межправительственной организации. Среди направлений деятельности МОГО следует выделить следующие: подготовка национальных кадров в области управления в период чрезвычайных ситуаций; оказание технической помощи государствам в создании и совершенствовании систем предупреждения ЧС и защиты населения; пропаганда опыта и знаний по ГО и вопросам управления в период ЧС. Гражданская оборона в системе Министерства образования является составной частью Гражданской обороны Республики Беларусь, обеспечивающей планирование, организацию и исполнение комплекса специальных мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Она представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению безопасности работающих, учащихся и воспитанников при возникновении различных чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического и природного характера, а также по заблаговременной подготовке к действиям в военное время. Общее руководство мероприятиями гражданской обороны осуществляется через штабы гражданской обороны, а также через комиссии по чрезвычайным ситуациям и эвакуационные. Согласно Конституции и законодательства Республики Беларусь организация и ведение гражданской обороны на современном этапе — одни из важнейших функций государства по обеспечению его безопасности.

Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники объявляет конкурс на замещение должностей:
- заведующих кафедрами: электронно-вычислительных средств, инженерной графики, информационных технологий автоматизированных систем, интеллектуальных информационных технологий, электронных вычислительных машин, защиты информации, белорусского и русского языков; - профессоров кафедр: электронной техники и технологий (1), микро- и наноэлектроники (1), сетей и устройств телекоммуникаций (1); - доцентов кафедр: радиоэлектронных средств (2), электронно-вычислительных средств (1), химии (1), инженерной психологии и эргономики (0,25), вычислительных методов и программирования (1), теоретических основ электротехники (1), гуманитарных дисциплин (1), электронных вычислительных машин (2), программного обеспечения информационных технологий (1,5), философии (2), высшей математики (3,5), физики (1), сетей и устройств телекоммуникаций (0,25), защиты информации (1), физвоспитания (1), экономики (1), тактической и общевоенной подготовки (1), информационных систем и технологий (1); - старших преподавателей кафедр: электронной техники и технологии (1), иностранных языков №1 (1), теоретических основ электротехники (1), метрологии и стандартизации (1), иностранных языков № 2 (1), связи (1); - ассистентов и преподавателей кафедр: инженерной графики (2), инженерной психологии и эргономики (1), иностранных языков №1 (1,5), систем управления (0,25), информационных технологий автоматизированных систем (1), электронных вычислительных машин (3,25), программного обеспечения информационных технологий (1,5), физики (1), метрологии и стандартизации (0,5), физического воспитания (1), экономики (1), менеджмента (1), экономической информатики (1), иностранных языков № 2 (1,5), связи (1), информационных систем и технологий (1,25). Срок подачи заявлений на конкурс один месяц со дня опубликования объявления. Наш адрес: г. Минск, ул. П.Бровки, 6