Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№17 от 29 ноября

3 декабря - Международный день инвалидов


Был провозглашен в 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН.

Инвалидность - это не обделенность судьбой, а особый образ жизни, который может быть даже более насыщенным, более творческим, более здоровым, чем образ жизни обычных людей. Жалость инвалидам не нужна, им необходима наша помощь в создании условий для развития и самореализации.
Образование. Люди с ограниченными физическими возможностями в Беларуси могут поступать во все учебные заведения, кроме медицинских. В БГУИР в текущем году на дневном отделении обучаются 56 инвалидов, они успешно осваивают специальности ФКП, ФИТУ, ФРЭ, ФКСиС, ИЭФ, ФТК. 12 студентов-инвалидов получают образование на факультете непрерывного и дистанционного обучения. По словам декана ФНиДО В.М. Бондарика, учатся ребята, как правило, хорошо и осваивают специальность лучше среднестатистического студента.
Достойные условия для людей с ограниченными возможностями в учебных заведениях создаются постепенно. Сейчас дистанционное образование требует присутствия студентов на экзамене, но в будущем ожидаются изменения. Василий Михайлович сообщил, что от БГУИР уже направлено письмо в Министерство образования с просьбой разрешить студентам-инвалидам сдавать экзаменационную сессию с помощью видеоконференцсвязи.
В канун Международного дня инвалидов Институт информационных технологий БГУИР проводит научно-методическую конференцию «Непрерывное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями». Пленарные доклады, круглые столы ориентированы на специалистов, которые занимаются профессиональным обучением инвалидов. Подведение итогов конференции состоится 30 ноября.
Культура. К Международному дню инвалидов приурочены мастер-классы в сфере декоративно-прикладного и парикмахерского искусства для детей с ограниченными физическими возможностями. Акцию традиционно проводит волонтерская группа «Созвездие» БГУИР (на фото). Как сообщил ее руководитель, студент ФКСиС Евгений Вороной, в этот раз планируется по результатам мастер-классов провести итоговый концерт (6 декабря в 17.00 на базе столовой общежития №1) при участии коллективов художественной самодеятельности университета.



Молодежь и наука

Первый шаг в НАНОмир



Всегда приятно ощущать себя частью научного сообщества, особенно когда участвуешь в международных форумах. Свои первые шаги в мир науки нам посчастливилось сделать на международной научной конференции «Наноструктурные материалы-2012: Россия - Украина - Беларусь».

Проведение форума стало уже традицией. Первая конференция была организована НАН Беларуси в 2008 году. В 2012 году это «молодое» мероприятие проводилось в третий раз с 19 по 23 ноября на базе Санкт-Петербургского научного центра и Института химии силикатов им. И.В. Гребенщикова РАН. О научном «весе» конференции свидетельствует тот факт, что в ее Организационный комитет входили 26 академиков, в их числе вице-президенты РАН Ж.И. Алферов и С.М. Алдошин, вице-президенты НАН Украины А.Г. Наумовец и В.Д. Походенко, академик НАН Беларуси В.А. Лабунов.
Тематика конференции посвящена широкому кругу проблем, связанных с: фундаментальными исследованиями физики, химии и биологии наносостояний, синтезом и технологиями наноматериалов, различными аспектами применения нанотехнологий. Было заслушано более 200 пленарных, секционных и стендовых докладов, в их числе 31 доклад из Беларуси (из них 13 работ научных сотрудников БГУИР).
От кафедры микро- и наноэлектроники БГУИР представлено 3 доклада: «Первопринципное моделирование взаимодействия биомолекул с поверхностью пористых материалов» (авторы - В.А. Бурко, О.А. Козлова, В.В. Нелаев, В.Р. Стемпицкий), «Оптические свойства двухслойных наноструктур на основе анодных оксидов Al и Ta» (Д.И. Чушкова, А.В. Короткевич) и «Элементный состав и фотокаталитические свойства наноструктурированного анодного оксида титана» (О.В. Купреева, С.К. Лазарук, В.Е. Борисенко и коллеги из Сингапура - Л. Kун, T. Бенг Kaнг).
Для нас было чрезвычайно полезно получить самую свежую информацию о нанонауке от ученых с мировыми именами и наравне с ними обсудить результаты собственных исследований, посвященных проблемам на стыке физики, математики, химии и микробиологии. На наш взгляд и на основании впечатлений старших коллег, можно сказать, что «первый блин» не оказался «комом». Это вдохновляет на дальнейшие исследования в областях наук, где мы нашли новые интересы и применили знания, полученные в университете.

Вероника БУРКО,
Дарья ЧУШКОВА,
студентки 4 курса ФРЭ



Человек ОБРАЗОВАННЫЙ

Модульно-рейтинговая система: дополнительная мотивация к учебе



Знания первокурсников в БГУИР с начала учебного года оцениваются по модульно-рейтинговой системе (МРС). Решение о ее введении было принято Советом университета в результате изучения опыта европейских и американских вузов, где МРС повышает качество усвоения студентами учебного материала и позволяет исключить элемент случайности на итоговой аттестации.

Что такое модульно-рейтинговая система?

Для лучшего понимания можно отдельно рассмотреть ее составляющие: модули и рейтинг. Модуль - это логически завершенный, самостоятельный раздел, который объединяет ряд тем. Каждая дисциплина разбивается на 2-4 модуля в зависимости от сложности предмета и количества часов, отведенных на его преподавание. После изучения каждого модуля проводится контроль (проверка) знаний и по его результатам выставляется оценка, которая учитывается на итоговой аттестации. Фактически к итоговому испытанию студент подходит с определенным баллом, к которому добавляется оценка за ответ на экзамене (зачете). В зачетку выставляется результирующая оценка в виде среднего арифметического с учетом весовых коэффициентов для каждого модуля за весь семестр.
В этом, по словам заместителя декана ФКСиС Игоря Ивановича Фролова, состоит главное отличие МРС от традиционной системы. Если раньше текущая аттестация подразумевала привязку к контрольным точкам (конкретным датам) и не учитывала объем пройденного материала и частоту проводимых занятий, то теперь именно эти факторы стали главными в ходе промежуточных этапов оценивания знаний.
Рейтинг - это индивидуальный накопительный показатель (количество баллов по результатам освоения модулей), который характеризует полноту и качество изучения студентом той или иной дисциплины.

Плюсы и минусы

Поскольку система функционирует в нашем университете только первый семестр, остаются нерешенными еще некоторые моменты. Например, будут ли студенту на итоговом экзамене/зачете задаваться вопросы, которые он сдал в ходе текущей аттестации.
- Конечно, было бы логично те вопросы, которые были изучены и проконтролированы в течение семестра, не поднимать на экзамене. Тогда, может быть, экзамен как форма аттестации изживет себя, - рассуждает Игорь Иванович.
Но в таком случае преподаватель, который читает лекции и принимает экзамен, не будет иметь возможности пообщаться со студентом, который на лекциях был слушателем, а активно проявлял себя только на практических занятиях. Хотя не исключена ситуация, когда материал практических занятий не дублирует, а дополняет лекционный. Окончательного решения по форме итоговой аттестации еще нет. Скорее всего, будет выработан индивидуальный подход в зависимости от специфики кафедры и изучаемой дисциплины.
Еще один минус МРС относится к организационным моментам. Сложность представляет определение для каждого модуля конкретных форм контроля. Какими они должны быть: опрос, контрольная работа, типовой расчет и т.д.? Однотипный подход здесь невозможен.
Недостатки МРС будут устранены в ходе адаптации системы к специфике обучения в БГУИР.
Несомненным плюсом нововведения станет повышение как общего уровня успеваемости, так и мотивации студентов к планомерной работе в течение всего семестра. Кроме того, полученные баллы за пройденные модули исключат волнение и стресс, которые могут возникнуть на экзамене (раньше определяющей была именно итоговая оценка). Зачастую итоговые и промежуточные результаты не совпадали.
- У студента появится очень хороший стимул систематически прорабатывать учебный материал. Не просто за неделю до экзамена что-то быстро выучить и так же быстро это забыть, а постепенно вкладывать и осваивать те знания, которые он получает в семестре, понимая, что оценка за каждый модуль будет влиять на его аттестацию за семестр, - уверен Игорь Иванович.

Таким образом, МРС помогает исключить элементы случайности в оценивании знаний. В то же время возрастет нагрузка на студентов, требующая более планомерной, более целенаправленной работы. Повысятся их ответственность, качество усвоенных знаний, заинтересованность в том, чтобы постоянно работать над собой и с получением диплома о высшем образовании в полной мере соответствовать приобретенному статусу СПЕЦИАЛИСТА.

P.S. Уважаемые преподаватели и студенты! Редакция нашей газеты ждет ваших откликов, мнений, предложений, отражающий результативность введения модульно-рейтинговой системы.

Подготовила
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба



Легко ли обучаться в… Поднебесной?



Как известно, все познается в сравнении. Поэтому рассказ о системе высшего образования в КНР на примере Центрального китайского классического университета (ЦККУ) поможет еще раз оценить нашу белорусскую высшую школу.

Китай участвует в Болонском процессе со всеми вытекающими отсюда преференциями, главная из которых - признание диплома университета во всем мире. В структуру ЦККУ входит 21 факультет, обучение организовано по схеме 4 + 3 + 3.
В бакалавриате (4 года) обучение ведется по 62 специальностям (прикладная математика, информатика, телекоммуникации, инженерия коммуникаций, компьютерные технологии, мультимедийные технологии, информационный менеджмент, электронная коммерция и др.). Стоимость обучения - около 3 тыс. $ в год.
В магистратуре (3 года) представлено 129 специальностей. В том числе: коммуникации и информационные системы, микроэлектроника, компьютерные системы, электрические цепи и системы, системы автоматического проектирования, программное обеспечение и теория компьютеров. Стоимость обучения - около 4 тыс. $ в год.
В докторантуре (3 года) имеется 65 специальностей (например, информатика, радиофизика). Стоимость обучения - около 5,5 тыс. $ в год. Степень доктора наук соответствует нашей степени кандидата наук. Так называемые последокторские исследования можно продолжить в трех научно-исследовательских институтах, входящих в состав ЦККУ.
Из 30 тысяч студентов университета 20 тысяч человек учатся на бакалавров, 6 тысяч - на магистров, 800 - на докторов наук, а остальные - иностранцы по обмену или желающие изучить китайский язык. Школа международного обмена студентами ЦККУ входит в тройку лучших среди всех университетов страны по обучению иностранных студентов китайскому языку (через год они поступают в университет для дальнейшей учебы по выбранной специальности).
Для поступления в ЦККУ китайским школьникам нужно сдать единые тестовые экзамены. Обучение во всех китайских университетах только платное. Если компания посылает на обучение своего сотрудника, то оплачивает его обучение. Есть еще гранты китайского правительства для одаренной молодежи, но получить такой грант очень и очень сложно. Конкурс для поступления в китайские университеты один из самых высоких в мире. Поэтому, даже если у родителей достаточно денег, чтобы отправить ребенка учиться в университет, то нужно еще пройти очень сложный отбор. Из-за этого довольно много китайской молодежи едет учиться за границу.
Процесс обучения. В ЦККУ действует кредитно-рейтинговая система выбора предметов для изучения. Все иностранные студенты обязаны изучить китайский язык и посещать занятия по специальности. Первый семестр длится с 1 сентября по 15 января. Зимние каникулы 1 месяц. С 15 февраля по июнь - второй семестр. В каждом семестре есть промежуточная и окончательная сессия. По всем дисциплинам проводится экзамен, оценки - по 100-бальной системе. Экзамены представляют собой тесты, ответы на которые студенты дают на компьютере, либо на бумаге. Устных экзаменов нет. Результат (итоговая оценка) за дисциплину складывается по формуле: 40% промежуточная сессия + 40% окончательная сессия + 20% посещаемость и успеваемость в течение всего семестра. Во избежание предвзятого и субъективного отношения к студентам все экзамены принимают преподаватели, которые не ведут данные курсы в семестре.

Китайскую систему образования изучал
К.Д. ЯШИН,
заведующий кафедрой ИПиЭ



Год кнігі


Год кнігі набліжаецца да заканчэння. Але мы зноў выводзім на месца героя № 1 Яе Вялікасць Міс Кнігу. У гэты раз гаворка пойдзе не пра кнігі вучэбныя, а пра мастацкія і гістарычныя - і пра іх аўтара. А яшчэ мы кранём тэму 50-годдзя БДУІР.

Кніга, як машына часу, вяртае нас у юнацтва



Здавалася б, што агульнага паміж кніжнай справай і 50-годдзем БДУІР, калі маецца на ўвазе не выданне "Хронология становления и развития МРТИ-БГУИР 1964-2011", якое супрацоўнікі ўніверсітэта атрымалі ў гэтым годзе?.. Унівэрсітэт - гэта перш за ўсё людзі, якія працуюць у яго сценах. Людзі, якія ўжо даўно пакінулі гэтыя сцены. Але засталіся сувязі, непадуласныя часу: прафесійныя, грамадскія, чалавечыя, духоўныя. Гэтымі ніткамі лёсу звязаны са сваёй alma mater і Славамір Валяр’янавіч Антановіч - адзін з пляяды тых выпускнікоў нашай вну, імёны якіх упісаны ў гісторыю развіцця Беларусі.
Славамір Антановіч - выпускнік 1977 года факультэта аўтаматыкі і вылічальнай тэхнікі МРТІ (у 1996 годзе завочна скончыў юрыдычны факультэт БДУ), старшыня Савета рэспубліканскага літаратурнага фонда Саюза пісьменнікаў Беларусі, заслужаны журналіст, лаўрэат прэміі Беларускага Саюза журналістаў "Залатое пяро", пераможца рэспубліканскага літаратурнага конкурсу ў намінацыі "Лепшы твор 2011 года ў галіне публіцыстыкі" за кнігу "Судьба до востребования". У ёй значнае месца адведзена родным мясцінам пісьменніка - Шчучынскаму краю. Увогуле, як прызнаецца сам аўтар, кожны яго твор звязаны з пэўным перыядам у жыцці. Напрыклад, калі працаваў у Вярхоўным судзе, нарадзілася кніга "Приговорённые к расстрелу", у Савеце Міністраў - "Призраки Можейковской крепости". Усе "кніжныя" гісторыі заснаваны на дакументальных фактах (тут, як і ў навуцы, усё дакладна і грунтоўна, таму С.А. Антановіч многа адпрацаваў у архівах - вось дзе спатрэбілася інженерная загартоўка), напрыклад, дакументальна-гістарычная кніга "Ушедшие в бессмертие" напісана паводле ўнікальных архіўных дакументаў КДБ. "Часам вяртаюся да сваіх рукапісаў, штосьці дапаўняю, уношу карэктывы, - гаворыць Славамір Валяр’янавіч. - Так было з гістарычным раманам "Пётр Машэраў", які я неаднаразова перапрацоўваў".
Цікава, як і калі ў душы чалавека з тэхнічнай адукацыяй адбыўся пераход да прафесійнай літаратурнай творчасці? Адказ на гэта пытанне я змог знайсці ў наступным творы Славаміра Антановіча: кнізе паэзіі і прозы "Вяртанне ў юнацтва". Аказваецца, пераход быў зусім іншым: ад літаратурных інтарэсаў да тэхнічных. І адбылося гэта яшчэ ў той далёкі час, калі Славамір, скончыўшы сярэднюю школу з залатым медалём, праявіўшы свае паэтычныя здольнасці (яго вершы друкаваліся ў рэспубліканскіх выданнях, гучалі на радыё), маючы на руках накіраванне з характарыстыкай-рэкамендацыяй Дзяржкамітэта па тэлебачанні і радыёвяшчанні для паступлення на факультэт журналістыкі БДУ, вырашыў паступіць у… МРТІ. Чаму?.. У дакументальнай аповесці-хроніке "Гжаць - рэчка ціхая" (з кнігі "Вяртанне ў юнацтва") Славамір Антановіч піша:
"Многія хлапчукі ў той час марылі аб космасе, палёце ў нязведаны сусвет. Спецыялістаў для абслугоўвання касмічнай тэхнікі, сістэмы кіравання ёю рыхтаваў і Мінскі радыётэхнічны інстітут… Гэта была самая маладая і прэстыжная вышэйшая навучальная ўстанова. Сюды паступалі дзеці ўплывовых кіраўнікоў рэспублікі. Тут, напрыклад, вучылася адна дачка Пятра Машэрава… Словам, жаданне ўзяць прыклад з вядомага касманаўта (Юрыя Гагарына - заўвага рэд.) прывяло і мяне на вучобу ў сцены РТІ…"
Такая вось рамантыка.
Над стомленым за дзень праспектам
Гараць малінавыя зоры,
А дома сінія канспекты
Завуць, як вокны аўдыторый…
Пасля заканчэння МРТІ Славамір Антановіч хоць і не здзейсніў свае "касмічныя" мары, але з пэўным жыццёвым вопытам і ўсведамленнем вярнуўся да літаратурнай творчасці. Яна стала прафесійнай. Яна застаецца яго пуцяводнай зоркай і сёння. Яна ўмацоўвае сталасць, але і сілы маладосці не губляе.
Бязмер кіламетраў за намі,
А ў нас - ні нуды, ні жуды.
Даверся: калі ты з сябрамі,
Ты зноў - малады, малады…

Віталь БАБІЧ,
прэс-служба,
урыўкі вершаў
з кнігі "Вяртанне ў юнацтва"





КультУРАган

Сказ про то, как молодые маги состязались



И накрыла БГУИР новая волна талантов! Это «Студенческий дебют - 2012» - фестиваль художественного творчества первокурсников нашего университета - состоялся! На протяжении трех дней вчерашние абитуриенты, а ныне студенты семи факультетов радовали зрителей оригинальными творческими номерами. Студенческий люд пел и плясал (часто даже одновременно), устраивал кулачные бои, показывал удаль молодецкую, юморил. Одним словом, куражился от души! Ох, и славным был гала-концерт фестиваля! Но я, как кот ученый, пойду сначала налево и расскажу вам эту сказку с самого начала.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве стоял замок славного голубоглазого Чародея Батуровича. Говорили о том замке аж на самом краю Земли. В народе его знали как Мастерскую чудес техники и волшебства, которая приручала силы великие - информационные технологии. Славу имела она добрую. Все хотели попасть в замок и обучиться творить чудеса и добрые дела людям на пользу да на счастье. Чародей свои секреты раскрывал только самым умным и талантливым. Чтобы новобранцы могли показать свои умения, он устраивал состязания, в которых они должны были проявить смекалку да напористость, дерзкий и свободный нрав. Но не в науках. Нет! А в искусстве: то ли танцевальном, то ли певческом, то ли театральном. Уж кто на что горазд. Был у Чародея замысел в том хитрый - сплотить молодых волшебников, сделать их друзьями, научить доверию друг к дружке. А уж кто победителем выходил, тот, значит, усвоил свой первый урок быстрее других.
Закрутилась карусель представлений. Сразу ослепило очи людские огненное шоу ФИТУ. Но никто не испугался, ведь пламя было заколдованным, неопасным, необжигающим. Следом в пляс пустились хранители границ замка - новобранцы военного факультета. Свою силу, удаль да проворность показали они в боях богатырских. Их движения были такими ловкими, что напоминали танец. Юная волшебница Наталья Винникова (ФРЭ) предстала в образе современной «Кармен», чаровницы из страны заморской - Испании. Ласковая и манящая песня «Дай мне этот день» из уст Александра Маршина (ФКСиС) увлекла за собой юных магов в мир сказочных грез. Красна девица с ИЭФ Ольга Хотько исполнила новомодную песню «Реальная жизнь». И как только она уступила сцену ФКСиС, начался бал нечисти. Уж не прекрасная ли ведьма Маргарита плясала в развевающемся летящем одеянии, а ей вторили слуги с черными зонтами?.. Продолжением бала стал «танец скелетов» ФКП, последователей музыкального гуру Майкла Джексона. Магический «Танец инженера» Сергея Лешковича (ФКП) обаял всех своей задумкой. Он закрыл затылок маской, а лицо - капюшоном и продолжал танцевать спиной к зрителям! Но всем казалось, что волшебник развернулся вновь лицом и лишь прикрыл его белой маской. Танцор оказался настоящим иллюзионистом! ФРЭ поддал жару состязанию чувственной мамбой, а ИЭФ перенес всех в африканские джунгли своими дикими танцами: на сцену выпрыгнули львицы, приползли змеи, прилетели птицы. О, это уже был… цирк!
Первокурсники не переставали изумлять публику. И вот уже все дружно хлопают под ритм битбокса в исполнении студента ФТК Богдана Голищева. Соловушки ФИТУ - Мария Верстак и Татьяна Свиридчук - покорили сердца гостей замка песней «Луна» в стиле русского шансона. Сладкая нега разлилась по телу от звучания саксофона в руках Максима Стасилевича (ФТК). Все, что знают (или не знают) о самом сильном, непостижимым по своей глубине чувстве - Любви - поведали напоследок подмастерья ИЭФ.
Чародей и его советники были восхищены разнообразием талантов юных магов. Это вселило в них радость за будущее Мастерской чудес техники и волшебства. Теперь они были спокойны - слава ее не утихнет, новые магически-академические изобретения появятся в стенах замка и принесут счастье людям. С нотками грусти (вот все и закончилось) Чародей назвал лучших. Ими стали первокурсники ИЭФ! Он щедро одарил их путешествием по степям и далям родного королевства Белой Руси. ФРЭ и ФТК заслужили второе и третье места. Все три факультета Мастерской получат вознаграждение золотыми и серебряными монетами.
Громыхнул салют!.. Ровно через месяц для новобранцев начнется самое серьезное, первое в их жизни испытание - сессия. На этом и сказка заканчивается, а мне пора поворачивать направо и заводить новую песню…

Сказку пропела
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба



Юбиляры

Поздравляем юбиляров ноября!



Мухаметова Валерия Николаевича
Николаенко Владимира Лаврентьевича
Ворошеню Владимира Ивановича
Паркуна Владимира Михайловича
Ярошевич Ирину Викторовну
Мордачева Владимира Ивановича
Петровскую Ларису Алексеевну
Григорьева Александра Александровича
Паскробка Сергея Ивановича
Жиделеву Людмилу Александровну
Молчанову Галину Николаевну
Богомаз Нину Васильевну
Гундарову Лидию Николаевну
Воробьеву Валентину Ивановну
Цинкеля Мечислава Станиславовича
Герасименко Василия Максимовича
Мостыка Валентину Павловну
Князеву Людмилу Павловну
Кужаль Анну Ивановну
Бохан Софию Николаевну
Осипова Федора Нестеровича
Качинского Михаила Вячеславовича
Жук Ларису Петровну
Стельмашонка Владимира Иосифовича



Спортивное обозрение

Куй железо и дух тренируй!



Пауэрлифтинг. 16 ноября состоялись соревнования на первенство университета по жиму штанги лежа. В них участвовали самые сильные студенты (были даже девушки!) всех факультетов и курсанты. Первые места в своих весовых категориях завоевали: Виолетта Кудревич (ФКП), Павел Сиваконь (ВФ), Максим Левашкевич (ИЭФ), Игорь Магер (ИЭФ), Луис Анхель (ФДПиПО) и Алексей Трус (ФКП).
Гиревой спорт. 23 ноября проведено первенство университета по гиревому спорту в личном зачете. Соревнования проводились в четырех весовых категориях. Чемпионами БГУИР стали курсанты ВФ: Игорь Рябцев (60 кг.), Алексей Шутько (70 кг.), Роман Гецольд (80 кг.), Артем Гуща (свыше 80 кг.).
Волейбол. С 27 ноября в программе 47-ой круглогодичной Спартакиады БГУИР среди факультетов проводятся соревнования женских команд. На протяжении последних лет золотые медали разыгрывают между собой девушки ФИТУ и ИЭФ. Посмотрим, кто в этот раз вмешается в их спор, и кому достанется переходящий кубок.
«Бодрость и здоровье». Приближаются зимние студенческие каникулы, и наступает период, когда спортивные площадки переходят к работникам университета. По традиции в это время проводится очередная Спартакиада БГУИР среди команд структурных подразделений. С 28 декабря по 25 января каждый сотрудник будет иметь возможность принять участие в любых 10 видах спорта. Приглашаем вас проявить себя в этом спортивном празднике, позволяющим укрепить здоровье, продлить молодость, получить массу положительных эмоций и просто пообщаться с коллегами. Удачи и успехов всем!

С.Г. ТУМАНОВ,
директор спортивного клуба
Фото Екатерины ИГНАШЕВИЧ



Профилактика беспечности

Приближаются новогодние праздники, и все мы, конечно, хотим, чтобы они были яркими и запоминающимися. Не так давно их украшением служили бенгальские огни и хлопушки с разноцветными конфетти. Но на смену пришли более эффектные, красочные и зрелищные средства: петарды, фейерверки, ракетницы. Используя пиротехнические изделия (ПИ), многие даже не подозревают, какой опасности они могут подвергнуть свою жизнь.
Ежегодно по причине неосторожного обращения с ПИ происходят пожары. Как взрослые, так и дети получают травмы глаз и рук, многочисленные ожоги различной тяжести. Обиднее всего оказаться на больничной койке в новогоднюю ночь, когда все отдыхают и веселятся.
Чтобы избежать трагических последствий:
 при покупке ПИ обратите внимание на сроки годности (требуйте у продавца сертификат соответствия ПИ);
ИНСТРУКЦИЯ по применению пиротехнических изделий
ДОЛЖНА СОДЖЕРЖАТЬ информацию:
наименование изделия; правила хранения; условия применения; реквизиты изготовителя; ограничения при обращении; действия в случае пожара; способы безопасной подготовки к использованию; предупреждение об опасности пользования изделием; гарантийный срок и дату изготовления, пуска и утилизации (при необходимости); действия в случае отказа и возникновения нештатных ситуаций; другие сведения, обусловленные спецификой изделия.
 перед использованием ПИ ОБЯЗАТЕЛЬНО ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ (она должна быть на русском/белорусском языке);
 приобретайте ПИ только в заводской упаковке;
 храните ПИ вдали от нагревательных приборов в недоступном для детей месте;
 не переносите ПИ в карманах, под одеждой; не храните без упаковки, не бросайте;
 не используйте ПИ, имеющие явные дефекты (измятые, подмоченные, с трещинами и другими повреждениями корпуса или фитиля), не разбирайте, не переделывайте готовые ПИ;
не наклоняйтесь над ПИ во время их использования, не запускайте их повторно в случае отказа в работе либо сгорания фитиля;
Будьте осторожны и предусмотрительны при использовании ПИ! Помните, что ваша личная безопасность в ваших руках!

П.П. ЛЕМЕШ
Старший инспектор группы
пропаганды и обучения Советского РОЧС