Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N17 от 17 сентября 2005



Успешное начало
1 сентября – это не только начало осени, а прежде всего, первый день учебного года. Это праздник для каждого студента, а первокурсника – в особенности. Первое праздничное прикосновение к студенческому пути всегда очень волнующее. Позади – достойно пережитые тревоги абитуриентских испытаний, впереди – новые знакомства и достижения. А пока только праздник. Большой, яркий, запоминающийся. Именно таким был День знаний в нашем университете. От щедрого сентябрьского солнца радостнее казались улыбки. Основным аккордом праздника стало выступление ректора БГУИР М.П.Батуры, который пожелал всей студенческой братии быть активной и творческой как в учебе, так и в общественной жизни. Ведь именно от собственного трудолюбия, ответственности, любви к Родине зависит будущее университета и всей страны. Слова ректора поддержали в своих выступлениях и выпускники университета прошлых лет. Годы своей учебы в БГУИР они назвали самыми неповторимыми и счастливыми. Ведь именно тут, с интересом преодолевая сложности учебы, проходила профессиональная и жизненная закалка, так необходимая в наше время. А еще бывшие выпускники вспомнили праздники, песни, танцы. Все это было в стенах нашего университета раньше. Есть и сейчас. Подтверждение тому – выступление на университетском стадионе коллективов художественной самодеятельности БГУИР, которые 1-го сентября еще раз показали многочисленной публике свои таланты. Оказывается, самые творческие студенты учатся именно у нас! Недаром говорят: как начнешь учебу, так ее и закончишь. Наше начало было солнечным. Успехов вам!  



Третий трудовой
Студенты с нетерпением ждут лета. Вместе с теплом, солнечными днями оно дарит много свободного времени. Ребята БГУИР провели его с пользой как для себя, так и для общества. Жаркими днями июля и августа в стенах БГУИР «кипела» работа. Готовили учебные корпуса, аудитории, общежития и прилегающие территории к новому учебному году. На славу потрудились бойцы студенческого строительного отряда. Сделали много нужного и полезного. Сначала стройотрядовцы «учились». Правда, не физике с высшей математикой, а профессии маляра второго разряда и специфике работы при выполнении косметического ремонта в аудиториях учебных корпусов и общежитиях. Рабочие профессии освоили быстро и показали себя настоящими мастерами. За два летних месяца стройотрядовцы отремонтировали 47 аудиторий, других мест общественного пользования в учебных корпусах и общежитиях. Славно трудились бригады столяров и маляров: циклевали и покрывали лаком полы, красили… Результат на лицо. Сейчас университетские корпуса привлекательны, стадион приобретает современный вид. Целенаправленная, плановая работа позволила за короткий срок выполнить большой объем работ по подготовке вуза к новому учебному году. От дипломов до магистерских работ Заказать курсовую работу помощь выпускникам ВУЗов. Много интересного рассказал заместитель командира студенческого строительного отряда БГУИР Алексей Ткаченко, который учится на четвертом курсе ФРЭ. В отряды были представлены все факультеты вуза. Особенно отличились Андрей Клименко (ФРЭ) и Станислав Синкевич (ФРЭ). В этом году в отряд собрали самых лучших ребят, даже конкурс проводили. Желающих было около трех человек на место. Всего на благо родного вуза трудилось 90 студентов, из которых 30 помогали благоустраивать корпуса и аудитории БГУИР еще в прошлом году. Владимир Старостенко



 
В этом году как никогда удачным выдался период поступления в ВУЗы для выпускников лицея №1. 88,8% учеников классов с физико-математическим профилем поступили в БГУИР. Чем же помог лицей абитуриентам? Рассказывает Наталья Александровна Полудеткина, завуч по воспитательной работе: «Во-первых, наше учебное заведение отличается качественным преподаванием предметов, далеко не каждая школа может похвастаться таким преподавательским составом. С нами сотрудничают специалисты из ВУЗов, они и делают основную «погоду» в лицее. Хочется поблагодарить: О.Ф.Борисенко и Г.И.Амелькину, которые обучают лицеистов уже на протяжении 10 лет, Н.А.Мендиета, И.Л.Дорошевич, В.В.Аксенова, А.В.Березина, И.И.Сергеева. Активно проходит и внеклассная работа. Преподаватели О.Ф.Борисенко и И.Н.Коренская готовят учеников к участию в научных конференциях. Ребята достойно выступают не только на республиканских школьных конференциях, но и на научной конференции БГУИР. Кроме того, в этом году замечательно прошла профориентация, возглавляла ее Г.Ф.Смирнова. Особенно выделились проведением профориентации ФКСИС, ФИТУ и ФРЭ. 35% лицеистов поступило именно на эти факультеты. Уровень подготовки у нас очень серьезный. То, что выпускники этого года поступили не только в минские, но и в московские университеты, в очередной раз подтверждает это». Надеемся, что для выпускников следующего года поступление в высшие учебные заведения будет не менее удачным! Валентина Плыткевич, студентка факультета журналистики БГУ



Об итогах работы коллектива университета в 2004/05
Уважаемые коллеги! Доклад, предлагаемый вашему вниманию, содержит итоги работы коллектива университета по основным направлениям в прошедшем учебном году, нерешенные вопросы и задачи на предстоящий учебный год. Несколько слов об особенностях 2004-2005 учебного года. В университете произошел ряд кадровых назначений и структурных изменений. Продолжалось совершенствование нормативно-правовой документации. Разработан, утверждён и зарегистрирован в новой редакции Устав университета. Принят и вступил в силу Коллективный договор между БГУИР и работниками БГУИР на 2005-2007 годы. Истекший учебный год прошёл под знаком 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Был разработан и успешно реализован Комплексный план совместной работы администрации и общественных организаций университета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных этому событию. Основные направления нашей деятельности Учебно-воспитательный процесс По инициативе нашего Университета в Общегосударственный классификатор специальностей и квалификаций внесены пять новых специальностей: «Системы распределения мультимедийной информации», «Лазерные информационные системы и фотонные сети», «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», «Защита информации в телекоммуникациях», «Метрологическое обеспечение систем и сетей». По трем последним в этом году произведен первый набор студентов. Введены новые специализации «Системный анализ, принятие решений и управление» на специальности «Автоматизированные системы обработки информации» и «Электроника автомобильной техники» на специальности «Промышленная электроника». На военном факультете начато обучение 43 курсантов для подготовки кадровых офицеров по специальности «Многоканальные системы телекоммуникаций», со специализацией «Специальные системы телекоммуникаций». На ФРЭ начата подготовка по новой специальности «Радиоэлектронная защита информации». Заключены и начали выполняться договора о сотрудничестве с предприятиями «Спутник» и «Лёс», предусматривающие целевую подготовку и повышение квалификации инженеров. В 2004/05 учебном году в университете обучалось 11500 человек, из них 11054 студента и 446 докторантов, аспирантов, магистрантов и слушателей. В том числе на дневных факультетах учились 7472 студента (на платной основе — 2804), на факультете вечернего, заочного и дистанционного обучения – 2967 (на платной основе – 1680), в ИПК — 615. Анализ результатов зимней и летней экзаменационных сессий и их сравнение с предыдущими годами показывает стабильную успеваемость наших студентов. По университету на дневных факультетах она характеризуется средним балом 4,0— 4,1 при средней абсолютной успеваемости 81— 82 %. Наиболее высокий % абсолютной успеваемость на ИЭФ — 91 %; наибольший средний балл на ФКСиС — 4,3. Выпуск специалистов в этом году составил 1791 инженер (в прошлом году — 1555 человек). Состоялся первый выпуск (20 человек) по специальности «Маркетинг» и в ИПК — 54 инженера по специальностям ПОИТ и ВМСиС. 96,9% выпускников получили рабочие места. Заявки предприятий на 332 рабочих места, в том числе 162 минских, остались неудовлетворенными. Наибольшим спросом пользовались специалисты ФИТУ и ФРЭ (99% и 97% соответственно). Заметно улучшилась ситуация с предоставлением рабочих мест выпускникам инженерно-экономического факультета (98% в 2005 г. вместо 50% в 2004 г.) и факультета телекоммуникаций (94% в 2005 вместо 61% в 2004 г.). Остановлюсь кратко на организации учебного процесса. Для всех специальностей разработано новое поколение базовых учебных планов. Разработаны и изданы типовые учебные программы по 230-ти дисциплинам 22-х специальностей нашего университета. Издано 150 наименований учебной литературы. Для обеспечения учебного процесса по дистанционной форме обучения подготовлено 36 электронных учебно-методических комплексов. Следует отметить высокий уровень комплексов по электротехнике, разработанных кафедрой ТОЭ. Впервые в университете на ФИТУ проведена неделя факультета, способствовавшая расширению контактов между студентами, выпускниками предыдущих лет, преподавателями и ветеранами факультета. Торжественно отмечен 10-летний юбилей кафедры интеллектуальных информационных технологий. Плановая проверка учебной, научной и воспитательной работы, проведенная на кафедрах АиУСВЧ, РТС, СиУТ, высшей математики, показала, что в целом эти коллективы успешно справляются с возложенными на них задачами. Однако не везде в полной мере используется интеллектуальный потенциал для открытия новых специальностей, обновления лекционных курсов и лабораторной базы, освоения информационных технологий в образовании, подготовки и защиты диссертаций. На эти аспекты нам предстоит обратить особое внимание в нынешнем учебном году. С целью совершенствования учебного процесса проведено анкетирование студентов 1–х курсов. Их ответы дают богатый материал для совершенствования учебного процесса. Они будут детально проанализированы на ближайшем совещании с заведующими кафедрами. Однако с некоторыми наиболее важными хочу познакомить весь коллектив университета. Лучшие преподаватели, наиболее часто отмеченные в студенческих анкетах: Малыхина Г.И. и Борушко Н.В. (философия), Колосницын Б.С. и Стешенко П.П. (МНЭ), Липницкий В.А. и Феденя О.А. (ВМ), Прищепа С.Л. (ЗИ), Светлицкий И.С. (экономика), Черняк Ж.А. (ВМ). Преподаватели, работой которых студенты не удовлетворены: Бурцев А.А. (ВМиП), Земляков А.В. (СиУТ), Овсянников В.А. (СТК), Косаревич Е.М. (МНЭ). Следует отметить, что в прошедшем учебном году зарегистрировано меньше нарушений учебного процесса по сравнению с предыдущим. Тем не менее, имели место случаи опозданий на занятия, завершения занятий раньше установленного расписанием срока, самовольного переноса занятий на другое время и в другие аудитории, неявки на занятия. На факультете заочного, вечернего и дистанционного обучения был выявлен ряд срывов занятий преподавателями кафедр Экономики, ЭВМ, РТС, СТК, СиУТ, АиУСВЧ. По всем случаям нарушений проведено обсуждение на заседаниях кафедр. Нарушители частично или полностью лишались премий за соответствующий месяц. Анализ планов работы кафедр и индивидуальных планов преподавателей показал, что на некоторых кафедрах они ведутся недостаточно аккуратно: в планах работы кафедр на 2004/05 учебный год отсутствуют отметки о выполнении; остаются незаполненными отдельные разделы; планы не утверждены проректором по научной работе. В магистратуре университета обучается 106 человек (из них 11 иностранных граждан) по 20 специальностям. Не состоялся набор по специальности СТК. В истекшем учебном году получили дипломы магистров 62 человека. Не представили к защите диссертации 8 человек. На заседаниях кафедр необходимо разобраться с этими фактами. Начато обучение магистрантов на английском языке (кафедры РЭС, ЭТТ, ЭВМ, микро- и наноэлектроники). Это будет поддерживаться руководством университета. Постоянное внимание уделялось развитию библиотеки. Приобретена информационно-поисковая система «Стандарт». К услугам пользователей – современная локальная сеть библиотеки с выходом в общеуниверситетскую сеть, сеть Интернет. Электронный каталог библиотеки насчитывает 42134 библиографических записей, а полнотекстовая база учебно-методических пособий – 509 названий. В ноябре 2004 года в университете, при финансовой поддержке ОАО «Приорбанк» создана Электронная библиотека. С момента открытия электронной библиотеки зарегистрировано 27780 посещений. Продолжалось расширение и совершенствование технического и информационного обеспечения всех направлений деятельности университета. Локальная вычислительная сеть университета включает более 1200 компьютеров и объединяет пять учебных корпусов. В 2005 году количество общеуниверситетских компьютерных классов коллективного пользования доведено до 12-ти, по 13-15 рабочих мест в каждом. Все они подключены в общеуниверситетскую сеть. Средняя недельная загрузка каждого класса составила от 48 до 64 часов. Воспитательная работа Особое внимание уделялось идейно-патриотической составляющей учебно-воспитательного процесса с учетом того, что этот год отмечен важной юбилейной датой – 60-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В связи с этим была организована военно-историческая выставка экспонатов Музея истории Великой Отечественной войны; дан большой праздничный концерт; проводились литературно-тематические вечера; на каждом факультете состоялись встречи студентов и сотрудников с ветеранами, поездки по местам боевой славы, посещения мемориальных комплексов, музеев и кинолекториев; всем ветеранам оказана материальная помощь и вручены ценные подарки. Первичная организация «БРСМ» организовала посещение и оказание необходимой помощи ветеранам на дому. Активно велась работа по облагораживанию захоронений солдат, погибших в годы войны и благоустройству мемориальных комплексов. На торжественном собрании, посвященном знаменательной дате, состоялось вручение ветеранами билетов новым членам ОО «БРСМ». Большое внимание уделялось информированию студентов о событиях в стране и за рубежом, разъяснению государственной внутренней и внешней политики, экономических вопросов. На всех факультетах еженедельно преподавателями кафедр социально-гуманитарных дисциплин отводится 15-20 минут для освещения важнейших событий недели. Информацию из первых уст получили студенты и сотрудники при личных встречах с Министром образования Радьковым А.М., Министром обороны Мальцевым Г.С., главным редактором информационного бюллетеня Администрации Президента Республики Беларусь Скобелевым Э.М. Традиционными стали встречи ректора университета с сотрудниками и студентами. В этом году такие встречи состоялись на ФТК и ФКП. Важная роль в организации воспитательного процесса со студентами 1-2 курсов отводится кураторам учебных групп. Лучшими кураторами являются Зданкевич Е.В. (ГД), Деев А.Ю. (ИИТ), Черная И.И. (СиУТ), Куракина Э.П.(РЭС), Жеребятьев В.И.(ЭВМ). На постоянной основе работает Штаб трудовых дел университета, который решает вопросы вторичной занятости студенческой молодежи в свободное от учебы время. В летний период трудоустроено 900 студентов. По итогам работы за год профсоюзная организация университета признана лучшей в республике в номинации «Оздоровление студентов». Большую роль в организации свободного времени студентов играют студенческий клуб и спортивный клуб. В 2004/05 учебном году в фестивалях участвовали около 2000 студентов. Активизируется спортивно-массовая работа среди студентов. Проведена круглогодичная спартакиада студентов БГУИР. В ней приняли участие 6225 человек. Успешно выступили студенты БГУИР на Республиканской универсиаде, где по итогам 2004 года в общем зачете БГУИР занял III место во второй группе, уступив БНТУ и БГУ. Проведена Спартакиада «Бодрость и здоровье» среди профессорско-преподавательского состава и сотрудников. В соревнованиях приняли участие более 200 человек. Продолжали улучшаться социально-бытовые условия проживания студентов в общежитиях университета. Однако администрации студгородка необходимо: наладить систему контроля за оформлением и выдачей пропусков; создать нормативно-правовую документацию по деятельности органов студенческого самоуправления; разработать план по совершенствованию структуры управления административно-хозяйственной деятельностью студгородка. Интегральная оценка воспитательной работы была дана на городском семинаре для руководителей высших учебных заведений «Организация идеологической и воспитательной работы в высших учебных заведениях на опыте БГУИР», который состоялся в университете 14 июня 2005 г. Руководством Мингорисполкома и Министерства образования, а также участниками семинара отмечено, что университет продемонстрировал современные подходы в организации воспитательной и идеологической работы со студенческой молодежью. Важную роль в развитии БГУИР как ведущего высшего учебного заведения в отрасли играет научно-исследовательская деятельность. На сегодняшний день объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет 6,5 млрд. рублей, что соответствует показателю аналогичного периода прошлого года. Всего в университете выполняется 355 тем. В общем объеме финансирования НИОКР госбюджетные средства составляют 4,8 млрд. рублей (73,8%) и 1,7 млрд. рублей (26,2%) — внебюджетные средства, которые включают: 1,1 млрд. рублей (17% от годового объема НИОКР) финансирования по зарубежным контрактам; 0,6 млрд. рублей (9,2% от годового объема) финансирования по договорам из собственных средств заказчиков. По сравнению с 2004 годом объем бюджетных средств вырос на 9%, а внебюджетных — уменьшился на 30%, несмотря на заключение в текущем году новых контрактов, в том числе с Германией (компания «Алкатель») и США (компания «Боинг»). В общем объеме бюджетного финансирования 60,4% составляют средства, полученные на выполнение заданий по государственным программам. Университет участвует в выполнении 41 программы различного уровня. По разделам государственных программ «Диагностика» и «Наноматериалы и нанотехнологии» БГУИР является головной организацией, а по программам «Материал», «Электроника», «Приборостроение», «Оптика, электроника, информатика» — сокоординатором. Большой вклад в формирование указанных программ и достойное представление в них БГУИР внесли научные координаторы Лабунов В.А., Достанко А.П., Борисенко В.Е., Муравьев В.В., Сокол В.А. В значительной мере благодаря их усилиям объем работ по программам находится на столь высоком уровне. В результате выполнения фундаментальных и прикладных исследований создан необходимый научно-технический задел для осуществления инновационной деятельности. Следует отметить, что эффективность использования госбюджетных средств в университете достаточно высока и по проектам Минобразования в 2004 г. составила 4,3 руб. внебюджетных средств на 1 руб. бюджетного финансирования. Из основных достижений в области прикладных исследований и разработок можно выделить следующие: В НИЛ 1.10 (зав. лаб. Баканович Э.А.) создана комплексная имитационно-моделирующая установка для испытаний радиотехнических систем, которая демонстрировалась в ходе учения «Щит Отечества-2004» и получила высокую оценку Президента Республики Беларусь. В НИЛ 1.7 (зав. лаб. Мордачев В.И.) в рамках хозяйственного договора с Министерством связи выполнена оценка возможностей выделения радиочастотного ресурса для реализации радиосетей стандартов IМТ-2000 и CDMA-2000 на территории Беларуси, осуществлена разработка норм и условий обеспечения электромагнитной совместимости оборудования. Результаты работы положены в основу заключения соглашения между Республикой Беларусь, Литвой, Латвией, Россией и Польшей об использовании диапазона радиочастот операторами сотовой связи третьего поколения. По заказу этого же Министерства изготовлен опытный образец аппаратуры для передачи сигналов программ звукового вещания второго класса в составе первичного цифрового потока, успешно проведены его испытания на линиях связи Белтелекома (зав. лаб. Ганкевич С.А.). В НИЛ 5.3 (зав. лаб. Давыдов Г.В.) для Государственного центра безопасности при Президенте Республики Беларусь совместно с Управлением Государственного центра безопасности по Гомельской области разработан и подготовлен к проведению государственных испытаний автоматизированный мобильный комплекс для проведения исследований защищенности информационных ресурсов ПВМ от утечки побочных электромагнитных излучений и наводок. В Центре 10.1 (директор Бордусов С.В.) по заказу УП «Завод Транзистор» проведены исследования, разработана конструкция ионно-плазменной системы и технология нанесения отражающей структуры Металл-диэлектрик на внутреннюю поверхность изделий ионно-плазменным методом. Разработка проходит заводские испытания для последующего использования при производстве интегральных микросхем. Дальнейшее развитие научной и инновационной деятельности мы по-прежнему связываем с расширением международного сотрудничества и увеличением экспорта научно-технической продукции. В 2005 г. заключены 4 новых контракта с организациями США, Германии, Индии, Украины общей стоимостью 106 тысяч долларов США. К сожалению, основной вклад в развитие внешнеэкономической деятельности вносят одни и те же коллективы: НИЛ 1.9 (зав. лаб. Гусинский А.В.), НИЛ 1.7 (зав. лаб. Мордачев В.И.), НИГ 1.2 (руководитель Ворошень В.И.), НИЛ 4.2 (зав. лаб. Сокол В.А.), НИЛ 1.11 (зав. лаб. Рубаник А.А.). Очень хотелось бы расширить этот список за счет лабораторий, имеющих законченные разработки. Таким лабораториям необходимо шире использовать возможности участия университета в международных выставках и конференциях. В 2005 году более 50 разработок демонстрировались на 8 международных выставках. Следует выделить выставку «Дни науки и технологий Республики Беларусь» в Китае (г. Чанчунь), в экспозиции которой было представлено 12 разработок университета и проведен белорусско-китайский семинар «Микро-, нано- и оптоэлектроника». В результате проведенных мероприятий подписано около 20 протоколов о намерениях с различными организациями Китая и договор о научно-техническом сотрудничестве с Чанчунским политехническим университетом. Ряд крупных научно-технических мероприятий проведен на базе нашего университета. Международная деятельность университета Успешно развивается сотрудничество университета в области образования и науки с иностранными учебными заведениями и научными организациями в рамках двусторонних договоров. Сегодня выполняются договоры с 34 организациями из 17 стран. Наиболее успешно развиваются партнерские отношения с Университетом г. Вупперталь, Высшей технической школой г. Оснабрюк, Высшей школой техники и экономики г. Миттвайда (Германия). В 2004 г. 158 человек выезжали в зарубежные командировки. За 1-е полугодие 2005 г. в страны ближнего и дальнего зарубежья командированы 94 человека. Ежегодно университет посещает более 35 делегаций из стран дальнего и ближнего зарубежья. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран сегодня является составной частью внешнеэкономической деятельности государства. БГУИР не может быть в стороне от этих процессов. Наши образовательные услуги привлекательны и конкурентоспособны. Сегодня в БГУИР обучаются граждане 18 стран (233 человека). Успешное обучение группы магистрантов на кафедре радиотехнических систем позволило создать хорошо оборудованный класс, значительно повысить уровень заработной платы преподавателей, разработать методические материалы. В ближайшем будущем перед университетом стоит задача организовать обучение на английском языке. В этом учебном году планируется начать обучение на английском языке иностранных граждан, имеющих степень бакалавра, по специальности «Защита информации в телекоммуникациях». Ректорат будет поддерживать кафедры, работающие в этом направлении. Коротко об итогах работы Института повышения квалификации В истекшем учебном году в ИПК открыто интегрированное заочное обучение ссуз-вуз по трем специальностям, в том числе «Промышленная электроника» – новая для БГУИР, а ее специализация «Электроника автомобильной техники» – новая для Республики Беларусь. Большая работа была проведена по приему и организации обучения студентов ликвидированного ЕГУ, потребовавшего индивидуального подхода к каждому студенту. Институт успешно развивает научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и производство. Объем реализации по данным видам деятельности за период с сентября 2004 г. по август 2005 г. составил 714 млн. руб., в том числе по хоздоговорам с предприятиями – 70%, объем реализации опытного производства – 127 млн. руб. Заметных успехов Институт добился в развитии промышленной автоматизации. Наиболее значимым по данной тематике является выполнение проекта по автоматизации ТЭЦ на попутном газе производственного объединения «Беларуснефть». В течение года проведено благоустройство нового корпуса и устранены строительные дефекты. Институт оказал помощь в оборудовании помещений архива, Департамента контроля качества образования, расположенного в институте, поставил 15 новых компьютеров и мебель для компьютерного класса кафедры РЭС. Продолжается привлечение к учебной и исследовательской деятельности молодых специалистов, повышение квалификации сотрудников, работа с резервом кадров. Так, в августе-октябре ожидается прибытие на работу 126 человек, в их числе 82 выпускника БГУИР, 27 человек, окончивших аспирантуру и 17 выпускников магистратуры. В 2005 году университете работали 2132 человека. 726 человек профессорско-преподавательского состава, из них имеют ученые степени 321 чел. (44%), ученые звания – 319 чел. (43,9%). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № «О работе с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций» в университете разработаны и утверждены Мероприятия по его реализации; План работы с резервом руководящих кадров; Инструкция о порядке комплектования резерва руководящих кадров, его подготовке, порядке использования и обновления; утвержден список кандидатов, зачисленных в резерв руководящих кадров, включающий 104 человека; составлены индивидуальные планы подготовки лиц, зачисленных в резерв. Коротко о наборе в университет В 2005 году на базе факультета доуниверситетской подготовки и профессиональной ориентации БГУИР проводилось централизованное тестирование, в котором приняло участие около 12500 человек. Четкая организация тестирования отмечена Комиссией по контролю за вступительными испытаниями в вузах, Министерством образования и Республиканским институтом контроля знаний. В университете (впервые в Беларуси) создан сайт «Электронный абитуриент», посетив который абитуриенты могли познакомиться с кафедрами, узнать о специальностях университета, порядке приема, а также имели возможность проверить уровень своих знаний, выполняя разработанные на факультете тесты по отдельным предметам. На сайте регулярно размещались результаты тестирования. Организованно прошел также прием в университет. БГУИР входил в число вузов 2-го потока приемной кампании. На дневную форму обучения прием осуществлялся по 27 специальностям, в том числе по трем новым: «Инженерно-психологическое обеспечение информационных технологий», «Защита информации в телекоммуникациях», «Метрологическое обеспечение информационных систем и сетей». Общий набор в БГУИР по всем формам обучения – 2840 человек. Средний конкурс по университету составил – 2,35 чел. на место. Максимальный конкурс – 5,36 чел. на место на специальность «Маркетинг». На заочную форму обучения прием велся по 12 специальностям. Средний конкурс по факультету составил 3,65 чел. Максимальный конкурс – 5,7 чел. на специальность «Техническое обеспечение безопасности». В этом году набор на платную форму обучения достиг рекордной цифры – 1640 человек, включая ИПК (366 человека). Из них на дневную форму обучения на первый курс – 860 человек, на заочную форму обучения – 370 человек. Но предел, который разрешает университету лицензия (12,5 тыс. человек) не превышен. О главных задачах в новом учебном году 1. Для успешного начала занятий необходимо: — факультетам организовать ликвидацию академической задолженности, решить вопросы переводов и восстановлений, возвращения студентов из академических отпусков; — кафедрам в первую декаду семестра выдать студентам все необходимые задания; — библиотеке в течение первых недель обеспечить студентов учебно-методической литературой; — студгородку создать студентам условия для проживания; — Комбинату питания обеспечить бесперебойную работу столовых и буфетов. 2. Ректорату и профкому необходимо в течение недели завершить формирование списков лиц для включения в ЖСК Министерства образования, которое выделило нам в августе 13 квартир для ППС в строящемся доме в Сухарево-5. 3. Сосредоточить усилия на реализации Постановления Министерства образования и Министерства экономики «Об утверждении Плана мероприятий по оптимизации структуры и приведению объемов подготовки специалистов в соответствие с потребностью народного хозяйства на 2006 – 2008 годы». Этот документ определяет подходы, структуру подготовки, порядок формирования объемов приёма и выпуска специалистов с учетом их востребованности в республике. Нам предстоит разработать конкретные меры по выполнению этого Постановления, которое ляжет в основу проекта Программы развития БГУИР на 2006 —2010 годы. 4. При проведении исследовательской и воспитательной работы необходимо добиваться того, чтобы воспитание молодежи было неотъемлемой частью подготовки специалистов. Для этого следует создавать и поддерживать в университете воспитательную среду, направленную на привитие нашим питомцам любви к профессии, правильной гражданской позиции, патриотизма, чувства долга и ответственности. Пора завершить разработку и принятие Нравственного кодекса студента БГУИР. 5. В области научно-исследовательской работы и подготовки научных и научно-исследовательских кадров высшей квалификации следует завершить выработку предложений по участию университета в формируемых Государственных программах и скорректировать наши планы подготовки докторов и кандидатов наук. При этом нам следует идти в русле приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 06.07. 2005г. Мы не можем довольствоваться тем, что стали вузом, ведущим в отрасти. Ориентиром должно быть стремление к получению статуса вуза, ведущего в национальной системе. А для этого необходимо существенно увеличить число докторов и кандидатов наук, удвоить количество научных специальностей. Мы не добьемся этого без резкого повышения эффективности работы магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Необходимо проводить системную работу с резервом кадров. Мы будем поощрять выдвижение на руководящие должности молодых инициативных компетентных работников. 6. Нам предстоит много сделать в направлении социально-экономического развития университета. В этом учебном году необходимо завершить проектирование жилых домов для сотрудников по ул. Беды, ул. Некрасова и Корж-Саблина, а также студенческого общежития. Требуется изыскать дополнительные финансовые средства для завершения реконструкции стадиона. Будет продолжено развитие Института повышения квалификации. В поле зрения ректората находится обеспечение темпов запланированного роста заработной платы. Все эти задачи требуют кропотливой работы руководителей и сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов. Уважаемые коллеги! Позвольте мне выразить уверенность, что стоящие перед нами задачи будут выполнены успешно. Следует отметить, что эффективность использования госбюджетных средств в университете достаточно высока и по проектам Минобразования в 2004 г. составила 4,3 руб. внебюджетных средств на 1 руб. бюджетного финансирования. Из основных достижений в области прикладных исследований и разработок можно выделить следующие: В НИЛ 1.10 (зав. лаб. Баканович Э.А.) создана комплексная имитационно-моделирующая установка для испытаний радиотехнических систем, которая демонстрировалась в ходе учения «Щит Отечества-2004» и получила высокую оценку Президента Республики Беларусь. В НИЛ 1.7 (зав. лаб. Мордачев В.И.) в рамках хозяйственного договора с Министерством связи выполнена оценка возможностей выделения радиочастотного ресурса для реализации радиосетей стандартов IМТ-2000 и CDMA-2000 на территории Беларуси, осуществлена разработка норм и условий обеспечения электромагнитной совместимости оборудования. Результаты работы положены в основу заключения соглашения между Республикой Беларусь, Литвой, Латвией, Россией и Польшей об использовании диапазона радиочастот операторами сотовой связи третьего поколения. По заказу этого же Министерства изготовлен опытный образец аппаратуры для передачи сигналов программ звукового вещания второго класса в составе первичного цифрового потока, успешно проведены его испытания на линиях связи Белтелекома (зав. лаб. Ганкевич С.А.). В НИЛ 5.3 (зав. лаб. Давыдов Г.В.) для Государственного центра безопасности при Президенте Республики Беларусь совместно с Управлением Государственного центра безопасности по Гомельской области разработан и подготовлен к проведению государственных испытаний автоматизированный мобильный комплекс для проведения исследований защищенности информационных ресурсов ПВМ от утечки побочных электромагнитных излучений и наводок. В Центре 10.1 (директор Бордусов С.В.) по заказу УП «Завод Транзистор» проведены исследования, разработана конструкция ионно-плазменной системы и технология нанесения отражающей структуры Металл-диэлектрик на внутреннюю поверхность изделий ионно-плазменным методом. Разработка проходит заводские испытания для последующего использования при производстве интегральных микросхем. Дальнейшее развитие научной и инновационной деятельности мы по-прежнему связываем с расширением международного сотрудничества и увеличением экспорта научно-технической продукции. В 2005 г. заключены 4 новых контракта с организациями США, Германии, Индии, Украины общей стоимостью 106 тысяч долларов США. К сожалению, основной вклад в развитие внешнеэкономической деятельности вносят одни и те же коллективы: НИЛ 1.9 (зав. лаб. Гусинский А.В.), НИЛ 1.7 (зав. лаб. Мордачев В.И.), НИГ 1.2 (руководитель Ворошень В.И.), НИЛ 4.2 (зав. лаб. Сокол В.А.), НИЛ 1.11 (зав. лаб. Рубаник А.А.). Очень хотелось бы расширить этот список за счет лабораторий, имеющих законченные разработки. Таким лабораториям необходимо шире использовать возможности участия университета в международных выставках и конференциях. В 2005 году более 50 разработок демонстрировались на 8 международных выставках. Следует выделить выставку «Дни науки и технологий Республики Беларусь» в Китае (г. Чанчунь), в экспозиции которой было представлено 12 разработок университета и проведен белорусско-китайский семинар «Микро-, нано- и оптоэлектроника». В результате проведенных мероприятий подписано около 20 протоколов о намерениях с различными организациями Китая и договор о научно-техническом сотрудничестве с Чанчунским политехническим университетом. Ряд крупных научно-технических мероприятий проведен на базе нашего университета. Международная деятельность университета Успешно развивается сотрудничество университета в области образования и науки с иностранными учебными заведениями и научными организациями в рамках двусторонних договоров. Сегодня выполняются договоры с 34 организациями из 17 стран. Наиболее успешно развиваются партнерские отношения с Университетом г. Вупперталь, Высшей технической школой г. Оснабрюк, Высшей школой техники и экономики г. Миттвайда (Германия). В 2004 г. 158 человек выезжали в зарубежные командировки. За 1-е полугодие 2005 г. в страны ближнего и дальнего зарубежья командированы 94 человека. Ежегодно университет посещает более 35 делегаций из стран дальнего и ближнего зарубежья. Подготовка национальных кадров для зарубежных стран сегодня является составной частью внешнеэкономической деятельности государства. БГУИР не может быть в стороне от этих процессов. Наши образовательные услуги привлекательны и конкурентоспособны. Сегодня в БГУИР обучаются граждане 18 стран (233 человека). Успешное обучение группы магистрантов на кафедре радиотехнических систем позволило создать хорошо оборудованный класс, значительно повысить уровень заработной платы преподавателей, разработать методические материалы. В ближайшем будущем перед университетом стоит задача организовать обучение на английском языке. В этом учебном году планируется начать обучение на английском языке иностранных граждан, имеющих степень бакалавра, по специальности «Защита информации в телекоммуникациях». Ректорат будет поддерживать кафедры, работающие в этом направлении. Коротко об итогах работы Института повышения квалификации В истекшем учебном году в ИПК открыто интегрированное заочное обучение ссуз-вуз по трем специальностям, в том числе «Промышленная электроника» – новая для БГУИР, а ее специализация «Электроника автомобильной техники» – новая для Республики Беларусь. Большая работа была проведена по приему и организации обучения студентов ликвидированного/ (доклад ректора БГУИР М.П.Батуры на собрании трудового коллектива 30 августа 2005 г.)



БГУИР, СПОРТ И ЗОЛОТО
10 сентября 2005г. Минск отпраздновал свой очередной День рожденья! Массовые гуляния и ярмарки оказались как нельзя кстати уже подуставшим от учебы студентам. Но не только ароматные булочки, танцы и теплая, ясная погода развлекали в этот день всех пришедших на пл. Бангалор жителей и гостей столицы. В парке “Дружбы народов” студенты БГУИРа приняли участие в традиционном районном спортивном празднике, посвященном дню города. И не просто приняли, а пришли, сыграли и, забрав четыре призовых места из пяти возможных, оставили соперников в легком недоумении. Первым по плану шел дартс…Четверо наших парней сражались со студентами разных ВУЗов за право называться лучшими в метании дротиков, в результате чего заслуженная победа досталась Собченко Павлу, набравшему 56 очков из 60. Из непродолжительного разговора с Пашей узнаю, что изначально он был отправлен на данные соревнования в качестве спортсмена по гиревому спорту, но так неожиданно и удачно проявил себя в метании дротиков, в результате став чемпионом по дартсу. Интересно и то, что в спорте он не новичок, за спиной 2-е место на чемпионате БГУИР по силовому троеборью за 2004 год! Начинается волейбол… Наша сборная в зеленых футболках, в команде студенты 2—5 курсов, а кто-то даже учится на магистра. С 2003 года наши ребята были победителями подобных соревнований по волейболу среди студентов ВУЗов и ССУЗов Советского района. В двух первых играх с технологическим и финансово-экономическими колледжами победа осталась за нами! И вот финал… В соперниках — команда БНТУ. В такой решающий момент как же наши парни нуждаются в поддержке! Где хоть один болельщик? Оглядываюсь вокруг — наша команда футболистов и команда по перетягиванию каната, которые несмотря на усталость от целого дня игры искренне переживают и болеют за своих!... Девчонки БГУИР, а где же вы?! В столь важной для победы третьей партии удача поворачивается к БНТУ и они, лихо ею воспользовавшись, забирают трофей. Что ж, играли в самом деле не плохо. А за БГУИР 2-е место. Молодцы! Время мини-футбола... Наша сборная: “Заводной апельсин”, парни с ФИТУ 4-й курс! Название соответствует действительности: уже на 10-й минуте Андрей Розум, капитан команды, забивает гол в ворота ПТУ-24,первые минуты второго тайма и он снова отличился: точная передача от Олега Зеля и “Заводной апельсин” выигрывает 3:0! В следующей игре с торговым колледжем победа в очередной раз достается БГУИР! В финале ждет БНТУ... Игра началась. И вот, когда осталось пару минут до окончания первого тайма, Сергей Дащинский, ловко обойдя двух защитников, забивает в ворота противника, но судья, не заметив гола, не засчитывает победу… Возмущение и обида стихают лишь после победы, одержанной в дополнительном времени по пенальти, 1:0 “Заводной апельсин” становится чемпионом!!! Отличная победа! Спасибо парням за интересную игру! На очереди перетягивание каната…В командах по 8 человек. В первом туре наша сборная соревнуется с БНТУ, именно этот ВУЗ оказался главным соперником БГУИРа по всем представленным видам спорта. Время пошло. В напряженной борьбе нашим парням удается перетянуть канат на себя и, став победителем, пройти во 2-й тур, В соперниках оказывается ПТУ-63, который без долгих сопротивлений отдает сборной БГУИРа заслуженное первое место. В нашей копилке эта победа становится третьим золотом за день! Все сборные нашего ВУЗа выступили достойно, жаль, правда, что в гиревом спорте БГУИР остался без призовых мест. Но это ни коим образом не отразилось на всеобщей радости команд от одержанных побед и завоеванных трофеев! Так держать! После всех игр состоялось торжественное награждение победителей. А небольшая ярмарка напротив и праздничное выступление коллективов художественной самодеятельности Советского района, в том числе и БГУИР, стали приятной и заслуженной зоной отдыха после долгих часов усердной и не напрасной борьбы! БГУ Анна Григорян, студентка 2 курса факультета журналистики



Как повысить умственную работоспособность
В условиях научно-технического прогресса возрастает влияние различных видов умственной деятельности на здоровье и работоспособность людей. Примером может служить труд научно-педагогических работников. В связи с высоким психо-эмоциональным напряжением труда профессорско-преподавательского состава возрастает риск возникновения стрессовых ситуаций, что приводит к ослаблению иммунной системы и как следствие, возникновению ряда простудных заболеваний. Все вышеизложенное диктует необходимость введения наиболее рационального режима труда для данной категории работающих. Всякое обучение строится в соответствии с определенной логикой, обусловленной психофизиологическими особенностями человека, поэтому основная структура процесса обучения сводится к следующему: — психологическая подготовка к восприятию информации (овладевание вниманием аудитории). — повышение степени восприятия информации. Специфика высшего учебного заведения состоит в том, что полученную информацию студенты должны не только переработать в знания, но и самостоятельно делать выводы. Для активного, осознанного восприятия информации и ее переработки в знания рекомендуется использовать наглядные пособия; плакаты, пространственные модели, действующие макеты, средства компьютерной и инженерной графики. — Обобщение информации, переработка ее в знания. Для более эффективной переработки воспринятой информации в знания желательно сопоставить ее с известными ему фактами, понятиями, определениями, обобщить и запечатлеть ее в своем сознании как определенную систему знаний. Поэтому, передавая информацию, желательно как можно чаще создавать проблемную ситуацию, что заставит студента осознанно воспринимать ее. — Закрепление знаний, приобретение умений. Задача обучения сводится к закреплению нужной информации. Желательно, чтобы она была осмысленной, логически связана между собой и опиралась на что-то уже известное, что сохранилось в памяти. Для этих целей лучше всего использовать практические или семинарские занятия. — Приобретение навыков в решении практических задач. Полученные знания закрепляются проведением лабораторных работ, в ходе выполнения которых теоретические знания дополняются умениями и навыками. — Анализ работы учащихся и студентов, контроль над усвоением ими знаний, выработкой умений и навыков составляет последнее звено процесса обучения, обеспечивает обратную связь от обучаемых к обучающему. Это позволяет преподавателю анализировать качество усвоения учебной информации учащимися и студентами, оценивать в целом свой труд. Рациональный режим труда и отдыха преподавателя, использующего в своей работе компьютер, предусматривает строгое соблюдение регламентированных перерывов. При этом перерывы должны быть оптимальной длительности: слишком продолжительные ведут к нарушению рабочей установки, расстройству динамического стереотипа, поэтому рекомендуется делать перерыв через каждый час на 5—10 минут, а через 2 часа — на 15 минут и продолжительность работы с видеотерминалами не должна превышать 4 часов при 8-часовом рабочем дне. С целью снижения или устранения нервно-психического, зрительного и мышечного напряжения, предупреждения переутомления необходимо проводить сеансы психофизиологической разгрузки для снятия усталости во время перерывов и после окончания рабочего дня. Эти сеансы должны проводиться в комнате психологической разгрузки. В целях профилактики переутомления и перенапряжения при работе на компьютерах необходимо делать комплексы разгрузочных упражнений (дыхательная и зрительная гимнастика). Е.В.Гончарик, ассистент кафедры инженерной психологии и эргономики



Общежитие: необходимость становится роскошью?
Давно закончились вступительные экзамены, волнения и трепет для многих сменились чувством небывалой радости от заслуженного права называться студентом-первокурсником БГУИР. Позади и теплые летние дни. На улице осень, а значит, для еще вчерашних абитуриентов настало время знакомства с доселе известной лишь понаслышке студенческой жизнью. Первые встречи с одногрупниками, преподавателями, а для кого-то и новоселье в столь неотъемлемой гарантии незабываемого обучения в ВУЗе, в общежитии! Именно оно и проблемы, связанные с его получением, привлекли наше внимание, а в дальнейшем познакомили с директором студгородка Луцким Анатолием Антоновичем и зам.директора по информационно-воспитательной работе Голубович Светланой Александровной. На вопрос, что необходимо иметь для получения общежития, последовал единодушный и предсказуемый ответ: льготы! На сегодняшний день мест действительно не хватает, неудивительно, что в первую очередь заселяются студенты, проживающие в районах, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, инвалиды, сироты, дети из малоимущих семей. Проблема с недостатком мест очевидна, её решение требует как временных, так и материальных затрат. Сегодня БГУИР арендует 37 мест в общежитии Минскремстроя, а в ближайших планах и разработках построение общежития №3. Казалось бы, студентам не льготникам ничего не остается, как только терпеливо дожидаться своей очереди, но не все так безнадежно! При большом желании и силе воли любые трудности преодолимы! Студенты отличники, активно участвующие в жизни университета, будь то спорт или самодеятельность, поощряются и получают право на заселение! Имеются и другие особенности решения данной проблемы: естественно, что жизнь в общежитии для большинства не что иное, как проверка на прочность своей самостоятельности и независимости! Да здравствует взрослая жизнь! Вдали от дома и родителей невозможное становится доступным, курение и распитие спиртных напитков в комнатах заканчивается выселением, а в особых случаях и отчислением из университета. Степень наказания зависит от тяжести нарушения, и все это подробнейшим образом описано в документе о правилах поведения в общежитии, с которым студент ознакамливается при заселении. Вот только, увы, из 10 опрошенных ни один толком не смог рассказать, что все-таки он “прочитал” и подписал! Было очень интересно узнать и о первых впечатлениях о жизни в общежитии у самих заселившихся: “Условия отличные, одно плохо — ключ от душа находится на 5 этаже. Кстати, эта проблема — единственный минус у жильцов-первокурсников общежития №1, но даже она стала своеобразным приключением по утрам, когда сонный спускаешься с12-го на пятый, ради пары тысяч капель теплого душа! Как здорово жить в таких условиях и таком окружении! За несколько часов пребывания в общежитии стало просто невозможным не полюбить как само здание, так и людей, живущих в нем! Анна Григорян, Екатерина Лаппо, студентки 2 курса факультета журналистики БГУ