Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№17 от 13 сентября 2002 г.





ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ

Утро 1 сентября 2002 г. встретило нас ярким солнечным светом. Вся учащаяся молодёжь республики традиционно отмечала День Знаний. Наш университет в этот день принимал в свою семью пополнение - первокурсников. Студенческий клуб даже разработал целый ритуал посвящения в студенты. Играл духовой оркестр. Звуки марша подчёркивали важность и торжественность происходящего. Первокурсники замерли, когда внесли знамя БГУИР. У родителей на глазах навернулись слёзы радости .Свершилось! Их дочери и сыновья - студенты!
Поздравил молодых коллег академик Белорусской Инженерной Академии, ректор университета, профессор Батура Михаил Павлович. Он подчеркнул, что право учиться в университете ребята завоевали, выдержав трудные экзамены. Зато теперь перед ними открыт путь в страну знаний и науки. Впереди сложная и долгая жизнь, и как не затеряться в ней человеку? Университет, давая знания, служит стартовой площадкой для будущей счастливой жизни. М. П. Батура обратил внимание на важный принцип в учебном процессе: не брать готовую сумму знаний, а самостоятельно и творчески исследовать и постигать истину её Величества Науки. И в этом интересном и сложном процессе студенты, преподаватели - равноправные партнёры, а тактика - ежедневный и напряжённый труд!
На празднике чествовали студентов уважаемые и известные люди Республики. Все они - выпускники БГУИР : академик НАН Беларуси, доктор технических наук, профессор, бывший посол РБ в Бельгии, Голландии и Люксембурге, помощник ректора БГУИР по международным вопросам Лабунов В.А., Председатель Комитета по науке и технологиям при Совете МинистровРБ Русецкий А.М., заместитель министра промышленности РБ Свидерский Г.Б., Почетный изобретатель СССР, дважды лауреат Государственной премии РБ, академик НАН Беларуси доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой электронной техники и технологий Достанко А.П. Выступающие единодушноподчеркивали , что БГУИР - это вуз мировых стандартов, где формируется элита нашего общества.
Порадовали и, наверное, удивили первокурсников и их родителей номера художественной самодеятельности: пары, кружащиеся в вихре вальса, сменили профессиональные вокалистки Татьяна Хроменко и Анна Русак - студенты БГУИР.
А затем всех присутствующих посетила Муза Науки, передав первокурсникам бесценный ключ знаний. Ректор университета подкрепил документально принадлежность первокурсников к БГУИР, вручив им символический студенческий билет... Облако воздушных шаров устремилось в бездонную высь, символизируя прекрасное будущее и прославляя БГУИР.
Но на этом действо не закончилось: отличник учёбы Щеглов С.Е. вручил первокурсникам факел знаний, выразив уверенность, что передаёт его в надёжные руки. А затем появилась Муза, засевавшая поле науки новыми специалистами, проходя мимо стройных рядов первокурсников и осыпая их зерном, превращала в инженеров-системотехников, программистов, экономистов ...
Вы молоды, друзья, и от того
Все в Вас ещё стремительно
как выстрел.
И от костра большого своего
Вы безотчётно отдаёте искры.
И я прошу вас всех учиться в БГУИР,
Чтоб искры сердца не горели тщетно.
Учитесь, освещайте знаний мир
Науке отдавайтесь беззаветно!
Неожиданно вверх взлетели и рассыпались звёзды фейерверка. Торжественный ритуал посвящения в студенты завершился, но впереди перед ребятами открылась дорога под названием ЖИЗНЬ. Преодолевать трудности, невзгоды, разделять радость и успех поможет студенческое братство БГУИР.
УДАЧИ! Верьте в себя и у Вас ВСЁ получится!
Т.Н. Катульская





Доклад ректора на собрании профессорско-преподавательского состава и сотрудников БГУИР 30 августа 2002 г.

Прошедший год был стартовым
В наступившем 21 столетии. Его результаты во многом определяют темпы нашего дальнейшего движения вперед. Коллектив университета напряженно трудился над выполнением Программы развития БГУИР на 2000 -2005 годы и Плана основных мероприятий на 2001/02 учебный год и добился определенных успехов. Остановлюсь на самых значительных .
Учебно-воспитательный процесс. В 2001/02 учебном году в нашем университете обучалось более 9 тыс. студентов (на платной основе - 2700), в том числе: на дневных факультетах - 6500 (на платной основе - 1800), на вечернем факультете - около 700 (на платной основе - 135), на факультете заочного и дистанционного обучения - почти 2 тысячи (на платной основе - 735).
Каждый год мы открывали подготовку по одной-двум специальностям. С этого года впервые осуществлен набор сразу по 4 новым специальностям.
Большая работа выполнена по подготовке к внедрению дистанционной формы обучения. Впервые в республике получено разрешение Министерства образования на проведение такого эксперимента по четырем специальностям. Для поддержки учебного процесса создан «Центр дистанционного обучения», оборудованы помещения, закуплена и установлена техника. Подготовлен и утвержден ряд документов, регламентирующих организацию работы по этой форме обучения.
В связи с введением Государственного классификатора специальностей и специализаций разработана и реализуется концепция совершенствования учебного процесса. В ней предусматривается: унификация учебных планов путем введения единых для всего университета дисциплин, снижение суммарной аудиторной нагрузки до 4600-4800 часов, освоение форм обучения, опирающихся на самостоятельную работу студентов. В соответствии с этой концепцией разработано новое поколение базовых и рабочих учебных планов всех специальностей. Впервые в практике университета такая работа организована и выполнена в рамках временного творческого коллектива.
Большое внимание уделялось обеспечению учебного процесса литературой. В 2001 - 2002 годах в фонд библиотеки закуплено 1200 книг. Издано 268 учебно-методических работ общим объемом 783 печатных листа, в том числе 9 учебников, учебных и учебно-методических пособий с грифом Министерства образования.
Продолжалась работа по укреплению учебно-лабораторной базы, развитию информатизации процесса обучения и управления.
В 2002 г. запланировано приобретение средств вычислительной техники и оборудования на сумму, эквивалентную 194 тыс. долларов США. За первое полугодие этого года на эти цели израсходовано более 52 тыс. долларов.
Для обеспечения учебного процесса приобретены два новых компьютерных класса на базе Pentium. Всего в ВЦ установлено 10 общеуниверситетских классов по 12 - 13 рабочих мест каждый. Они подключены в общеуниверситетскую сеть, оснащены современным системным и прикладным программным обеспечением.
Анализ практического использования вычислительной техники в учебном процессе показывает, что наиболее эффективно она используется в классах общеуниверситетского пользования (от 50 до 70 часов в неделю), чего не скажешь о кафедральных компьютерных классах. Например, за прошлый учебный год компьютерный класс кафедры ЭВМ (ауд. 506-5) в первом семестре был загружен 16 часов в неделю, во втором - 8 , компьютерный класс кафедры информатики (ауд. 401-5), соответственно 12 и 14 . Недостаточно эффективно используются в учебном процессе компьютерные классы кафедр ЭТТ, РЭС, СиУТ.
Обращают на себя внимание большие и неравномерные затраты подразделений университета на расходные материалы и комплектующие. Необходимо выработать такой подход, который стимулировал бы их экономный расход. В частности, возможно выделение лимитов денежных средств на каждое подразделение аналогично распределению средств на приобретение дорогостоящих СВТ.
На сегодняшний день локальная вычислительная сеть университета включает около 1000 компьютеров и объединяет 5 учебных корпусов. Для повышения надежности работы сети и увеличения скорости работы с Internet заключен договор с провайдером сети UNIBEL на предоставление выделенной полосы пропускания в канале связи, уточнена схема сети и проведена работа по изменению ее конфигурации.
Доработан сайт университета и подготовлена к публикации новая, более совершенная его версия.
Приобретено лицензионное программное обеспечение: система дистанционного обучения «Прометей» (приобретена ИПК), система корпоративной обработки информации фирмы Lotus (передана безвозмездно фирмой IBM), система документооборота (передана безвозмездно фирмой IBM).
Закончена разработка оригинального программного обеспечения для задач: «Учет средств вычислительной техники», «Ректорат»(первая очередь), «Кадры сотрудников», «Формирование экзаменационных заданий», «Прием» и др.
Организовано внедрение автоматизированной библиотечной системы БИТ2000, на сайте университета выставлен электронный библиотечный каталог.
Однако не выполнен пункт плана мероприятий по упорядочению работы пользователей сети БГУИР «Разработка и утверждение положения о компьютерной сети БГУИР» по вине исполнителей из отдела сетевых информационных технологий и дистанционного обучения (нач. отдела Ерофеенко Ю.И.); нарушены сроки разработки новой версии подсистемы бухгалтерского учета (нач. отдела Силин С.В.).
Воспитательная работа
В 2002 г. создан Совет по воспитательной работе, в состав которого вошли представители деканатов факультетов и структурных подразделений, молодежных организаций. Разработана Комплексная программа воспитания студентов в период обучения.
Для создания научно-методических основ организации учебно-воспитательного процесса подготовлена «Комплексная программа исследования проблем студенчества».
Ведущая роль в организации учебно-воспитательного процесса на младших курсах отводится кураторам. Хотелось бы отметить тех кураторов, которые добросовестно и творчески выполняли свои должностные обязанности: Астровский И.И. - доцент кафедры СиУТ, Куриленкова Т.Н. -
ст. преподаватель кафедры иностранных языков №1, Орешко И.Т. - ассистент кафедры ЭИ, Шахлевич Г.М. - доцент кафедры ИТТ.
С целью исследования и учета социального положения студентов организован социальный мониторинг по сбору данных, составление на их основе паспортов социально-незащищенных групп студентов 1-3 курсов. Полученная информация послужила основанием для организации льготного питания для 50 студентов. На это ежемесячно выделялось 1,2 млн. руб.
В этом году после длительного перерыва возобновил свою работу фестиваль самодеятельного художественного творчества «Студенческая весна».
Успешно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия. Работа спортивного клуба построена на основе комплексной программы «Здоровье». В 2001/02 учебном году в университете подготовлено 6 мастеров спорта, 1 заслуженный мастер спорта, 26 спортсменов 1-го и 2-го разрядов и 20 кандидатов в мастера спорта, а также 1350 спортсменов массовых разрядов, 35 человек выступали в республиканских и международных соревнованиях различного ранга. БГУИР принимает участие в ХII Республиканских студенческих играх 2002 года по 19 видам спорта. Пять студентов стали призерами чемпионата мира и Европы, восемь входят в национальные сборные команды республики.
Продолжали улучшаться социально-бытовые условия проживания студентов в общежитиях университета. Приобретено мебели на 81 млн. руб., постельного белья - на 32 млн. В общежитии №2 произведен косметический ремонт , начались работы по замене магистральных трубопроводов и труб канализации в подвале. Практически завершены работы по ремонту фасада общежития № 1.
Новым за прошедший учебный год явилось сотрудничество зам. деканов, зам. зав. кафедрами по воспитательной работе, кураторов и работников студгородка с отстающими студентами.
Однако не все еще сделано в воспитательном направлении. Очень много пропусков занятий - в среднем 8 академических часов на студента, велико количество отчисленных - всего за прошлый учебный год отчислено 320 человек, в том числе 236 - за академическую неуспеваемость. Имеются случаи совершения правонарушений. Так, по данным за 2001 год студентами дневных факультетов совершено 39 правонарушений, особенно много их на ФКП (12) и ФИТУ (7). В 2002 г. таких правонарушений за 8 месяцев совершено 15 (ФКП - 5, ФИТУ - 2).
Для того, чтобы увидеть процесс обучения в нашем университете глазами студентов, проведено анкетирование студентов-выпускников после защиты ими дипломных проектов. Всего в анкетировании приняло участие 720 человек. Их ответы дают богатый материал для совершенствования учебного процесса.
Назову фамилии преподавателей, особенно часто повторяющиеся в анкетах. Преподаватели, оставившие наиболее благоприятное впечатление: Бахтизин, Зиссер, Тимошенко, Ляльков, Надольский, Ревотюк, Родионов (всего отмечено более 100 преподавателей). Преподаватели, оставившие неблагоприятное впечатление: Борзенков, Лукин, Закревский, Кобяк, Кириллов, Соколов, Палицын, Пачинин, Косаревич (всего отмечено более 50 преподавателей).
Студенты отметили недостаточность обеспечения учебниками и методическими пособиями по экономике, менеджменту, информатике; программированию, метрологии.
Сталкивались с фактами вымогательства во время учебы - 150 человек, в том числе: на ФКСиС - 40, на ФКП - 35, на ФРЭ - 32, на ФТК - 34 студента.
Главным итогом нашей многогранной учебно-воспитательной работы является выпуск и трудоустройство инженеров.
В 2002 г. запланировано приобретение средств вычислительной техники и оборудования на сумму, эквивалентную 194 тыс. долларов США. За первое полугодие этого года на эти цели израсходовано более 52 тыс. долларов.
Для обеспечения учебного процесса приобретены два новых компьютерных класса на базе Pentium. Всего в ВЦ установлено 10 общеуниверситетских классов по 12 - 13 рабочих мест каждый. Они подключены в общеуниверситетскую сеть, оснащены современным системным и прикладным программным обеспечением.
Анализ практического использования вычислительной техники в учебном процессе показывает, что наиболее эффективно она используется в классах общеуниверситетского пользования (от 50 до 70 часов в неделю), чего не скажешь о кафедральных компьютерных классах. Например, за прошлый учебный год компьютерный класс кафедры ЭВМ (ауд. 506-5) в первом семестре был загружен 16 часов в неделю, во втором - 8 , компьютерный класс кафедры информатики (ауд. 401-5), соответственно 12 и 14 . Недостаточно эффективно используются в учебном процессе компьютерные классы кафедр ЭТТ, РЭС, СиУТ.
Обращают на себя внимание большие и неравномерные затраты подразделений университета на расходные материалы и комплектующие. Необходимо выработать такой подход, который стимулировал бы их экономный расход. В частности, возможно выделение лимитов денежных средств на каждое подразделение аналогично распределению средств на приобретение дорогостоящих СВТ.
На сегодняшний день локальная вычислительная сеть университета включает около 1000 компьютеров и объединяет 5 учебных корпусов. Для повышения надежности работы сети и увеличения скорости работы с Internet заключен договор с провайдером сети UNIBEL на предоставление выделенной полосы пропускания в канале связи, уточнена схема сети и проведена работа по изменению ее конфигурации.
Доработан сайт университета и подготовлена к публикации новая, более совершенная его версия.
Приобретено лицензионное программное обеспечение: система дистанционного обучения «Прометей» (приобретена ИПК), система корпоративной обработки информации фирмы Lotus (передана безвозмездно фирмой IBM), система документооборота (передана безвозмездно фирмой IBM).
Закончена разработка оригинального программного обеспечения для задач: «Учет средств вычислительной техники», «Ректорат»(первая очередь), «Кадры сотрудников», «Формирование экзаменационных заданий», «Прием» и др.
Организовано внедрение автоматизированной библиотечной системы БИТ2000, на сайте университета выставлен электронный библиотечный каталог.
Однако не выполнен пункт плана мероприятий по упорядочению работы пользователей сети БГУИР «Разработка и утверждение положения о компьютерной сети БГУИР» по вине исполнителей из отдела сетевых информационных технологий и дистанционного обучения (нач. отдела Ерофеенко Ю.И.); нарушены сроки разработки новой версии подсистемы бухгалтерского учета (нач. отдела Силин С.В.).
Воспитательная работа
В 2002 г. создан Совет по воспитательной работе, в состав которого вошли представители деканатов факультетов и структурных подразделений, молодежных организаций. Разработана Комплексная программа воспитания студентов в период обучения.
Для создания научно-методических основ организации учебно-воспитательного процесса подготовлена «Комплексная программа исследования проблем студенчества».
Ведущая роль в организации учебно-воспитательного процесса на младших курсах отводится кураторам. Хотелось бы отметить тех кураторов, которые добросовестно и творчески выполняли свои должностные обязанности: Астровский И.И. - доцент кафедры СиУТ, Куриленкова Т.Н. -
ст. преподаватель кафедры иностранных языков №1, Орешко И.Т. - ассистент кафедры ЭИ, Шахлевич Г.М. - доцент кафедры ИТТ.
С целью исследования и учета социального положения студентов организован социальный мониторинг по сбору данных, составление на их основе паспортов социально-незащищенных групп студентов 1-3 курсов. Полученная информация послужила основанием для организации льготного питания для 50 студентов. На это ежемесячно выделялось 1,2 млн. руб.
В этом году после длительного перерыва возобновил свою работу фестиваль самодеятельного художественного творчества «Студенческая весна».
Успешно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия. Работа спортивного клуба построена на основе комплексной программы «Здоровье». В 2001/02 учебном году в университете подготовлено 6 мастеров спорта, 1 заслуженный мастер спорта, 26 спортсменов 1-го и 2-го разрядов и 20 кандидатов в мастера спорта, а также 1350 спортсменов массовых разрядов, 35 человек выступали в республиканских и международных соревнованиях различного ранга. БГУИР принимает участие в ХII Республиканских студенческих играх 2002 года по 19 видам спорта. Пять студентов стали призерами чемпионата мира и Европы, восемь входят в национальные сборные команды республики.
Продолжали улучшаться социально-бытовые условия проживания студентов в общежитиях университета. Приобретено мебели на 81 млн. руб., постельного белья - на 32 млн. В общежитии №2 произведен косметический ремонт , начались работы по замене магистральных трубопроводов и труб канализации в подвале. Практически завершены работы по ремонту фасада общежития № 1.
Новым за прошедший учебный год явилось сотрудничество зам. деканов, зам. зав. кафедрами по воспитательной работе, кураторов и работников студгородка с отстающими студентами.
Однако не все еще сделано в воспитательном направлении. Очень много пропусков занятий - в среднем 8 академических часов на студента, велико количество отчисленных - всего за прошлый учебный год отчислено 320 человек, в том числе 236 - за академическую неуспеваемость. Имеются случаи совершения правонарушений. Так, по данным за 2001 год студентами дневных факультетов совершено 39 правонарушений, особенно много их на ФКП (12) и ФИТУ (7). В 2002 г. таких правонарушений за 8 месяцев совершено 15 (ФКП - 5, ФИТУ - 2).
Для того, чтобы увидеть процесс обучения в нашем университете глазами студентов, проведено анкетирование студентов-выпускников после защиты ими дипломных проектов. Всего в анкетировании приняло участие 720 человек. Их ответы дают богатый материал для совершенствования учебного процесса.
Назову фамилии преподавателей, особенно часто повторяющиеся в анкетах. Преподаватели, оставившие наиболее благоприятное впечатление: Бахтизин, Зиссер, Тимошенко, Ляльков, Надольский, Ревотюк, Родионов (всего отмечено более 100 преподавателей). Преподаватели, оставившие неблагоприятное впечатление: Борзенков, Лукин, Закревский, Кобяк, Кириллов, Соколов, Палицын, Пачинин, Косаревич (всего отмечено более 50 преподавателей).
Студенты отметили недостаточность обеспечения учебниками и методическими пособиями по экономике, менеджменту, информатике; программированию, метрологии.
Сталкивались с фактами вымогательства во время учебы - 150 человек, в том числе: на ФКСиС - 40, на ФКП - 35, на ФРЭ - 32, на ФТК - 34 студента.
Главным итогом нашей многогранной учебно-воспитательной работы является выпуск и трудоустройство инженеров.
В 2002 г. выпущено 1266 молодых специалистов. 1127 (89 %) выпускников защитились на «хорошо» и «отлично», из них только на «отлично» - 684; 111 выпускников получили дипломы с отличием, больше всех дипломов с отличием на ЭФ - 31; 200 выпускников рекомендованы ГЭК для поступления в аспирантуру и магистратуру.
О высоком рейтинге наших специалистов можно судить по результатам распределения. Всего распределялось 869 человек, 94 % получили рабочие места. Остались неудовлетворенными заявки предприятий на 330 рабочих мест, (из них 247 минских). Наибольшим спросом пользуются специалисты по радиотехнике и специалисты факультета компьютерных систем и сетей.
В прошедшем учебном году впервые в университете по 8 специальностям была организована подготовка специалистов в магистратуре (18 человек обучались с отрывом от производства и 8 без отрыва). Магистрантам была предоставлена возможность сдать кандидатские экзамены по иностранному языку (15 человек) и философии (18 человек). Сейчас они заканчивают работу над магистерскими диссертациями.
Однако не все кафедры серьезно подошли к подбору кандидатур в магистратуру. Это привело к тому, что четыре магистранта в течение года были отчислены. Поэтому в следующем учебном году, в котором на бюджетной основе будет обучаться 40 человек, профилирующим кафедрам необходимо укрепить материально-техническую базу учебного процесса, разработать необходимое методическое обеспечение, подобрать наиболее достойных кандидатов для обучения в магистратуре.
Существенные положительные изменения произошли в созданном в нашем университете в июне 2001 г. Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов по информационным технологиям и радиоэлектронике. Институт вырос структурно - в его состав входит факультет повышения квалификации и переподготовки, научно-производственный центр и СКТБ с ОП. Количество слушателей по переподготовке достигло 220 человек.
Открыты два новых учебных проекта - курсы обучения иностранным языкам совместно с кафедрой иностранных языков № 2 и впервые в Республике Беларусь - непрерывное ускоренное высшее образование выпускников колледжей. В 2001 г. на высшее образование по специальности «Вычислительные машины, системы и сети» набрана одна группа (27 студентов), в 2002 и последующие годы планируется набор более 100 человек по трем специальностям - ВМСиС, «Программное обеспечение информационных технологий» и «Моделирование и компьютерное проектирование РЭС».
Заметно улучшилась материальная база института - введены в эксплуатацию два новых учебных класса, проведена модернизация старых учебных классов, закуплены новые компьютеры.
В истекшем учебном году ИПК оказал университету услуг на сумму более 80 млн. руб.
Достигнутые результаты являются следствием инициативной, напряженной работы всего коллектива сотрудников , среди которых нужно отметить декана факультета повышения квалификации и переподготовки, зав. кафедрой ПОИТ Бахтизина В.В., зам. декана Соловья А. В., инспектора Мельник Т.Э., преподавателей Москалева А.А., Мухаметова В.Н., Корбита А.Н., а также ректора института Якубенко А.Г.
Большая работа была проведена по присоединению к университету унитарного предприятия СКТБ с ОП БГУИР и передаче его на баланс ИПК. Приняв на баланс СКТБ, производственная деятельность которого в последнее полугодие практически не велась, институт как правопреемник погасил долги СКТБ на сумму более 23 млн. руб. Руководству ИПК и созданного подразделения института «СКТБ с ОП БГУИР» предстоит многое сделать по организации эффективной работы нового подразделения.
О работе по набору на первый курс.
В марте - апреле 2002 г. было организовано централизованное тестирование. В апреле-мае проведены олимпиады по физике и математике.
В олимпиадах по математике приняли участие 942 человека, (победителей - 64), в олимпиадах по физике - 591 , (победителей - 120).
На 891 бюджетное место для поступающих на первый курс было подано 4790 заявлений. Конкурс по университету составил 5,4 человека на место и оказался самым высоким среди вузов, подчиняющихся Министерству образования.
В БГУИР работала государственная комиссия по контролю вступительных экзаменов, которую возглавлял первый заместитель Министра связи Республики Беларусь Будай Анатолий Иванович. В подготовленной ею справке отмечено, что в университете была создана деловая и доброжелательная обстановка, направленная на обеспечение равных возможностей для абитуриентов.
На платной основе зачислено: по дневной форме -615, по вечерней - 24, по заочной - 149 человек. Все это ниже плана.
В очень непростых условиях осуществлялась в истекшем году научно-исследовательская деятельность. В IV кв. 2001 г. практически прекратилось финансирование научно-исследовательских работ из средств государственного бюджета, существенно стала задерживаться оплата за выполненные работы по хозяйственным договорам с белорусскими заказчиками, осложнились отношения и с зарубежными партнерами. Остаток долга по бюджетным средствам за прошлый год составляет 137,3 млн. руб., а общая задолженность по всем источникам финансирования - 256,4 млн. руб. Сложившуюся ситуацию можно сравнить с 1993 - 1994 гг.
Только по зарубежным контрактам заказчики рассчитались полностью, и на расчетный счет поступило 289,4 тыс. долларов.
На сегодняшний день общий объем выполняемых НИР составляет 5,5 млрд. руб., что на 39% выше по сравнению с прошлым годом, причем по-прежнему высокой (58,5%) сохраняется доля внебюджетного финансирования. Следует отметить, что по этим показателям наш университет уже несколько лет подряд лидирует среди вузов и научных организаций республики.
Для сохранения достигнутого уровня объемов НИОКР и обеспечения стабильного функционирования научно-исследовательских подразделений потребовались немалые усилия как от руководства университета и НИЧ, так и от всех научных коллективов и отдельных ученых.
Большой вклад в формирование тематики исследований и поиск новых источников финансирования вносят коллективы научно-исследовательских лабораторий и их заведующие: Воробьев Ю.П., Мордачев В.И., Забеньков И.И. Гусинский А.В. Баканович Э.А., Алишев Я.В., Садыхов Р.Х., Сокол В.А., Борисенко В.Е., Лешок А.А., Суходольский А.М., Лыньков Л.М., Давыдов Г.В., Костюк С.Ф.
Большое внимание уделяется поиску источников внебюджетного финансирования. Крупные хозяйственные договора на сумму 97,8 млн. руб. заключены с Минсвязи и ОАО «Мобильные телесистемы». Постановлением Совета Министров БГУИР определен головной организацией по исследованию проблем защиты от непреднамеренных помех и обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств, что позволяет надеяться на стабильное финансирование работ в этой области.
Поскольку финансовое обеспечение научных исследований в течение последних семи лет осуществляется преимущественно за счет экспорта научно-технической продукции, делается все возможное, чтобы это направление получило дальнейшее развитие. Особую актуальность это приобретает сегодня, так как из 3 контрактов, выполняемых с Индией, 7 - с КНР, 2 - с Италией, 1 - с Россией , 1 - с Украиной, 1 - с Евросоюзом только 2 будут выполняться в следующем году.
В настоящее время на разных стадиях согласования в Китае, Индии, Египте находятся свыше 10 проектов.
В декабре 2002 г. заканчивается 10-летняя программа сотрудничества Китая со странами СНГ в области военных и двойных технологий, по которой выполнялись основные контракты с Китаем. Будет иметь продолжение подобная программа или нет, пока неизвестно.
Не лучшие условия сложились для развития сотрудничества с Индией из-за военно-политической обстановки в этой стране.
По-прежнему серьезной остается проблема неплатежей отечественными потребителями за полученную научно-техническую продукцию и оказанные услуги. За выполненные в 2002 г. этапы работ по внебюджетным договорам не оплачено 51,5 млн. руб. А долг предприятий такого, казалось бы богатого министерства, как Минэнерго, за 2001 год и первое полугодие этого года составил 51,6 млн. руб. Чтобы получить эти средства, мы вынуждены соглашаться на взаимозачеты, теряя около 30% плановых объемов.
Существенно повысились требования к выполнению фундаментальных исследований. Постановлением Бюро Президиума НАН Беларуси утвержден новый перечень приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований, по которым будет осуществляться финансирование НИР из средств госбюджета. В соответствии с новыми направлениями нам необходимо осуществлять подготовку конкурсных проектов и формирование плана НИОКР на 2003 г., в противном случае это приведет к сокращению госбюджетного финансирования.
Как видно, в НИЧ накопилось очень много проблем. Для их разрешения нужна мобилизация всего творческого и организационного потенциала научных работников, во главе с проректором Муравьевым В.В.
Несколько активизировались международные образовательные связи университета. Так, в 2001/02 учебном году заключили 5 договоров: о сотрудничестве, партнерстве и научном обмене с Калининградским техническим университетом, Рижским техническим университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом технологии и дизайна, Санкт - Петербургским государственным электротехническим университетом «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова-Ленина, договор БГУИР, БГЭУ, БГУ с высшей специальной школой г. Оснабрюк (Германия) о мероприятиях по осуществлению проекта «Виртуальная библиотека».
В БГУИР проведено 6 мероприятий международного уровня.
В 2001/02 учебном г. в страны дальнего зарубежья выезжало 124 человека, в страны СНГ - 84. Университет посетили более 20 делегаций зарубежных стран.
Начала работать программа для молодых ученых им. Леонарда Эйлера. Инициатором ее является доцент кафедры экономики Елецких Т.В. По этой программе пяти аспирантам БГУИР выделена десятимесячная стипендия.
Начата работа по подготовке к обучению иностранных граждан на английском языке. Первоначально выбрана одна специальность (ПОИТ). Подобрана большая часть специалистов, которые готовы читать свою дисциплину на английском языке.
Наибольшую активность в сотрудничестве с зарубежными партнерами проявляют кафедры ПОИТ, высшей математики, ЭВС, ЭВМ, Микроэлектроники, научно-исследовательские лаборатории 4.5, 4.3, 4.7, 1.9, 1.7, 1.11, 1.6.
К сожалению, в 2001/02 учебном году привлечено на учебу на контрактной основе лишь 7 иностранных граждан на 1-й курс в качестве студентов, 2 иностранца в аспирантуру и 1- в магистратуру. Всего у нас обучается 26 студентов из дальнего зарубежья (10 на контрактной основе, остальные - этнические белорусы из Польши и Литвы), 4 аспиранта (2-по контракту, 2 - по межправительственному соглашению), 1 магистрант (по контракту), 80 студентов из стран СНГ.
Все мы предполагаем, что расширение международных образовательных связей - это увеличение инвестиций в развитие университета. Пока же такой тенденции не наблюдается. Коллектив университета вправе ожидать от проректора по учебной работе и международным связям Кундаса С. П. более результативной работы в этом направлении.
Проблема кадров.
Учебный процесс в университете осуществляют высококвалифицированные преподаватели. Численность ППС на 1 июня 2002 г. - 723 человека, 45% из них имеют ученую степень , 42% - ученые звания . Среди них- 2 академика, 2 члена-корреспондента НАН Беларуси, 52 доктора наук, 55 профессоров, 276 кандидатов наук, 231 доцент. Четвертая часть работающих - лица, достигшие пенсионного возраста.
Уже второй год действует программа по привлечению к работе в БГУИР молодых преподавателей и сотрудников.
В начале учебного года ожидается прибытие 83 наших выпускников, в ноябре - 7 человек, закончивших аспирантуру.
Ректоратом совместно с деканами факультетов и зав. кафедрами обновлен резерв руководящих кадров, разработан и реализуется план работы с резервом.
В соответствии с планом мероприятий по сокращению республиканского бюджета и во исполнение указания Министерства образования в университете было проведено сокращение штатов административно-управленческого, учебно-вспомогательного и хозяйственно-обслуживающего персонала на 120 единиц. В марте 2002 г. освобождено от работы 11 основных работников и 39 совместителей.
Большая работа выполняется отделом кадров по персонифицированному учету работников для социального страхования. Она должна быть завершена к концу 2002 г.
Пополнение кадров высшей научной квалификации осуществляется через аспирантуру и докторантуру. На 1 сентября 2002 г. в аспирантуре обучается 146 человек, из них 107 человек с отрывом от производства и 4 иностранных гражданина, 6 докторантов и 67 соискателей.
В 2001 г. сотрудниками, аспирантами и соискателями защищены 2 докторские и 13 кандидатских диссертаций. За 6 месяцев этого года - 12 кандидатских диссертаций. В 2002 г. 6 аспирантов получают стипендию Правительства и Министерством образования РБ выделено 20 грантов финансовой поддержки научных исследований, выполняемых молодыми учеными.
Однако эффективность работы аспирантуры и отдельных научных руководителей низка. За 6 месяцев этого года из аспирантуры отчислено 16 человек и, в основном, за неуспеваемость. Сейчас отдел аспирантуры проводит прием документов. Кафедры должны внимательно отнестись к подбору научных руководителей, набору аспирантов, выбору направлений и тем диссертаций.
Несколько слов об экономических вопросах. С учетом дефицита бюджетного финансирования мы вынуждены искать другие источники. В университете разработана программа мероприятий по организации внебюджетной деятельности. Основными являются: подготовка специалистов на платной основе, организация платных подготовительных курсов и отделений, повышение квалификации и переподготовка кадров на базе ИПК и переподготовки руководящих работников и специалистов по информационным технологиям и радиоэлектронике, проведение централизованного тестирования и телетестинга выпускников общеобразовательных средних учебных заведений, сдача в аренду неиспользуемых помещений и др. Выполнение этих мероприятий способствовало устойчивой работе всех подразделений университета, своевременной выплате заработной платы, проведению капитального и текущего ремонтов зданий и сооружений.
В соответствии с указанием Министерства образования проведен анализ заключенных договоров аренды с организациями негосударственной формы собственности. На основании рекомендаций с 6 арендаторами расторгнуты договора аренды с августа 2002 г.
Работа по оказанию платных услуг, сдача в аренду свободных помещений обеспечит в 2002 г. плановое получение внебюджетных средств в размере 3,6 млрд. руб.
Обновлено и переработано Положение о премировании и материальном стимулировании сотрудников БГУИР, что позволило обеспечить постоянный рост заработной платы.
Так, если в июне 2001 г. заработная плата составляла: профессорско-преподавательского состава - 168 тыс. руб., штатных сотрудников НИЧ - 195 тыс. , а прочих - 115 тыс. руб., то в июне 2002 г. соответственно - 291 тыс. , 269 тыс. и 167 тыс. руб.
Проведена определенная работа по подготовке спортивно-оздоровительного комплекса «Браславские озера» к летнему периоду отдыха студентов и сотрудников университета. Отремонтированы домики, благоустроена территория, открыта точка по торговле на территории комплекса напитками, фруктами, кондитерскими изделиями. Все это позволило укомплектовать все смены отдыхающими спортсменами, студентами и сотрудниками университета.
Хорошо поработали бригады наших строителей и маляров, а также работники отдела материально-технического снабжения.
О ремонтно-строительных работах.
В 2001/02 учебном году на ремонт учебных корпусов и других зданий университета использовано 750 млн. руб., в том числе бюджетных средств 174 млн. , внебюджетных- 576 млн. ; на ремонт общежитий №1 и №2 - 218 млн. руб.
В учебных корпусах выполнен объем работ на сумму свыше 500 млн. руб., заменено более 200 единиц сантехнического оборудования. На ремонт бассейна затрачено 330 млн. руб.
Продолжается строительство первого пускового комплекса СКТБ с ОП. За 2001 и 2002 гг. освоено 436 млн. руб., в том числе 190 млн. - из внебюджетных средств. В 2002 г. планируется ввод 1 пускового комплекса, включающего в себя трехэтажную и высотную части здания.
Произведено заселение жильцов первой очереди жилого дома.
Продолжается строительство третьей очереди жилого дома по ул. Беды - Некрасова. За прошедший период освоено 164 млн. руб. В 2002 г. планируется его ввод.
С целью активного использования правовых средств, направленных на соблюдение трудовой и учебной дисциплины, улучшение экономических показателей, эффективности работы университета и повышения уровня учебно-воспитательного процесса в конце февраля этого года был создан юридический отдел. Принимая такое решение, мы поступили правильно и хочется верить, что соблюдение законности в университете будет обеспечено.
Сегодня создано и находится на регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь Международное общественное объединение выпускников и попечителей МРТИ-БГУИР. Большая заслуга в этом - работников юридического отдела.
Юридическим отделом инициирована и начата совместно с отделом кадров большая работа, связанная с приведением в соответствие с законодательством положений о структурных подразделениях университета и должностных инструкций.
Улучшилось информирование работников и студентов университета о действующем законодательстве и разъяснении практики его применения.

Главные задачи в новом учебном году
Для успешного начала занятий необходимо:
- на факультетах организовать прием экзаменов у студентов, имеющих академическую задолженность, решить вопросы переводов, восстановлений, возвращения студентов из академических отпусков;
- преподавателям с первых дней семестра выдать студентам индивидуальные задания, задания по типовым расчетам, курсовым проектам;
- руководству студгородка создать студентам условия для проживания и подготовки к занятиям.
В предстоящем учебном году необходимо интенсивно работать по всем направлениям.
По учебно-воспитательному процессу:
- осуществить научно-методические мероприятия по переходу на двухступенчатую систему образования в соответствии с Законом об образовании;
- провести работу по открытию новых специальностей;
- разработать стандарты специальностей нового поколения;
- продолжить разработку и освоение в практике учебного процесса электронных учебных и учебно-методических пособий, активизировать использование Internet-технологий дистанционной формы обучения;
- провести II Международную конференцию «Дистанционное обучение - образовательная среда ХХI века»;
- продолжить работу по подготовке преподавания на английском языке; существенно расширить набор иностранных студентов (возможно через фирмы - посредники);
- придать системный характер воспитательной работе, провести комплексные исследования проблем студенчества с участием преподавателей социально-гуманитарного цикла, активизировать работу студенческого самоуправления на всех уровнях; создать в университете молодежный центр, который позволит студентам решать вопросы материального обеспечения молодежных проблем, выполнить решение конференции трудового коллектива и совместного заседания Совета университета и профсоюзного комитета о запрещении с 1 сентября этого года курения в учебных корпусах и студенческих общежитиях.
По информатизации университета:
- разработать новую версию сайта БГУИР и его информационного наполнения, систему управления содержимым Web-портала БГУИР;
- внедрить в университете подсистему «Виртуальная библиотека»;
- организовать и внедрить комплекс платных услуг, связанных с использованием машинного времени компьютеров в классах общеуниверситетского пользования;
- завершить разработку комплекса задач автоматизации в рамках подсистемы управления учебным процессом: «Нагрузка кафедры», «Учебный план группы», «Программы учебных дисциплин»;
- сдать в опытную эксплуатацию первую очередь комплексной подсистемы бухгалтерского учета;
- внедрить в вузе систему электронного документооборота.
По проведению научных исследований:
- продолжить работу по решению вопроса об обеспечении научных организаций республики базовым финансированием. По нашему мнению, на эти цели должно направляться не менее 40-50% от средств, выделяемых на исследования, причем эти средства должны направляться на исследования в целом, а не только на фундаментальные, решать вопрос о процентном соотношении затрат на фундаментальные и прикладные исследования должны сами вузы и НИИ;
- развивать инновационную деятельность, направленную на увеличение объема хозяйственных договоров, экспорта научно-технической продукции, активизацию маркетинга новых разработок особенно в области информационных технологий, расширение сферы научно-технических услуг; необходимо также более тесное взаимодействие с отраслями народного хозяйства республики и изучение потребностей внутреннего рынка;
- проработать вопрос о возможности создания в республике собственного производства импортозамещающей наукоемкой продукции, на которую есть спрос отечественных предприятий и организаций; в частности, предприятия, вузы и НИИ республики испытывают острый дефицит уникальных измерительных приборов, мы обязаны инициировать подготовку и выполнение инновационного проекта по разработке и изготовлению всего спектра радиоизмерительных приборов, которые в настоящее время импортируются из-за рубежа;
- активизировать внешнеэкономическую деятельность для выхода на мировой рынок новых технологий. Мы мало используем в этом плане возможности, предоставляемые европейским Союзом и Международным научно-техническим центром, а также межгосударственными программами Союза Беларуси и России. Положительный опыт выполнения таких проектов в университете есть (Силков Н.И., Нелаев В.В., Садыхов Р.Х.) и его необходимо использовать для развития научных исследований и получения долгосрочного финансирования.
По развитию ИПК:
- в учебной деятельности разработать методическое обеспечение дистанционного обучения переподготовки по специальности «Программное обеспечение информационных технологий», осуществить выход на международный рынок образовательных услуг, организацию совместно с кафедрами университета новых образовательных проектов;
- в научно-производственной деятельности необходимо наращивание объемов работ, заключение зарубежных контрактов на разработку программных продуктов и аппаратно-программных средств контроля и управления, микропроцессорных устройств и систем контроля для рынка Беларуси, внедрение имеющихся разработок, достижение эффективной прибыльной деятельности СКТБ с ОП, обеспечение механического производства стабильными заказами, организация электронного производства, в том числе сборки компьютеров. Большая работа предстоит по освоению и вводу в эксплуатацию учебных и производственных площадей в новом корпусе университета, что потребует существенных трудовых и материальных затрат.
По вопросам экономического характера:
-с учетом того, что бюджетное финансирование с каждым годом уменьшается, а потребность в денежных средствах ежегодно увеличивается, в 2002 - 2003 гг. нам предстоит решать задачу максимальной экономии всех материальных ценностей, обеспечить рациональное использование тепловой и электрической энергии, ограничить закупку расходных материалов и других ценностей. Для этого ПФО, бухгалтерии, ОМТС совместно с деканами и начальником учебной части следует провести анализ всех затрат на приобретение материальных ценностей за последний год - два и подготовить предложения по установлению лимита денежных средств для каждого подразделения (кафедры), обеспечить строгий контроль его использования;
-проректору по экономике совместно с руководителями подразделений необходимо активизировать работу по внедрению элементов хозрасчета в подразделениях.
К сожалению, начатая в 2001 г. работа по созданию обособленного структурного подразделения БГУИР «Комбинат питания» на сегодняшний день еще не завершена. Необходимо в течение сентября получить все необходимые документы по переоформлению лицензий, открытию суб. счета, оформить передачу на баланс имущества и оформить регистрацию обособленного подразделения в уставном порядке. В IY кв. 2003 г. проректору по экономике совместно с директором обособленного структурного подразделения «Комбинат питания» необходимо разработать план организационно-технических мероприятий по совершенствованию организации и улучшения питания студентов и профессорско-преподавательского состава университета; обеспечению рентабельности работы комбината.
По вопросам строительства и ремонта:
- необходимо завершить строительство жилого дома;
- в сентябре этого года закончить ремонт и ввести в эксплуатацию плавательный бассейн.
Несмотря на дефицит денежных средств, уже с этого года приступить к следующим работам:
- устройству автостоянок между 1 и 3 учебными корпусами и во дворе 4 и 5 корпусов, реконструкции зала Совета и музея, строительству второго пускового комплекса СКТБ с ОП, реконструкции общежития аспирантов;
- завершить замену магистральных трубопроводов отопления, водоснабжения и канализации во втором общежитии.
По подготовке и использованию кадров:
- продолжить реализацию программы привлечения на работу молодых специалистов, развернуть подготовку магистров, повысить эффективность работы аспирантуры и докторантуры;
- на всех уровнях шире использовать резерв на замещение должностей и постоянно работать с ним;
- проректорам и деканам факультетов усилить контроль за выполнением решений руководства университета;
- произвести укрепление кадрами ряда подразделений университета, курируемых проректором по строительству и эксплуатации зданий Новиком В. Н.
По подготовке к 40-летию :
- подготовить книгу об истории университета, проспект о БГУИР, сборник научных трудов.
Решение всех названных проблем должно быть в поле зрения проректоров, отвечающих за соответствующие направления работы. Первому проректору Лукьянцу С.В. необходимо постоянно координировать работу проректоров и осуществлять контроль за реализацией намеченных планов.
(Доклад печатается в сокращенном варианте)





Ах лето...! Ах Браславы!

Наш университет имеет великолепную базу отдыха на Браславских озерах. Расположена она в очень живописном месте - в сосново-дубовой роще на берегу озера Дривяты. Вода в озере кристально чистая, пляж - песчаный. Местные леса богаты ягодами, грибами, орехами (в этом году, к сожалению, исключение - засуха!), в озерах водится много рыбы, есть даже угорь. Редкое сочетание произрастающих здесь деревьев и трав создает уникальный лечебный микроклимат, а купание в озерной воде, богатой кремнием, укрепляет сосуды и очень полезно для суставов. Недаром наш многоуважаемый Виктор Макарович Ильин, будучи ректором, четыре (!) года добивался этого места для базы.
И строился наш лагерь с любовью. В дощатых домиках легко дышится. Большие светлые веранды удобно использовать и в хозяйственных целях (например, солить пойманную рыбу или сушить собранные травы), и для культурного общения. Возле каждого домика столы и лавочки для отдыха.
Однако, честно говоря, условия жизни на базе оставляют желать лучшего. Бесследно исчезли телевизоры и холодильники, бывшие когда-то почти в каждом домике. Кровати очень узки и неудобны для сна. Постельное белье заношено так, что его, пожалуй, и не назовешь уже белым. Питание в этом году было на редкость однообразным. Похоже, мы доели все запасы перловки, скопившиеся за предыдущие годы. В столовой в жару было невыносимо душно - форточки не открываются, а кондиционеров нет.
И все-таки, несмотря на бытовые неудобства, отдых всем понравился! Те , кто предпочитал раньше отдыхать в Крыму , «рвали» на себе волосы: «И зачем только я в Одессу ездил, когда у нас тут так здорово!» Другие сравнивали наш отдых с нарочанским - тоже получалось в нашу пользу.
Стояла прекрасная погода, купальный сезон был в самом разгаре. Купались и днем, и вечером. Кто-то восхвалял ночные купания в приятной компании. Кто-то предпочитал нырнуть в озеро ранним утром после легкой пробежки по лесу. Рыбаки уплывали с вечера на лодках и возвращались под утро совершенно счастливые, с полными ведрами рыбы. Молодежь балдела от свободы, от общения со сверстниками, гуляли чуть ли не до утра, жгли костры, пели песни под гитару. Для всех была организована интересная автобусная экскурсия в Слободский монастырь и на гору Маяк. Словом, каждый находил себе занятия по душе.Юлия Ивановна Савилова. доцент кафедры физики, привезла даже из дому велосипед и путешествовала на нем по всем окрестностям, вызывая жгучую зависть у пеших туристов.
Но было нечто новое и необычное в нынешнем отдыхе: азарт спортивных состязаний. За короткий срок на базе были проведены соревнования по волейболу, бадминтону, настольному теннису, бильярду, метанию дротиков... и даже устроили конкурс рисунков. Активно участвовали в соревнованиях все - и сотрудники и студенты. Даже проректор Виктор Евгеньевич Борисенко с блеском выступил в соревнованиях по теннису.
Организатором спортивных мероприятий был наш необыкновенный Геннадий Афанасьевич Плыгань - инструктор по физкультуре и спорту. Он отнесся к своей миссии с таким жаром, энтузиазмом, душевностью, что заразил всех нас. В итоге мы получили массу удовольствий и заряд энергии и бодрости на целый год.Правда, не было средств на приобретение призов, но и тут нашли выход. В.Е.Борисенко «пожертвовал» 3 (три!) связки собственноручно пойманной и высушенной рыбы в качестве лавровых венков победителям!
Хотелось бы, конечно, чтобы в будущем году университет выделил большую сумму на нужды нашей базы ( Хотя и так, спасибо, что-то меняется к лучшему: построены душ, туалет, расширен пляж, закуплен спортивный инвентарь). Ведь если нашу базу привести в хорошее состояние, то она не только может окупить все затраты, но и начнет приносить доходы. В бархатный сезон путевки можно было бы продавать другим организациям, в остальное время года - сдавать помещения в аренду для проведения сборов, соревнований или, скажем, международных конференций. Но это проекты...
А пока нас греют воспоминания о неповторимом отдыхе на Браславских озерах. И если вы давно там не были, советую непременно поехать будущим летом. Уверена, вам понравится. Цените нашу базу отдыха,эту жемчужину Браславского края, никому ее не отдавайте и не продавайте!





Первокурснику на заметку

Главная цель обучения в вузе - получение знаний. А их можно получить только через упорный и рационально организованный труд Надеяться на то, что последовательность изложения материала, текущий и семестровый контроль автоматически сформирует у студента навыки эффективного учебного труда не приходится. Жесткий распорядок суток у первокурсников отсутствует, поэтому вне занятий каждый по своему проводит свободные часы. И, к сожалению, зачастую просто во вред себе и однокашникам. В этом - -главная причина неудач, отставаний в учебе изначально весьма достойного по уровню школьной подготовки контингента первокурсников, причина отчисления из вуза. Самое массовое заблуждение способных первокурсников , да и не только их, в том, что всякий дефицит знаний, образовавшийся из-за пропусков занятий и пренебрежения ежедневной самостоятельной работой, можно ликвидировать волевыми усилиями за день-два перед очередной текущей аттестацией или сессией . В результате у многих таких горе-студентов внутренний храм знаний так и не начнет выстраиваться. Чтобы не уподобиться им, прислушайтесь к советам бывалого, и тогда студенческие годы станут для вас временем расцвета личности и серьезного профессионального формирования, встречи настоящих друзей и очарования юности.






Забавлялка !

У меня была программа-
Я ее любил,
Как-то раз она повисла -
Я ее убил
Исходник закопал,
А в цикле записал:
У меня была программа -
Я ее любил...................
Хаккеры из БГУИР взломали сеть Miсrosoft и внесли изменения
в ключевые коды новейших разработок корпорации.
Miсrosoft выражает им благодарность - теперь все работает.
Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что system halted.

Клавиатура Калашникова: Del-Del -Del-Del-.........
Едут в переполненном автобусе качок, каратист и программист. Измученный толпой качок предлагает:
-Давайте, ребята, поднажмем и лишний народ вытолкнем.
Каратист не согласен:
- Да ну, давайте лучше замочим человек пять, а остальные сами разбегутся.
Программист с умным лицом:
-Зачем мучиться, давайте лучше заархивируем всех и положим на переднее сиденье.

Настоящий программист в своей жизни должен сделать три дела:
написать свой вирус,
сломать программу так, чтобы за это не посадили, как дерево,
и вырастить сына, чтобы хоть он дожил до выхода безглючного релиза Windows.





Считать недействительными

утерянные студенческие билеты на имя :

С.П.Углянца № 911801,

С.В.Мартинчика № 041202,

А.Н.Сливец №100802,
В.Н.Петрович № 900502,

С.О.Бондарец № 140103,

В.М.Межевич № 630501,

В.Н.Грахотского №630501,

В.В.Качаенко №600101,

В.В.Апановича №600101,

Ю.П.Галкина №710701,

М.А.Теплоухова №710701,

А.В.Горунчика №711801,

Е.И.Селинцева №711801,

А.В.Коломенкиной № 172201,

А.Н.Костеня №710205,

Д.В.Сугоняко №971503,

С.П.Богдана №601502,

С.С.Лысюка №971502,

А.В.Архипова №971502,

А.В.Копытова №151003,

Е.Н.Пляскиной №771502,

В.В.Филиппова №900402,

Н.Н.Гарастюка №041201,

А.М.Гофштейна №040103,

А.Б.Лобко №771501,

М.Н.Найбук №841201,

В.И.Пучко №771501,

О.А.Малевич №940104,

Е.А.Балдовского №951001,

А.В.Горидовича №640104,

Р.А. Дубовика №940102,

Е.Н.Мельниковой №871505.