Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N16 от 25 ноября 2008


Листая странички истории университета, невольно останавливаешься на самых ярких и самых значительных. Но ярких не количеством написанных о них строк, а успехами, создавшими их славное имя. О том, какие качественные изменения произошли в вузе после преобразования, лучше всего говорят факты.

1993 г.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 1993 г. N 786 Минский радиотехнический институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).

1994 г.

Открыт экономический факультет. В него вошли кафедры: Менеджмента, Экономической информатики, Экономики, Иностранных языков N 1. Возглавил факультет кандидат экономических наук, доцент Э.А. Афитов; Заключен первый контракт на 1,5 млн. долларов на разработку и изготовление для КНР специальных приборов и оборудования; 20-летний юбилей отметил студенческий клуб; В вычислительном центре введена в эксплуатацию двухпроцессорная система IBM 4381 R14 с дисквой подсистемой на 20 ГБайт. Введена в эксплуатацию вместо устаревших ЭВМ ЕС-1061 и ЕС-1036.

1995 г.

БГУИР получил выход к каналам компьютерной связи мировой сети «Интернет»; В Париже подписан трехсторонний договор о сотрудничестве между БГУИР, Высшей школой техники и экономики г. Миттвайда (ФРГ) и университетом EPF Sceaux (Франция); 15-летний юбилей отметил коллектив СКТБ с ОП. В 1980 г. специальное конструкторско-технологическое бюро с опытным производством было создано как связующее звено между Институтом и промышленным предприятием; Телецентру исполнилось 20 лет; В БГУИР состоялось первое организационное собрание общественного объединения «Белорусское профессорское собрание», его председателем избран доктор технических наук, профессор В.А. Чердынцев.

1996 г.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко посетил БГУИР и ознакомился с его научной работой; Начал работать первый в БГУИР компьютерный класс на базе Pentium 100 с лицензионным программным обеспечением Windows-NT; Присуждена Государственная премия Республики Беларусь за цикл учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений доктору технических наук, профессору А.П. Достанко, кандидату технических наук, доценту М.И. Пикулю, кандидату технических наук, доценту А.А. Хмылю.

1997 г.

Заключено соглашение о сотрудничестве между БГУИР и Сианьским техническим университетом; На базе отдыха БГУИР «Браславские озера» открыта 1-я международная школа-семинар по искусственному интеллекту для студентов и аспирантов (руководитель - доктор технических наук, профессор В.В. Голенков); Заключены первые контракты с исследовательским центром Имарат (Индия) на разработку СВЧ-устройств радиоизмерительных приборов.

1998 г.

Приказом Министерства образования Республики Беларусь N 365 от 16 августа 1998 г. БГУИР определен базовым вузом страны в области информатики, радиотехники и электроники; Получено свидетельство о подтверждении БГУИР статуса учебного заведения университетского типа; Открылся центр Интернет-технологий БГУИР. В рамках проекта открылся новейший компьютерный класс, оборудованный всем необходимым для обучения студентов Интернет-технологиями; Лауреатами Государственной премии Республики Беларусь стали В.А. Сокол, доктор технических наук, зав. кафедрой микроэлектроники, Н.Я. Петров, профессор, кандидат биологических наук, зав.кафедрой физвоспитания, А.В. Медведь, профессор, зав.межвузовской кафедрой спортивного совершенствования, В.М.Колос, кандидат педагогических наук, профессор.

1999 г.

Впервые в БГУИР разработаны, утверждены Министерством образования Республики Беларусь и введены в действие образовательные стандарты по всем специальностям нашего вуза; Почетным доктором БГУИР избраны Франц Иосиф Ин дер Смиттен — доктор технических наук, профессор Вупертальского технического университета (ФРГ) и А.И. Яковлюк - доктор технических наук, профессор Белостокского политехнического института; Указом Президента Республики Беларусь Орденом Отечества Ш степени награждены ректор университета профессор В.М. Ильин и проректор по научной работе доктор технических наук, профессор В.В. Муравьев; Зав. кафедрой антенн и устройств СВЧ доктору физико-математических наук, профессору А.А. Кураеву присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь».

2000 г.

Ректором БГУИР назначен М.П. Батура; Совет университета, учитывая долговременную плодотворную работу, единогласно избрал профессора В.М. Ильина Почетным ректором БГУИР; Государственная премия Республики Беларусь в области науки и техники присуждена доктору технических наук, профессору С.Е. Карповичу и доктору технических наук, профессору С.П. Кундасу; Состоялись первые выпуски по специальностям «Искусственный интеллект» и «Медицинская электроника»; Созданы: Управление информатизации; Студенческий городок университета; Открыта новая специальность «Маркетинг».

2001 г.

Впервые проведен набор на специальность «Информационные системы и технологии (в экономике)»; Созданы: Центр информатизации и инновационных разработок; Центр наноэлектроники и новых материалов со статусом Центра коллективного пользования; Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов по информационным технологиям и радиоэлектронике на базе спецфакультета; Начало работу Студенческое телевидение; Открыты новые специальности: «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств»; на базе специальности «Телекоммуникационные системы» - «Многоканальные системы телекоммуникаций», «Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения» и «Сети телекоммуникаций»; Присвоено почетное звание: «Заслуженный деятель науки Республики Беларусь» — доктору технических наук, профессору В.А. Чердынцеву «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» — кандидату технических наук, доценту С.В. Лукьянцу; Началась подготовка магистров по 8 специальностям; Возобновилось стройотрядовское движение. Впервые прошел туристский слет среди факультетов.

2002 г.

Созданы: Совет по воспитательной работе; Центр дистанционного обучения; Международное общественное объединение выпускников и попечителей МРТИ-БГУИР; Прошло Учредительное собрание первичной организации ОО БРСМ БГУИР. Создан Комитет и избраны члены Контрольной комиссии; Впервые в республике начато обучение по дистанционное форме (по двум специальностям); Наш вуз стал одним из основных участников проекта создания первой виртуальной библиотеки »VIRLIB в Минске. Открыты новые специальности: «Информационные технологии и управление в технических системах», «Квантовые информационные системы», «Радиоинформатика», «Техническое обеспечение безопасности».

2003 г.

14 февраля университет посетил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Он выступил с лекцией для студентов и преподавателей на тему «Будущее Беларуси определят высокие технологии»; В ноябре прошла встреча Министра образования Республики Беларусь А.М. Радькова с коллективом нашего университета; Комиссия Департамента контроля качества образования Министерства образования Республики Беларусь провела аттестацию БГУИР. По результатам проверки деятельности университета Коллегия Министерства образования Республики Беларусь приняла решение о признании БГУИР ведущим вузом в отрасли; Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники удостоен зав. кафедрой ЭВМ доктор технических наук, профессор Р.Х. Садыхов; На базе университета создано Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь в области информатики и радиоэлектроники; Начал выходить научный журнал «Доклады БГУИР» (гл. редактор - М.П. Батура). Созданы: Спортивно-оздоровительный центр; Молодежный центр; Закончено строительство 7-го учебного корпуса университета. После реконструкции открылся бассейн с уникальным методом очистки воды ионами серебра.

2004 г.

Министр обороны Республики Беларусь М.Л. Мальцев встретился с курсантами, студентами и сотрудниками БГУИР и прочел лекцию «Реформирование Вооруженных Сил Республики Беларусь и его роль в обеспечении военной безопасности государства»; Состоялась встреча с известным российским ученым, лауреатом Нобелевской премии Жоресом Алферовым, на которой ректор университета М.П. Батура вручил ему диплом Почетного доктора БГУИР; В университете при финансовой поддержке ОАО «Приорбанк» создана первая в Беларуси электронная библиотека. Она обеспечит оперативный доступ к информационным ресурсам традиционной библиотеки и сетям Интернет. Открыты новые специализации: «Системный анализ, принятие решений и управление» по специальности «Автоматизированные системы обработки информации», «Электроника автомобильной техники» по специальности «Промышленная электроника»; Открыта новая специальность «Радиоэлектронная защита информации» и произведен первый набор студентов. Созданы: Военный факультет для подготовки кадровых офицеров по специальности «Многоканальные системы телекоммуникаций». Его возглавил полковник О.Б. Хазановский; Управление подготовки научных кадров высшей квалификации; Управление международного сотрудничества; Кафедра защиты информации на базе кафедры сетей и устройств телекоммуникаций.

2005 г.

Указом Президента Республики Беларусь ректор М.П. Батура награжден медалью «За трудовые заслуги»; Состоялся первый выпуск магистрантов-иностранцев (из Ливии); Локальная вычислительная сеть университета включает более 1200 компьютеров и объединяет 5 учебных корпусов; Впервые в Республике Беларусь открыто электронное информационно-образовательное пространство для потенциальных абитуриентов БГУИР под названием «Электронный абитуриент». На интернет-премии ТИБО-2008 портал БГУИР и система «Электронный абитуриент» заняла первое место. Создан клуб выходного дня для сотрудников и студентов; Евгений Кохно на чемпионате Мира по радиотелеграфии в Македонии выиграл 5 золотых медалей в разных видах и стал чемпионом Мира по радиотелеграфии среди юниоров;

2006 г.

По итогам смотра-конкурса БГУИР занял 1 место по организации идеологической и воспитательной работы среди вузов Минска; После модернизации открылся университетский стадион с современным искусственным травяным покрытием; Созданы: Кафедра экологии; На УП «Завод «Транзистор» НПО «Интеграл» открыт филиал кафедры электронной техники и технологии; Произведен первый набор на специальность «Системы распределения мультимедийной информации»; Устаревшая АТС «Квант» заменена новой цифровой АТС «ALCATEL»; Возродилась команда университета по баскетболу «Импульс — БГУИР»; БГУИР награжден дипломом I степени Министерства образования Республики Беларусь по итогам работы 9 Республиканской выставки научно-методической литературы и педагогического опыта по теме «За развитие физической культуры и спорта студентов».

2007 г.

Разработано новое поколение образовательных стандартов и типовых учебных планов по 28 специальностям; Заключено 9 новых контрактов с КНР, Индией, Кореей, Россией; Впервые проведен смотр-конкурс достижений молодых преподавателей; На республиканской олимпиаде по высшей математике команда БГУИР завоевала четыре диплома 1 степени; Впервые за последние 3 года команда БГУИР вышла в полуфинал мирового первенства по программированию; Команда БГУИР заняла 1 место во Всеукраинской олимпиаде по радиоэлектронике. Созданы: Центр языковой подготовки на базе кафедры иностранных языков N 1; В студклубе новые коллективы: джаз-бенд; клуб диджеев; мужская вокальная группа ансамбля «Гаманіна»; вокальная группа «Алексир»; танцевальный коллектив ФКСиС; ансамбль гитаристов. Университет третий год подряд занимает призовое 3-е место среди вузов в Республиканской универсиаде. Студенческий IT-отряд признан лучшим сервисным отрядом г.Минска. Ансамбль народной песни «Гаманіна» завоевал диплом I степени на Международном конкурсе Арт-транзит (г.Москва).

2008 год

Впервые Ректору доктору технических наук, профессору М.П. Батуре присвоено почетное звание «Минчанин года»; Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва избран проректор по учебной работе кандидат технических наук, доцент В.Л. Бусько; На ХIV Международной выставке-конгрессе «Высокие технологии. Инновации. Инвестиции (Санкт-Петербург) БГУИР был награжден Дипломом 1 степени и золотой медалью за разработки «Обучающий программно-аппаратный комплекс математического и физического моделирования радиоэлектронных систем» и «Многофункциональная система генерирования сигналов различной формы»; Модернизирована вычислительная сеть университета, включающая в себя более 3500 компьютеров и объединяющая 1, 2, 3, 4, 5, 7 корпуса и общежития N 1 и N 2 , завершается подключение 6 корпуса. По итогам закрытия 3-го трудового семестра ССО «Интеграл» признан лучшим в г.Минске. На 29 олимпийских играх в Пекине студент 2-го курса Мурад Гайдаров стал бронзовым призером в соревнованиях по вольной борьбе.

БГУИР сегодня - творческая техническая мастерская кадров


Университет сегодня - это 9 факультетов, 38 кафедр, научно-исследовательская часть, включающая 36 научно-исследовательских лабораторий, 14 исследовательских групп, 2 центра коллективного пользования и научно-производственный центр промышленной энергетики и автоматизации; Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов по информационным технологиям и радиоэлектронике. В ноябре 2005 г. решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств БГУИР получил статус базовой организации государств-участников СНГ по высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники.

Качество образования - престиж вуза

БГУИР готовит специалистов с высшим образованием по 30 специальностям на первой ступени и и по 26 - на второй ступени, охватывающим все актуальные направления современной информатики и радиоэлектроники. В 2002 г. впервые в республике осуществлен набор на дистанционную форму обучения. Сегодня по 7 специальностям обучаются более 950 студентов. Для организации учебного процесса создан Центр дистанционного обучения. В 2006/07 учебном году разработано новое поколение образовательных стандартов и типовых учебных планов по 28 специальностям и начата подготовка специалистов. В 2000 г. БГУИР взял курс на интенсификацию информатизации всех направлений деятельности университета. Утверждена и реализуется концепция интегрированной информационной системы БГУИР. Создан и успешно функционирует информационно-образовательный web-портал, включающий 8 тематических сайтов. В 2005 г. впервые в Республике Беларусь открыто электронное информационно-образовательное пространство для потенциальных абитуриентов БГУИР под названием «Электронный абитуриент». На интернет-премии ТИБО-2008 портал БГУИР и система «Электронный абитуриент» заняла первое место. В апреле этого года внедрена online-регистрация на централизованное тестирование. Создана и функционирует локальная вычислительная сеть, объединяющая все корпуса и общежития. В образовательной деятельности БГУИР используются новые технологии. Разработаны электронные учебно-методические комплексы дисциплин, размещенные в электронной библиотеке университета и представляющие собой комплект учебных и методических материалов (рабочая программа, конспект лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, курсовых проектов, набор тестов для оценки знаний), подготовленный в электронном виде. В университете имеется 12 компьютерных классов общеуниверситетского пользования и 34 кафедральных. В них установлено современное лицензионное системное и прикладное программное обеспечение. В учебный процесс активно внедряются современные информационные технологии. С целью более тесной связи процесса обучения будущих инженеров с реальным производством создано 9 филиалов кафедр университета на профильных предприятиях и в организациях г. Минска. В стадии организационного оформления находятся еще 20 филиалов.

Наука - визитная карточка университета

Университет является крупным образовательным и научным центром, в котором широко проводятся работы по важнейшим научным направлениям радиотехники, электроники и информационным технологиям ориентированным на приоритетные фундаментальные и прикладные исследования в Республике Беларусь. Успехи БГУИР - это результат труда нескольких поколений белорусских ученых. Тех, кто стоял у истоков создания вуза, кто создавал и укреплял научные школы, готовил высококвалифицированных специалистов, кто с полной отдачей трудится в БГУИР сегодня. Подготовку аспирантов, докторантов и магистрантов ведут такие известные ученые, как доктора наук профессора Достанко А. П. (академик НАН Беларуси), Лабунов В. А. (академик НАН Беларуси), Муравьев В. В. (член-корреспондент НАН Беларуси), Гурский Л.И. (член-корреспондент НАН Беларуси), Борисенко В. Е., Кураев А. А., Чердынцев В. А, Конопелько В. К., Боднарь И. В., Лыньков Л. М., Квасов Н. Т., Сокол В. А., Карпович С. Е., Садыхов Р. Х., Кузнецов А. П., Петровский А. А., Шилин Л. Ю., Ярмолик В. Н., Минченко Л. И., Голенков В. В. Именно наука, инновации становятся основной движущей силой современного общества. От нее будет зависеть наше благосостояние и процветание. И нынешняя талантливая молодежь станет интеллектуальным богатством страны. Студенты постоянно принимают участие в республиканских и международных профильных олимпиадах, завоевывая призовые места. Так, в 2007 г. команда БГУИР завоевала 7 дипломов на Республиканской олимпиаде по высшей математике; дошла до полуфинала Мирового первенства по программированию. В соответствии с Государственной программой «Молодые таланты Беларуси» в нашем университете разработана и реализуется система мероприятий по совершенствованию работы с талантливой молодежью. Одним из основных направлений данной работы является привлечение студентов к научно - исследовательской деятельности на кафедрах и в лабораториях НИЧ. На 1 января 2008 года в компьютерной базе данных одаренной молодежи университета было 192 человека. Формирование специалиста, соответствующего современным требованиям и уровню развития общества, невозможно без осуществления эффективной научной и инновационной деятельности по приоритетным направлениям развития науки и техники. Научные исследования в университете проводятся в соответствии с перспективными направлениями фундаментальных и прикладных исследований, имеющими определяющее значение для реализации социально-экономических приоритетов Республики Беларусь. В течение последних трех лет университет активно включился в решение национальной проблемы энергосбережения и повышения эффективности топливно-энергетического комплекса Беларуси, освоил производство импортозамещающей продукции.

Международное сотрудничество - один из приоритетов деятельности БГУИР

Авторитет вуза это не только высокие показатели в образовании, науке, но и расширение географии международных связей, без которых он не может развиваться в полной мере. Обмены студентами, стажировки, совместные научные исследования—все это способствует совершенствованию учебного процесса, внедрению инноваций… Один из последних примеров - принятие решения о создании чистой комнаты класса-100 по аналогии с техническим университетом Сингапура. Международное сотрудничество университета осуществляется в рамках 52 договоров о сотрудничестве в области образования и науки с вузами и научными организациями Германии, Польши, Франции, Великобритании, Италии, России, Гонконга, Сингапура и других стран. Участие университета в таких престижных форумах, как Московский международный салон инноваций и инвестиций, «ТИБО», Ганноверская промышленная ярмарка, Вьетнамская международная торговая ярмарка, Международная выставка вооружения и военной техники «Milex», Международная торговая ярмарка в г. Дели (Индия) отмечено в 2003-2007 годах 29 дипломами, 2 золотыми и 1 серебряной медалью, 3 грамотами и благодарностями. Традиционно БГУИР является организатором международных форумов: Международная научно-техническая конференция «Физика, химия и применение наноструктур - Nanometing»; Международная научно-техническая конференция «Нейронные сети и искусственный интеллект»; Международный симпозиум «Перспективные дисплейные технологии»; Международная научно-методическая конференция «Дистанционное обучение - образовательная среда ХХI века» и др. Сегодня БГУИР - многонациональный университет. В составе слушателей подготовительного отделения, студентов, магистрантов и аспирантов более 250 граждан из 23 стран дальнего зарубежья, Балтии и СНГ.

Воспитать гражданина

Задача любого вуза - не только дать профессиональное образование, но и сделать все, чтобы молодые люди, стали гражданами, патриотами своей страны, сформировались как творческие личности. В университете сложилась эффективная система управления идеологической и воспитательной работой, которая неразрывно связана с учебным процессом. Заметную роль играют молодежные организации. Культурно-массовая работа, которая проводится в университете, способствует формированию творческой личности. Масштабным событием в жизни нашего университета стало сотрудничество с Национальным Академическим театром имени Янки Купалы. Пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта среди студентов и сотрудников стало стилем жизни университета. Для этого создана и поддерживается в хорошем состоянии спортивная база общей площадью более 10 тыс. кв. м, которая включает стадион с современным синтетическим покрытием, бассейн, в котором очистка воды осуществляется с помощью серебряных фильтров, семь залов для подвижных игр, залы борьбы и лечебной физкультуры. Ежегодно организуются спортивные соревнования по 36 видам спорта в рамках студенческой спартакиады и спартакиады сотрудников «Бодрость и здоровье». В 2006 году в университете создана клубная команда по баскетболу «Импульс-БГУИР», которая постоянно принимает участие в чемпионате Республики Беларусь, и уже дважды завоевывала серебряные медали. В Олимпийских играх 2004 года в Афинах принимали участие 6 студентов университета. Шесть студентов представляли нашу страну на Олимпиаде-2008 в Пекине. Борец М. Гайдаров стал бронзовым призером.

Перспективы развития БГУИР: мечты и реальность

БГУИР называют республиканской кузницей инновационных кадров. И не случайно. Наш университет обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать самые важные социально - экономические задачи во благо нашей страны. Мы выходим на уровень современного университета, полного стремления, энергии, желания преобразовываться, совершенствовать учебный процесс, подготовку специалистов. Но есть сдерживающие факторы, прежде всего ограниченные финансовые ресурсы. Потому очень важна на современном этапе поддержка государства, и она у нас есть. Президент страны А.Г. Лукашенко считает, что капиталовложения в развитие образования - это самые надежные и правильные инвестиции в перспективу нашей молодой страны. Сейчас разрабатывается государственная Программа развития высшего образования Республики Беларусь, которая предусматривает развитие всей отрасли высшего образования и каждого вуза в отдельности, в том числе и БГУИР. В эту программу вошли и наши пожелания, видение развития университета. У меня, как и у каждого из нас, есть мечты, они разные…, но как ректор я мечтаю о хорошо отлаженном учебном процессе, чтобы занятия проводились только в первую смену, в современных аудиториях, чтобы расписанием было удобным для студентов, без вынужденных переходов из корпуса в корпус… Словом, о цивилизованных методах обучения. Наука - важнейший аспект деятельности университета и на современном этапе развития инновационного общества. Мы не только сберегли, но и развили наш научный потенциал. На сегодняшний день мы освоили объем научных исследований на 16 млрд. рублей. И это не предел. Новый учебно-научно-производственный комплекс позволит работать ученым в комфортных условиях, на современных рабочих местах. А еще я очень хочу, чтобы человек был здоровым и счастливым. И то, и другое дает спорт. Мы много сделали для его развития и нам есть чем гордиться. Но я мечтаю о суперсовременной спортивной базе, оборудованной по последнему слову техники. Я уверен, вместе мы сможем достичь высоких результатов. В наших силах сделать мечты реальностью. И они уже начинают сбываться. В Программу развития высшего образования заложено строительство до 2015 года 6 зданий университета. Так, рядом со 2 корпусом будет построено шестиэтажное административное здание, за 3 корпусом — современная столовая. По соседству с 4 корпусом вырастут современные здания учебно-лабораторного корпуса и библиотеки. В районе улицы Козлова предполагается строительство сразу 3 объектов: учебно-научно- производственного комплекса пл. 20 тыс. кв.м, спортивно-оздоровительного центра и общежития гостиничного типа. И если Программа будет выполняться и запланированное осуществится, значит, сбудутся и наши мечты о цивилизованных методах обучения… А иначе и быть не может. С каждым годом растет престиж и авторитет нашего вуза. Сегодня это крупный учебный и научный центр Беларуси, настоящая творческая мастерская по подготовке инновационных кадров. Мы достойно представляем нашу республику такую же молодую, но динамично развивающуюся и уверенно шагающую в инновационное будущее. И неслучайно история определила место Беларуси в центре Европы. Сегодня это общепризнанный факт. Символично и то, что наш университет расположен в самом сердце столицы нашей республики. Это обязывает быть первым в системе высшего образования не только своей страны, но и мира. И я уверен, наш университет станет лидером. Дорогие коллеги! Сердечно поздравляю с 15-летием преобразования МРТИ - БГУИР. Это были годы упорного труда. Многое нами сделано, но еще больше предстоит. Нам все по плечу, ведь наш девиз «БГУИР — знания и стиль жизни». Примите искренние пожелания здоровья, благополучия, плодотворной работы и дальнейших успехов во имя процветания вуза и нашей Родины. М.П. Батура, ректор, д.т.н., профессор


Новый статус - новая ступень образования



В канун знаменательной даты 15-летия преобразования МРТИ в БГУИР о своём видении истории и перспектив университета говорит почетный ректор БГУИР Виктор Макарович Ильин.

- Виктор Макарович, какой на Ваш взгляд, была эпоха, в которую начал своё становление МРТИ? Есть много признаний того, что в свое время советская система образования и, в частности, средняя школа, была надежным образовательным фундаментом общества. Вот какую оценку дает этому А.А. Зиновьев, известный философ и социолог, лауреат международной премии по социологии им. Токвиля: «Мы получали потрясающие знания, вся страна ведь училась. В те годы Россия из самой безграмотной превратилась в самую образованную страну в мире. Нас приобщали к высочайшим достижениям культуры». Одной из особенностей современного развития общества были глубокие преобразования в производстве. Возникали новые отрасли промышленности и науки, создавались более совершенные средства производства и технологические процессы, происходили качественные сдвиги в организации управления предприятиями, в характере трудовой деятельности людей, их духовной жизни. Повышалась роль науки. В условиях интенсивного развития общественного производства каждый специалист должен не только непрерывно учиться, но иногда и переучиваться. Дисциплины учебного плана и их содержание должны обеспечивать усвоение студентами фундаментальных научных знаний, развитие у них творческого мышления, потребности в процессе практической деятельности к овладению высотами науки, техники, культуры. В январе 1973 г. было созвано Всесоюзное совещание работников высшей школы. Министр высшего и среднего специального образования В.П. Елютин в своем докладе отметил, что особое внимание необходимо уделять развитию университетского образования, органической связи науки и образования, обновления педагогических методов в направлении оптимизации познавательной деятельности студентов, изданию достаточного количества высококачественных учебников и учебных пособий. - Чем было вызвано решение о преобразовании МРТИ? —В то время возникла, почти стихийно, волна, во многих случаях формального, переименования институтов в университеты или академии. В МРТИ не спешили с этим, еще и еще раз взвешивая предпосылки быть солидным основательным университетом. Были подвергнуты анализу все составляющие МРТИ. Институт обладал солидной учебно-лабораторной и научной базой, размещенной в шести корпусах. Первостепенное внимание уделялось не только расширению площадей учебно-лабораторной базы, но и интенсивному оснащению ее компьютерной техникой, лабораторно-технологическим оборудованием. Функционировали два современных студенческих общежития. Аудитории и общежития дополнялись рядом спортивных залов в учебных корпусах и стадионом, а также летней оздоровительной базой на Браславских озерах. Таким образом, МРТИ располагал гармонично развитой учебно-лабораторной, физкультурно-спортивной и оздоровительной базой. Большое внимание уделялось не только подготовке инженерных кадров по растущему числу новых специальностей и специализаций, но и росту квалификации профессорско-преподавательского состава через интенсивно работающие аспирантуру и докторантуру. Институт выполнял функции комплексного центра для подготовки кадров всех ступеней квалификации для себя, других вузов, НИИ и промышленных предприятий. Рост кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава являлся основой для создания межведомственных Советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. И как результат, к концу 80-х годов более половины профессорско-преподавательского состава имели ученые степени кандидатов и докторов наук. В организации учебного процесса деятельное участие принимали те предприятия и НИИ, которые получали наших выпускников. На предприятиях были организованы филиалы учебных лабораторий институтских кафедр. Специалисты предприятий читали лекции и вели курсовое и дипломное проектирование. Непрерывно обновлялись и разрабатывались новые программы, учебные пособия и учебники, компьютеризировались занятия и вступительные экзамены, разрабатывались образовательные стандарты. При этом большое внимание уделялось гуманизации и гуманитаризации знаний студентов, преподаванию эстетических дисциплин, вовлечению студентов в художественную самодеятельность. В институте одним из приоритетов стало развитие научно-исследовательской деятельности. Эта позиция полностью оправдала себя, подняла престиж и авторитет не только МРТИ, но и в целом высшей школы республики. Она принесла институту неоценимую пользу в постсоветское время, когда до 95% финансирования науки, материально-технического снабжения осуществлялось (до разрешения вводить платное обучение студентов) за счет внебюджетных средств, получаемых, в основном, по контрактам с зарубежными странами. МРТИ был одним из немногих вузов в системе Минобразования республики экспортером научно-технической продукции на рынке высоких технологий. Созданные и внедренные в промышленное производство новые технологии и оборудование удостоены государственных премий. Всему этому способствовала работа открытого в 1980 году специального конструкторского бюро с опытным производством. Активно формировались научные школы института, возглавляемые его ведущими учеными. Интегральной оценкой деятельности руководства и всего коллектива института явилось Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 23 от 13 марта 1987 г. об отнесении МРТИ, за особые достижения в области научных исследований и подготовки специалистов, к числу ведущих вузов Советского Союза. Таким образом, по мере развития МРТИ статус его непрерывно возрастал. Подводя итоги сделанного до преобразования, можно утверждать: был создан устойчиво и эффективно работающий в сложных условиях учебно-научно-производственный комплекс с гармонично развивающимися составляющими (продуманной структурой факультетов и кафедр, учебно-методической и научно-исследовательской частью, развитой системой подготовки кадров высшей квалификации и переподготовки ИТР, материально-технической, физкультурно-спортивной и оздоровительной базой). Выпускники МРТИ - инженеры, кандидаты и доктора наук, научные разработки вуза были востребованы в республике и за рубежом. Институт постепенно включался в мировой образовательный процесс. В современных условиях возникла необходимость обновления статуса вуза с учетом международных критериев. Поэтому Министерство образования Республики Беларусь предложило осуществить преобразование института в государственный университет —Как родилось название нашего университета? — Прежде всего новое название должно было говорить о преемственности по отношению к МРТИ и в то же время отражать новые задачи (образовательные, научные, воспитательные), выдвигаемые мировым научно-техническим прогрессом на пороге XXI века. Так готовилось постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 1993 г. N 786, в котором говорится: «Принять предложения Министерства образования о преобразовании Минского радиотехнического института в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники». - Виктор Макарович, каким видится Вам высшее образование в будущем? — Современная модель университета предполагает непрерывное единство обучения и научные исследования. В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище», сформирован ответ на злободневный вопрос: какое образование нужно завтра? На смену царящему пока информационно-обучающему подходу в учебном процессе должен прийти обучающе-исследовательский принцип (ОИП) в ходе приобщения обучаемого к научному творчеству. Одним из условий приобретения университетского образования является осознанное овладение системой научных методов, т.е. методологией науки. ОИП должен быть адаптирован к соответствующей ступени образования: инженер, бакалавр, магистр. Возрастает роль инженера-конструктора-технолога, его инновационной деятельности. Для формирования таких кадров необходимо уделить в первую очередь должное внимание научным междисциплинарным механизмам и методам: математического моделирования, оптимизации, программирования, системного анализа, автоматизированного проектирования, принципам решения изобретательских задач, компьютерным технологиям в учебном процессе и исследовательской работе, всему тому, что учит учиться. Это направление в подготовке кадров должно сочетаться с эффективным интегрированием образования и науки, конвергенцией учебного и исследовательского процессов. Хотя БГУИР уже дважды аттестовывался (в 1998 и 2003 гг.) Министерством образования на статус вуза университетского типа успокаиваться на достигнутом не стоит. Статус университета возлагает на его коллектив новые задачи по коренной модернизации самой концепции ведения учебного процесса.