Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N15 от 29 октября 2010



«Международное сотрудничество»

БГУИР и КНР укрепляют стратегию партнерства



25 октября в БГУИР состоялась встреча руководителей высших учебных заведений Китайской Народной Республики с руководством нашего университета с целью обмена опытом работы, обсуждения сотрудничества в области университетского образования и научных исследований, а также для ознакомления с системой образования Республики Беларусь.

Встреча с ректоратом
Прием гостей, прибывших в зал заседаний, открыл ректор БГУИР.
М.П. Батура акцентировал внимание на богатом опыте сотрудничества БГУИР с Китаем, что является отражением процесса многовекторного сближения двух государств: белорусского и китайского. Ректор отметил тот факт, что данная делегация является 100-й по счету - юбилейной для университета (за 16 лет), а также самой многочисленной (27 человек).
Далее Михаил Павлович представил присутствовавших в зале должностных лиц из числа ректората и руководителей подразделений вуза: первого проректора А.Н. Осипова, проректора по научной работе А.П. Кузнецова, проректора по учебной работе и информатизации Б.В. Никульшина, проректора по учебной работе и социальным вопросам А.А. Хмыля, начальника управления международного сотрудничества А.Ф. Титович.
А.Н. Осипов при сопровождении электронной презентации ознакомил гостей с фактическими данными и статистическими показателями по различным направлениям: история вуза и его статус в республике и среди стран СНГ, численность состава (сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов), новые специальности, возможности учебного процесса (ЭУМКД, рейтинговая система контроля успеваемости), компьютерная сеть и библиотечная система, питание, отдых, спорт, культурная жизнь, динамика сотрудничества с учреждениями образования КНР и других зарубежных стран.
После презентации со стороны гостей был задан вопрос: как контролируется уровень обучения студентов в БГУИР?
М.П. Батура в качестве ответа рассказал о рейтинговой системе, способствующей как выявлению отстающих от графика учебного процесса, так и оказанию помощи данной категории студентов со стороны деканата: «В отличие от западной системы, где контроль знаний только при сдаче экзаменов, с помощью нашей системы мы один раз в месяц отслеживаем успеваемость… Я знаю, что похожая система существует и у вас, в Китае».
А.П. Кузнецов при сопровождении электронной презентации ознакомил гостей со структурой НИЧ, с основными направлениями научных исследований и их финансированием, со статусом БГУИР в процессе реализации государственных программ в сфере науки и техники, с процессом подготовки в университете научных кадров и действующими научными школами. Был предоставлен широкий диапазон информации по научно-техническим разработкам университета: направления, содержание, спрос на зарубежных рынках.
После презентации гости задавали вопросы на такие темы, как сохранение научной и преподавательской школы, нанотехнологии, Центр трансфера технологий, административный аппарат университета.
М.П. Батура, отвечая на данные вопросы, подчеркнул: «С 1994 года мы пошли на партнерство с зарубежными школами, в том числе и с Китаем. И за счет этого нам удалось сохранить наши школы и развить их… В последние годы мы создаем хорошие условия для научных работников. Вы сегодня частично увидите их рабочие места…»

Знакомство с электронной библиотекой и учебными лабораториями


После встречи с ректоратом делегация направилась в 4-й учебный корпус - на ФКСиС, являющийся факультетом N 1 в Беларуси по подготовке специалистов в области программирования и вычислительной техники.
В зале электронной библиотеки перед гостями выступили проректор по учебной работе и информатизации Б.В. Никульшин (введение в предстоящую экскурсию по учебным лабораториям) и заместитель директора библиотеки по автоматизации С.И. Квачан (демонстрация возможностей и порядка работы с электронными ресурсами библиотеки). Гости задавали вопросы, касающиеся финансовой стороны функционирования библиотеки (приобретение оборудования, оказание услуг).
На одном из стендов факультета китайские коллеги имели возможность увидеть, что из себя представляет рейтинговая система кон-троля успеваемости, и задать возникшие вопросы по ее практическому применению.
Далее делегация посетила кафедры факультета, где функционируют учебно-научно-производственные лаборатории, созданные совместно с резидентами Парка высоких технологий: Cisco, National Instruments, IBA. Декан ФКСиС В.А. Прытков и руководители кафедр оз-накомили гостей со спецификой учебно-производственного процесса. В частности, заведующий кафедрой ПОИТ В.В. Бахтизин рассказал о направлениях подготовки инженеров-программистов - специалистов, востребованных как в Беларуси, так и за рубежом, заведующий кафедрой информатики Л.И. Минченко сообщил о формах взаимодействия предприятий и совместной лаборатории БГУИР-IBA. Посетив ла-бораторию вычислительных сетей и системного программирования кафедры ЭВМ, гости узнали о принципах работы локальной Сетевой Академии компании Cisco и имели возможность увидеть сертификаты данной компании, получаемые при окончании Академии. Во время ознакомления с лабораторией программирования цифровых каналов, на базе которой действует образовательный центр компании National Instrument, первый проректор А.Н. Осипов заметил: «Это самая дорогая компания. Дешевле есть в Китае - мы уже закупили у такой компании для нашего вуза один учебный класс».

В завершение визита


По динамике и содержанию прошедших мероприятий в рамках визита делегации, можно утверждать, что оправдалось напутствие рек-тора БГУИР М.П. Батуры, выраженное в начале приема: «Я думаю, вы должны это время использовать эффективно, унести с собою массу полезной информации».
А в целом, прошедшая юбилейная, встреча с зарубежными гостями выполнила свою информационно-практическую функцию, укрепляя фундамент перспективного и взаимовыгодного сотрудничества БГУИР и КНР, где каждая из сторон подтверждает статус надежного и благодарного партнера.

Виталий БАБИЧ,
пресс-служба



Кадровый вопрос

Если Вы - молодой специалист…



Ежегодно с распределением сталкиваются тысячи выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений. После окончания университета человек хочет много работать, реализовывать себя и соответственно зарабатывать. Выпускникам необходимо оправдать свой диплом о высшем образовании и состояться на практике как специалистам в выбранной ими профессии. Вузы предоставляют такую возможность, направляя молодых специалистов на работу туда, где требуются их знания и умения.

О понятии «молодой специалист»
Сначала следует разобраться, кого из выпускников 2011 года можно будет назвать молодыми специалистами? В соответствии с п. 5 «Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование» молодыми специалистами называют выпускников, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленных на работу по распределению и обязанных отработать один год - после получения профессионально-технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования.

О распределении
Каким же образом происходит направление молодого специалиста на то или иное место работы? Для регулирования этого процесса приказом ректора на каждом факультете формируется комиссия по распределению.
Выпускники распределяются на работу по заявкам организаций, которые нуждаются в новых специалистах. Стоит иметь в виду, что такое право имеют все выпускники бюджетной и платной форм обучения. Однако в первую очередь право выбора будущего места работы предоставляется отличникам - тем, кто наиболее качественно освоил свою специальность. Отличник может выбирать будущее рабочее место среди всех поступивших заявок. Иногда бывает и так, что в связи с отсутствием рабочих мест, выпускнику не могут предоставить работу. В этом случае ему дается возможность трудоустроиться самостоятельно, что может быть весьма затруднительным. Этим государство и объясняет распределение: многие молодые специалисты не могут найти работу без помощи учебного заведения. Выпускники, получившие образование на условиях оплаты, по их желанию могут направляться на работу на места, оставшиеся после распределения молодых специалистов на госпредприятия.

О сроках
Молодой специалист обязан в сроки, позволяющие приступить к работе 1-го августа, явиться к нанимателю для заключения трудового договора. Если же он без уважительной причины не прибыл к месту работы в срок, указанный в свидетельстве о направлении на работу, наниматель и молодой специалист обязаны в трехдневный срок уведомить об этом учреждение образования (п. 33 Положения о распределении). В случае, если молодой специалист, прибывший на работу в срок, получил отказ нанимателя в трудоустройстве, он обязан обратиться в учреждение образования за перераспределением (п. 34 Положения).
О выплатах
Нанимателем выплачивается молодому специалисту в течение месяца после заключения трудового договора (п. 26 Положения) денежная помощь в размере месячной стипендии, назначенной ему в последнем семестре. Если же он не получал стипендии в последнем перед выпуском семестре, молодому специалисту выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии.
Также выпускники могут рассчитывать на компенсационные выплаты, если они были направлены на работу в другую местность. В частности, компенсируются затраты по проезду выпускника и членов его семьи, провозу багажа (ст. 96 Трудового кодекса Республики Беларусь).

О жилье
Довольно остро стоит проблема обеспечения жильем молодых специалистов, прибывших на место работы в другую местность. В соответствии с п. 21 Положения министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, руководители организаций (наниматель) обязаны создать для молодых специалистов необходимые жилищные и бытовые условия. При недостаточности собственного жилищного фонда молодым специалистам могут выделяться средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан. Вместе с тем Жилищный кодекс РБ не содержит специальных льгот для молодых специалистов (кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больных активной формой туберкулеза) по предоставлению им жилых помещений на условиях договора найма в домах госжилфонда. Такие льготы им могут быть предоставлены по месту работы, если это предусмотрено коллективным договором.

Об увольнении или переводе
Среди других льгот и гарантий, предоставляемых выпускникам, следует особо выделить ограничение оснований увольнения молодых специалистов. Увольнение или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока работы запрещается (п. 36 Положения). Молодой специалист до истечения срока отработки может поставить вопрос о досрочном расторжении трудового договора в исключительных случаях: по болезни или инвалидности, препятствующей выполнению работы, при нарушении нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора, а также по другим уважительным причинам.
Таким образом, выпускнику предоставляется, с одной стороны, возможность спокойно отрабатывать срок распределения, исключается потеря рабочего места.

О праве на продолжение образования
Выпускник может воспользоваться даням правом. Если молодой специалист будет зачислен в учреждение образования (в магистратуру или аспирантуру) до указанного в свидетельстве о направлении на работу срока прибытия на рабочее место, он обязан в течение трех дней после зачисления письменно уведомить об этом нанимателя, учреждение образования и вернуть свидетельство о направлении на работу в учреждение образования (п. 32 Положения). Выпускник, зачисленный на обучение в магистратуру (аспирантуру) на дневную форму получения образования и завершивший его в срок, освобождается от возмещения затраченных государством средств на его подготовку (п. 4.1 «Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего) специалиста»).

Об обязанностях
От прав и льгот, предоставляемых молодым специалистам, перейдем к их обязанностям. Основные положения установлены Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка. Согласно им, работник любой организации обязан: добросовестно трудиться, подчиняться установленному трудовому распорядку, выполнять не противоречащие законодательству и локальным актам письменные и устные приказы (распоряжения) нанимателя, обеспечивать соблюдение установленных требований к качеству производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, не допускать брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину, соблюдать установленные нормативными правовыми актами (документами) требования по охране труда и безопасному ведению работ и т. д.

О молодых семьях
Особую категорию молодых специалистов составляют молодые семьи. Как известно, создавая семью во время обучения в учреждении образования, периода распределения или приема на работу, молодые люди сталкиваются со множеством трудностей. Выпускникам - беременным женщинам, матерям или отцам, которые имеют ребенка в возрасте до 3-х лет на дату принятия решения о направлении на работу, - место работы предоставляется по их желанию и при наличии возможности по месту жительства семьи.
Беременным женщинам при приеме на работу в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ст. 264 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Об адаптации
Вчерашние студенты, а сегодня уже дипломированные специалисты смотрят в будущее не без тревоги. Для многих окончание вуза означает начало нового жизненного этапа, который сопровождается сменой места жительства, постоянного окружения, появлением новых забот и большей ответственностью за свои поступки. Для того, чтобы период адаптации прошел максимально спокойно, молодому специалисту следует хорошо владеть правовой базой, поэтому не лишним будет еще раз подробнее изучить «Положение о распределении» и другие специальные нормативные документы.
Трудно не согласиться с тем, что распределение дает старт для профессионального роста выпускников и гарантирует получение молодыми специалистами практического опыта работы, который наравне с компетентностью и профессионализмом ценится на рынке труда превыше всего.
Удачного вам старта, выпускники 2011 года!

Подготовила
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба



Кафедра электроники - мастерская кадров для АЭС



Давайте заглянем в будущее. Скажем, на 6 лет вперед. Что случится в мире? Об этом мы можем только догадываться. Но известно точно, что в 2016 году в Беларуси планируется ввести в эксплуатацию энергоблок N1 первой белорусской атомной электростанции. Можно считать, что с этого года откроется новая страница в белорусской энергетике. Уже давно не стоит вопрос целесообразности строительства АЭС в нашей стране. Выгода очевидна: сегодня производство атомной энергии стало экологически безопасным, доступным и экономичным. С появлением АЭС Беларусь станет менее зависима от импорта энергоресурсов. Сейчас это кажется мечтой. Но работа по воплощению мечты в реальность идет полным ходом.
Поскольку Беларусь строит свою первую АЭС, встает вопрос об обеспеченности ее кадрами. Эта тема стала ключевой в нашей беседе с Сергеем Викторовичем Дроботом, доцентом, кандидатом технических наук, заведующим кафедрой электроники БГУИР.
- Сергей Викторович, какую дату можно назвать точкой отсчета в подготовке кадров для АЭС?
- 19 сентября 2008 года. В этот день Совет Министров Республики Беларусь постановлением N 1328 утвердил Государственную программу подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020 годы. Можно считать, что именно с этого времени в нашем университете началась организация подготовки учебного процесса по специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС» в рамках существующей специальности «Промышленная электроника». Хотя реально эта работа началась значительно раньше, когда еще только готовились предложения БГУИР для включения в программу.
- БГУИР - не единственный вуз, участвующий в программе?
- В подготовке специалистов для АЭС задействованы еще три университета: БГУ, БНТУ и МГЭУ им. А.Д.Сахарова. Причем направ-ления подготовки в каждом из них определились профилем вуза и имеющейся материально-технической базой. В БГУ, например, готовят специалистов в области ядерной физики и технологии, а также радиационной химии. Выпускники БНТУ станут специалистами по строительству электростанции и паротурбинным установкам. МГЭУ позаботится о профиле ядерной и радиационной безопасности.
- Как были сформированы дисциплины специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС»?
- Как известно, в Беларуси предполагается строительство атомной электростанции с водоводяным энергетическим реактором проекта «АЭС-2006» Государственной корпорации «Росатом». Поэтому при образовании цикла дисциплин специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС» мы ориентировались на учебный план наиболее близкой специальности из перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации: «Электроника и автоматика физических установок» направления «Ядерная физика и технологии». Мы провели большую работу, сравнивая стандарты и учебные планы специальностей «Электроника и автоматика физических установок» и «Промышленная электроника». В результате появился перечень теоретических и практических вопросов, который отличает эти специальности. На основании этого перечня мы составили цикл дисциплин специализации. Он включает такие дисциплины, как «Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов», «Дозиметрия и защита от излучений», «Устройства и методы регистрации ионизирующих излучений», «Элементы и устройства систем контроля и управления на АЭС», «Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС».
- Когда состоялся первый набор студентов на специальность «Промышленная электроника»?
- В 2009 году. Сейчас ребята и девушки обучаются на втором курсе, и хотя до первой дисциплины специализации «Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов» еще больше года, они уже ощущают повышенное внимание к себе как со стороны государства (получая повышенную стипендию), так и со стороны преподавателей. Будущие специалисты в области атомной энергетики должны стремиться приобрести такие черты характера, как дисциплина, ответственность и высокий профессионализм.
- Какое место в подготовке будущих сотрудников АЭС занимает практика?
- Достаточно большое. В обучении мы стремимся использовать конкретное оборудование, технологии, программное обеспечение, которое реально будет использоваться в дальнейшей трудовой деятельности выпускников. Ведь это позволит в будущем значительно сократить срок адаптации молодого специалиста на рабочем месте. Например, при изучении дисциплины «Ядерная физика и устройство ядерных энергетических реакторов» мы планируем использовать аналитический тренажер энергоблока АЭС с реактором ВВЭР. Этот тренажер представляет собой программный комплекс, позволяющий моделировать работу всего энергоблока АЭС, включая реакторное и турбинное отделение. С помощью программы можно не только усвоить основу физики и общих принципов работы реактора ВВЭР-1000, но и изучить различные режимы его работы: физический пуск, остановка реактора, вывод на мощность и многие другие, включая проектные и запроектные аварии.
- А где будут стажироваться будущие выпускники?
- Поиску мест прохождения производственной и преддипломной практики мы уделяем особое внимание. Так, запланировано заключение договоров на проведение практики с организациями ГК «Росатом», а также с белорусскими предприятиями, профильными для нашей специализации.
- Правда ли, что выпускники специальности «Промышленная электроника» смогут работать исключительно на атомной электростанции?
- Не совсем. Местом их работы могут стать организации и предприятия, которые разрабатывают, производят и обслуживают прибо-ры для ядерных измерений, радиационного контроля, а также автоматизированные системы управления различными технологическими процессами и промышленными объектами.
- Перед кафедрой электроники стоит непростая задача, ведь никогда раньше в Беларуси не готовили специалистов такого профиля...
- Можно сказать, что мы стремимся решить триединую задачу. Она заключается в подготовке квалифицированных преподавательских кадров, создании учебно-лабораторной базы и учебных материалов. Преподаватели нашей кафедры отправляются на курсы повышения квалификации, в научные стажировки в различные организации и предприятия России, где лучшие специалисты атомной отрасли раскрывают сотрудникам кафедры электроники (среди которых доценты В.Н. Путилин и М.С. Хандогин, старший преподаватель В.Н. Русакович, ассистент А.С Строгова) различные аспекты функционирования приборов и устройств, используемых в ядерной энергетике, а также обеспечения условий безопасной работы современных ядерных энергоустановок. Еще один способ подготовки нужных преподавательских кадров - обучение в магистратуре и аспирантуре зарубежных вузов по специальностям, отсутствующим в Республике Беларусь. Осенью этого года первый представитель БГУИР, лучший выпускник факультета радиотехники и электроники 2010 года по специальности «Радиотехника» Иван Алексейчук начал обучение в магистратуре Обнинского государственного технического университета атомной энергетики по направлению «Физика ядра и частиц».
В БГУИР реализовывается проект создания лаборатории кафедры электроники по дисциплинам специализации «Электронные системы контроля и управления на АЭС». Совместно со специалистами НПУП «Атомтех» на основе оборудования, выпускаемого этим предприятием, создаются лабораторные практикумы по дисциплинам «Дозиметрия и защита от излучений», «Устройства и методы регистрации ионизирующих излучений». Практикумы по дисциплинам «Элементы и устройства систем контроля и управления на АЭС» и «Автоматизированные системы управления технологическими процессами АЭС» создаются в содружестве с Московским ВНИИА.
- Какое, на Ваш взгляд, влияние на атомную энергетику оказала Чернобыльская трагедия?
- Безусловно, самое серьезное. «Постчернобыльский» синдром привел к потере интереса к атомной энергетике. На протяжении почти 20 лет после чернобыльских событий практически во всем мире перестали строить АЭС, а начатые проекты были заморожены. Однако проблемы с органическими видами топлива заставили пересмотреть отношение к атомной энергетике и, в частности, к оценке безопасности существующих проектов реакторов. Была отмечена принципиальная безопасность водоводяных энергетических реакторов, имеющих отрицательный температурный коэффициент реактивности, что в принципе не позволит даже говорить о ситуации, сложившейся на Чернобыльской АЭС.

Беседовал
Дмитрий ГОРСКИЙ,
пресс-служба



имПУЛЬС новостей


октябрь


4 - 11 октября в Иране состоялась 10-я Тегеранская международная промышленная выставка. В работе выставки прини-мали участие фирмы, предприятия и научные организации Ирана, Турции, Китая, Германии, Австрии, Испании, Румынии, Малайзии, Беларуси и других стран.
В состав делегации Министерства образования Республики Беларусь был включен В.А. Попов, старший научный сотрудник НИЛ 5.3. На стенде Министерства образования была представлена разработка БГУИР - устройство защиты речевой информации «Прибой-Р». Посетители выставки, среди которых были Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Республике Беларусь Сейед Абдолла Хосейни и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Исламской Республике Иран В.В. Рыбак, Министр про-мышленности Республики Беларусь А.М. Радевич, проявляли интерес к рекламным материалам по образовательным услугам нашего университета.
Состоялся обмен контактной информацией с рядом представителей иранской стороны с целью более детальной проработки вопросов сотрудничества.


12 - 15 октября в Минске проводилась Международная специализированная выставка «Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро» в рамках XV Юбилейного Белорусского энергетического и экологического форума.
Со стороны БГУИР на выставке были представлены разработки Центра 10.1 и НИЛ 5.3: двулучевой ионный источник на основе ускорителя с анодным слоем, магнетронная распылительная система МАРС-100, безнакальный нейтрализатор ионного пучка, прибор для приготовления пищи с ИК-подогревом, защитные материалы от негативного воздействия электромагнитного излучения на организм человека.
Наибольший интерес из представленных Центром 10.1 экспонатов вызвало изделие для приготовления пищи с ИК-подогревом, проводилось тестовое приготовление продуктов (яблоки, картошка) с последующей дегустацией. Посетители высоко оценили как качество приготовленных продуктов, так и оригинальность технических решений прибора с ИК-подогревом. Особо отмечались: небольшое время приготовления пищи, невысокая установленная мощность данного устройства (250 Вт) и его низкая себестоимость как результат простоты конструкции.
Интерес к двулучевому ионному источнику, магнетронной распылительной системе, безнакальному компенсатору был проявлен со стороны представителей ЗАО «ДОГАС», г. Вильнюс, Литва. В настоящее время проводятся консультации о технических возможностях данного оборудования и его эффективном использовании.


По результатам Конкурса научных проектов «Ученые будущего», проходившего в Москве с 8 по 10 октября, доценту кафедры антенн и устройств СВЧ БГУИР Д.В. Гололобову вручен Сертификат за успехи в сфере руководства научно-исследовательской работой учащихся. Конкурс проводился корпорацией Intel и Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова в рам-ках инициатив Intel в сфере корпоративной социальной ответственности, V Фестиваля науки МГУ, в поддержку Года учителя в России и Года науки и инноваций в СНГ. Из 200 проектов в секции «Техника и инженерные науки» отобрано 10 работ, в число которых вошел проект «Цифровой измерительный комплекс» воспитанника кружка «Малая академия» Андрея Лопаренко. Руководитель проекта - Д.В. Гололобов.


22 октября БГУИР посетили представители Университета Аль-Фатех (г. Триполи, Ливия): ректор, профессор Аль-Гади Аль-Акрами и декан факультета информационных технологий, профессор Насреддин Альзогби. Цель визита - ознакомление с нашим университетом и обсуждение перспектив двустороннего сотрудничества в области образования и научных исследований.
Гостей принимал ректор БГУИР М.П. Батура. Во встрече участвовали первый проректор А.Н. Осипов, проректор по научной работе А.П. Кузнецов, проректор по учебной работе и информатизации Б.В. Никульшин, декан факультета компьютерных систем и сетей В.А. Прытков, начальник управления международного сотрудничества А.Ф. Титович, начальник отдела международных связей управления международного сотрудничества Е.В. Кишкурно, начальник патентно-информационного отдела НИЧ О.Р. Сушко, заведующий кафедрой защиты информации Л.М. Лыньков, заведующий научно-исследовательской лабораторией Г.В. Давыдов.
В рамках встречи состоялось обсуждение вопросов сотрудничества в области образования и научных исследований. Гостям из Ливии предоставили возможность ознакомиться с научно-техническими разработками БГУИР, посетить кафедры микро- и наноэлектроники, элек-тронной техники и технологии, электронную библиотеку, бассейн, учебные аудитории 1-го и 3-го корпусов, музей университета.

По информации пресс-службы

В центре событий


Международный физический практикум в гостях у физиков Беларуси



12 - 14 октября впервые в Республике Беларусь проходила 11-я Международная учебно-методическая конференция стран Содружества "Современный физический практикум" на базе БГУ и БГПУ им. М. Танка. В составе организационного комитета Республику Беларусь представлял ректор БГУИР, д.т.н., профессор М.П. Батура.
Конференция была организована Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством образования Республики Беларусь и Научно-методическим советом по физике Российской Федерации. В программный комитет конференции входили видные ученые и методисты СНГ.
В рамках работы конференции минское издательство АСАР представило 2-е издание учебного пособия "Физика" в 2-х частях, подготовленное и апробированное на кафедре физики БГУИР (автор пособия - доцент кафедры И.И.Ташлыкова-Бушкевич). Данное учебное по-собие с грифом Министерства образования Республики Беларусь адресовано студентам очной, заочной и дистанционной форм обучения, изучающим курс общей физики в течение двух-трех семестров. Первое издание книги было выпущено редакционно-издательским отделом БГУИР (1-я часть - в 2006 году, 2-я часть - в 2008 году). Тираж издания 2010 года поступил в вузы Минска, Гомеля, Бреста, Витебска, Могилева и Барановичей. Пособие получило положительную оценку участников конференции как отвечающее современным требованиям преподавания общей физики в технических вузах. Его отличительная черта - краткая и доступная форма изложения материала, в том числе физической сути изучаемых явлений, что помогает в полном объеме овладеть основами курса. Представленные издательством в рек-ламной акции обе части пособия были приобретены преподавателями вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Челя-бинска, Самары и Томска.
В рамках конференции специалисты в области преподавания физики обменивались опытом и обсуждали проблемы современного развития физического образования на постсоветском пространстве на всех уровнях от школы до вуза. В частности, отмечались тенденции снижения в последние годы объема аудиторных часов, выделяемых на преподавание физики в странах СНГ. При этом докладчики подчеркивали важность изучения в технических вузах общей физики, которая, являясь основой техники и современных технологий, позволяет готовить высококвалифицированных и творчески мыслящих специалистов.

И.И. ТАШЛЫКОВА-БУШКЕВИЧ,
доцент кафедры физики


В мире джаза



19 октября в галерее «Ракурс» Национальной библиотеки Беларуси прошел вечер «Вечно живой джаз», в котором приняла участие вокально-инструментальная студия (ВИС) «Новый мир» студенческого клуба БГУИР.
Участниками студии были исполнены всемирно известные джазовые композиции: «The Girl from Ipanema» и «Don’ t get around much anymore», которые создали соответствующую атмосферу и помогли гостям вечера раствориться в мире джаза.
«Вечно живой джаз» - это совместный проект Национальной библиотеки Беларуси (НБ) и Посольства США в РБ. В нем приняли участие директор НБ Роман Мотульский, заведующий отделом галерейно-выставочной деятельности Федор Ястреб, Временный Поверенный США в нашей стране Майкл Скэнлан, а также музыкальный критик и журналист Дмитрий Подберезский.
В рамках мероприятия состоялась передача Посольством США сертификата на приобретение музыкальной базы данных для пользователей Национальной библиотеки Беларуси. Одновременно открылась книжная выставка-просмотр из фондов библиотеки, посвященная элитарному миру джаза. В экспозицию вошли энциклопедии и словари, автобиографические и библиографические издания, грампластинки и компакт-диски, ноты и иллюстрации. Также работала выставка плакатов, посвященных легендарному, всемирно известному «королю джаза» Луи Армстронгу.
Приглашение ВИС «Новый мир» на мероприятие такого высокого уровня стало приятным сюрпризом и, в то же время, свидетельством мастерства студии. Студентам нашего университета Юлии Резниченко (2 курс ИЭФ), Валерию Лебедеву (2 курс ФРЭ), Андрею Кучуру (2 курс ФРЭ), а также участнику студии Руслану Мачуленко представилась возможность продемонстрировать свои музыкальные способно-сти и услышать слова благодарности и восхищения от самого Майкла Скэнлана. Какой сильный эмоциональный заряд получили ребята для своего дальнейшего артистического развития!
Здорово, что наше молодое поколение интересуется таким тонким музыкальным направлением, как джаз, проникается любовью к нему и развивает у себя хороший музыкальный вкус. Ведь настоящую музыку надо учиться понимать…

Юлия НОВОМИР,
руководитель ВИС «Новый мир»



Кураторский час


Кто станет лучшим куратором 2010 года?



Конкурс «Куратор года БГУИР» проводится в нашем университете второй год. Проведение такого мероприятия имеет особое значение для нашего технического вуза, поскольку способствует выявлению передового педагогического опыта кураторов, стимулирует их профессиональный и личностный рост, помогает раскрыться творческому потенциалу. Поэтому конкурс вызывает неподдельный интерес. Он проводится не столько с целью определения лучших кураторов учебных групп БГУИР, сколько для выявления и последующего внедрения в практику инновационных подходов и лучших методов в работе со студенческой молодежью. Особенно активизируются студенты той учебной группы, чей куратор принимает участие в конкурсе - ребята помогают своим руководителям в подготовке творческих заданий, поддерживают его на всех этапах соревнования. Таким образом, устанавливается прочная обратная связь между ними, доверительные отношения. Это ли не главная задача куратора?
Конкурс проводится в два этапа: 1 этап - факультетский, 2 этап - общеуниверситетский. На уровне факультетов в конкурсе приняли участие 135 кураторов. После подведения итогов экспертной комиссией в первый тур общеуниверситетского этапа конкурса прошли 48 кураторов.
В финальный тур вышли 7 человек, набравших наибольшее количество баллов. На этом этапе конкурса определяется уровень профессионального мастерства и творческого потенциала кураторов. Участники должны представить свою презентацию, портфолио и защитить проект. Подведение итогов состоится на церемонии закрытия конкурса 18 ноября.
Итак, знакомимся с финалистами конкурса «Куратор года БГУИР - 2010».

Сергей Владимирович Гранько - доцент кафедры микро- и наноэлектроники, заместитель заведующего кафедры по идеологической и воспитательной работе. Окончил физический факультет БГУ, без отрыва от производства аспирантуру по специальности «твердо-тельная электроника». В 2005 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. С 2006 г. работает в БГУИР на должности доцента кафедры микро- и наноэлектроники.
Интересы: военная история, экотуризм.
Педагогическое кредо: «Мы учимся не для школы, а для жизни» (Сенека).
Максим Викторович Давыдов - доцент кафедры электронной техники и технологии. Окончил с отличием факультет компьютерного проектирования БГУИР. По окончании магистратуры в 2005 г. успешно защитил диплом магистра и поступил в аспирантуру. В 2009 г. защитил диссертацию на соискание степени кандидата технических наук.
Интересы: создание новых медицинских аппаратов и приборов, программирование микроконтроллеров, музыка (фолк), фотографии, история.
Педагогическое кредо: «Обучение любой дисциплине должно быть организовано таким образом, чтобы студентам было интересно, чтобы они сами стремились получать новые знания, а преподавателю не приходилось бы заставлять их усваивать учебный материал».
Владимир Михайлович Логин - ассистент кафедры радиоэлектронных средств, заместитель заведующего кафедрой по идеологической и воспитательной работе. Окончил с отличием факультет компьютерных систем и сетей БГУИР. По окончании магистратуры в 2007 г. успешно защитил диплом магистра и поступил в аспирантуру. В 2010 г. окончил очное отделение аспирантуры по специальности «Телекоммуникационные системы и компьютерные сети» и курсы переподготовки РИВШ по специальности «Информационно-идеологическая и воспитательная работа в учреждениях образования».
Педагогическое кредо: «Для того, чтобы познать себя, надо познать других».
Ольга Эдуардовна Овчинникова - преподаватель кафедры менеджмента. Окончила инженерно-экономический факультет БГУИР, в 2004 г. - аспирантуру БГУИР по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». В 2009 г. получила второе высшее образование в Минском институте управления по специальности «Правоведение».
Увлекается фитнесом, танцами, любит хорошее кино и литературу, с удовольствием путешествует. Очень любит театр. Некоторое время изучала актерское мастерство в частной школе. Интересуется также психологией и вопросами управления персоналом.
Педагогическое кредо: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». (А. Дистервег).
Виктория Николаевна Пригара - ассистент кафедры теоретических основ электротехники, секретарь ГЭК по специальности "Промышленная электроника" на кафедре ТОЭ. Окончила факультет информационных технологий и управления БГУИР. В 2008 г. успешно окончила магистратуру. В 2009 г. поступила в аспирантуру по специальности «Теоретическая электротехника» заочной формы обучения.
Любит поэзию и в свободное время сочиняет стихи, охотно путешествует, вкусно готовит. Никогда не унывает и, если что-то не полу-чается, всегда задает себе вопрос: «А что ты сделала для того, чтобы получилось?»
Педагогическое кредо: «Главное - сохранять молодость души на долгие годы, тогда тебе легче будет понять молодых, рядом с которыми должна состояться твоя счастливая профессиональная карьера».
Александра Сергеевна Сидорович - ассистент кафедры электронных вычислительных машин. Окончила факультет компьютерных систем и сетей БГУИР в 2009 г., затем - магистратуру БГУИР.
Увлекается спортом (легкой атлетикой), принесла в копилку университета множество спортивных наград. Уверена, что куратор должен быть примером для своих студентов, поэтому во всем и всегда пытается совершенствовать себя. Прекрасно знает, в чем нуждаются современные студенты, поскольку недавно сама вышла из их рядов.
Педагогическое кредо: «Главная задача куратора - создание дружного сплоченного коллектива».
Инесса Анатольевна Смирнова - ассистент кафедры высшей математики, заместитель заведующего кафедрой по идеологической и воспитательной работе. Окончила механико-математический факультет БГУ.
Куратором работает давно, имеет большой опыт педагогической работы. Считает своей главной задачей как куратора помочь студенту стать гармоничной и уверенной в себе личностью, адаптироваться к условиям современной жизни.
Любит поэзию, музыку (играет на гитаре), отдыхать на природе.
Педагогическое кредо: «Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая - общение с другими людьми»
(В. А. Сухомлинский).

Желаем всем финалистам удачи и творческого кураторского вдохновения на заключительном этапе конкурса!



«Куратор и студенты стоят во всем по одну сторону»



Елена Сергеевна Костюк, ассистент кафедры программного обеспечения информационных технологий, победительница конкурса «Куратор года БГУИР - 2009», поделилась своими впечатлениями о конкурсе и рассказала о том, как ей удалось стать первой среди кураторов.

Я считаю, что этот конкурс замечательный и нужный. В первую очередь, он помогает единению студентов с куратором - появляется общий соревновательный дух. А если еще и удается победить, то студенты начинают гордиться своим куратором, больше доверять ему. Конечно, без поддержки и помощи студентов мне бы не удалось выиграть в этом конкурсе. Во-первых, они сыграли не последнюю роль не-посредственно в выставлении баллов куратору. Для меня стало неожиданностью, что по анкетированию студентов я заняла первое место по баллам. Во-вторых, студенты помогли мне сверстать портфолио и оформить самопрезентацию. И, конечно же, моральная поддержка. Было видно, как они за меня переживают и всячески пытаются поддержать. Как приятно было видеть на финале конкурса своих студентов, выкрикивающих речевки!
Самое главное, что изменилось после конкурса - это отношение студентов. На мой взгляд, они стали больше гордиться своим куратором, доверять ему. Этот конкурс помог понять, что куратор и студенты стоят во всем по одну сторону. В свою очередь, и я научилась проявлять больше доверия к студентам, полагаться на их мнение. Ведь преподаватель и студенты, прежде всего, должны быть друзьями. Преподаватель ни в коем случае не должен подавлять студента, вызывать чувство страха, между ними должны выстраиваться доверительные отношения.
Хотелось бы пожелать всем участникам конкурса не останавливаться на достигнутом, двигаться дальше, участвовать в конкурсе снова и бороться за победу. Главное - не забывать, что студенты остаются на первом месте, а конкурс только может помочь единению.

Материалы полосы подготовила
Ирина ФРОЛОВА,
пресс-служба



В лучших традициях

«Я сегодня хочу поклониться нашей женщине милой по имени мать…»



14 октября в ректорате в рамках празднования Дня матери состоялось чествование 50 матерей лучших студентов БГУИР.

Лучшие были определены по итогам работы за прошлый учебный год (каждый факультет выбрал студентов, достигших самых высоких показателей в учебе, общественной жизни, научной деятельности). Поздравляли матерей в торжественной обстановке, в зале заседаний университета. Атмосфера праздника чувствовалась с первых шагов: яркое оформление фойе, выставка детских работ, посвященных Дню матери, струнный ансамбль «Камеранс», играющий в фойе, улыбки наших мам, их счастливые лица...
Выступая с поздравительной речью, первый проректор А.Н. Осипов от имени ректората и преподавателей поблагодарил матерей, отметив, что именно в семье закладываются такие качества, как доброта, справедливость, трудолюбие. Проректор по учебной работе и социальным вопросам А.А. Хмыль выразил признательность и благодарность прекрасным гостьям, ведь именно на их хрупкие плечи ложится самая трудная работа: воспитание каждого из нас достойным звания Человек.
В ответ прозвучали слова благодарности в адрес руководства БГУИР от всех мам в лице Аллы Станиславовны Милянтей за обучение и воспитание детей. Ее дочь Ульяна - студентка 3 курса ФРЭ, староста группы, отличница учебы, заместитель секретаря ОО «БРСМ» БГУИР. По словам Аллы Станиславовны, она старалась воспитать дочь так, чтобы между ними всегда были теплые, доверительные отношения, чтобы дочь стала высокодуховным человеком.
Счастливые, гордые, взволнованные слушали наши мамы поздравительные речи, подпевали солистам вокальной студии студенче-ского клуба «Шанс» Е. Самутичевой и А. Пташецу, чуть смущаясь, принимали из рук первого проректора благодарственные письма, памят-ные сувениры и цветы. Многие не могли сдержать слез радости. Нет сомнения, что эти моменты надолго запомнятся им, на какое-то время забывшим про ежедневный круговорот забот и нерешенных вопросов...
В силах каждого из нас продолжить День матери, не ограничивая этот праздник одним днем. Пусть для них, наших милых и любимых, чутких и заботливых, строгих и справедливых, будет месяц матери, год матери - чтобы не было ни одного дня, когда бы мы не говорили мамам «спасибо» своими поступками, успехами и достижениями, своим искренним вниманием и любовью.
Мы, студенты, уже давно в том возрасте, когда можем понять своих матерей, можем и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Мы станем от этого лучше и богаче, а мамина жизнь - счастливее. Максим Горький говорил: «Не будьте равнодушными, ибо равнодушие смертельно для души человека. А самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери». Мама не требует доказательств нашей любви, но ей так приятны самые малые знаки внимания и признательности.
Мы волновались, поступая в вуз, и только мамы знали, что все получится; ведь для каждой ее ребенок - самый лучший. И как приятно теперь нашим мамам знать, что мы - лучшие студенты Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Людмила СТЕПАНОВА,
студенкта 5 курса ФКП

Своими впечатлениями о о встрече поделилась
Коурова Галина Григорьевна
Очень приятно и радостно, что в тот день мы получили поздравления не только в семейном кругу, но и, так сказать, «на высоком уровне». Спасибо ректорату за организацию такого трогательного праздника! Он прошел в атмосфере одновременно торжественной и по-домашнему теплой, непринужденной. Серьезный подход университета к его организации еще раз доказывает, что здесь любят студентов, дают каждому из них возможность не только в совершенстве овладеть полюбившейся и востребованной профессией, но и всесторонне развиваться. А.А. Хмыль отметил, что на базе университета действует 45 творческих коллективов. И это для меня неудивительно, ведь самыми лучшими лириками, по наблюдениям, становятся именно физики.
Я старалась воспитать в своем ребенке трудолюбие, чувство ответственности, честность, обязательность, готовность прийти на по-мощь ближнему. И я не сомневаюсь, что именно эти качества помогли моей дочери Людмиле Степановой добиться успеха во всех ее на-чинаниях. Я рада, что рядом с ней были талантливые и разумные люди, настоящие педагоги, которые помогли ей проявить свои лучшие качества. Горжусь тем, что сейчас Людмила успевает на «отлично» и в учебе, и в научной деятельности, и в общественной жизни университета. Жаль только, что в сутках всего 24 часа. Ведь в таком дружном коллективе и с такой поддержкой можно было бы успеть еще больше.
Спасибо БГУИР за внимание к матерям, за теплоту и признание нашего труда! Надеюсь, что наши дети еще больше прославят уже ставший родным университет!

Самая ВКУСНАЯ выставка БГУИР
встретила свой 10-летний юбилей



7 октября в фойе актового зала гостеприимно открыла двери 10-я, юбилейная, традиционная выставка дачной продукции и работ умельцев нашего вуза, организованная профсоюзным комитетом работников БГУИР.
Выставку открыл ректор университета М.П. Батура. Внимание к данному мероприятию своим личным присутствием также проявили первый проректор А.Н. Осипов и проректор по учебной работе и социальным вопросам А.А. Хмыль.
Посетители выражали свои симпатии к выставочным столам с помощью специальных карточек. В итоге, наибольшее количество «голосов» получили столы двух кафедр: иностранных языков N 1 и РЭС.
Стол кафедры иностранных языков N 1 (12 участников, 75 карточек, профорг - Л.Е. Яцевич) украшали яркие букеты из осенних цветов. Нельзя было отвести глаз от праздничного пирога с цифрой «10» и «Юбилейного» торта из фруктов в желе. Фрукты и овощи расположились среди тарелок с шедеврами кулинарного мастерства. Приятным сюрпризом стала настенная газета, посвященная юбилею выставки.
Стол кафедры РЭС (5 участников, 72 карточки, профорг - А.П. Шокурова) удивлял посетителей оригинальностью. Огромное красочное панно «Корчма у рыбака» и корзина с «Дарами осени» сразу привлекали внимание. Розы из редьки трудно было отличить от настоя-щих цветов. Необычный индийский огурец был в диковинку всем.
Не остался без зрительских симпатий и стол кафедры ИПиЭ (4 участника, 46 карточек, профорг - Т.М. Маслова). Таинственный монах охранял варенье из малины, персиков, апельсинов и лимонов. Салаты и домашний хлеб пошли «на ура». Оригинально смотрелась подборка фотографий на тему «Плыл по небу крокодил, наше солнце проглотил».
Посетителям выставки очень понравился стол библиотеки (10 участников, 37 карточек, профорг - Л.П. Кунцевич). Салаты, грибы, пирожки не оставили никого равнодушными. Интересно смотрелись яркие вышивки.
Кафедра физвоспитания и СОЦ (4 участника, 34 карточки, профорги - Л.Д. Луферова, О.Н. Рогалевич) порадовали посетителей консервированными томатами, солянкой, салатом из свеклы, тыквенным хлебом и фаршированными яйцами.
Следует отметить столы следующих кафедр: экологии (6 участников, профорг - Н.Н. Шаманова), иностранных языков N 2 (5 участников, профорг - Н.И. Дубовец), экономики (2 участника, профорг - О.Л. Маркевич). Экологи представили посетителям аджику, лечо, яблочное пюре, овощное рагу, соления, спаржевую фасоль, салат из кабачков и домашний лимон с плодами. Экономисты впервые в истории выставки подготовили презентацию на компьютере о выращивании овощей в теплице и представили кабачки, перцы и огромную тыкву. Языковеды нашли время прийти из 5-го корпуса и оформить свой стол оригинальной продукцией: торт «Кабачок», лечо «Поцелуй лета», черри в яблочном соку, тыквенно-яблочный конфитюр и др.
Плавно вписался в «ландшафт» стол кафедры инженерной графики (1 участник, профорг - Л.Г. Литвин), на котором были представлены три великолепные вышитые картины на осеннюю тему. А «экспонаты» группы студентов (9 человек) не уступали по вкусу и качеству продуктам опытных дачников.
Свои восторженные впечатления о юбилейной выставке посетители оставляли в «Книге отзывов и предложений».
Профком выражает огромную благодарность всем участникам юбилейной выставки за их мастерство, изобретательность и отзывчивость! Все участники будут награждены билетами на концерт. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество и приглашаем всех к участию в новых выставках.

Профком работников БГУИР



Праздники и юбилеи

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРОВ ОКТЯБРЯ!



Мисько Михаила Васильевича
Черную Ирину Исааковну
Иванову Светлану Евгеньевну
Перову Галину Ивановну
Наумову Светлану Леонидовну
Шарамета Петра Аркадьевича
Милько Владимира Михайловича
Козловскую Татьяну Глебовну
Губину Наталью Петровну
Бахур Валентину Антоновну
Полегошко Владимира Иосифовича
Войнич Людмилу Григорьевну
Грицай Аллу Викторовну
Маслову Татьяну Михайловну
Мельникову Ирину Ивановну
Зуевского Петра Петровича
Ульчиц Ирину Антоновну
Мойсу Светлану Ивановну
Зенченко Александра Федосьевича

Желаем вам среди осенних будней
Тепла, гармонии душевных сил!
Пусть будет легче там, где было трудно!
И каждый день пусть будет сердцу мил!




6 октября в Беларуси отмечался День архивиста.
Первым централизованным государственным архивом на территории Республики Беларусь был Витебский центральный архив древних актовых книг, который начал свою работу в 1863 году. А сегодня в архивной сфере страны 169 подведомственных отделений. Архивные хранилища страны содержат более 12 миллионов документов.


Милая людям



Имя Людмила можно перефразировать как «милая людям». А у заведующей архивом БГУИР Людмилы Михайловны Милошевской «милая» еще и фамилия. И это абсолютно закономерно. Ведь она - добрый, открытый человек, внимательный к проблемам тех, кто к ней обращается. Работа с таким материалом, как десятки тысяч документов, личных дел, отчетов, протоколов, по душе не каждому. Но Людмила Михайловна относится к своим обязанностям с надлежащей ответственностью.
- Родители с раннего детства воспитывали нас на книгах, вечера проходили за чтением. Так что я литературу любила всегда, соответственно, и бумаги. Я закончила филфак, в архив пришла 15 лет назад. И все, что было до этого, наверное, вело сюда. Я уже потом заметила, что подсознательно мне хотелось работать с бумагами, их разбирать... Мысли материальны. Работать в архиве мне нравится. Бы-вают, конечно же, проблемы, но, в общем, работу свою я люблю.
- Давно устоялось утверждение, что мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Относительно женщины это, видимо, сводиться лишь к двум постулатам: реализоваться в профессиональном плане и родить ребенка. И то, и другое Вам удалось. А что было сложнее?
- Особых трудностей не было. Когда ты молод, дети растут как бы сами по себе. Ты ходишь на работу, занимаешься домашними делами, учишь ребенка всему, что умеешь сам, одеваешь, кормишь, водишь в театры и кино и тем самым воспитываешь его. Все как-то совпало и было просто…
- Какие события для Вас были особенно значительными, знаковыми в жизни?
- Рождение ребенка, конечно же, самое запоминающееся событие. Был еще период, когда меня избрали в профком, и это немного выходило за рамки обычной моей деятельности: работы с бумагами меньше, но зато - колоссальное общение с людьми. А коммуникативный опыт помогает в решении многих вопросов. Работа в архиве - не только бумаги. Мы принимаем на хранение документы, делаем множество справок, а это требует контакта с людьми, абсолютно разными, со своими амбициями, настроением, желаниями. И каждому нужно помочь и быть вежливым, обходительным.
- Вам, безусловно, это удается. А что Вы цените в других людях? Что не приемлите?
- Для меня каждый - человек, независимо от внешности и прочих факторов. Он пришел в архив, и я должна ему помочь. Это прежде всего! Сам человек - ценность. Но вот наглость не приемлю. К сожалению, такие люди тоже приходят, и с ними крайне сложно общаться.
- Работа и дела домашние оставляют Вам время на отдых и увлечения?
- Конечно. Я бываю на даче, а точнее в доме родителей. Их я пытаюсь посещать как можно чаще. Много времени провожу с сыном. К нему приходят друзья, и его друзья - мои друзья. Они разбросаны по всему миру, я им шлю поздравления с праздниками, получаю ответ-ные пожелания, правда, приходится работать со словарем. Хожу с друзьями в театр, на концерты, в Ботанический сад. Реже, чем хотелось бы, конечно. Люблю театр белорусской драматургии, его камерность, своеобразные постановки. Тем более один из актеров этого театра - друг сына. Пытаюсь попадать на экскурсии, которые организует наш университет. Люблю вышивать, выращиваю цветы дома и на огороде у родителей. А с тех пор, как мне подарили фотоаппарат, я с ним не расстаюсь. Ведь вокруг так много красивого и интересного: природа, архитектура… Еще я помогаю своему отцу-фронтовику в подготовке к изданию его сборника стихов.
- Если бы в Ваших силах было что-то изменить глобально, для всей планеты, и лично для себя, что бы Вы сделали?
- Я убрала бы границы, чтобы люди могли общаться. Чтобы можно было путешествовать без преград. Чтобы родственники, разбросанные по миру, могли встретиться.
- Человек живет будущим, все время строит планы. А что в планах у Вас?
- Трудно говорить о планах. Может, просто пожелание: чтобы подольше жили родители. Если есть родители, чувствуешь себя более защищенным, есть к кому приехать, поделиться самым-самым, поплакаться, почувствовать себя ребенком. Ну, и в общем, чтобы семья была здорова и счастлива.
Чтобы семья Людмилы Михайловны была здорова и счастлива, желаем и мы! А саму Л.М. Милошевскую поздравляем с грядущим юбилеем и шлем искренние пожелания крепчайшего здоровья, оптимизма и всех человеческих благ!

Беседовала Алена ШАРАПА,
пресс-служба


СМИ БЕЛАРУСИ О БГУИР


Сентябрь 2010
Лучшие из лучших. «Вечерний Минск», 1 сентября

Институт информационных технологий БГУИР приглашает. Беларусь. Наука. Образование, 1 сентября

РОО «Белая Русь» проводит благотворительную акцию, направленную на снижение количества ДТП с участием несовершеннолетних. «Московский Комсомолец», 2 сентября

Нашим студентам - море по колено. «Знамя юности», 3 сентября

Что может быть сложнее высшей алгебры? «Знамя юности», 3 сентября

Белорусские студенты приняли участие в международной регате. «Знамя юности», 3 сентября

Инкубатор бизнес-проектов появится в БГУИР. «Знамя юности», 3 сентября

Сквозь штормы и штили. «Минский курьер», 4 сентября

Лучшая реализация таланта. «Веды», 6 сентября

Звание чемпиона. «Народная газета», 8 сентября

Парк высокiх тэхналогiй i БДУIР спрыяюць развiццю IТ-адукацыi ў Беларусi. «Звязда», «Чырвоная змена», 8 сентября

Сборная команда БГУ и БГУИР "Минское море" стала чемпионом Премьер-лиги. «Белорусская нива», 9 сентября

Почетные граждане: Александр Медведь… «Вечерний Минск», 10 сентября

Есть ли в Беларуси альтернатива фаст-фуду? «Экономика и бизнес», «Рэспубліка», 15 сентября

У БДУIР прадоўжыцца эксперымент па электроннаму залiчэнню абiтурыентаў. «Абiтурыент» (дадатак да «Настаўнiцкай газеты»), 16 сентября

Падрыхтоўка кадраў для АЭС: варыянты супрацоўнiцтва з Расiяй i Украiнай. «Настаўнiцкая газета», 21 сентября

Прафесар - гэта проста. «Настаўнiцкая газета», 21 сентября.

Новое общежитие БГУИР на 240 мест откроется в конце октября в Минске. Belta.by, 21 сентября

Мэтр магистров. «Минский курьер», 23 сентября

БГУИР прирастает общежитием. «Вечерний Минск», 24 сентября

У канкурэнтаў няма шансаў. «Настаўнiцкая газета», 25 сентября

Белорусская АЭС: сквозь призму безопасности. «Веды», 27 сентября

Минчанин года. Минский городской исполнительный комитет, minsk.gov.by, 11 сентября