Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N15 от 16 октября 2014 года

ITEC: Программа технического и экономического сотрудничества с 50-летним стажем

25 сентября в Посольстве Индии в Беларуси прошёл торжественный приём по случаю 50-летия создания Программы технического и экономического сотрудничества (International Technical and Economic CooperationITEC), которая была учреждена кабинетом министров Индии 15 сентября 1964 года в качестве помощи правительства этой страны другим развивающимся государствам на двухсторонней основе – это честная попытка разделить плоды своего социально-экономического развития и технических достижений с другими развивающимися странами. Около 5000 участников приезжают в Индию ежегодно более, чем из 160 различных стран мира для участия в программах по многим предметам. Символично, что первыми участниками ITEC из Беларуси были представители нашего университета, также отметившего в этом году 50-летний юбилей.

На приём в Посольство Индии были приглашены представители БГУИР: первый проректор А.Н. Осипов, доцент кафедры ПИКС В.М. Алефиренко (выступил с речью на тему: «Значимость программы ITEC для Беларуси») и его коллега профессор В.В. Баранов (поделился своими воспоминаниями о стажировке). Выступили и другие участники программы ITEC. Как отметил в своей речи посол Индии в Беларуси Манодж Кумар Бхарти, количество вакансий для участия в программе ITEC постоянно расширяется, в том числе и для Беларуси, и он хотел бы видеть большую активность со стороны специалистов нашей страны, включая представителей БГУИР.

Состоялся небольшой концерт, на котором белорусские танцовщицы – представители фольклорных групп – показали национальные индийские танцы. После официальной части был дан обед с представлением национальных индийских блюд. В заключение встречи в вечернее небо были запущены светящиеся фонарики как символ распространения по всему миру знаний, предоставляемых ITEC.

Приглашаем работников нашего университета к участию в этой программе.

Для более подробного ознакомления с программой стипендий ITEC можно посетить сайт Посольства Индии в Минске: www.indembminsk.org или Министерства иностранных дел Индии: www.itec.mea.gov.in

На этих сайтах можно получить форму заявления на участие в программе.

Министерство иностранных дел Индии назначило стипендии специалистам из Беларуси по программе ITEC: с 1993 года 254 специалиста из нашей страны прошли обучение в Индии в таких различных областях, как информационные технологии, безопасность сетей Интернет, криминалистика, управление, администрирование, банковское дело и финансы, курсы английского языка, журналистика, дипломатия, предпринимательство и др.

Первым из БГУИР прошёл стажировку в Индии доцент кафедры ПИКС В.М. Алефиренко (в 1993 году в Техническом институте г. Кансбахал, штат Орисса). Вторым представителем университета был профессор кафедры ПИКС В.В. Баранов (стажировка в 1994 году в институтах Дели и Мумбая).

В.М. Алефиренко,

доцент кафедры ПИКС,

 

Зарубежье далёкое и близкое

 

Обмен опытом

Что знаешь, за плечами не носить

Эту фразу я помню с детства, и с тех пор не перестаю убеждаться в её точности.

Очень рада, что по мере развития международного сотрудничества в БГУИР мне удаётся всё больше и больше использовать в своей работе иностранные языки, которые являются второй частью моей квалификации по диплому. Однако ещё год назад мне не представлялось даже возможным, что я смогу не только поехать на стажировку в Европу, но и использовать в своей работе именно итальянский язык. И вот это случилось! В июне этого года меня встретили гостеприимные стены Университета г. Кальяри в Сардинии.

Сардиния – первый из всех регионов Италии, который протянул руку помощи Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС, является наиболее лояльным к нам и не только готов открыть свои двери для сотрудничества в сфере образования, но и делает другие активные шаги навстречу.

Меня очень заинтересовал опыт коллег факультета психологии, педагогики и философии в e-learning (дистанционном обучении). Изучение этого опыта с целью использования полученных знаний в своей работе в БГУИР было основной задачей моей стажировки. Об этом коротко и расскажу.

Дистанционное обучение в этом университете началось в 2006 году при финансовой поддержке Евросоюза в рамках проекта UniSofia, среди задач которого – активно использовать в обучении инновационные технологии, ресурсы виртуальной реальности. Для этого была создана дидактическая платформа на базе свободного программного обеспечения Moodle.

В настоящее время итальянские коллеги используют так называемую «смешанную» (blended) форму обучения, которая является своего рода органичной интеграцией очной и дистанционной форм обучения. Дидактическая виртуальная платформа позволяет студентам получать знания 24х24 семь дней в неделю, предлагая необходимые учебно-методические материалы, систему обратной связи с преподавателями, и является площадкой для информационного обмена и общения. Платформа помогает делать процесс обучения более прозрачным и контролируемым. Преподаватели могут при желании увидеть, когда и сколько времени студент уделял каждой теме, каждому заданию.

Что касается занятий, то все они транслируются онлайн из специально оборудованной аудитории. Студенты могут присутствовать на занятиях непосредственно в аудитории или же виртуально, что не лишает их возможности задавать вопросы преподавателю в специальные паузы. Студенты могут пересматривать записи занятий и презентаций в любое удобное для них время. Итоговый контроль знаний по дисциплине происходит только очно.

Ещё одной особенностью в организации процесса обучения является активное использование ресурса социальных сетей. Это так же способствует привлечению абитуриентов и потенциальных работодателей.

По итогам стажировки было принято решение в качестве эксперимента использовать ресурсы и возможности платформы Sharepoint для студентов очной формы обучения, в частности в рамках дисциплины «Инженерная психофизиология» (специальность ИПОИТ).

СПРАВКА. В октябре 2013 года был подписан рамочный договор о сотрудничестве в сфере образования между Университетом г. Кальяри (Италия) и Центром международных связей Министерства образования Республики Беларусь. В сентябре этого года министр образования Сергей Маскевич посетил Сардинию и обсудил перспективы двухстороннего сотрудничества в области образования с президентом этого итальянского региона Франческо Пильяру.

 

Д.А. Пархоменко,

старший преподаватель кафедры ИПиЭ

 

Колонка студента

 

Станислав Малашкевич,

(2 курс ФИТУ)

Comic Cone Russia 2014,

или Комиксы бывают разные

 

Comic cone – это выставка комиксов, проходящая каждый год в Америке. Первый Comic Cone был проведён в Сан-Диего в 1970 году. И вот через 44 года он добрался наконец-таки и до России. Так 2–5 октября в Москве прошёл первый Comic Cone Russia.

По этой причине 5 студентов 2 курса ФИТУ решили посетить это мероприятие, так как давно увлекаются комиксами и компьютерными играми. На первой российской выставке было на что посмотреть: стенд вселенной «Звёздных воинов» и даже большой стенд японской компании Nintendo, специализирующейся на создании видеоигр и игровых консолей – можно было поиграть в игры на их приставках, купить разнообразные комиксы и атрибутику, связанную с ними. Единственный минус Comic Cone Russia – его плохо организовали и выделили слишком маленькое помещение для выставки.

Комикс-хобби уже набирает популярность в Беларуси. Так, в Минске есть магазины, где можно купить комиксы и фигурки любимых персонажей. Я советую любому студенту попробовать почитать комиксы, потому что это на самом деле познавательное занятие. Например, можно начать учить иностранный язык с помощью комиксов, так как многие из них издаются на английском, а переводов на русский слишком мало.

Не прав тот, кто думает, что комиксы – это только истории про супергероев. Есть комиксы и про обычных людей, не имеющих суперспособностей, но попадающих в смешные ситуации. Есть комиксы и про антигероев, и про антиутопию. Есть комиксы, в которых происходит обсуждение философских проблем современности. Комиксы разнообразны не меньше, чем книги, фильмы, музыка. А главное – во всех этих рисованных историях побеждает добро и дружба.

 

Школа жизни: образ матери, образ учителя…

 

Тема для размышления

Образ матери и экология семьи

14 октября – знаменательная дата для каждого белоруса. Ведь этот день посвящён человеку, которого безгранично любят, ценят и уважают. И этот человек – мама.

На протяжении многих столетий в обязанности женщины входило забота о детях, содержание дома в чистоте и поддержание семейного уюта. Теперь же в стремительно развивающемся обществе ей пришлось взять на себя много других обязанностей, что стало одной из причин кризиса семейных ценностей. Утрата духовных ориентиров в современном мире разрушает моральные основы будущего поколения, создавая кризис воспитания: если мы не имеем понятия, на какие моральные ценности опираться, тогда как воспитывать подрастающее поколение?

Актуальность данной проблемы стала центром внимания XII Семинара студентов вузов Беларуси «Экология: от гармонии к преображению», прошедшем в г. п. Жировичи на базе Минских духовных академии и семинарии. На данном семинаре я выступила с докладом «Экология семьи: образ матери в «Исповеди» Блаженного Августина» (научный руководитель – доцент кафедры философии И.Ф. Габрусь). В данной работе не только описываются причины кризиса семьи и его последствия, но и предлагается решение проблемы: обращение к основным законам развития человека и общества, отображённым в христианской религии (в современном их прочтении). Это помогает адекватно оценить наиболее опасные социальные явления и наметить пути к их устранению. И одним из примеров праведного пути является жизнь Святой Моники Тагастинской, матери христианского теолога и философа Августина Блаженного Аврелия.

Моника была истинной христианкой. Обретя в детстве Бога в своём сердце, она пронесла его через всю свою жизнь. Воспитанная в целомудрии и воздержании, эта женщина почитала родителей, была верна мужу, воспитала детей в любви к Христу, обрела любовь и уважение окружающих. Обладая чистым и добрым сердцем, терпением, примиряла ссорившихся подруг, смогла завоевать доверие свекрови в противовес клевете служанок. Путём воспитания в себе любви к своему мужу Патрицию, обратила его, язычника, в христианство. Он покаялся в своих грехах, в том числе по отношению к своей жене. Но не только от мужа приходилось терпеть скорби праведной Монике. Даже юный Августин немало причинил душевных страданий своей благочестивой матери (а кроме него в семье было ещё несколько детей). Со всем жаром юности Августин отдавался удовольствиям молодости. Его дорога к Богу была долгой и тяжёлой.

Описанный Августином образ матери, многие качества, присущие ей, впечатляют. Обладай хоть немного большей воздержанностью и меньшим эгоизмом, человек XXI века мог бы создать в себе и в других людях те идеалы, которые помогли бы укрепить духовные ценности, познать в большей степени семейное счастье. Однако многие предпочитают пользоваться готовыми рецептами счастья, не тратя время на «ненужные» размышления.

Для помощи современному человеку в решении проблем в плане взаимоотношений было написано огромное количество книг, снято множество фильмов, спета масса песен. Среди наиболее популярных творений – труды Д. Карнеги, которыми пользуются и по сей день. Исследуя его книгу «Как быть счастливым в семье», можно заметить, что Карнеги и Святая Моника действовали одними и теми же методами. Следовательно, моделью поведения, описанной в христианской религии на примере Святой Моники, можно пользоваться и в наши дни. Благочестивый образ этой женщины – символ экологии семейных ценностей.

 

Анастасия Мицкевич,

студентка 3 курса ФРЭ

 

Наше мнение

 

Очень символично, что День матери и День учителя на календаре близки друг от друга. Мать для своего ребёнка – первый учитель. А первая учительница – как вторая мать… Для студентов 1 курса слово «учитель» уже в первый день учёбы меняется на пока ещё непривычное «преподаватель». Интересно, а какой след оставит в их душе образ учителя, если бы…

Если бы я был деканом…

Традиционно в первое воскресенье октября мы чествуем работников образования – тех людей, которые передают свои знания подрастающему поколению и учат нас мыслить, иметь своё, собственное суждение. Я с радостью поздравляю всех преподавателей БГУИР широко образованных, поразительно мудрых, глубоко понимающих! Этот список определений можно продолжать бесконечно…

А ведь наверняка у студентов есть свое, собственное суждение, каким должен быть наш университет. Представьте на минуту, что вы – преподаватель/декан/ректор университета, на ваши плечи взвалена вся тяжесть забот, связанных с этой должностью, а в голове проносится вихрь идей. Какие бы новшества вы ввели?

Итак, я решила задать студентам этот вопрос и прошлась по аудиториям.

 

Маша (1 курс, ИЭФ): Что бы я ввела нового?.. Наверное, организовала бы олимпиаду для абитуриентов по иностранным языкам. По физике и математике – есть, так почему бы не ввести олимпиаду для любителей языков? Я, если бы была абитуриенткой, с большим удовольствием поучаствовала бы. Хочу также сказать, что при поступлении в БГУИР я высоко оценила удобство и мобильность электронной системы зачисления. Наш университет идёт в правильном направлении. Так держать!

Аня (1 курс, ФИТУ): Ой, вы для газеты «Импульс»?.. По-моему, было бы здорово, если бы каждый факультет издавал собственную газету. Мы, первокурсники, могли бы побольше узнать о своём факультете, его достижениях, познакомились бы поближе с преподавателями кафедр и студентами старших курсов. А ещё я награждала бы факультет, студенты которого по итогам учебного года показали лучшие результаты в образовательной, творческой, спортивной сферах. Помните, как в книгах о Гарри Поттере? В Хогвартсе, школе для юных волшебников, соревновались четыре факультета, и по итогам учебного года объявляли лучший. Понимаете?

Илья (1 курс, ФИТУ): Та-а-ак… Надо подумать… Возможно, расширил бы перечень секций по физической культуре. Ввёл бы настольный теннис, армрестлинг, шахматы. Но это так, не первостепенно. А вот почему у нас нет конкурса «Лучший преподаватель БГУИР»? Надо обязательно организовать (у нас есть смотр-конкурс достижений молодых преподавателей – прим. ред.). Я даже знаю, за кого проголосовал бы. Но вам не скажу. И не просите…

Настя (1 курс, ФКСиС): Я ещё только вливаюсь в студенческую жизнь, в учебный процесс и поэтому сказать, что сделала бы, сложно… Хотя знаете, было бы неплохо, если бы точки продаж учебной литературы были в нескольких корпусах. Ещё пополнила бы библиотеку недостающими книгами, ведь студентов у нас много, а учебников хватает не всем. Точно! Вот, что я бы сделала!

Александр (2 курс, ФИТУ): Вы с какого курса? С первого? Тогда, может, вряд ли меня поймёте. Знаете, мне очень нравится учёба в университете. Иногда я уже задумываюсь о будущей профессии. Многие друзья, с которыми учусь, идут по стопам родителей. У меня же папа с мамой работают в совершенно другой области. Поэтому я предложил бы организовывать встречи выпускников нашего университета с сегодняшними студентами. Ведь интересно, на каком курсе студентам уже можно подрабатывать по специальности, насколько сложно нам будет трудоустроиться после окончания учёбы?.. Думаю, опыт выпускников стал бы для нас бесценной информацией.

Да уж! Даже не ожидала, что у наших студентов будет столько много идей по усовершенствованию университетской жизни. А я, проведя опрос, знаете, что подумала? БГУИР первым в республике ввёл электронное зачисление, внедрил рейтинго-модульную систему, перевёл все специальности на схему обучения «4+2». Я уверена, что у нашего вуза-первопроходца впереди ещё много нового и неповторимого. Потому что БГУИР, как сказала одна из опрошенных мною студенток, «идёт в правильном направлении».

 

Ольга ТРОФИМЕНКОВА,

студентка 1 курса ИЭФ

 

Под знаком осени туманной, под шелест красочной листвы…

Стало ярче и светлей

От прекрасных МЕЛОЧЕЙ!

В то время как золотая осень укрепляла свои позиции в природе, сотрудники университета закрывали дачные сезоны и готовили свои творческие «экспонаты» к самой вкусной выставке БГУИР. 2 октября фойе актового зала наполнилось не только ароматами яств, но и красками ушедшего лета благодаря букетам и поделкам. Авторы этих творений радостно приглашали к своим стендам попробовать угощения.

Впечатления от выставки остались самые приятные.

Сергей Константинович Дик, проректор по учебной и воспитательной работе:

В нашем холле стало светло от замечательных осенних даров и от тех блюд, которые с таким трудолюбием вы приготовили. Данная выставка напоминает о том, что наши сотрудники – люди креативные, трудолюбивые и летом уделили часть своего времени на то, чтобы получить такой замечательный урожай.

Галина Викторовна Майорова, заместитель председателя профкома работников:

В нынешнем году выставка прошла особенно красочно. Появились новые участники, которые «разукрасили» выставку: очень много цветов, красивых поделок. Каждый раз душа радуется, что люди откликаются, создают такие прекрасные вещи!

Тамара Григорьевна Шелягова, заведующая кафедрой иностранных языков № 1:

Здесь создаётся очень хорошая атмосфера, чему мы рады и каждый год участвуем, каждый год, скажу без ложной скромности, нашу кафедру отмечают. Мы рады видеть веселые лица людей, которые делятся лучшим, что у них есть, не только материальным, но и духовным.

Благодарим профком работников за прекрасно организованный праздник осенних даров!

 

Янина ДУБИЦКАЯ, пресс-служба

 

Но и всё ж, теснимый и гонимый…

Эту жизнь за всё благодарю

Эти строки – чем не катарсис?.. Подобных оптимистических откровений не так уж и много как во всей мировой поэзии, так и, в частности, в лирике Сергея Есенина. В этом студенты и работники БГУИР смогли убедиться 2 октября, когда со сцены университета прозвучала «Исповедь поэта» в исполнении поэтического театра «Ритмы сердца».

Сие действо состоялось накануне 119-летия со дня рождения Есенина. Родившийся 3 октября, в разгар осени, он вслед за Пушкиным стал символов воспевания в поэзии поры «очей очарованья». Однако среди вереницы образов-слов, наполнивших пространство – актовый зал БГУИР, – пейзажно-осенних тонов было немного.

Я нарочно иду нечёсаным,

С головой, как керосиновая лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потёмках освещать…

Больше звучало рифмованных строк из интимной, бытовой, семейной и гражданской лирики поэта.

– Ребята сами выбирали стихи для программы, – делится секретами закулисья руководитель театра «Ритмы сердца» Екатерина Федосеевна Салата. – Я предложила только одно: ввести стихи-диалог между сыном и его мамой.

Такой диалог, когда был столь близок День матери, получился вдвойне уместным:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет…

Свет, а точнее – мостик из серебряного века русской поэзии, возник между выступающими и зрителями. Каждый из чтецов – на одном дыхании (!) – выразил своё, индивидуальное восприятие противоречивой души Есенина. Новшеством для программы театра стал синтез поэзии с вокально-инструментальной музыкой: песни исполнили гости вечера – Никита Дубко и Сергей Башлыкевич.

А напоследок хочется вернуться к, наверное, самым позитивно «мыслящим» строкам поэта:

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

 

А мы благодарим «Ритмы сердца», организатора вечера – Центр культурно-массовой работы – за приобщение студентов и работников нашего технического вуза к миру художественного слова! И ждём новых встреч с Поэзией!

 

Виталий БАБИЧ, пресс-служба

 

Отопительный сезон…

Пусть приятным станет он!

С наступлением морозов жители частных домов начинают интенсивнее топить печи. Именно в этот период возникает угроза возникновения пожаров.

В Минске, где многоэтажные дома обогреваются с помощью центрального отопления, печи постепенно исчезли из центра города и остались только на окраинах. Перебравшиеся в пригород горожане возводят коттеджи, в которых стремятся создать семейный очаг – устанавливают камины, у которых можно и обогреться, и расслабиться. Дачники же в своих банях строят печи, чтобы попариться да помыться.

Есть три основные причины, по которым печь из источника тепла и уюта превращается в источник проблем. Во-первых, это неправильная эксплуатация печи. Во-вторых, отсутствие контроля участка трубы, который располагается на чердаке (из-за ветра и осадков появляются трещины). В-третьих, всё чаще причиной пожаров становятся неисправные печи.

Напоминаем жителям частного сектора: 1) перед эксплуатацией печного отопления проверяйте состояние печей: ликвидируйте трещины, побелите дымоход, посмотрите, плотно ли закрывается дверца топки, есть ли перед топкой металлический лист; 2) не оставляйте печи без присмотра, не разрешайте разводить в них огонь детям; 3) не растапливайте свой очаг с помощью бензина и керосина.

Не пополняйте список тех, кто по халатности лишился дома, близких людей или собственной жизни.

Помните: наиболее надёжным средством раннего обнаружения пожара является автономный пожарный извещатель.

С 1 по 31 октября в нашей стране проходит

Республиканская пожарно-профилактическая акция по предупреждению пожаров и гибели на них людей

в жилищном фонде в осенне-зимний пожароопасный период!

 

Т.А. БЫЧЕНОК, специалист группы пропаганды

и обучения Советского РОЧС г. Минска

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ-2015: подготовься заранее

Профсоюзный комитет студентов БГУИР специально для газеты «Импульс»

 

Весна для выпускников вузов – не только самая горячая пора года, связанная со сдачей экзаменов и защитой диплома, но и самая знаковая, поскольку именно на этом этапе определяется дальнейшая судьба вчерашних студентов. Традиционно в это время возникает много вопросов, относительно распределения и первого места работы.

 

В начале нового календарного года целый спектр вопросов будет как никогда актуален

для наших выпускников.

Давайте отвечать на вопросы вместе и уже сейчас!

ГРАФИК работы комиссии по распределению выпускников БГУИР в 2015 году

Факультет

Дата и время

ФИО декана, конт. тел.

компьютерных систем и сетей

11.11.2014

с 10.00 до 12.00

Прытков Валерий Александрович

тел. 293-86-63

компьютерного проектирования

12.11.2014

с 10.00 до 12.40

Лихачевский Дмитрий Викторович

тел. 293-85-83

информационных технологий и управления

13.11.2014

с 9.30 до 12.15

Шилин Леонид Юрьевич

тел. 293-23-66

телекоммуникаций

18.11.2014

с 10.00 до 12.30

Чернухо Олег Дмитриевич

тел. 293-85-65

радиотехники и электроники

19.11.2014

с 10.00 до 12.30

Короткевич Александр Васильевич

тел. 293-85-48

инженерно-экономический

26.03.2015

с 10.00 до 11.45

Князева Людмила Павловна

тел. 293-22-88

 

7 вопросов, ответы на которые должен знать каждый выпускник вуза

 

Вопрос 1. Кого коснётся распределение?

Ответ. Распределение выпускников осуществляет специальная комиссия не позднее, чем за 2 месяца до окончания обучения. Отработать положенный срок обязаны выпускники вузов дневной формы образования, обучавшиеся за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов. Распределение касается также выпускников, проучившихся не менее половины срока на дневной бюджетной форме обучения в учреждении высшего образования.

НЕ распределяются студенты, которые на момент распределения учатся на вечерней или заочной форме образования и работают по получаемой специальности, а также студенты, получившие образование на условиях целевой подготовки.

В течение срока отработки по распределению выпускники являются молодыми специалистами или молодыми рабочими (служащими), которые, кстати, имеют ряд льгот и социальных гарантий.

 

Вопрос 2. Каковы сроки отработки?

Ответ. Сроки обязательной работы по распределению таковы:

2 года, если выпускник получил высшее образование I ступени или II ступени (при условии, что был зачислен в магистратуру в год окончания обучения на I ступени) за счёт средств республиканского бюджета;

1 год, если выпускник магистратуры (II ступень) отработал по месту распределения не менее 1 года после получения высшего образования I ступени, причём не имеет значения – на платной или бюджетной форме он обучался в магистратуре;

не менее 5 лет должен отработать выпускник вуза, получивший образование на условиях целевой подготовки.

Для обучавшихся за счёт средств юрлиц (индивидуальных предпринимателей) сроки отработки определяют соответствующие договоры.

Это важно! Сроки обязательной работы по распределению исчисляются с даты заключения трудового договора между выпускником и нанимателем.

 

Вопрос 3. Кому разрешено перераспределение?

Ответ. Право на перераспределение имеют все категории выпускников, которые пользуются преференциями при распределении: семейные, инвалиды, беременные женщины, когда обстоятельства такого рода появились уже после распределения.

Основанием для перераспределения может также быть:

– отказ нанимателя в приёме на работу выпускнику, направленному на трудоустройство в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счёт средств республиканского бюджета;

 – отсутствие возможности предоставления места работы в соответствии с полученной специальностью и присвоенной квалификацией по окончании службы в Вооруженных силах;

 – перевод молодого специалиста с его согласия от одного нанимателя к другому по договорённости между ними в соответствии с полученной специальностью (профессией) и присвоенной квалификацией;

 – расторжение с молодым специалистом трудового договора в случаях ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, сокращения численности или штата работников при условии, что предоставить ему новое место работы невозможно;

– нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного или трудового договора;

 – неявка на работу в течение свыше 4 месяцев подряд из-за временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определённом заболевании и т.д.

 

Вопрос 4. Куда обращаться, чтобы перераспределиться?

Ответ. Для рассмотрения вопроса о перераспределении молодой специалист должен обратиться в учреждение образования, направившее его на работу, с заявлением, прилагая документы, подтверждающие его право на перераспределение. После принятия решения о перераспределении выпускнику выдаётся новое свидетельство о направлении на работу. Если при перераспределении отсутствует возможность обеспечения местом работы по полученной специальности и присвоенной квалификации, молодой специалист (при наличии оснований для освобождения от возврата средств, затраченных государством на его подготовку), имеет право обратиться в учреждение образования за справкой о самостоятельном трудоустройстве. Правда, в таком случае он теряет статус молодого специалиста.

 

Вопрос 5. В какой местности должна находиться организация, чтобы туда был распределён молодой специалист?

Ответ. Место работы по распределению определяется учреждением образования или государственным органом самостоятельно с учётом имеющихся заявок и заключённых договоров о взаимодействии.

Однако иной порядок действует для отдельных категорий выпускников:

От этих факторов не зависят сроки обязательной работы по распределению, т.к. они чётко определены Кодексом об образовании.

 

Вопрос 6. Что может засчитываться в срок обязательной работы по распределению?

Ответ. В срок обязательной работы по распределению по желанию выпускника засчитываются:

Желание выпускника, являющееся в этой ситуации ключевым, может быть засвидетельствовано им в соответствующем заявлении на имя руководителя организации.

Если выпускник предполагает продолжить работу по месту распределения, то для него более выгодным является не включение вышеуказанных периодов в срок обязательной работы по распределению, т.к. более продолжительное нахождение в статусе молодого специалиста предполагает соответствующие выплаты в соответствии с законодательством, отраслевыми (тарифными), местными соглашениями, решениями местных исполнительных и распорядительных органов, коллективными договорами, иными локальными нормативными правовыми актами.

 

Вопрос 7. Сколько должен государству выпускник, который не отработал по распределению?

Ответ. Затраченные государством на подготовку специалиста средства обязаны возместить выпускники, отказавшиеся от работы по распределению, а также не отработавшие положенный срок. Эти средства возмещаются в доход бюджета, из которого финансировалась подготовка специалиста. За расчётом суммы выпускник должен обратиться в учреждение образования.

Согласно приложению № 2 к Положению о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, сумма затраченных средств рассчитывается исходя из среднемесячной стоимости подготовки одного обучающегося за весь период подготовки, умноженной на корректирующий коэффициент и количество полных месяцев подготовки. Полученное значение делится на количество месяцев в зависимости от установленного срока обязательной работы и умножается на количество неотработанных полных месяцев. При этом месяцы, в которых число неотработанных календарных дней составляет 15 и более, включаются в неотработанный период как полные, менее 15 календарных дней – не включаются. Корректирующий коэффициент рассчитывается путём деления среднемесячной стоимости подготовки одного обучающегося в последний календарный год подготовки на среднемесячную стоимость подготовки одного обучающегося за весь период подготовки. В данный период входят неполные календарные годы обучения (год поступления и год окончания), полные календарные годы обучения и каникулы в соответствии с учебным планом. Период подготовки определяется в полных месяцах обучения.

От выплаты затраченных на их обучение средств освобождаются:

Остальные категории определены пунктами 2 – 6 статьи 88 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

 

Перечень нормативных правовых актов, в которых рассматриваются

вопросы распределения выпускников

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (статьи 48, 81, 83-88).
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 821 от 22 июня 2011 г.  «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих».
  3. Трудовой кодекс Республики Беларусь (статьи 28, 96, 241).
  4. Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование (в ред. постановления Совета Министров от 09.12.2011 № 1663).
  5. Положение о порядке возмещения в республиканский и (или) местный бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего.
  6. Порядок расчёта средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего (в ред. постановления Совета Министров от 01.06.2012 № 516).
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1681 от 19 декабря 2006 г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь»
  8. Указ Президента Республики Беларусь № 401 от 19 июля 2001 «О предоставлении отсрочки от призыва на срочную военную службу отдельным категориям граждан».