Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№14 от 23 мая 2002 г.




...Этот праздник со слезами на глазах...

В Слёзы бывают не только от боли и горя. Часто человек плачет и от радости. И чем больше времени отделяет нас от событий Великой Отечественной войны, тем яснее мы осознаём: как же нам всем повезло! Благодаря отцам и дедам мы получили самый дорогой подарок - жизнь! И в канун 9 мая в нашем университете состоялся замечательный концерт, которому предшествовала торжественная часть с трогательными словами благодарности и поздравлениями ветеранов выступили ректор университета М.П.Батура и проректор по учебной работе А.А. Хмыль, зам. председателя Совета Ветеранов Г.В.Прищепный, председатель профкома студентов А.Щекович, декан ФРЭ В.Л.Бусько, начальник военной кафедры полковник О.Б.Хазановский. Ещё до начала концерта при входе в зал участников поздравили сотрудники УВРМ: Д. Ф Кузнецов и Е.И. Дивинская. Ветеранам вручили гвоздики, праздничный выпуск газеты «Импульс». А студенты? Они подарили гостям свои таланты: песни, танцы, шутки. Пели не только о войне, о погибших, но и о любви, счастье. Жизнь ведь продолжается. Настоящим сюрпризом стало выступление танцевального коллектива «Сюрприз». Дуэт М.Фарино и А. Пилецкого зал не хотел отпускать со сцены: по душе пришлись их песни о любви. Участники ансамбля «ГаманЁна» порадовали зрителей виртуозной игрой на цимбалах, скрипке, баяне, исполнением белорусской народной музыки. Преподаватели тоже не отставали от студентов. Проникновенно играл и пел под гитару «Письмо отца» подполковник А.Анисимов. А народный вокальный ансамбль «Тутэйшыя», благодаря зрителям, едва не превратился в хор: Ну как не спеть вместе «Калины куст». Ещё было много хороших и интересных концертных номеров. Но лучше один раз увидеть... Хочется надеется, что ветераны, сидевшие в зале, думали: «Хорошая у нас молодежь! Достойная смена растёт! Не зря кровь проливали!» Мы все склоняемся перед вами, дорогие наши фронтовики! И благодарность наша вам безмерна!

Т.Н.Катульская




«На волне БГУИР»

7 мая весь «продвинутый народ» праздновал День работников радио, телевидения и связи. В наш информационный век - актуальный праздник! И кто как не наш БГУИР в этом деле впереди планеты всей! Главное мероприятие по этому поводу прошло на базе 2-го общежития. Погода стояла дивная и концерт решено было провести на свежем воздухе. Организаторами мероприятия стал студгородок в лице С.А. Конюх-Синицы, М.С. Фарино, воспитателей общежитий. Они тоже были студентами! Получился замечательный вечер. Звучала авторская песня в исполнении Сергея Давыдова. Песни из репертуара «Машины времени» пел Дима Рудберг. В канун Дня Победы Алексей Бамбизо и О. Газманов вспомнили «офицеров». Песни военной тематики исполнили: Дима Панкевич, Александр Чаплинский, Александр Дайнеко, Денис Данилович. На праздник были приглашены гости: студентка педагогического колледжа Вика Стельмах, порадовавшая народ отличным исполением песни из репертуара Б.Спирс, из Академии искусств прибыл Максим Никитин и группа «Серебряный век». Зам.декана экономического факультета Ю.Н. Подольский уважил присутствующих песнями на английском языке. Настоящим подарком стало выступление А. Пилецкого и М. Фарино. Трогательные лирические песни и искромётные цыганские напевы никого не оставили равнодушным. В общем, вечеринка удалась. Думаю, добрая традиция будет продолжена. Так что настраивайтесь на волну БГУИР! Т.Н.Катульская




Факультет компьютерных систем и сетей представляет...

Кафедра ЭВМ
На кафедру в этом году распределено семь студентов кафедры ЭВМ и С. Кроме того, отобрано 15 выпускников для прохождения дипломного проектирования. Все дипломные проекты направлены на решение широкого спектра прикладных программ в области машинного (компьютерного) зрения и защиты информации. Дипломные проекты сконцентрированы на решении проблем ввода и обработки различных видов изображений, включая бинарные, полутоновые и цветные. Вопросы выделения информационных признаков на изображениях, идентификации форм объектов с использованием современных технологий на основе построения инвариантов к группам аффинных и проективных преобразований разрабатываются в рамках проектов, выполняемых по государственным научно- техническим программам (передовые информационные и телекоммуникационные, фондо- фундаментальные исследования, а также союзного договора Беларусь - Россия). Эти методы, алгоритмы и программы будут использованы для контроля печатных плат на НПО Планар, а также в государственном экспертно- криминалистическом центре для идентификации текстильных волокон в задачах экспертизы. Последняя работа особенно важна для Беларуси, поскольку создание автоматизированного рабочего места эксперта-криминалиста позволит существенно сократить сроки экспертизы для выявления преступлений. Интересные исследования выполняются в рамках союза Беларусь - Россия, где планируется создать специализированный процессор для распознавания символьной информации на принципах однородной вычислительной среды с использованием программируемых интегральных схем семейства Xilinx, а также учебное пособие для внедрения в дисциплину «Системное программное обеспечение» операционной системы Linux. Для выполнения разработок по линии Министерства Обороны РБ в исследованиях по направлению «Контроль и диагностика радиоэлектронных средств» принимают участие студенты четвертого курса. В семинарах, которые регулярно проводятся на кафедре, участвуют в основном пятикурсники, но в ближайшее время предполагается привлекать и наиболее одаренных студентов третьего и четвертого курсов.

Кафедра информатики
Многие преподаватели кафедры работают в научно-исследовательской лаборатории систем автоматизации испытаний и моделирования случайных сигналов. Эта лаборатория имеет многолетний опыт выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при создании стохастических вычислительных и моделирующих устройств и программно-управляемой аппаратуры для генерирования случайных процессов с требуемыми характеристиками. В лаборатории многократно выполнялись все этапы создания различных систем управления - от разработки математических моделей объектов до аппаратно-программных комплексов имитационного моделирования. Сотрудниками лаборатории опубликовано свыше двухсот работ, изданы две монографии, получено свыше ста патентов бывшего СССР, патенты США и Великобритании. Фирмы США, Франции, Китая, Индии и других стран проявляют большой интерес к работам лаборатории. Разработанные лабораторией аппаратура и методы постоянно демонстрируются на всемирных и международных выставках. Сотрудники кафедры занимаются и другими интересными исследованиями. Так, Николай Яковлевич Радыно разработал алгоритм клавиатурного почерка. У каждого человека свой индивидуальный почерк, есть этот почерк и при наборе на клавиатуре. Даже если кому-то стал известен пароль, то данный алгоритм позволяет выявить и устранить непрошеного гостя из системы. Все развитые страны имеют свой подобный алгоритм, но разработанный на кафедре информатики - гораздо проще и эффективнее. Еще в одном новом проекте по разработке сайта кафедры Информатики участвуют студенты третьего курса. Этот сайт «ляжет» в основу дистанционного обучения.

Нашей кафедре везет на людей. Благодаря им, их способностям, их вкладу в общее дело кафедра динамично развивается. Многие преподаватели работают сейчас в США, Германии, Канаде, Австрии, Австралии. Но почти все они по-прежнему поддерживают связь с кафедрой. И мы благодарны им. Наша главная цель - подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области информационных технологий и математики. Такая подготовка позволяет молодым специалистам не оставаться простыми кодировщиками, а быстро войти в роль постановщика задач и руководителя проектов. И в этом заслуга заведующего кафедрой Леонида Ивановича Минченко, доктора физико- математических наук, известного в международных кругах профессора. Базовая подготовка, получаемая студентами на первых курсах, позволяет им освоить ряд специальных математических дисциплин, которые преподаются на четвертом и пятом курсах. Среди них выделяется курс «Математические основы криптографии», читаемый Николаем Яковлевичем Радыно. Для студентов этот курс представляет практическую ценность, так как Николай Яковлевич непосредственно участвовал в разработке белорусского стандарта цифровой подписи. Многие, должно быть, видели в пятом корпусе объявления приглашающие на научные семинары, проводимые Николаем Яковлевичем на кафедре. Неординарный физик и математик, он совершил ряд открытий, заинтересовавших ученых всего мира. Один из его докладов назывался «О принципах полета насекомых». Тема, на первый взгляд кажущаяся несерьезной, на самом деле привлекает все большее внимание ученых, так как в ней непосредственно заинтересованы разработчики промышленных роботов и средств разведки. Николай Яковлевич предложил свою, в корне непохожую на другие, точку зрения. Одним из лучших преподавателей по результатам анкетирования прошлого учебного года назван А. Епихин, уже несколько лет работающий в Канаде. С него начинался хороший С++ и курс архитектуры вычислительных систем. Заведующий кафедрой, откуда он пришел к нам, сказал: «Вам повезло, это лучший системный программист университета». Нам действительно везет на хороших специалистов. На последнем курсе идет специализация студентов. Благодаря сотрудничеству с «Белорусбанком» на кафедре поставлен практический курс «Комплексная обработка финансовой информации». Кафедра благодарит А.Духовича, оказавшего большое содействие при постановке курса. Выпускники, прошедшие специализацию «Информационные технологии финансовых систем» имеют возможность трудоустройства в крупнейших финансовых учреждениях страны. Еще одним специализированным курсом является «Управление разработкой и продвижением программного обеспечения». Редкий курс, читаемый в коммерческих институтах, студенты «Информатики» могут прослушать бесплатно. И, конечно, они признательны Юрию Анатольевичу: «Это необычный преподаватель. К нему не только на лекции ходить, но даже экзамен сдавать интересно». Несомненно, общение с самой видной величиной байнета будет способствовать их профессиональному росту. Большое внимание уделяется на кафедре курсам по программированию. Мы благодарим Пилецкого Ивана Ивановича за профессионально поставленный курс Rational Rose, Шмидмана Алексея Михайловича, обеспечившего работу UNIX-лаборатории. К сожалению, Алексей Михайлович уже не работает на кафедре, однако работу лаборатории поддержал его бывший студент Шахов Владимир Владимирович. Теперь на кафедре читается еще и Linux - собственное увлечение Владимира Владимировича. Может быть, это самое важное. Если бывшие студенты со временем становятся преподавателями и продолжают работу тех, кто учил их, то кафедра имеет право жить и развиваться. Объединяет всех этих непохожих людей в один коллектив Ирина Адамовна Доросинец. Звонкий колокольчик ее смеха поднимает настроение независимо от количества невзгод. Именно благодаря ее усилиям на кафедре царит теплая и доброжелательная атмосфера. Обычно работники стремятся поскорее уйти с работы домой. У нас же наоборот - сотрудники стремятся пораньше придти на работу, чтобы снова встретиться.

На кафедре ведется работа над проектами контроля и диагностики средств вычислительной техники (на- учный руководитель - профессор, доктор технических наук Ярмолик Вячеслав Николаевич). Проекты включают в себя исследования и эксперименты, проодимые в области тестирования оперативно- запоминающих устройств. Так, студентки третьего курса Ольга Магалинская тестирует ОЗУ с нетрадиционной архитектурой, а Марина Каменская проводит синтез разрушающих маршевых тестов ОЗУ, похожую работу проводит Максим Буча: синтез маршевых тестов для слово-ориентированных ОЗУ вместе с . В рамках проекта осущестляется не только тестирование ОЗУ. Так, четверокурсник Денис Петроненко разрабатывает контроллер самотестирования СБИС ОЗУ. Поведение контроллера описывается на языке VHDL, затем эти данные синтезируются и используются для получения программно-логических интегральных схем. Лаборатория моделирования кафедры ПОИТ ведет работу в области систем виброметрии, связанной с вводом и цифровой обработкой сигналов. А также разрабатывает алгоритмическое и программное обеспечение функционирования данных систем вибрации, которые внедряются в реальных производствах. Многие изобретения уже используются на всех крупнейших электростанциях Беларуси. В научной работе кафедры активно участвуют студенты: Игорь Лукьянчук, Павел Парфунцев, Светлана Гончарова и другие. Но участие в подобного рода исследованиях требует изучения большого количества технической литературы, а, следовательно, большого вложения времени и знаний. К сожалению, интерес студентов к данной проблеме снижается.

А.А. Мелещенко, зам. зав. кафедрой информатики




"Моя Америка"

Каждый человек, попадая в новую для него страну, составляет о ней свое особое мнение. Отсюда и заголовок. «Моя Америка» -это та страна, которую я увидела за два месяца пребывания в ней. Америка вызвала у меня настоящий шок, который начался уже в самолете, трансатлантическом лайнере, с легкостью перелетевшим с одного берега океана в Ирландии на другой - в Бостоне. Огромные размеры самолета (раз в 10 больше нашего ТУ-134), колоссальная вместимость (400 пассажиров), современное электронное оборудование, видеосалоны - все это поразило мое воображение. Очутившись, наконец, на американской земле, я не переставала удивляться. Поражала масштабность всех здешних сооружений: дома-небоскребы, огромнейшие мосты, длиннющие тоннели, проложенные в горах, скоростные автострады. Порой не верилось, что все это - творение рук человеческих. За два месяца пребывания я нигде не увидела какой-либо катастрофы или просто неполадки. Говорят, что если в Америке и случается авария, то ее устраняют в считанные секунды. Еще бы, ведь здесь каждый служащий очень дорожит своим местом работы! Постепенно погружаясь в американскую жизнь, осознавала, что здесь все совсем не так, как я себе представляла по кинофильмам. Никакой стрельбы на улицах, никаких проституток. Да что там, не поверите, - ни одного пьяного! Оговорюсь, жили мы в районе Нью-Инглэнд, считающемся самым благополучным по части преступности. Несколько раз я побывала в Бостоне - культурной столице Америки. В нем три университета - Бостонский, Массачусетский технологический и Гарвард, много музеев, библиотек. Мне удалось поговорить с аспиранткой Бостонского университета, уроженкой Беларуси. С ее слов, уровень студентов этого университета заметно ниже, чем, скажем, на факультете прикладной математики в БГУ или в БГУИР, но зато уровень аспирантов выше. Правда, достигается это за счет эмигрантов - американцы, как правило, в аспирантуре не учатся (!). Интересная деталь - в Бостонском университете есть два качественно различных профессорских звания: одни профессора только преподают, другие ведут научные исследования. Те, которые преподают, «подрабатывают», издавая конспекты своих лекций. Стоимость такого конспекта более ста долларов. Профессора, занимающиеся наукой, получают от государства гранты на исследования. Часть денег идет в казну университета, остальными ученый распоряжается сам. Курс обучения в Бостонском университете стоит 27000 долларов за год. И это еще недорого - в других вузах (например в Гарварде) эта цена перевалила за 40000! Мне посчастливилось походить с экскурсией по Йельскому университету. Расположен он в пригороде Бостона, маленьком Нью-Хэвене и существует уже более трех столетий. Но все здания здесь выстроены заново в готическом стиле и отделаны «под старину» по специальной технологии «старения камня». По уровню подготовки выпускников университет занимает одно из ведущих мест в мире. Поступить туда очень сложно, даже за огромные деньги. Вступительных экзаменов в Америке нет вообще. Зачисление идет по итогам выпускных школьных экзаменов - очень сложных, проводимых сразу во всех школах. Талантливые дети, набравшие высокие баллы, имеют шанс быть зачисленными в «Йелл», даже если они очень бедны. Совет Университета специальным решением может освободить студента от платы за обучение и даже назначить стипендию. Но это случается крайне редко. Как правило, все платят за обучение. Можно взять кредит в банке под эту оплату, и затем, по окончании университета, в течение 5 лет его выплачивать. Но кредит дается далеко не всем. Нужно представить убедительные обоснования возможности его выплаты. Интересен «Йелл» и своими традициями. Весь университет поделен на колледжи, типа факультетов, но не по специальностям, а по землячеству. К одному колледжу относятся студенты, проживающие в одном районе Америки. Студенты каждого колледжа проживают в своем общежитии - «кампусе». Декан, как правило, выходец из тех же мест, и живет в том же «кампусе». Вечерами они собираются все вместе, беседуют, вместе проводят и праздники. Студенты 1-го года обучения обязаны жить в «кампусе». Такая система позволяет держать их под контролем и добиваться высокой работоспособности. Тех, кто не хочет много работать, быстро отчисляют. В университете учится очень много иностранцев. Особенно торжественно отмечается окончание университета. Выпускники в специальных костюмах проходят через особые ворота «градюайшен», которые открываются только раз в году. Затем все они идут к памятнику Учителю, целуют его ногу в знак благодарности за приобретенные знания. И в самом деле, уровень знаний выпускников «Йелла» очень высок. Однако уровень школьного образования в Америке оставляет желать лучшего. Конечно, есть коммерческие престижные школы, дающие хорошую подготовку. Но это - большая редкость. А в государственных, как правило, учат «чему-нибудь и как-нибудь». Например, выпускники школы после 12 лет обучения не умеют умножать числа, решать квадратные уравнения. Чему действительно учат в школах, так это - во-первых, уважению ко всему американскому (к американским традициям, американской истории), во-вторых, любви к богу и, в третьих, искусству общения. Детям объясняют с первых дней, как важно быть вежливым, деликатным, культурным, как много от этого будет зависеть и на работе, и в личной жизни. Чтобы не травмировать детей, им не ставят оценок. Успехи такого обучения налицо. Американцы на редкость открытый, вежливый и культурный народ. Они всегда и ко всем доброжелательны, предупредительны. Вас везде сопровождают добрые улыбчивые лица. Та же вежливость и доброжелательность и на автострадах. Стоит пешеходу ступить на проезжую часть, пусть даже в неположенном месте, все движение тут же замирает. Природа Америки очень красива, но не тихой красотой нашей Беларуси. Огромные озера, поросшие по краям порою непроходимыми лесами, водопады, каньоны, горы. Все очень экзотично. Много нехоженых мест, так как американцы не путешествуют пешком, а свой автомобиль ставят только в специально отведенных местах, где есть парковки. Незабываема для меня встреча с океаном: резкий воющий ветер, не позволяющий услышать слова собеседника, пронзительные крики огромных чаек и громадные светло-зеленые волны, брызгами разбивающиеся о волнорезы... Да, в Америке очень интересно жить, и очень комфортно - если, конечно, удалось найти хорошую работу. Но как же тоскуют по родине белорусы, живущие там! «Это правда, что Вы скоро едете в Минск?- спрашивали меня и получив утвердительный ответ, с завистью добавляли: Эх, как же и мне домой хочется». Ну, что ж, родных людей и родных мест никто и ничто заменить не сможет - даже в Америке.




У нас есть талант и стремление к победе

Впервые в нашем универ ситете прошел смотр-конкурс художественной самодеятельности среди студентов, сотрудников и преподавателей «Студенческая весна». Идея проведения конкурса витала давно, но воплотить ее удалось лишь в этом году. И не зря для проведения конкурса выбрали именно весну. Сама пора года будто дает новые силы участникам конкурса. Со всех факультетов собрались участники, чтобы побороться за звание лучшего и отстоять честь своего факультета. Не стали исключением и мы. Чтобы показать себя ребята самостоятельно подготовили 12 разных номеров. Среди них выступали наши «ветераны» группа Старик-Х в составе которой А. Козыревич, М. Соников, А. Лягусский, А. Юшенков. Группа исполнила композиции «Веселее», «ЖахЁ», «Лебеди в огне». Автор этих песен - А. Козыревич. Также на конкурсе можно было увидеть новый ВИА. А. Чернов и А. Преткель исполнили композицию «Простыя словы» и «Песню про мальчика Бобби», в которой они рассказали про жизнь студента Бобби, поступившего на «Информатику». А. Шибоков, П. Косенков, А.Козырев представили нашему вниманию песню группы Ария «Торреро». И не только песнями порадовали нас участники конкурса. Так А. Кочанов и его партнерша М. Радюкевич продемонстрировали латиноамериканский танец, а их друзья Д. Пикас и Е. Корнейчук исполнили «Медленный вальс». Не составило труда нашим студентам сыграть на саксофоне (А. Гаранович) , баяне (Е. Авдеенко), фортепиано, домре (А. Суховольская), балалайке (В. Гринько), и даже флейте! Весьма оригинальным было исполнение русской народной мелодии (балалайка, баян и домра). Все участники конкурса очень волновались. И хоть ребята не профессионалы, есть у них общее - талант и стремление к победе. Пожелаем им стать не только хорошими спецциалистами-профессионалами, но и в дальнейшем радовать нас своим творчеством.




Show must go on! (Шоу должно продолжаться!)

Не утихли еще страсти по «Студенческой весне 2002», а по университету «В ногу со временем» шагает КВН! А я все пишу и удивляюсь многогранным талантам нашей молодежи. Как театр начинается с вешалки, так КВН - с ведущего. Юра Гольдин был выше всяких похвал и вне конкуренции: обаятельный, находчивый, с тонким чувством юмора. Да и команды были на уровне. Ребята веселые...и находчивые... Найдут известный шлягер да споют как «Ляпис Трубецкой»: «Вот пришла весна с БГУИРа Девушки идут мимо, Но нам на них смотреть мало... Ведь пришел КВН, которого не хватало». (ФРЭ -II) А за солиста у них В.Морозов. Наш пострел и здесь поспел! Но смех - дело серьезное, а потому темы для шуток выбирают актуальные! А, главное, тактику выбрали верную: лучше самим над собой посмеяться, чем это сделают другие! Судите сами: - Если пьяница мыслит - он студент! - Конфетка «Коровка» с начинкой «Зубровка». Не отставала и команда ФРЭ-I, призывая: - Люди! Берегите воду! Нам еще водку запивать! Команда ЭФ «Эйфория» выдала: «Угол падения равен углу опьянения!». А ФКП, как группа «Любэ», проникновенно запел: «Сидим, бухаем... Вдруг стучатся «опера»...» ФТК пошел еще дальше: дали бой не только пьянству, но и наркотикам. Вы подумайте только, безобидная девчоночья группа «Пропаганда!» - и туда же! Пропагандирует, оказывается, новый вид наркотических средств - фиолетовая пудра называется. Да и мел, оказывается, белая смерть! Век живи - век учись. Вообще, хорошо шутили все: и команда ФИТиУ - «ФАУ-2», «5-й факультет» ФКСиС и даже гости - команды БГПА «Ремза» и БГАФК - «Формат». Видно, чувствовали себя как дома! Подняты были и проблемы загрязнения окружающей среды. Вот бы порадовался Гринпис! - Минская-4 со вкусом Свислочи. - Пора стирать! - сказала мама и выпустила тетю Асю из чулана. А «5-й факультет» нашел себе «приятную на ощупь работу»... Не угадали, не «клаву», а таможню! Ну что же, «Таможня дает добро!» И кто же досматривал наших гениально-оригинальных студентов? Подозреваю, что «операцией» тайно руководил шеф под кличкой «Сан-Саныч». Наверное, японский президент - Саныч-сан. И агенты у него неутомимые УВРМ во главе с Д.Ф.Кузнецовым и Е.И.Дивинской, которую КВН-щики особо поблагодарили за покровительство. Однако 1 место досталось гостям. Но, как говорится, «Платон мне друг, но истина дороже!» В очередь за победителями выстроились команды ФКСиС, ФИТиУ, ФРЭ и ЭФ. Но, честно говоря, победила дружба, смех и хорошее настроение. Я вот дала название статье «шоу должно продолжаться», а сама даже испугалась: если дело так пойдет дальше, то наш солидный БГУИР рискует превратиться в Белорусский государственный институт РАЗВЛЕЧЕНИЙ! Что же, риск - благородное дело!

Т.Н.Катульская




Экзамен - это сражение. Начинай - и выиграешь!

С началом сессии, а для кого-то и защитно-дипломной поры, нервы у студентов не выдерживают. Море кофе и сигарет, потом беспробудные «обмывания» экзаменов... В эти дни любой студент, не сомневаясь, сравнивает свое нервное напряжение с работой летчика-испытателя или пожарника. А что же делать, чтобы не «сгореть на работе», то есть во время сессии? Как выглядят экзамен и весь процесс обучения с точки зрения психолога? Этот и другие вопросы мы задали кандидату психологических наук, депутату ПП НС - Цыркун Надежде Александровне. - Как вы оцениваете сегодняшнее психологическое состояние наших студентов? - Вполне нормальная психика. Но, к сожалению, процент одарённых людей не увеличивается, а остаётся примерно постоянным - до 5%, около 30% - это люди с высокими знаниями, ещё 30% - обучаемые, у остальных трудно выявить какие- либо способности. - А как бы вы охарактеризовали процесс экзаменов с психологической точки зрения? - Вся наша жизнь - это экзамен. Экзамен - некое испытание, и к нему надо относиться, как к естественному процессу. Почему? Вот простой пример: куда бы мы не пришли, не обратились, мы всегда хотим попасть к лучшему специалисту. А какой специалист лучший? Конечно, тот, который много знает, умеет. И который умеет проявлять их в самой экстремальной ситуации. Не только экзамены по специальности, а даже обычные психологические тесты строятся таким образом, чтобы человек попадал, например, в ситуацию ограничения времени, и сами задания к концу становились всё труднее и труднее. И тогда люди говорят: «если бы у меня было больше времени, или если бы задания были легче, тогда бы я справился». Иногда даже одарённый человек в стрессовых ситуациях получает худшие результаты, чем мог бы. Но стресс - это и есть своего рода проверка для отбора самых лучших. Любой экзамен отсеивает людей. С другой стороны, для многих стрессовые ситуации - это тот случай, когда результаты улучшаются. Все великие полководцы проявляли наилучшие показатели именно в стрессовых ситуациях - там, где другие начинают давать сбой, эти люди чувствуют особое вдохновение. И если молодой человек имеет цель в жизни, то для него экзамен - это просто ступенька, просто испытания, где он ещё раз проявляет свою конкурентоспособность. Каждый человек должен закалять себя, свою психику, так же, как надо закаливать своё тело. Психика крепнет с испытаниями. Если она будет изнеженной, то человек не сможет преодолеть все трудности жизни, которые действительно могут выпасть на его долю. -Надежда Александровна, а что бы вы изменили в самом процессе обучения и сдачи экзаменов? - Во первых, я бы повысила техническую оснащенность, потому что компьютерное обучение позволит увеличить поток информации, которая пройдет через психику человека. Например, на экране компьютера можно работать с несколькими окнами, параллельно что-то записывать, при этом слушать еще что-нибудь через колонки... На мой взгляд, нужно все лекции записать на CD, и пусть студент работает сам. Противники этого, некоторые преподаватели, говорят: «Как же личное общение»? Но когда человек читает книгу, неважно, на каком носителе, он всегда общается в первую очередь с автором книги. Обучение с помощью доски и мела - это уже XVII век, даже не XIX-й. Доска плохая, мел крошится, никому ничего не видно, скорость не индивидуализирована, трудности для всех одинаковые. Поэтому я бы сделала так: сначала все учатся на компьютере по программе, которую они сами себе выбрали - базовой, ниже которой опуститься невозможно, а вот дальше - трудности варьируются в зависимости от потенциала. Вот когда такие подготовленные люди приходят в аудиторию (а в аудитории должно быть на преподавателя не 100 и не 150 студентов, а одна группа), и когда можно уже обсуждать полученную информацию, они ему будут говорить: «Я не понял вот того-то, тему такую-то». И можно сразу же давать задания на разработку проекта по какой-то теме. Это - максимальная интенсификация и отдача, тогда и экзамен будет выглядеть несколько иначе - не просто требования воспроизвести ту информацию, которую продиктовал данный преподаватель, а создание какого-то другого продукта. Я считаю, что студенты - это интеллектуальная элита нашего общества, это те люди, которые будут нас кормить в старости, потому что они должны будут работать. Для этого мы должны дать им наилучший уровень образования. - Что бы вы хотели пожелать читателям нашей рубрики? - Хочу пожелать студентам много денег, здоровья и любви, а экзамены они сдадут сами.




Сегодня мы открываем новую рубрику «Советник».

Надеемся, что она станет вашим постоянным навигатором в море мелких и крупных проблем. «Зачем студенту «Советник»?» - спросите вы. Ведь у нормального студента жизнь беззаботная - попить пива, погулять с девушками, сдать экзамены. И все по кругу. Он не бизнесмен и не президент, и даже далеко не всегда хочет им стать. Какие же тут советники? Правда, только очень наивные люди думают, что все будет идти по кругу само собой и без проблем. Реальная жизнь на каждом шагу выкидывает номера, с которыми в одиночку не справиться. Внезапная беременность или угроза отчисления, проблемы с распределением... А если, к примеру, вас «кинули» на деньги? Или начались неприятности с милицией и теперь приходится доказывать, что кого-то другого «кинули» не вы? Да и без экстремальных ситуаций вопросов, в которых хорошая консультация не помешает, хватит. Где подзаработать так, чтобы и на пиво хватило, и при этом тебя не использовали по черному? Куда сходить с девушкой, чтобы и время приятно провести и на талончик до дома осталось? Порой никак не обойтись без совета со специалистом: врачом, юристом, психологом, менеджером солидной фирмы... Да только есть ли у тебя, дорогой читатель, время и возможность в одиночку ловить этих труднодостижимых людей? Да еще заставить их заинтересоваться твоим вопросом? Тут на помощь и придет рубрика «Советник». Вам достаточно задать нам вопрос - все остальное сделаем мы. Найдем самого компетентного специалиста, убедим его ответить на все неясные вопросы. От вас требуется только одно - поставить нам задачи. Ждём ваших вопросов. Звоните 239-89-60. Мы постараемся сделать все, чтобы помочь вам в любой ситуации. Искренне ваш, ведущий рубрики Валерий Матеюк.




Скоро лето пора отдыха и отпусков

В предверии наступающего лета вопрос отдыха студентов и сотрудников не входит в число первоочередных. Всем хорошо известно, что последние десятилетия структурные учреждения типа пионерлагерей или баз отдыха стали убыточными. И наша база отдыха, к сожалению, не стала исключением. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что база отдыха функционирует только в летнее время, а остальное время она практически пустует. Вся система: домики, столовая за это время приходят в упадокВот данные за 2001 год: от реализации путевок было получено прибыли 33 млн. рублей, а затраты на ее содержание составили 34 млн. рублей. Из общей суммы затрат 7,4 млн. рублей бюджетного финансирования ушло на зарплату обслуживающего персонала базы отдыха, 6,3 млн. рублей - на поддержание базы в должном виде , 2 млн.рублей составила плата за электроэнергию. Цифры говорят сами за себя. Учитывая рост цен, предварительно можно сказать, что стоимость путевки этим летом составит 90 тысяч рублей (в прошлом году - 80 тысяч). Примерно 50% этой суммы предполагается тратить на питание отдыхающего в течение 12 дней. Чтобы снизить стоимость путевки для наших сотрудников в июне планируется предоставить базу для отдыха спортсменов. В июле и августе предполагается организовать по два заезда студентов и сотрудников уничверситета. Совсем мало времени осталось до первого заезда отддыхающих. Поэтому ремонтные работы идут полным ходом.Покрашены и приведены в надлежащий вид домики, построены места общего пользования, благоустроена территория пляжа. На «рейде» стоит в ожидании маленькая флотилия. Администрация университета подумала и о досуге на тот случай, если погода будет не очень располагать к загару и купанию. Намечены туристические маршруты, велосипедный тур и даже работа выездной библиотеки. Браславские озера - прекрасное место для отдыха и терять его, конечно, нельзя как бы трудно с финансовой точки зрения это не было.