Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N14 от 17 ноября 2006



Игры будущего
В последнее воскресенье октября популярный студенческий клуб «Скарабей» принимал у себя участников командного первенства БГУИР по компьютерным играм. Холодная и ветреная погода не стала серьезной помехой чемпионату. Участников турнира согревали уверенность в своих силах и «теплые» сценки из жизни Древнего Египта, которыми украшены стены «Скарабея». В 2005 году проходил дуэльный чемпионат вуза по игре «Quake 3». Тогда лучшим стал представитель ФКСиС. Второе место занял студент ИЭФ. «Компьютерный спорт люблю со школьной скамьи, - сказал участник чемпионата, студент 5 курса ФИТиУ Вячеслав Пумпур. А вот в командных соревнованиях участвую относительно недавно. Увлекательно двигать “персонажами”, которые отсутствуют в реальной жизни”. Виктор Кухарев (студент 4 курса ФКП), один из организаторов соревнований, отметил: «В отличие от дуэльного турнира в командном чемпионате принимают участие все желающие студенты нашего вуза (восемь дружин) и ребятам приходится согласовывать свои действия». Чемпионат прошел по «Dota allstars 3x3”- популярной карте игры “WarCraft 3». По этому виду проходят даже первенства планеты. Судил чемпионат Александр Примаченко (БГУ). В итоге, первенство выиграла дружина «Scarabey», на втором месте - команда «Minus»(общежитие №1 университета), на третьей ступени пьедестала расположилась команда общежития №2 “ЭВС”. БГУИР- ведущий вуз в области программирования и радиоэлектроники. Он должен быть на высоте в сфере киберспортивных мероприятий. К сожалению, Белорусская федерация компьютерного спорта слабо идет на контакты с представителями БГУИР. Очень жаль! Владимир Старостенко



Мы снова в нашем зале начинаем КВН!
Казалось бы, совсем недавно в актовом зале БГУИР прошел Отборочный Фестиваль Внутренней лиги КВН БГУИР сезона 2006-2007 гг., и на КВНовских просторах нашего университета должно было наступить некоторое затишье, но не тут-то было! Едва со сцены отзвучали последние шутки и ведущая попрощалась со зрителями, команды-четвертьфиналисты, фестивальные выступления которых жюри признало лучшими, приступили к подготовке очередного этапа КВНовской эстафеты, который должен состояться на этой же сцене, в этом же зале уже в конце ноября. Задача, поставленная перед командами, усложнилась. Если к Фестивалю им нужно было подготовить только один пятиминутный конкурс, то сейчас за ограниченное время (ведь на подготовку организаторы выделили чуть больше месяца) командам нужно написать 3 новых конкурса. Но при помощи и поддержке опытного редактора и КВНщиков из команды «Большая разница», для команд эта миссия выполнима, ведь отступать некуда! Надеемся, что и на четвертьфинале зал будет полон зрителей, которые придут поддержать полюбившиеся команды-участницы очередного сезона «Школы КВН» БГУИР. О Фестивале: Участвовало 10 команд (около 100 человек). В 1/4 финала Внутренней лиги КВН БГУИР сезона 2006-2007 гг. были приглашены команды: «Пряники» (сборная факультетов), «КЭФИР» (2 курс ИЭФ), «Тумба Йохансен» (ИЭФ и МТК БКС), «Кто следующий» (ФИТУ), «КреАтиV» (1 курс ФКСиС), «ПК» (средняя школа №203 г. Минска), «Максимальное ускорение» (1 курс ИЭФ) Ирина Воронец, руководитель Внутренней лиги КВН БГУИР



М. Планк и А. Эйнштейн. Новые горизонты естествознания и философии
Макс Планк является двадцать первой фигурой проводимых в БГУИР Международных чтений «Великие преобразователи естествознания». Следуя мемориальному замыслу Чтений, они посвящаются жизни и творчеству величайших умов человечества, многогранная и плодотворная деятельность которых является убедительным свидетельством нерасторжимого методологического союза философии и естествознания, их совместного целеустремленного и последовательного проникновения в глубочайшие тайны физического мира и реализации эпистемологических надежд своей эпохи. В контексте широко обсуждаемой сегодня проблемы рациональности, её возможных интерпретаций и видов, остро встает вопрос о границах научного познания, его зависимости от социокультурных условий, а также от других форм освоения мира. На рубеже XIX-XX веков эти вопросы приобрели парадигмальное значение в связи со становлением неклассической науки и философии, когда внушающая некогда доверие научная картина мира оказалась бессильной с появлением новых фундаментальных теорий – теории относительности и квантовой теории. Авторам этих величайших открытий XX века и современникам – А. Эйнштейну (1879-1954) и М. Планку (1858-1947) – по праву принадлежит титул «Великих преобразователей естествознания». Создаваемая ими новая теория физического знания о природной реальности открыла новые горизонты естествознания и философии, изменила само мышление и мировоззрение людей, заложив концептуальные основы дальнейшего диалога философии и естествознания XXI века. Введенное в 1900 году М. Планком понятие кванта энергии и, как следствие, порционность электромагнитного излучения, дало людям совершенно новое видение устройства материального мира и явилось базой нового витка развития цивилизации на Земле. По мнению Нобелевского лауреата по физике1 за 2000 год Жореса Алферова, «сегодня квантовая теория, фундамент физики, действительно торжествует во всех областях знания, зачастую даже неожиданно. Квантовая механика изменила мир, но не отменила Ньютона и классическую механику». По свидетельству современников, рождение квантовой теории (1900 г.) и теории относительности (1905 г.) ознаменовало начало новой эры – эры, потребовавшей пересмотра самих основ физической теории. Путь новаторским теоретическим концепциям прокладывали двое: Макс Карл Эрнест Людвиг Планк, профессор Берлинского университета, и Альберт Эйнштейн, технический эксперт швейцарского патентного бюро. И хотя, как отмечает А. Пайс, они были совершенно не похожи друг на друга ни по воспитанию, ни по условиям жизни, ни по темпераменту, ни по научному стилю. Их объединяла общность познавательной стратегии и духовное партнерство. Первая касалась их профессионального отношения к философии (и гносеологии, в первую очередь), вторая свидетельствовала о высоких личных качествах, о жертвенном служении научному этосу. Оба гения основательно изучали историю философии, были знакомы с трудами Платона, Конфуция, Канта, Спинозы, Юма, Милля, Маха, Авенариуса и др. Раньше других они заметили примитивность идеала позитивистов, сводящих цель науки к анализу связей между опытными фактами. Они глубоко осознавали необходимость исследования философских проблем, которые ставятся развитием физики и без решения которых ее успешное развитие невозможно. Влияние трудов крестного отца квантовой теории на философию оказался столь же значительным, как и интерес к ней. М. Планк признавался, что «с юности меня вдохновило на занятие наукой осознание того, отнюдь не самоочевидного факта, что законы нашего мышления совпадают с закономерностями, имеющими место в процессе получения впечатлений от внешнего мира, и что, следовательно, человек может судить об этих закономерностях при помощи чистого мышления. Существенно важно при этом то, что внешний мир представляет собой нечто независимое от нас…». Будучи современниками, после переезда А. Эйнштейна в Германию, Планк и Эйнштейн имели возможность лично об щаться, обсуждать научные идеи и судьбы Европы. Их обоих связывали полные драматизма личные судьбы, они были историческими очевидцами ужасов и аморализма двух мировых войн, в которых оба раза Германия потерпела сокрушительное поражение. Подводя итог краткого обзора плодотворного союза двух гениев - М. Планка и А. Эйнштейна, следует отдать должное их научному мужеству и убеждениям, позволившим каждому из них сделать концептуальный шаг вперед в построении «физической картины мира» XX века. Для Планка этот шаг означал полный разрыв с классическими представлениями об излучении. Решая проблему равновесного теплового излучения, ему пришлось совершить, как он выражался, «акт отчаяния»: ввести абсурдную с точки зрения старой физики идею квантования энергии излучающего осциллятора, физическая форма которого никак не конкретизировалась. Гипотеза Планка ознаменовала рождение квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике, а отчаянный шаг заложил фундамент новой физики и новой эпохи в познании окружающего мира. Этот шаг фактически сделал классическую физику «физикой до Планка». Многим его подход казался безумным, «.. но это безумие имело тот божественный оттенок, который привносят в науку только крупнейшие фигуры в переломный период. Это «безумие» сделало Планка, консерватора по характеру, революционером поневоле. У Планка были и образ мысли и предрассудки человека XIX столетия, и все же он пошел на первый концептуальный разрыв с прошлым, изменив тем самым весь облик физики нашего столетия, сделав ее совершенно не похожей на физику прошлого. И хотя после декабря 1900 г. было сделано много других крупных открытий, мир не видел более другой такой фигуры, как Планк». Г.И. Малыхина



Информатизация общества: квантовый аспект
Предпосылками для перехода от индустриального общества к информационному послужило значительное увеличение потоков информации. Изменение общей суммы знаний, накопленных человечеством, носило скачкообразный (квантовый) характер. К 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, а с 1990 года – практически ежегодно. В результате в обществе возникают следующие противоречия: информационное неравенство, связанное с невозможностью предоставления всем одинакового спектра информационных услуг; противоречие между глобальными и локальными проблемами, способное привести человека к потере своих корней при приобщении его к мировой цивилизации. Новые информационные технологии (ИТ) открывают простор для новой постиндустриальной эры, освобождающей человека от материальных ограничений в его повседневной жизни; противоречие между стремительным развитием знаний и возможностью их усвоения человеком. Человеческий мозг способен воспринимать и обрабатывать информацию со скоростью примерно 25 бит/сек (25 бит – это слово средней длины). За всю жизнь он может прочитать около 3 тысяч книг (в среднем по 50 страниц в день), но на каждую прочитанную страницу будет появляться 10 тысяч новых страниц, которые просто физически не освоить. Кроме того, необходимо учитывать «период полураспада знаний» - время, за которое половина сведений утрачивает свою ценность. В области высшего образования этот период составляет 7 – 10 лет, а в области компьютерных технологий - 1 год (т. е. через год половина компьютерных знаний морально устаревает). Человеку приходится все время обновлять свои знания. Из-за постоянного перенапряжения мозг вынужден оставлять только самую необходимую информацию, отбрасывая все лишнее, в том числе и многие новые знания. Рост объемов информации сопровождался перераспределением трудовых ресурсов и скачкообразным увеличением числа занятых в информационной сфере. Увеличение числа работающих в информационной сфере обуславливает квантовый характер компьютеризации различных слоев общества, а также рост числа пользователей глобальной сети Интернет. Квантовый характер носит и постоянное улучшение одной из основных характеристик компьютера – тактовой частоты микропроцессора, которая, согласно закону Мура, каждые полтора года увеличивается в два раза. Увеличение быстродействия обуславливает скачкообразный процесс смены поколений компьютеров. Таким образом, очевидно, что квантовая природа присуща всем основным составляющим информационного общества: информации, компьютеру и человеку и требует дальнейшего изучения и осмысления для обеспечения устойчивого развития человечества. Е.В. Климова



Феномены духовной синергии: негации, кумуляции, новации
Нынешние Планковские чтения предлагают обоснованный повод рассмотрения не только соотношения уровней возрастающего теоретического физического знания (что весьма обстоятельно проанализировано специалистами с использованием известного принципа соответствия), но и обсуждения более общей и актуальной проблемы происходящих изменений в духовной сфере общества вообще. В научной, философской и публицистической литературе широко используются ставшие уже во многом привычными выражения с приставкой «пост-»: посткапитализм, постсоциализм, постмодернизм и даже постчеловек. Все указанные «пост», осмысленные в терминах материалистической диалектики, свидетельствуют о фиксировании в языке глобальных процессов социального отрицания, происходящих в современном мире. Поскольку отрицания в социуме реализуются как специфические социальные действия людей, постольку применительно к разным сферам общественной жизни возможно логическое разделение составляющих тотальность социальных изменений на феномены негации, кумуляции и новации. Рассмотрим лишь специфику названных элементов глобального социального отрицания в сфере духовной синергии. Негация характеризует бездуховность; процессы, события и явления, действия людей деструктивного характера (в частности моральный, правовой, философский, религиозный, идеологический нигилизм). Кумуляция - накопление на основе преемственности и традиций исторически обусловленных позитивных духовных достижений. Это касается таких разнокачественных явлений ментальности, как социально-психологические состояния, обычаи, привычки, социальные чувства, общечеловеческие нормы поведения, эстетические образы, религиозные и достоверные объективированные в практике научные знания, утопии, жизненные идеалы и т.п. Новация –возникновение нового социального качества, образующегося как в результате социального действия при различных видах отрицания старого содержания прежних духовных воззрений, так и при собственно творческом деянии людей в духовном производстве (выдвижения перспективных идей науки, создание нового художественного образа в искусстве, гносеологический сдвиг философии, революционные политические идеи и др.). В данной связи следует отметить, что феномены духовной синергии в области философии нуждаются в понимании их специфического содержания вообще. В мировоззренческих вопросах важно учитывать взаимосвязь негации, кумуляции, новаций как в отдельных образах философской мысли, так и сопряженность философии с многими другими явлениями социальной жизни (политики, религии, морали, искусства, истории, экономики, идеологии, общественной психологии, менталитета, экологической и региональной специфики, вобщем – совокупности элементов общественного бытия и общественного сознания). Происходящие в наши дни изменения духовной жизни постсоветского общества, с общедиалектической точки зрения, представляют собой радикальное социальное отрицание, что и заключено, как уже отмечалось, в самой приставке «пост-». В этом отрицании, проявившемся буквально во всех сферах социума – в политическом устройстве, экономике, производительных силах, духовной культуре, общественной психологии и идеологии, национальном самосознании и т.д. – в полной мере обнаруживаются интересующие нас феномены негации, многообразной кумуляции и неоднозначных новаций. Это в буквальном смысле судьбоносное для страны и каждого человека социальное отрицание реализовалось и объективировалось в тотальной совокупности общественно-политических, производственных, коммуникативно-идеологических, познавательных и иного рода действиях с их собственно содержательным соотношением исследуемых нами духовных феноменов, требующих специального анализа. Ю.А. Харин



ДАЕШЬ СТУДЕНЧЕСКИЙ ДЕБЮТ!
«Студенческий дебют 2006» открыл новые таланты, объективно расставил все умения, старания и навыки по своим местам: I место – ФТК, II место – ФКП, III место - ФИТУ Студенты ФКП оправдали честь факультета! Ребята трудились, верили в победу и ждали! И вот, 1 ноября они показали, на что способны! Зрителям, и членам жюри открылись новые таланты в мастерстве танца, пения, юмористического артистизма! Надо сказать, что участие в «Студенческом дебюте 2006» сопровождалось не только спортивным интересом и желанием победить, но и достаточно большой материальной компенсацией! 500 тыс. рублей могут стать серьёзным стимулом для будущих студентов ФКП, которые наверняка выиграют студдебют в следующем году! Студенты постарались донести до каждого, что все в жизни меняется, но есть нечто, что через годы, века и столетия остается неизменным – наш дом, наша любовь к родителям, наша Родина! И ребята справились со своей задачей. Ведь каждый из присутствующих осознал всю широту показанного на сцене, нашел сходство с собой, искренне от души посмеялся. Второе место – это не окончательная победа, это золотая серединка, самая уютная позиция в общем зачете, предрасполагающая и стимулирующая к абсолютной победе в этом конкурсе!!! Огромную благодарность за проведение праздника хочется выразить зам. декана ФКП – С. К. Дику, декану ФКП – А. В. Буднику, Екатерине Стригоцкой, Светлане Шамко, Артему Лихачеву, Илье Башневу, Кириллу Алехину, а также тем отважным молодым юношам и девушкам, которые не побоялись выйти на сцену, рискнули и заняли второе место! Молодцы, так держать!!! Екатерина Свирская, ФКП, гр.610201



 
Подготовка к «Студенческому дебюту» – задача сложная, но выполнимая. Пятнадцать номеров для конкурса – очень много, ведь все еще плохо знают друг друга, да и времени на подготовку мало. Новоиспеченным студентам приходится нелегко. Но самые стойкие все преодолевают и приходят на репетиции. Конечно, без помощи старшекурсников не обходится: составление программы, написание сценария, постановка номеров, подготовка декораций. Однако проблема в другом: время для репетиций далеко не всегда подходит первокурсникам. Актовый зал и фойе свободны в основном в первой половине дня, а занятия заканчиваются только в 15.00. Вторая проблема –мало костюмов и совсем нет обуви для выступлений. Поэтому приходится делать костюмы из всевозможных подручных материалов, танцевать в носках. А это заметно снижает зрелищность номеров. (Мы были бы очень рады, если бы руководство университета помогло студенческому клубу с приобретением костюмов и обуви.) Хотелось бы, чтобы студенческий клуб искал новые формы выявления талантливой молодежи. Ведь зачастую конкурс превращается в «Бородинскую битву» между факультетами, что очень сильно разобщает. Все это сказывается на взаимоотношениях студентов разных факультетов. Но как бы ни было тяжело, мы справляемся, ведь важна конечная цель - дать возможность первокурсникам проявить таланты, попробовать и показать себя на сцене университета. В день проведения концерта ФИТиУ состоялось торжественное посвящение первокурсников в наш танцевальный ансамбль «Максима». Всем первокурсникам ФИТиУ ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Ксения Шостак, культорг ФИТУ



ДАЕШЬ ДЕБЮТ... ЗА ТРИ ДНЯ!!!
Вы когда-нибудь пробовали сделать из ничего хоть что-нибудь??? Нет??? Вам повезло, ибо занятие, надо сказать, весьма нервное и неблагодарное…Ну да обо всем по порядку. Был теплый осенний день, и ничего не предвещало беды, когда заместитель и помощники культорга инженерно-экономического факультета пришли проводить организационное собрание первокурсников по поводу предстоящего фестиваля «Студенческий дебют 2006»…Придти-то они пришли, но вчетвером сидеть им было как-то неуютно…Время тянулось медленно… После тяжелого пятнадцатиминутного ожидания набралось человек 10 первокурсников… Тоже негусто…Итого: пара танцоров, не танцевавших уже лет …цать, пара певцов, без единой минусовки, пара пришедших просто в качестве группы поддержки… Но, времени было еще много, до выступления целый месяц. Только день факультета прошел, креативные идеи по прежнему не фонтанировали, первый курс все репетиции продолжал посещать в количестве, не превышающем 5-7 человек, а «Дебют» упрямо приближался! Вот и пришлось культоргу мобилизовать в порядке военной тревоги свою гениальную мини-команду мозгов - штурмовиков (в количестве 2 человек! +сама культорг!), кряхтя, взвалить на себя всю ранее отданную заму ответственность и, абсолютно ударными темпами за три дня сгенерировать сценки актерам, поставить танцы танцорам, найти минусовки певцам и скачать из интернета ноты музыкантам… А потом со всем этим добром провести все выходные в общежицкой игровой комнате (вот тут спасибо заму! Без нее не было бы у нас такой возможности!), пытаясь отработать, прорепетировать, доделать и почистить… Тяжелое было времечко!…Но ребята, те, в сумме, восемнадцать отчаянных первокурсников все-таки пришедших отдуваться за весь свой факультет держались молодцом! Не жаловались, не ныли, старались делать все по максимуму! Особенно досталось молодым людям, которых было всего четверо (зато каких!!!), поэтому участвовали они в 13 номерах из 15, и девушкам – танцовщицам, синяков было море!!! А еще мобилизовался второй курс! Старались, правда, в последний момент, помочь «малышам». Благодаря им на выступлении ИЭФа, впервые за последние годы было классное освещение и не было заминок со звуком! И мы выступили! Первыми! Почти без накладок! Нет, конечно, были номера неудачные, у кого их не бывает, были помарки и недочеты, потому что все мы несовершенны, но, в общем и целом, я считаю, мы выступили нормально! Не отлично и даже не хорошо, но нормально! И первый курс своим выступлением удовлетворен, а отдельными номерами даже доволен, довольна и я, с чем и ушла! Антонина Рутковская, ИЭФ, гр. 372303



Рецепт победы
Дамы и господа! Я собрал вас здесь, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: ФТК занял первое место на студенческом дебюте. Поэтому на повестке дня только один вопрос «Как факультет, давно уже не показывавший первых результатов, где бы то ни было, смог нанести всем такое оглушительное, в рамках университета, поражение». Новая кровь влилась в ФТК. А мы расслабились ….. Что вы говорите, мы были во всеоружии, а ФТК придумал сценарий за полчаса до концерта. Знаете что, тогда я преклоняюсь перед таким экспромтом. Это талант! На юмор давили, говорите? Не согласен. Можно даже рецепт успеха составить: взять большую кастрюлю, в нее налить злободневную историю о студенте, который не сдал химию и взывает к «Халяве», дать постоять на огне минут 15. Затем добавить 200 граммов мелко нарезанных зажигательных танцев. И, аккуратно помешивая, долить сироп из красивых лирических песен. Довести до кипения. Потом обжарить в оливковом масле инструментальную музыку в исполнении первокурсников. И добавить в уже вскипевший бульон. Для пикантности желательно капнуть немного опыта старшекурсников и щепотку сумасшедшего попурри по вкусу. Все, блюдо ФТК готово. Подавать членам жюри горячим и в желтой посуде. А вы говорите, на юмор давили. Все сбалансировано, девушка. И юмора было как раз столько, сколько нужно было для победы. Теперь вы поняли, какие серьезные конкуренты у нас появились. То - то же. Поэтому давайте честно скажем, что у нас не получилось… А вообще-то все участники студенческого дебюта молодцы. У каждого была своя изюминка, и каждый имел все шансы на победу. Ну а пока – чемпион ФТК. Сергей Шаколо, ФТК, гр.661401



Накануне дебюта (из Дневника первокурсника)
За месяц до… Ура! Наконец-то есть сцена. Каждый уже представлял себя перед залом заполненным людьми. Репетиции не заставили ждать. Однако по началу это больше походило на клуб знакомств по интересам. Руководители мероприятия смотрели на нас с улыбкой, но не забывали «подгонять» нас. Каждая репетиция была и адом, и раем одновременно. Это была работа до пота и боли в руках. Постоянные отработки танцев, движений. Все сопровождалось шутками, общением и готовностью поддержать друг друга. И глаза наши светились радостью и счастьем. Последний день перед выступлением… Стоило лишь присесть, и глаза закрывались, тело обмякало, и ты проваливался в блаженный сон, пока не раздавался очередной крик. Вскакиваешь, не понимая где и что. Кто-то уже давно спал в кресле актового зала, но не уходил. И все равно мы были единой командой, несмотря на то, что в чьих-то глазах была растерянность, а в чьих-то чуть-чуть страх перед сценой. Но у большинства - живой азарт и жажда славы. В день концерта… Следующим утром я уже привычным образом взял инструмент в руки и отправился на генеральную репетицию. Я чувствовал в себе силы, был готов выстрелить как пуля, ждущая своего часа. Генеральная репетиция прошла на ура. Мы были готовы ко всему. Поднявшись на сцену, я забыл обо всем. Я больше не студент, я - стражник дивного царства. А рядом со мной - странники, гадалки, шуты… А потом я нес флаг. Нес сквозь весь зал. Люди расступались передо мной, и меня распирала гордость за мой Факультет. FAngel13 Юра Рахуба, ФКСиС, гр. 651003



Важен голос каждого
Узнать друг друга лучше всегда можно через планы и мечты. Именно поэтому встречи ректора нашего вуза со студентами-первокурсниками традиционно проходят в свободном формате. В этом учебном году они состоялись на ФТК, военном факультете, ФКСиС, ФРЭ и ИЭФ. Кроме студентов и ректора в них приняли активное участие деканы, кураторы студенческих групп, преподаватели, заведующие кафедрами. Ряд вопросов, которые интересовали присутствующих, касались адаптации недавних выпускников школ республики в атмосферу вузовской среды. Деканы были единодушны в том, что в этом году вуз пополнился студентами с высоким уровнем подготовки. От них ждут хороших результатов в учебе, общественной и культурной жизни университета. Конечно, первокурснику сложно сразу адаптироваться. И главный помощник в этом процессе, — подчеркнул ректор, — деканат. Затем М. П. Батура ответил на многочисленные вопросы студентов. Конечно, среди первых был финансовый: «Стипендия студента нашего университета меньше чем в БНТУ. Планируют ли ее повысить?» Отвечая на этот вопрос, ректор объяснил: «Мы разные вузы по статусу. Впрочем, у БГУИР есть хорошие перспективы. О росте популярности вуза свидетельствует ежегодное увеличение числа студентов, наши специальности востребованы во всех сферах народного хозяйства республики. Теперь дело за признанием БГУИР ведущим вузом в национальной системе образования. А это во многом зависит и от успеваемости самих студентов». Обстоятельно и по-деловому ответил Михаил Павлович и на другие вопросы, волнующие студенческую аудиторию: рассказал о скором начале строительства комплекса (жилой дом и общежитие) недалеко от общежития № 2. Остроту жилищной проблемы студентов поможет снять и разрабатываемый сегодня на государственном уровне проект строительства студенческой деревни, где БГУИР будет выделено около 2000 мест. На вопрос о ремонте общежитий М. П. Батура ответил, что в стадии завершения разработка проектно- сметной документации по общежитию № 2. Ремонтные работы запланированы на 2007 - 2008 год. Ректора присутствующие в зале слушали с особым вниманием. Ведь каждое слово руководителя университета для них руководство к действию. Михаил Павлович отметил, что прямое общение со студентами дает положительный эффект. Он подчеркнул, что важно в полной мере использовать возможности, предоставляемые университетом (ресурсы электронной библиотеки, спортивную базу и др.), что позволит молодежи реализовать свой потенциал. Среди наиболее интересных вопросов — перспективы распределения выпускников университета в коммерческие структуры Парка высоких технологий. Ректор не скрывал, что самых талантливых мы стараемся оставлять в родной «альма-матер», создаем условия, чтобы их способности раскрывались именно у нас. И если еще в недавнем прошлом этого не было, то сейчас у нас работает много высококвалифицированных молодых специалистов. Также распределяем выпускников университета на бюджетные предприятия страны, на предприятия различных форм собственности, которые имеют договора с БГУИР. Раскрыть свои таланты студенты могут и при помощи международных связей университета: сейчас у нас тесные контакты со многими университетами Германии. Наши студенты там частые гости — 5-7 человек ежегодно выезжают для продолжения обучения. Для этого необходим достаточно высокий уровень знаний иностранного языка. Сегодня БГУИР плодотворно сотрудничает со многими вузами зарубежных стран. С уверенностью можно констатировать: мы признаны на международной арене. Ответил он и на личный вопрос о том, как проводит досуг: « Я располагаю малым количеством свободного времени. А когда оно появляется, встречаюсь с друзьями, хожу в бассейн, посещаю театр». Рассказал М. П. Батура о повышении статуса университета: к концу осени будет подготовлен проект концепции реорганизации БГУИР в образовательно - научно - инновационный комплекс в сфере высоких технологий. Планируется открыть четыре научно- исследовательских института. Возможно, на базе университета будет организовано и специальное конструкторское бюро, и опытное производство. В этом комплексе все студенты, включая и первокурсников, будут привлечены к научному творчеству. Поделился М.П. Батура с присутствующими и своими мыслями о поездках студентов за рубеж, призвав их внимательно изучать предлагаемые условия выезда в дальние страны. По его мнению, достойной альтернативой летнего заработка может стать стройотрядовское движение внутри страны. На прощание М.П. Батура пожелал первокурсникам удачно сдать сессию, чаще посещать электронную библиотеку, спортивные секции, коллективы художественной самодеятельности — они оставят самые приятные впечатления от учебы в университете на долгие годы.  



Пригласительный билет
23 – 24 ноября 2006 г. в БГУИР будут проходить XXI Международные чтения «Великие преобразователи естествознания: Макс Планк». Открытие конференции состоится 23 ноября 2006 года в 15.00 в ауд.209 (корпус 4). Будут работать 3 секции: Секция 1. Философско-методологические проблемы современного естествознания и математики Секция 2. Идея кванта в современной науке и технике Секция 3. Человек в условиях современной цивилизации. Подсекция «Молодежь - будущее науки». Для участия в конференции поступили материалы от 143 авторов из Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации, Словакии, Норвегии, Кыргызстана. Приглашаем Вас принять участие в чтениях. Оргкомитет



МАКС КАРЛ ЭРНСТ ЛЮДВИГ ПЛАНК (1858-1947)
Немецкий физик Макс Карл Эрнст Людвиг Планк родился в 1858 году в Киле. В 1867 г. семья переехала в Мюнхен, и там Планк поступил в Королевскую Максимильановскую классическую гимназию. По окончании гимназии в 1874 году он отдал предпочтение физике. В течение трех лет Планк изучал математику и физику в Мюнхенском и год - в Берлинском университетах. Ученую степень доктора Макс Планк получил в 1879 г., защитив в Мюнхенском университете диссертацию о втором начале термодинамики. В 1888 г. он стал адъюнкт-профессором Берлинского университета и директором Института теоретической физики (пост директора был создан специально для него). Полным (действительным) профессором он стал в 1892 году. С 1896 г. Макс Планк заинтересовался проблемами теплового излучения тел. Любое тело, содержащее тепло, испускает электромагнитное излучение. Введенная Планком гипотеза ознаменовала рождение квантовой теории, совершившей подлинную революцию в физике. Его новая теория включала в себя, помимо постоянной Планка, и другие фундаментальные величины, такие как скорость света и число, известное под названием постоянной Больцмана. В 1919 г. Макс Планк был удостоен Нобелевской премии по физике за 1918 год. Как человек сложившихся взглядов и религиозных убеждений, да и просто как справедливый человек, Планк после прихода в 1933 г. Гитлера к власти продолжал служить в различных германских ученых обществах, в надежде сохранить хоть какую-то долю от немецкой науки и просвещения от полного уничтожения. Скончался Макс Планк в Геттингене 4 октября 1947 г., за шесть месяцев до своего 90-летия. На его могильной плате выбиты только имя и фамилия, и численное значение постоянной Планка. Подобно Бору и Эйнштейну, Планк глубоко интересовался философскими проблемами, связанными с причинностью, этикой и свободой воли. После окончания Второй мировой войны Общество фундаментальных наук кайзера Вильгельма было переименовано в Общество Макса Планка.  



СКОрая помощь для студентов
23 октября 2006 года – день создания на ФИТиУ уникальной студенческой организации – Совета по качеству образования (СКО). Как!? Вы еще не знаете, что это за организация? СКО – это что-то вроде СКОрой помощи для студента. СКО органично вписался в органы студенческого самоуправления факультета. Структура СКО включает ряд комиссий: это и информационная, и комиссия по контролю качества образования, и правовая комиссия, и, наконец, учебно-методическая. Все эти комиссии, а еще многочисленные председатели, зам. председателя, зам. зам. председателя….и многие другие трудятся над тем, чтобы наше с вами образование стало по-настоящему качественным, чтобы не пришлось нанимать репетиторов, чтобы не нужно было просить дополнительных занятий, и, наконец, чтобы наша учеба была еще и интересной! Уже сейчас на факультете действует уникальный проект «Профессионал». Здесь студенты сами проводят занятия по дисциплинам, которые наиболее интересны студентам. Причем, это не обязательно те, которые включены в программу. На наши вопросы о деятельности студенческого Совета отвечал его председатель Анатолий Бондюк (гр. 421703). - Каковы цели и задачи студенческого Совета по качеству образования? - Совет только начал свою работу, в связи с этим на нас лежит большая ответственность по обеспечению качества образования на ФИТиУ. Основные цели и задачи изложены в Положении, но лично я выделил бы защиту прав обучающихся (студентов и магистрантов) на получение качественного образования. Вы также можете обратиться в Совет с обоснованными предложениями по организации учебной и научно-исследовательской деятельности на факультете. И, конечно, важнейшая задача — это обеспечение посещаемости занятий студентами всех курсов, мониторинг студенческой среды, выявление причин пропуска занятий. - А если при сдаче экзамена возник спорный вопрос, можно ли обратиться в Совет? - Конечно. Право на обращение в Совет для защиты своих прав и интересов имеет любой обучающийся. Жалобы должны быть аргументированы и поданы в Совет в письменном виде. Возможны также обращения в Совет в устной форме по всем вопросам, касающимся качества образования. Обращения рассматриваются в 20-дневный срок. - Каким образом можно обратиться в Совет по качеству образования? - Вы всегда можете обратиться к представителям на своем потоке. Подробнее о начале работы будет сообщено дополнительно на стенде факультета. СКО при поддержке деканата, студсовета объявляет конкурсы, дает предложения декану на поощрение студентов за хорошую учебу, помогает получать качественные знания в университете, а не за его пределами. Совет по качеству образования ФИТиУ



Народному духовому оркестру
В университете торжественные мероприятия всегда проходят на высоком организационном уровне. И первую скрипку на них играет наш народный духовой оркестр. 9 ноября. поздравить оркестрантов с юбилеем пришли представители отдела культуры Советского райисполкома города Минска, директор управления культуры БНТУ. Первый проректор БГУИР А. Н. Осипов и проректор по учебной работе А.А. Хмыль вручили виновникам торжества грамоты и премии. А подарком стало выступление коллективов художественной самодеятельности нашего университета и БНТУ. Владимир Старостенко



Притяжение «Скарабея»
Заслуженной популярностью у студентов, проживающих в общежитии №2, пользуется компьютерный клуб «Скарабей». Оригинален и зал, в котором он разместился. На стенах - картины из жизни Древнего Египта. Двери «Скарабея»- открыты для всех. Частые гости там - школьники. Играют в компьютерные игры, заглядывают в Интернет... Студенты БГУИР тоже любят игры, но большую часть времени занимаются поиском полезной и нужной информации. Представителям вуза, компьютерные игры доступны за 800 рублей, а пользование Интернетом - 1400 рублей (1 час). «Человеку с улицы» это удовольствие обходится соответственно в 1000 и 1500 рублей. Не у каждого студента есть персональный компьютер и клуб то место, где восполняют «пробел». Ребята, проживающие в общежитии, организовали курсы и теперь нет отбоя от желающих освоить азы техники владения «чудом нашего времени». Руководит работой «Скарабея» Д.А. Пашковский. Популярность клуба свидетельствует об умении студентов университета устраивать «массовое общение» с виртуальным миром.