Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N14 от 1 июня 2005



 
16 мая 2005 года ректору университета Михаилу Павловичу Батуре исполнилось 55 лет. 55 ступенек восхождения на высоту научной, человеческой, моральной зрелости. 55 ступенек к признанию в обществе, государстве. 55 ступенек к самому себе – мудрому человеку и авторитетному руководителю. Отнюдь не легким было это восхождение. И не только потому, что легких дорог не бывает. По-настоящему умные люди знают не только латинское изречение «Doctorina est fructus dulcis radicis amarae» (ученость – сладкий плод горького корня), но и то, что чем тяжелей путь, тем больше гордости за то, что пройден он достойно. И даже мозаичные штрихи биографии бело русского ученого в области системного анализа, управления и обработки информации в технических и организационных системах, доктора технических наук, профессора, академика Белорусской инженерной академии Михаила Павловича Батуры свидетельствуют о его необычайной целеустремленности и работоспособности не только в научной, но и образовательной деятельности нашего университета, который, отпраздновав свой 40-летний юбилей, во многом именно благодаря его усилиям, наполняет новыми идеями национальные информационно-технические просторы. Михаил Павлович родился в 1950 году – и эта цифра 5, заложенная в самой дате его рождения, стала для него, судя исключительно по достижениям, своеобразной путеводной звездой, символом стремления к успеху. Везде – в школе, армии, будучи студентом – Михаил Павлович был отличником. Поступив в 1970 году тогда еще в Минский радиотехнический институт, вряд ли мог предвидеть, что именно этот вуз станет для него центром приложения трудолюбия на благо обществу – местом учебы и работы, профессионального признания, научного роста и успехов. Михаил Павлович действительно один из немногих руководителей, прошедших в одном учебном заведении весь путь – от студента до ректора. И празднуя в 2005 году 55-летний юбилей зрелой личности, он одновременно празднует и 30-летие своей научной деятельности. И неправда, что легко объять необъятное. Потому что все равно за значимыми и красивыми датами скрываются годы напряженной работы, состоящие отнюдь не из 8-ми часовых рабочих дней… Именно во время ректорства Михаила Павловича БГУИР значительно расширил спектр новых специальностей, востребованных временем и обществом (медкомиссия), стал наращивать усилия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, проводить работу по комплексной информатизации учебного процесса и управления вузом, увеличил объем фундаментальных исследований и отраслевых программ, а по числу и объему зарубежных контрактов даже вышел на лидирующее место среди вузов и научных организаций республики! Конечно, это далеко не полный перечень достижений вуза, деятельностью которого Михаил Павлович Батура руководит пятый(!) год. И это очень здорово, что ему, как руководителю, неведом страх перед понятием «впервые». И очень много достижений и у Михаила Павловича, и у родного ему университета пока только впереди! С юбилеями Вас!  



 
Великая Отечественная война вошла в судьбу нашего народа, как жестокая и разрушительная сила, круто повернувшая течение всей жизни. Алексея Васильевича Рязанова, тогда студента третьекурсника, она застала врасплох. Но уже 28 июня – он курсант артиллерийского училища. Осенью 41-го враг рвался к Москве, дальше отступать было нельзя. Но, несмотря на трагизм положения, 7 ноября на Красной площади состоялся парад войск. В нем принял участие и Алеша Рязанов, оттуда — прямо на фронт. К началу 42-го враг был отброшен от Москвы. Это означало крах плана «молниеносной войны». Свою лепту в разгром врага внес и молодой командир батареи боевой ракетной установки (легендарная «катюша») Алексей Рязанов. Его военная биография тесно связана с переломными событиями Великой Отечественной войны. Осенью 42-го судьба страны решалась в районе Сталинграда, где развернулись кровопролитные бои. Свою первую награду – медаль «За отвагу» А.В.Рязанов получил именно там. 19 ноября мощная артиллерийская подготовка, в которой участвовала батарея А.В.Рязанова, возвестила о контрнаступлении советских войск. Враг был окружен и разбит. Это стало коренным переломом в Великой Отечественной войне, который был закреплен окончательно в июле 43-го в наступательной операции в районе Курска, где отличилась и батарея А.Рязанова. Наступил год 1944, принесший освобождение нашей многострадальной белорусской земле. Алексей Рязанов участвовал в освобождении Витебска, Полоцка, Бреста… Затем была Польша, Пруссия и, наконец, Берлин, флаг над рейхстагом, капитуляция фашистской Германии и такая долгожданная, выстраданная Победа. Затаив дыхание, слушали наши студенты яркий и эмоциональный рассказ генерала. Восхищала сила, мужество, благородство тех, кто сражался за Родину. А затем посыпались вопросы: Что представляла собой «катюша»? Хватало ли вооружения? Где ночевали и во что были одеты зимой? Как относится генерал к современной молодежи? — Хорошая у нас молодежь, общительная, разносторонне образованная. Я горжусь вами,— искренне заметил генерал. Благодаря таким встречам осознаешь, что Отечественная война не такая уж далекая история. Эта война касается каждого из нас. Отголоски ее событий навечно останутся в нашей памяти. Прошло 60 лет... Но времени не под силу вытеснить из памяти лихолетье войны, живого ощущения событий. Сохранить это, передать потомкам – наш долг. В университете прошли встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Одну из них с генерал-майором А.В.Рязановым организовал ФИТиУ.  



Самоуправление – путь в будущее
Современный вуз невозможно представить без инициативного и творческого студента, готового к самостоятельному решению самых сложных проблем. Поэтому самоуправление, как новая форма студенческой жизни, особенно актуальна в контексте сегодняшнего дня. Недавно в университете состоялся семинар с участием руководства вуза и представителей студенческого самоуправления. С каждым годом все больше студентов включаются в различные формы управления учебно-воспитательным процессом. Уже полторы тысячи студентов БГУИР тесно взаимодействуют с администрацией университета, обеспечивают повышение эффективности работ в вузе. На прошедшем семинаре определили, что значит студенческое самоуправление, обозначили проблемы и задачи, наметили пути совершенствования. В БГУИР ежегодно открываются новые специальности, обновляется материально-техническая база, улучшаются социально-бытовые условия жизни. Большое внимание уделяется развитию творчества и здорового образа жизни. И, конечно, без вовлечения молодежи в созидательную деятельность, без использования ее творческого потенциала и активного участия в управлении, наше движение вперед не будет эффективным. Студенческое самоуправление — особая форма общественной деятельности по управлению жизнью студколлектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Оно – неотъемлемый элемент общей системы управления университетом. Студенческое самоуправление занимает особое место в формировании социально зрелой личности. Его основной целью является вовлечение молодежи университета в процессы принятия решений. «Перед университетом стоит задача подготовить не только высокопрофессионального специалиста, но и гармонично развитую интеллектуальную личность, патриота и гражданина Беларуси. Правда, мы пока не можем сказать, что у нас эффективно функционирует система студенческого самоуправления, в которой каждое подразделение четко выполняет свои функции. Слабо развито студенческое самоуправление в студгруппе», — отметил А.А.Хмыль. А ведь многие студенческие проблемы могут и должны решаться именно в группе и через нее. Самоуправление помогает студенту осознать себя целеустремленной личностью, членом коллектива, стремящегося в будущее. Владимир Старостенко



Технология общения
Факультет телекоммуникаций уже почти 25 лет занимается созданием и совершенствованием средств коммуникаций, так прочно вошедших в нашу жизнь. Радио, телевидение, сотовая связь, факсы… Чего греха таить, они часто заменяют нам живое человеческое общение. Однако самая доступная форма его — разговор. Обмен информацией — важнейшее требование для того, чтобы он состоялся, главное условие взаимопонимания. К организации традиционной встречи ректора со студентами и сотрудниками руководство ФТК подошло серьезно, максимально оптимизировав ее проведение. Заранее провели опрос, составив перечень вопросов и проблем, актуальных для коллектива университета, что позволило рационально распорядиться временем. В диалоге руководства университета и студентов мастерски сочетались его информационные и проблемные стороны. Нашлось время и для шуток. *Естественное желание человека быть востребованным в обществе, иметь престижную работу напрямую зависит от качества образования. Отвечает ли оно у нас этому критерию? Несколько конкретных примеров, приведенных ректором, лучшее тому подтверждение: отделы кредитования в «Приорбанке», «Беларусбанке», возглавляют наши выпускники. Одним из показателей престижности образования является признание его диплома за рубежом. А каково отношение к нашему документу? Он безоговорочно признается в странах СНГ, а после определенных юридических процедур и в странах дальнего зарубежья. Почему распределение у нас происходит в бюджетные организации?, — задали вопрос студенты. Ответ очевиден — именно государство оплачивает учебу студентов, а доля частного сектора экономики — не основная в пополнении бюджета. *Качество жизни… Понятие с которым мы все чаще ассоциируем наше благосостояние, где, например, автомобиль, прежде всего, средство передвижения. Создание парковки – не самая первоочередная задача университета. Но если появилась возможность, почему не реализовать ее? Так рассудило руководство университета и в план реконструкции нашей спортивной базы заложили проект автостоянки. Много вопросов на встрече касалось совершенствования спортивной жизни университета. Наверное, сказалось влияние кафедр физвоспитания и спортивного совершенствования, закрепленных за факультетом. Перспектива развития спорта у нас хорошая, но всегда хочется большего. И вполне понятно желание студентов заниматься легкой атлетикой в специальном зале. Но, как с сожалением отметил ректор, из-за огромной стоимости, сегодня этот проект только мечта. Пока. *Атмосферу сложных проблем на встрече разрядили забавные вопросы. Не зря говорят, в каждой шутке есть доля шутки. Вопрос, каково отношение ректора к тому, что некоторые студентки приходят на занятия в одежде, не закрывающей нижнюю часть живота, развеселил присутствующих. Конечно, можно было бы прочитать лекцию о том, что одеваться к месту и времени — показатель воспитанности человека, или с иронией заметить, что модный нынче танец «живота» не совсем подходит для университетских аудиторий. Но, по большому счету, это дело вкуса, о котором, как известно, не спорят, но плохой вкус — бесспорен. *Прозвучал на встрече и извечный вопрос, куда уходят деньги, в частности, студентов-платников? Красноречивее всяких расчетов стало приглашение ректором студента, задавшего вопрос, на ближайший Совет университета, где с отчетным докладом выступила главный бухгалтер БГУИР. *К экономии энергоресурсов, как оказалось, наши студенты подходят очень серьезно, просчитав, что использование свч-печей в общежитиях гораздо экономичнее. Так почему же руководство студгородка запрещает использование этой энергосберегающей, по мнению студентов, техники? Возможно, есть веские причины, тогда почему их не довести до сведения студентов? Противопожарная сигнализация — необходимый элемент любого жилого помещения. Но студенты общежития №2 недоумевают: почему же она срабатывает несколько раз в день. Поговорка «повторение — мать учения», в этом случае неуместна. *Диалог дает очень много, если он идет целенаправленно, по существу, но при этом достаточно гибко и легко, так, как на состоявшейся встрече. Несомненно, она принесет в будущем свои плоды. И уже сегодня — это сближение и взаимопонимание. Татьяна Катульская



 
Студенческий спорт – уникальное явление. Он помогает будущей элите стать крепкой и здоровой. Отсюда и столько внимания к соревнованиям между вузами. Участвует в них много представителей и «большого» спорта. Белорусское студенчество с самой лучшей стороны показывает себя на крупных международных соревнованиях по каратэ, легкой атлетике, борьбе… В конце мая под сводами футбольного манежа на открытие Универсиады собрались представители 38 вузов страны, присутствовали официальные лица, известные спортсмены. Мероприятие прошло торжественно и интересно. Представители Министерства образования республики вручили ценные подарки, призы и кубки победителям соревнований Универсиады прошлого года. На тех соревнованиях представители БГУИР заняли 3 место, а это лучшее свидетельство хорошей работы кафедры физвоспитания, которую возглавляет профессор Николай Яковлевич Петров. Во время открытия Универсиады прозвучали теплые слова в адрес спортсменов-студентов. Им пожелали и в дальнейшем совершенствовать свое спортивное мастерство и делать все возможное для процветания белорусского спорта. Для этого в стране созданы все необходимые условия. В каждом вузе есть хорошая спортивная база, тренеры-педагоги... Есть и талантливая молодежь, способная показывать высокие результаты, радуя как своих болельщиков, так и всю спортивную общественность страны. Интересной и запоминающейся оказалась и культурная часть открытия Универсиады. Выступили коллективы художественной самодеятельности, гимнасты... За всем этим студенты увлеченно наблюдали. И торжество стоило того! Оно стало настоящим праздником молодости и спорта, красоты и здорового образа жизни. А это так необходимо современной молодежи, которая уверенно смотрит в завтрашний день. На соревнованиях студенты БГУИР не подведут. У нас много одаренной спортивной молодежи, которая и продемонстрирует свое мастерство на Универсиаде этого года. Наблюдать за соревнованиями студентов необычайно интересно. Сплав здоровья, молодости и отменной физической подготовки впечатляют. А еще Универсиада — хорший пропагандист здорового образа жизни. Каждый год, благодаря этим соревнованиям, все больше студентов приобщаются к спорту— хорошему и полезному увлечению, так необходимому для уверенности в себе. Владимир Старостенко



 
В Штутгарте (Германия) произошло примечательное событие. Открылась образовательная ярмарка “Didacta 2005”. На ней были представлены почти все страны Европы. И Беларусь — не исключение. 32 представителя ведущих вузов, колледжей и профессионально-технических образовательных учреждений Минска и области были включены в состав делегации. Один из её участников — декан факультета информационных технологий и управления —Бусько Виталий Леонидович согласился поделиться своими впечатлениями … — С какой целью была организована эта выставка? — С развитием технологий школа модернизируется, приспосабливается к установившимся стандартам — это и стало основной тематикой «Didacta 2005». «Форум образования» создавался именно для ознакомления педагогов с новыми методами обучения, с новыми идеями, актуальными моделями и проектами. — Какие отличительные черты выставки Вы бы отметили? — Во-первых, хотелось бы выделить такую особенность, как единая неразрывная система образования, которая была представлена 4-мя уровнями: дошкольное образование, школа , высшая школа и последипломное образование-повышение квалификации. Посетителям был представлен увлекательный ярмарочный этаж, посвященный учебной работе с детьми, молодыми людьми и взрослыми. Проводились форумы, совещания об эффективности проведения занятий с использованием DVD, СD-ROM и фильмов. Особое внимание было уделено детям младшего дошкольного возраста. Хотя вся жизнь — это непрекращающийся учебный процесс, но основные знания человек постигает в первые годы жизни. Именно поэтому несколько ярмарочных залов “Didacta 2005“ посвящены игровому обучению в детском саду. Во-вторых, удивило техническое обеспечение средств обучения. Были представлены разнообразные экспонаты , установки, приборы, посвященные таким сферам, как автомобилестроение и машиностроение, электротехника и электронная обработка данных и др. Одно из характерных свойств которых — мобильность. Так, например, химическая лаборатория в течение 40 минут преобразуется в лабораторию робототехники, а она в свою очередь в физическую и т.д. — Расскажите, пожалуйста, подробнее о достижениях и планах выставки. — На данный момент в Германии уже создан интернет-портал www. SWR.DE , который позволяет пользователю получить информацию о проводящихся научных мероприятиях, различных языковых курсах, олимпиадах и конференциях. Также в Штутгарте планируется серия телепередач «WiesoWeshalbWarum»и учебное радио «Dasding». — И в заключение, не появилось ли новых идей по улучшению обучения в нашем родном БГУИР? — Действительно, несколько новых идей могут воплотиться в жизнь. На данный момент проводятся переговоры с одной из немецких фирм «AutoSistem» о поставке комплекта модульных установок для некоторых специальностей. Рассматривается так же вопрос об обмене студентов во время практики.  



 
Основной проблемой высшего образования на сегодняшний день является отсутствие мотивации к обучению. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих к осуществлению определенных действий. Какие же основные силы движут студентами, поступающими сегодня в вузы? На этот вопрос дают ответ социологические исследования, регулярно проводимые как в России, так и Беларуси. Их результаты говорят о весьма грустной для «настоящей науки» вещи: основная причина обучения в вузе – гарантия материального достатка, возможность карьерного роста и требования общества, а никак не тяга к фундаментальным знаниям и желание саморазвития. На данный момент для некоторой части студентов «корочка» значит намного больше, чем «самопознание и расширение кругозора», и его можно понять. Сегодня сложилась такая ситуация, когда вузы пытаются дать за 5 лет учебы как можно больше дисциплин, в ущерб качеству профессионального обучения, делая упор именно на «универсальность образования». А что мы получаем в итоге: к дисциплинам, не связанным со специальностью, отношение со стороны студентов, как к лишней нагрузке, которую лишь бы скинуть и благополучно забыть. И это делает студентов более образованными? Сомневаюсь. У современных студентов отсутствует мотивация к получению фундаментальных знаний, ведь на работе от них потребуют только «корочку» и некоторые профессиональные навыки, которые, к тому же, легче получить прямо на месте. А вузы все продолжают требовать: ходи на лекции, сдавай лабораторные работы, а то мы тебя выгоним! Действует отрицательная мотивация, или по-другому, мотивация избегания неудач. При такой мотивации человека не волнует качество, ему бы лишь доучиться, хоть на тройки – и нормально. В то же время, другой вид мотивации, мотивация достижения успехов, дает гораздо более заметный результат. У человека горят глаза, он стремится действовать, узнавать, достигать. Для того, чтобы такая мотивация появилась, надо перестраивать всю систему образования, и начинать надо еще со школы. В идеале можно было бы предложить следующую систему, на мой взгляд, наиболее эффективно задействующую как потенциал ученика, так и возможности преподавателя. Она выглядит следующим образом: 1. В школе должен даваться базовый набор дисциплин, достаточный для формирования эрудированной личности, а также мотивация к дальнейшему расширению своих знаний, но уже в выбранной области деятельности. 2. Люди, для которых важен вопрос стабильной, но небольшой зарплаты, должны поступать в ПТУ, статус которых необходимо поднять до статуса вуза (т.е. чтобы работодатели понимали ценность ПТУшной «корочки», а не только ВУЗовской). 3. Люди, которые желают развиваться и совершенствоваться в выбранной области, поступают в вузы, где преподаются в основном лишь специальные дисциплины, но в гораздо более глубоком разрезе, чем в ПТУ. Но это — в идеале. А в реальности мы имеем гораздо меньше возможностей, чтобы изменить ситуацию, чем нам бы хотелось. Но возможности все же есть. В чем они? В изменении методологии образования. Понимая, что «насильно мил не будешь», надо создать студентам такую «среду обитания», в которой положительная мотивация возникла бы сама собой. Это сложно, но возможно. Для начала можно было бы внести следующие изменения: 1. Вместо «начитки» материала на лекциях, раздавать в начале семестра электронные конспекты и списки дополнительной литературы, а на лекциях просто говорить, какой материал нужно прочитать к следующей лекции. 2. На лекциях заниматься разбором основных идей, понятий и терминов, активно обсуждать предмет с аудиторией, постоянно спрашивая ее. 3. Уменьшить количества предмет/часов, на которые требовалась только «начитка», и за счет этого увеличить количества часов по профилирующим предметам. 4. Постоянный учет посещаемости вести лишь по нескольким профилирующим предметам, по остальным же разрешить свободное посещение (хотя бы неофициально). 5. Экзамены/зачеты сдают лишь те, кто не ходил на профильные лекции и не справлялся с лабораторными работами. 6. Лабораторные работы начинаются сразу после того, как тема была пройдена на лекциях. А не до этого. На них отводится столько времени, сколько реально нужно для разработки программы для выполнения задачи. Преподаватель активно общается со студентами, подсказывает и направляет. Уже эти меры позволили бы подхлестнуть интерес студентов, на порядок повысить их профессиональный уровень и зародить в студентах положительную мотивацию. Кроме того, нехватка системного подхода остро ощущается везде, даже на факультете «Компьютерных систем и сетей», где она должна быть просто по определению. Под системностью я понимаю цельную, связную и ясную картину того, что будет изучаться в вузе, и как этот процесс будет проходить. Если же у студентов с первого дня учебы сформируется подобная картина, то можно считать, что треть работы уже выполнена. Все остальное будет зависеть от преподавателей, ведь именно они могут привить студентам тягу к знаниям… или отбить ее на всю оставшуюся жизнь. Поэтому переподготовка преподавателей, изучение ими последних достижений в педагогике и психологии является не просто желательным, а обязательным для достижения положительного результата. Вывод из всего выше сказанного прост: если мы хотим изменить что-то в нашей жизни и в нашем высшем образовании – надо брать и менять, не ожидая, пока какое-нибудь министерство сделает это за нас. Не сделает. Более того, будет еще хуже, ведь согласно закону Мерфи, события, предоставленные самим себе, имеют тенденцию развиваться от плохого к еще более худшему. У нас есть диспут-клуб, есть профсоюз, есть БРСМ, наконец. И если не только рассуждать, но и действовать – нас услышат. В любом случае, хуже не станет. А вот лучше… вполне возможно!  



Участвуйте, чтобы не оставаться в стороне
28 апреля в рамках 41-ой СНТК БГУИР состоялась конференция секции “Философия социального действия” кафедры философии. На заседании подсекции обсуждалась очень интересная проблема: молодежные субкультуры и их особенности. Студентами-участниками были выделены как основные широко известные субкультуры (панк-культура, хиппи, гранж, яппи, рок и хард-рок, готика и др.), так и новые течения, возникшие на основе технологического прогресса (киберкультура и “рунетная субкультура падонков”). Каждому из присутствующих, как докладчику, так и слушателю, например мне, предоставлялась возможность участвовать в беседе, формулировать вопросы и получать на них научно обоснованные ответы. Я посетила такого рода конференцию впервые и осталась очень довольна. На мой взгляд, это прекрасная возможность общения не только со своими ровесниками, но и с людьми, в данном случае занимающимися проблематикой разнообразных колоритных культур и субкультур. При обсуждении некоторых тем обнаруживались спорные моменты. Так, например, большой интерес у всех присутствующих вызвала несколько депрессивная концепция видения мира как совокупности жизненных шаблонов, которые вправе выбирать для себя сам человек. Очень специфичным и интересным оказался доклад о субкультуре падонков, характеризующейся в основном ненормативной лексикой и сформировавшейся только с появлением Интернета. Если говорить о рок, панк, гранж и др., были достаточно подробно объяснены жизненные принципы людей, погрузившихся в эти субкультуры, и приведено множество примеров музыкальных групп 60-90-х гг.. Рассмотрено общее положение данных субкультур в наше время, а также последние события, связанные с ними, произошедшие на территории Беларуси. На конференции также рассматривалась проблема игровой компьютерной культуры, проблема смешанного восприятия реального и киберпространства при взаимодействии человека с компьютером; рассмотрена польза командной игры в государственном масштабе коммуникации человека с природой в условиях техногенной цивилизации, возвращения к живой природе путем понимания ее как высшей ценности. Еще очень много интересного мне удалось вынести из наших дебатов, спасибо всем докладчикам! Я поняла, что само выступление перед немногочисленной, но заинтересованной аудиторией несет положительную энергию, помогает самореализоваться и расширяет границы мышления. Поэтому, дорогие студенты, участвуйте в конференциях, чтобы не остаться в стороне от важных проблем бытия. Желаю вам удачных выступлений и больше интересных тем. Т.Сараева



ОБУЧЕНИЕ ВИРТУАЛЬНО — СЕРТИФИКАТ РЕАЛЬНО
В БГУИР реализована возможность изучения отдельных дисциплин с выдачей сертификата Любой студент БГУИР или другого высшего учебного заведения, а также любой гражданин, имеющий образование не ниже среднего, может изучить на платной основе в рамках дистанционной формы обучения выбранную им учебную дисциплину (одну или несколько). В случае получения положительной оценки по результатам контроля знаний обучаемого деканат факультета заочного, вечернего и дистанционного обучения выдает сертификат, подтверждающий факт изучения учебной дисциплины с соответствующей оценкой, по каждой учебной дисциплине отдельно. Сертификаты признаются деканатами всех факультетов БГУИР (и, по согласованию, другими вузами Республики Беларусь). Возможно досрочное или дополнительное изучение студентами отдельных дисциплин в рамках учебных планов специальностей. В этом случае в учебную карточку студента в качестве результата экзаменационной сессии можно внести оценку из сертификата, полученного по дисциплине. Как получить сертификат? Студенты БГУИР, желающие изучить на договорной основе отдельные учебные дисциплины, подают в деканат ФЗВиДО заявление на имя ректора по установленной форме с указанием соответствующих дисциплин. На заявлении должна быть виза декана по месту основной учебы студента. Для студентов платной формы обучения скидки по оплате обучения по основному месту учебы не предоставляются. После заключения договора и оплаты обучения гражданин зачисляется приказом ректора в качестве обучаемого по дистанционной форме для изучения конкретных отдельных дисциплин. Это освобождает студента от необходимости посещать лекционные и практические занятия по соответствующим дисциплинам по основному месту учебы. Если по учебной дисциплине имеются лабораторные работы, то их обязательно требуется посещать по месту основной учебы студента (исключение — в рамках электронного учебно-методического комплекса по изучаемой дисциплине реализован компьютерный дистанционный вариант выполнения лабораторных работ). Процедура изучения обучаемыми отдельной дисциплины реализуется по типовым правилам, принятым в Центре дистанционного обучения БГУИР. Срок действия договора Договор о дистанционном изучении отдельных учебных дисциплин действует в течение одного текущего семестра. Срок действия сертификата неограничен. Сертификат с результатами изучения учебной дисциплины должен быть представлен в деканат по месту основной учебы до окончания экзаменационной сессии, соответствующей тому семестру, в котором дисциплина изучается по месту основной учебы студента. Студент, получивший сертификат по дисциплине, имеет право сдавать соответствующий дифференцированный зачет или экзамен по дисциплине в ходе плановой экзаменационной сессии с целью улучшения оценки. В учебную карточку студента выставляется та оценка, которую выберет сам студент. Студент, не получивший по каким-либо причинам сертификат по итогам дистанционного изучения дисциплины учебного плана своей специальности, обязан сдать на общих основаниях соответствующий зачет или экзамен по дисциплине в ходе плановой экзаменационной сессии по месту основной учебы. В этом случае к сдаче зачета/экзамена в ходе сессии студент допускается только при условии выполнения запланированных контрольных и лабораторных работ по дисциплине. Для подтверждения факта выполнения контрольных и лабораторных работ студент обязан предъявить в деканат по месту основной учебы соответствующую справку. Справка должна быть подписана заведующим кафедрой, на которой проверялись контрольные работы студента и выполнялись лабораторные работы по дисциплине при ее изучении по дистанционной форме. Обращаться в ЦДО (ком.107-а 3 корпус), тел.293-86-82,237-37-42, http://prometey.bsuir.by/ Деканат ФЗВиДО  



 
9 мая в Минске проводились спортивные состязания среди студентов и школьников. Команда БГУИР была представлена во всех видах спорта: волейбол, перетягивание каната, дартс и гиревой спорт. Несмотря на дождливую погоду, спортивный праздник был увлекательным, полон задора и азарта. В целом выступления наших спортсменов оказались удачными. Команда БГУИР стала чемпионом по перетягиванию каната и волейболу. В личном первенстве 2 место заняли студенты группы 250504 Виталий Сапешко по дартсу и Алексей Сидоркин по гиревому спорту. Призеров подготовил доцент кафедры физвоспитания Г.А.Плыгань. Университет уделяет большое внимание физической культуре, что подтвердили успехи наших спортсменов в массовых соревнованиях. Впервые после многолетнего перерыва было проведено личное первенство университета среди студентов по шахматам, посвященное 60-летию Великой Победы. Соревнования отличались острой борьбой. Почти каждый тур выводил в число призеров новых участников. Плотной группой из 12 человек с равными шансами на победу подошли участники к финалу. В последнем туре больше всех повезло студенту Александру Климчику, студенту (гр. 120403), который, победив опытного Михаила Бенедиктовича (гр.412601), занял 1 место с результатом 6 очков из 7 туров! 2 место занял Сергей Семашкевич (гр.412501) – 5,5 очков. 3 место досталось Алексею Страху (гр.451003) с таким же результатом. На соревнованиях не обошлось без неожиданностей. Екатерина Жовнерчик, студентка гр.460801, занимавшая в предпоследнем туре вторую строчку в таблице чемпионата, завоевала лишь 5 место. Но все равно – это большой успех талантливой спортсменки. Соревнования выявили много способных ребят. Следующий тур состоится в ноябре, когда участники встретятся на командном первенстве университета в составе сборных своих факультетов. С 5 по 8 апреля 2005 года в общежитии №1 проводились соревнования по теннису среди студентов. Несмотря на свою молодость, спортивный организатор студсовета Юлия Мороз (1 курс ИЭФ), под четким руководством председателя студсовета Юрия Вашинко, справилась с поставленной перед ней задачей — турнир прошел на должном уровне. Но были и свои минусы. Да, да, да… Не хватало все-таки места теннисистам в комнате отдыха. Для организаторов будет опыт на будущее. Ну, а в целом все прошло просто замечательно. Интересно, весело и полезно. Таким и должен быть отдых у настоящего студента! Лилия Сорокина, гр.472301 ИЭФ



 
Туберкулез, как опасное заболевание, известен с глубокой древности. Не описать страданий, которые за долгую историю он причинил человечеству. В 18—19 вв. каждый седьмой житель Европы погибал от туберкулеза. С тех пор прошло много лет. Но даже сейчас заболевание остается грозным, требующим постоянного внимания медиков. В Республике Беларусь заболеваемость туберкулезом за 2004 год выросла на 9,9 %. Причина распространения болезни кроется в инфекционной природе. Источник инфекции в основном – больной человек, который при кашле, чиханье, разговоре и смехе выделяет маленькие капельки мокроты и слюны, содержащие большое количество бактерий. Туберкулезные палочки очень живучие. В мокроте они могут сохранять свою жизнедеятельность до 4 месяцев, а в темном и прохладном месте и до полугода. Бациллы туберкулеза попадают в организм здорового человека с частичками пыли обсемененными туберкулезными палочками. Заразиться можно и соприкасаясь с вещами больного, употребляя в пищу сырое молоко от больных туберкулезом коров, яйца и мясо больных кур. Кроме того, переносчиками возбудителя бывают мухи. Попадание в организм человека туберкулезной палочки не равноценно заболеванию. Одни люди заболевают, а другие нет. Как правило, восприимчив к туберкулезу человек, ослабленный перенесенными заболеваниями, нервными переживаниями, систематическим недоеданием, употреблением алкоголя и курением. Туберкулез, как никакая другая болезнь, проявляется и протекает очень разнообразно. Болезнь поражает не только легкие, но и другие органы: кости, глаза, почки, мозговую оболочку, нервную систему, причем при любой локализации процесса страдает весь организм. Недуг развивается постепенно и как бы незаметно: появляется слабость, потливость, потеря аппетита, повышается температура тела во второй половине дня 37,2; 37,4 градуса. Когда же симптомы болезни становятся очевидными: кашель, боли в грудной клетке, одышка, болезнь скорее всего уже в тяжелой форме, что намного осложняет лечение и прогноз. Болезнь излечима. Главное – выявить ее в начальной стадии. Основным средством своевременного выявления больных туберкулезом у взрослых является флюорографическое обследование. Так, благодаря этому методу, обследование среди студентов БГУИР в 2004 году было выявлено 6 случаев заболевания туберкулезом, за 4 месяца 2005 года – 2 случая. Только раннее выявление туберкулеза позволяет достигнуть полного излечения и снижает возможность распространения туберкулеза от больного к здоровому. Что же делать, чтобы уберечься от болезни? Нужно твердо усвоить, что основа борьбы с туберкулезом – профилактика. Меры, повышающие сопротивляемость организма: полноценное питание, закаливание, спорт, активный отдых на природе. Употребляйте в пищу только проверенные молочные и мясные продукты. Остерегайтесь случайных близких контактов с малоизвестными людьми. Помните, что туберкулез передается через посуду, через поцелуи, любым бытовым путем. И что совсем обязательно, не обходите флюорографический кабинет. Помните, туберкулез излечим, главное – выявить в начальной стадии болезнь. Д.Ч.Дмитрович, заведующая I терапевтическим отделением 33-й поликлиники



 
На отделении референтов-переводчиков есть традиция отмечать День студента (17 ноября) и День юмора (1 апреля) вечерами художественной самодеятельности (сценки, песни, конкурсы) на английском языке. На сей раз это была постановка части пьесы известного английского писателя Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным». Для того, чтобы постановка была удачной, нужна не только хорошая память, отличное владение английским языком, но и умение двигаться на сцене, быть выразительным в жестах, взглядах, паузах, чтобы донести до зрителя особенности эпохи начала XX века и английского юмора. Сам автор назвал эту пьесу «легкомысленной комедией для серьезных людей». Думаю, нашим актерам – Юлии Карпей (Сесили), Наталии Федорцовой (Гвендолен), Вениамину Казимировскому (Мерримен) и ведущему Андрею Десятику это удалось. По реакции зрителей было видно, что они все понимают и аплодисментами отмечают актерское мастерство студентов. Думаю, в следующем году нам будет по силам поставить всю пьесу. Р.К.Образцова, доцент кафедры иностранных языков №2