Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№1 от 28 января

Сессия...сессия...сесcия...

Надо признаться, что знакомство с Дианой Шляхтеней, студенткой 2 курса факультета радиотехники и электроники, состоялось случайно. В коридоре 1 корпуса мое внимание привлекла группа студентов, ожидающих своего часа перед аудиторией, где шел экзамен. Одни листали конспекты, другие делились впечатлениями. Среди ребят была девушка. Выяснилось, что зовут ее Диана, она уже сдала экзамен «Электрические приборы» на пять, но не ушла, а осталась, чтобы морально поддержать остальных. - А много таких в вашей группе, - спросил я, имея в виду отличников. - Единственная, - ответил кто-то из ребят. - В каком это смысле? - В прямом. Диана в нашей группе 040102 - единственная девушка и учится лучше всех. Если не верите, она покажет зачетку. Диана Шляхтеня приехала из Новогрудка. В своем городе окончила экономический колледж, но почему-то заниматься экономикой ей расхотелось. И Диана решила сменить специальность. Взяла и поступила в БГУИР. Когда я с Дианой отошел в сторону, чтобы задать ей несколько вопросов, кто-то из ребят спросил: - Диана, а ты вернешься? - Обязательно. Учеба в техническом вузе, как сказала сама Диана, дается ей без проблем. Правда, она не стала раскрывать мне свои секреты стабильной учебы на факультете. А из общего разговора стало ясно, что иногда ей приходится и «покорпеть» над специальной литературой, и обратиться за помощью к сокурсникам. - Наверно трудно быть единственной представительницей прекрасного пола в группе? - Совсем нет. Я для ребят являюсь как бы фактором самоконтроля, заставляю их контролировать себя. Мне захотелось узнать мнение парней на сей счет. - Она помогает нам, заставляет нас каждый день помнить, что мы - парни. Она - наш талисман. Если бы не было Дианы, в группе все пошло бы наперекосяк. Хорошо, когда в группе есть человек, с которого можно брать пример.



Чтобы меньше ошибаться

В сентябре у наших молодежных лидеров возникла идея: а почему бы не попробовать найти среди студентов старших курсов тех, кто пожелал бы курировать первокурсников. Сделали объявление. И что вы думаете, такие нашлись. Для начала психологи университета провели с ними соответствующую психо-диагностическую работу и тестирование, направленные на выявление коммуникативных и организаторских склонностей, стилей руководства и способов поведения в конфликтной ситуации. Затем с оставшимися был проведен коммуникативно-ориентированный тренинг. И вот на протяжении всего первого семестра активно посещали учебные группы студенческие кураторы . К сожалению, все они только с экономического факультета: Егор Кириллов - группа 971503, Тимофей Костелей, Дмитрий Шут и Виктория Дрозденко - группа 971502, Тамара Третьяк, Анна Микша - группа 071503. .Во все времена для студента первый семестр и, особенно, первая в университете экзаменационная сессия - самые трудные и самые ответственные. Первокурсник чувствует себя несколько растерянным и, как правило, не совсем уверен в себе. Поэтому и вопросов у него нескончаемое множество: как найти подход к преподавателю, как лучше структурировать и излагать материал, на что нужно обращать больше внимания при ответе на вопросы, можно и нужно ли пользоваться на экзамене вспомогательными средствами и т.п. Ну а кто же научит всему этому неопытного первокурсника лучше, чем его же брат-студент, уже прошедший эту школу сам. Кто, как не старшекурсник, сможет лучше объяснить начинающим, как сплотить группу, сделать ребят дружнее и даже посоветовать, где можно вместе интересно провести свободное время. Такое общение оказывается очень полезным для студентов: и для тех, кто задает вопросы, и для тех, кто на них отвечает. Всех студентов-кураторов, фамилии которых названы выше, за их ответственное отношение и искреннее желание помогать первокурсникам благодарят начальник УВРМ Дмитрий Кузнецов и психолог Анастасия Бурая. И пусть пока таких ребят не много, но они всегда готовы прийти на выручку, помочь разобраться в тонкостях учебного и экзаменационного процессов, поделиться собственным опытом.


О проблемах воспитания молодежи


18 января 2002 года в Центральном Доме офицеров Вооруженных Сил состоялась Республиканская научно-практическая конференция «Патриотическое воспитание, как составная часть государственной идеологии Республики Беларусь. Воспитание молодежи в духе гражданственности, патриотизма и готовности к воинской службе». Министерство обороны РБ, Министерство образования РБ, Белорусский патриотический союз молодежи, Белорусское педагогическое общество выступили учредителями конференции. От нашего университета в ней приняла участие Т.В.Рак, методист Управления воспитательной работы с молодежью. В процессе работы конференции были выработаны рекомендации по возрождению воспитательной работы среди молодежи и отмечено, что социальное расслоение общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие на формирование гражданственности и патриотизма. Заметна стала утрата молодежью патриотического сознания, способности ориентироваться в мире событий, на рынке услуг и предложений и в информационно-психологическом противостоянии. Все это сказывается на отношении молодежи к жизни, семье, своему народу, государству и его институтам. В этих условиях очевидна необходимость усиления роли воспитания, прежде всего, - воспитания патриотизма, как основы консолидации общества и укрепления государства.



«Кто есть кто»

Издательство «Энциклопедикс» впервые в Беларуси начало систематический выпуск энциклопедий «Кто есть Кто». В этом году вышел первый том «Кто есть Кто. Деловой мир СНГ». Среди известных людей названы 6 сотрудников нашего университета. Также в этом издательстве выходит энциклопедия «Кто есть Кто в Республике Беларусь». Издания содержат информацию о людях, добившихся профессиональных, общественных и деловых успехов, внесших свой вклад в развитие государства. Энциклопедия издается тематическими выпусками и обновляется каждые два года. Первые две книги «Спорт» и «Люди Дела» вышли в 1999 году, еще два тома - в 2001 году. Первый содержит разделы Наука и Образование, второй - Деловой мир, Культура и Искусство, Здравоохранение, Народное хозяйство, Ветераны войны и труда. Кстати, в обеих книгах содержится информация и о сотрудниках нашего университета. Энциклопедия «Кто есть Кто» используется во всем мире руководителями и менеджерами, исследователями и историками, журналистами и учащимися, всеми, кто интересуется вкладом Личности в Историю. Энциклопедия распространяется в Беларуси, России, СНГ, странах дальнего зарубежья. По данным Национальной библиотеки Беларуси эти издания имеют высший индекс читательского спроса. Один экземпляр каждого тома этих энциклопедий будет храниться в библиотеке нашего университета, где желающие могут ознакомиться с их содержанием.



Виртуальная библиотека в Минске

Электронные библиотеки в мировой виртуальной практике - явление не новое. Они возникли в ответ на потребности пользователей в оперативном и более полном доступе к информации за счет эффективности использования электронных версий документов и доступа к различным базам данных. Вопросы активизации развития и использования электронных и информационных ресурсов, в том числе в среде Internet, актуальны для нашей республики, что неоднократно обсуждалось на международных и республиканских конференциях. Однако полноценных систем, позволяющих работать с электронными версиями документов, в Беларуси пока нет. И вот сегодня наш вуз стал одним из основных участников проекта создания первой виртуальной библиотеки (VIRLIB) в г.Минске.
Началом проекта можно считать момент подписания в конце декабря 2001 г. между Высшей специальной школой г.Оснабрюк, Белорусским государственным университетом информатики и радиоэлектроники, Белорусским государственным экономическим университетом и Белорусским государственным университетом договора о мероприятиях по осуществлению проекта «Виртуальная библиотека». Срок реализации проекта - 2 года. Финансирующей стороной выступил фонд «Фольксваген» (г.Ганновер), координатором проекта - Высшая специальная школа г.Оснабрюк. Последняя будет нести ответственность за правомерное приобретение оборудования для проекта, проведение мероприятий по повышению квалификации, составление плана работ по программированию, оказание содействия в решении технических, организационных и других вопросов, возникающих в процессе оборудования VIRLIB. Участвующие в реализации проекта высшие учебные заведения образуют две рабочие группы: техническую и библиотечную. БГУИР является основным ответственным за техническую сторону реализации. Наш вуз предоставит технический персонал для обслуживания и обеспечения сохранности и функционирования основного сервера. Для выполнения возложенных задач БГУИР передается базовый сервер с необходимым периферийным оборудованием и компьютер для виртуализации литературы. Персонал в составе 4 технических работников, прошедших специальный отбор по результатам тестирования на наличие соответствующей квалификации, пройдет в рамках осуществления проекта трехмесячный учебный курс в Германии для приобретения необходимых навыков. БГУ и БГЭУ выполнят часть работ по виртуализации литературы. Один раз в месяц будут проводиться встречи рабочих групп под председательством координатора с целью обсуждения совместных проблем и хода развития проекта. При этом все партнеры, вовлеченные в процесс создания виртуальной библиотеки, в течение реализации проекта гарантируют друг другу безвозмездный и беспрепятственный доступ к информационным ресурсам, помещенным на главном и локальных серверах. После завершения проекта состав рабочих групп образует правление виртуальной библиотеки. В дальнейшем планируется расширение VIRLIB, в том числе за счет возможностей дополнительного финансирования. В частности, пользование библиотекой для высших учебных заведений и институтов, не участвующих в процессе ее создания, планируется осуществлять путем введения системы денежных сборов. Но, прежде чем пользователи смогут оценить преимущества новой для республики формы электронной коммуникации, разработчикам предстоит выполнить много серьезной и кропотливой работы.

Е. Пуровская


Ноч перад Калядамi у iнтернате №1

Вось так! Цяпер я і з Гогалем вырашыў пацягацца. Жыцце прымушае! Але ўсе па парадку. У апошнiя тыднi снежня, як вядома, студэнту не да вяселля: залiкi, лабы, экзамены. Якiя тут Каляды цi Новы год?! Ну дык вось, сядзiм мы сабе ў iнтэрнаце. Ладкуемся здаваць сесiю, праграмы пiшам на кампе, i тут знiкае свет! I не толькi ен знiкае: знiкае праграма, якую я столькi дзен пiсаў, знiкае надзея здаць у час лабы i залiкi. У поцемках неяк выходзiм з пакояў у калiдор, i што цiкава: свет гарыць у некаторых пакоях. Ну мы хуценька давай ладкаваць ды працягваць правады да шчаслiўцаў, каб свае «мертвыя» кампутары падключыць. Але рана радавалiся. У калiдоры-то таксама цемра! А народ жа мiтусiцца: пад ногi ж нiхто не глядзiць. За правады зачапiлiся ды i павалiлiся, ды яшчэ кампутары за сабой пацягнулi. Я дык нават тры звалiў. От ужо народ лаяўся! Ледзь дачакаўся дня. Выходжу, iду па праспекце. Бачу, афiша i назва спектакля «Павалiўся Нехта». Я ажно рот раззявiў. Гэта ж я паваліўся! У нашам інтэрнаце! Інтэрнат, канешне, не тэатр, але спектакль атрымаўся добры. Увечары вяртаюся ў інтэрнат. Свет быццам бы адладзілі. Сядзім, па-новаму праграмы пішам, і тут зноў знікае свет!... Правы быў класік. Вучэнне свет, а нявуцтва - цьма. Прыбаўлю ад сябе: вырубілі свет - і кампу хана. Але, каб жыцце малінай не здавалася, на некаторых паверхах вырубілі і атапленне. А на вуліцы маразы... Адміністрацыя інтэрната, канешне, стала завіхацца: кожны дзень сталі прыходзіць да нас камiсii галоўных i самых галоўных электрыкаў. І не здарма ж яны самыя-самыя: знайшлi прычыну i падпiсалi баранiць карыстанне кампутарамi, электрачайнiкамi, электрапрасам, бо калi ўсе гэта не ўключаць, то свет будзе. А навошта той свет, калi гэта ўсе не ўключаць?! I такая светаплясь адбывалася ў нас тыдзень. Калi ў Гогаля чорт пакраў месяц перад Калядамi, то можа i ў нас якая нячыстая сiла завялася. Каб нам не было так сумна, адмiнiстрацыя вырашыла зрабiць нам каляды. Ведаеце, у іх нешта мабыць і атрымалася: 22 снежня прыйшла да нас калядаваць уся дырэкцыя гарадка. Дырэктар быў Дзедам Марозам, а ягоныя замы - Снягуркамі. У народа, канешне, з’явіліся пытанні... Былі і нармальныя Дзед Мароз і Снягурка (са студэнтаў). Загадчыца была Снежнай Каралевай і шмат яшчэ хто... Але мы таксама пастараліся, за два дні ў цемры ўпрыгожылі інтэрнат, на вокнах карціны намалявалі, на сценах сняжынкі, зорачкі папрыклеівалі. Уяўляеце, пяць гадзін раніцы, я бачу дзесяты сон, тут нехта стукае ў дзверы. Адчыняю, нашы дзяучаты з пятага паверха пытаюцца: «Скотч есць?». А я ім гавару: «А віскі не хочаце ў пяць гадзін раніцы!!! Магу толькі піва прапанаваць...» А яны: «Не, нам трэба звезды на сцены клеіць». І даў я ім скотч. І атрымаўся ў іх лепшы этаж у інтэрнаце. А яшчэ нашым калядоўшчыкам захацелася, каб студэнты зрабілі што-небудзь накшталт шоу. Праўда, паведамілі аб гэтым за гадзіну. Але дзе наша не прападала. За нейкія 30 хвілін мы ім зрабілі шоу: у нас быў і свой Дзед Мароз, і Снягурка, і чэрці, якія пакралі Снягурку ў дырэктара. Прасілі выкуп за яе, але дырэктар адмовіўся, сказаў: «Пакіньце яе сябе, у мяне есць яшчэ дзве!» Тут ужо было не да лаб і залікаў (хай іх возьме ліха!). А хлопцы з пятага паверха за колькі хвілін наладзілі такую дыскатэку!!! (што там Reactor ці Madison). І ўсе гэта, заўважце, адбывалася ў цемры. Так што адміністрацыя на сабе адчула, як яно без света. Але, як гаворыцца, цемра - лепшы сябр моладзі. І так спадабалася ўсім наша шоу, што дырэктар дазволіў потым яшчэ дыскатэку!!! Усяго з 22 снежня по 1 студзеня ў нас адбылося 3!!! дыскатэкі. Старажылы гавораць, што на іх памяці такога яшчэ не было. Сапраўды: «Не было шчасця, дык няшчасце памагло. У апошнія дні 2001 года інтэрнат ператварыўся ў сапраўдны начны клуб: свету няма, музыка гучыць, усе танчаць. Упору грошы было браць за ўваход. Дарэчы, яны б вельмі спатрэбіліся на рамонт тых жа кампутараў, халадзільнікаў і іншай тэхнікі, якая сапсавалася, калі вырубаўся свет. Але не будзем аб сумным - лабы, залікі мы ўсе роўна здалі. Выкладчыкі не рабілі аніякіх скідак на экстрэмальныя ўмовы, можа не верылі, што такое адбываецца ў наш сучасны век. Мы не слабыя людзі - цяжкасці нас толькі загартоўваюць. Хацелася, канешне, каб іх было менш, а каму не хацелася б!? Вось такія ночы перад Калядамі адбыліся ў інтэрнаце №1. Хацеў бы я параўнаць, хто лепш напісаў: я ці Гогаль? Пайшоў у бібліятэку нашу перачытаць «Вечары на хутары...», а мне гавораць: «Няма ў нас мастацкай літаратуры, можна «Эканомікс» ці «Логіку» пачытаць»... перад сном. Я падумаў, што бібліятэкарка кпіць нада мной. А потым падумаў: каб не было больш такой ночы перад Калядамі, каб свет уключаўся і выключаўся толькі на елках, а інтэрнат не быў падобны на гэтую елку, нам усім трэба дасканала чытаць «Эканомікс» і «Логіку». Але «Вечары на хутары...» я ўсе роўна знайду і перачытаю, для душы... І на спектакль у тэатр «Вольная Сцэна» схаджу; хто ж там ў іх паваліўся?! Пэўна, і там свет вырубалі!


Поздравляем юбиляров!

Зенкину Ирину Владимировну, уборщицу
Мурзикова Валентина Николаевича, доцента
Пачинина Виталия Ивановича, доцента
Солопову Нину Ивановну, сторожа
Архипенко Анатолия Григорьевича, доцента
Крупского Александра Михайловича, заведующего лабораторией
Асипчика Валерия Константиновича, преподавателя
Адамскую Зинаиду Александровну, дежурную по общежитию №2
Боженкова Владимира Владимировича, доцента
Сацук Галину Мартыновну, экономиста
Ефременко Ольгу Андреевну, гардеробщицу
Россоловского Евгения Никитича, начальника отдела
Зарембовскую Тамару Александровну, доцента
Тарасик Татьяну Михайловну, уборщицу
Радкевич Татьяну Владимировну, преподавателя
Рубанову Татьяну Романовну, уборщицу




Бывает и такое...

Как раз перед Новым годом в одном из наших общежитий произошел случай, о котором хочется рассказать и который достоин похвалы. Все мы с вами когда-либо что-то теряли. Часто ли нам возвращали потерянные вещи? Нет. А вот студенту нашего университета Стародубцеву Владимиру (гр.052001) повезло. Он потерял свой кошелек в общежитии №2. Владимир сообщил об этом воспитателю Сазоновой Вере Дмитриевне (именно она нам и рассказала об этом случае). Все мы знаем, что в общежитиях есть старосты. Владимир потерял кошелек на 8 этаже, а староста этого этажа - студент группы 840104 Журук Вячеслав. Именно Слава и нашел кошелек Владимира, когда делал обход этажа: смотрел, все ли в порядке, не забыл ли кто выключить плиту, закрыть кран. Найдя кошелек, Слава увидел в нем приписное удостоверение от военкомата и сразу пошел в комнату Владимира. Но в блоке все уже спали, поэтому отдал на следующий день. Владимир хотел даже Славе дать вознаграждение, но тот отказался. Этот поступок Славы говорит о том, что это порядочный, честный человек, который не возьмет чужого, поможет другому человеку, когда тот нуждается в помощи. Воспитатель отзывается о нем, как о внимательном, энергичном, предупредительном человеке, который выполнит любую просьбу воспитателя, а если не может что-то сделать в назначенное время, то обязательно извинится. Побольше бы таких ребят. Желаем Славе крепкого здоровья, успехов в учебе, личного счастья.

И.Савич


Достижение отечественной науки-производству


Так называлась Республиканская выставка, прошедшая с 3 по 10 декабря в Национальной академии наук Беларуси. Большинство экспонатов и инновационных проектов, базирующихся на «ноу-хау», отразили приоритетные направления развития науки и техники. Все они имеют патентную защиту или патентуются, направлены на создание новой наукоемкой продукции, перспективных материалов и высоких технологий. На выставке были представлены разработки в области машиностроения, приборостроения, сверхтвердых материалов, лазерных и информационных технологий, химии новых материалов, энергоресурсосбережения, экологии, здравоохранения. Многие из них в интересах агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства по своим технико-экономическим характеристикам не только не уступают, но и превосходят отечественные и зарубежные аналоги. Проведение таких выставок способствует установлению взаимовыгодных деловых отношений разработчиков, производителей и потребителей наукоемкой продукции, повышению конкурентоспособности изделий белорусских предприятий, решению проблем импортозамещения, повышению экспортного потенциала республики. Наш университет представил на экспозиции следующие разработки : Система виброконтроля и защиты серии «Лукомль», виброкомплекты серии ВК1-2, портативный прибор контроля вибрации серии КВ-1000, устройство защитного отключения по вибрации (С.Ф.Костюк, НИЛ 6.2). Средства имитации и моделирования сложных радиоэлектронных систем (Э.А.Баканович, НИЛ 1.10). Векторные анализаторы и генераторы миллиметрового диапазона волн (А.В.Гусинский, НИЛ 1.9). СВЧ элементы и узлы радиоэлектронной аппаратуры (Ю.П.Воробьев, НИЛ 1.6). Всеволновая телевизионная наружная активная антенна (И.Ю.Малевич, НИЛ 1.1). Модульный озонобезопасный агрегат для охлаждения ( А.С.Семенов, НИЛ 5.3). Прецизионные механические системы (С.Е.Карпович, гр.7.1). Средства для цифрового телерадиовещания (Е.В. Алишев, НИЛ 2.1). На имя ректора университета пришло письмо Президента Национальной академии наук Беларуси М.В.Мясниковича со словами искренней признательности за активное участие БГУИР в выставке и рекомендация рассмотреть возможность поощрения специалистов, обеспечивших формирование и обслуживание экспозиции университета.




За здоровый образ жизни

Курение, согласно статистике, является гораздо более серьёзным злом по сравнению с несчастными случаями, вроде авиа- или автокатастроф, несмотря на убеждённость курильщиков-фаталистов в обратном. После проникновения сигаретного дыма в лёгкие уже через 7 секунд никотин попадает в головной мозг. 1-2 сигареты могут слегка простимулировать его работу, но дальше наступает обратный эффект: спад умственной и физической активности. 1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает только то, что эта доза вводится в организм не сразу, а по частям. Для людей, которые хотели бы бросить курить и ищут для себя аргументы в пользу отказа от курения, а также для тех, кто еще не решился избавиться от вредной привычки, но все же заботится о своем здоровье, мы приводим данные по содержанию смолы, никотина и монооксида углерода (СО) в наиболее популярных сортах сигарет российского и зарубежного производства. Для справки отметим, что по стандартам Минздрава СССР от 1991 года максимально допустимое содержание смолы и никотина составляет, соответственно, 25 и 1,3 мг на сигарету. Многие из тех, кто читает сейчас этот материал, могут сказать: «Хорошо, я убедился в том, что курение - вредная привычка. Я знал это и раньше, и даже пробовал бросить курить, но не смог этого сделать. Можете ли вы мне помочь?» Как и при всех других видах наркомании, главным залогом успешного лечения является желание самого человека вернуться к нормальной жизни. Тем не менее, существует ряд препаратов, которые могут помочь вам справиться с пагубной прывычкой. Средства для отказа от табакокурения разделяются на три группы: -симптоматические препараты (в первую очередь седативные и стимулирующие), -средства, имитирующие действие никотина, - анабазин, гами базин, табекс, табагум (жевательная резинка); -никотиносодержащие препараты - «Никорет» (жевательная резинка), «Никотинелл (трансдермальная система - пластырь), «Габитрол» (препарат для внутреносового распыления). Основой для любого вида лечения, повторяем, является твердое решение бросить курить. Лекарственная и нелекарственная терапия являются дополнительными методами, позволяющими уменьшить проявления «физической» зависимости от табака (таких, как общее плохое самочувствие, нарушенный эмоциональный фон, снижение работоспособности и концентрации внимания). Думается, что эти материалы помогут вам и вашим друзьям освободиться от пагубной привязанности, приводящей к потере здоровья, а окружающих вас сокурсников, коллег по работе - оградить от вредного влияния никотинного дыма.



Татьянин день

А все ли помнят, что это за день и почему этот день называют вторым днем Студента? Наверняка нет. А вот как это было... В 1755 году 12 января (25-го по-новому стилю) российская императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета». А 5 апреля 1791 года был освящен университетский храм во имя этой святой. Отмечали праздник очень шумно и весело. С шестидесятых годов XIX века ежегодное празднование превратилось для Москвы в настоящее торжество. Университетский праздник состоял из 2-х частей: непродолжительная официальная церемония в здании университета и шумное народное гуляние, участие в котором принимала почти вся столица. Толпы студентов в университетских тужурках кочевали от одного излюбленного заведения к другому. Разделяющие барьеры - возраст, профессия, политические убеждения - снимались. А.П.Чехов в одном из своих шутливых фельетонов о 130-й годовщине московского университета в Татьянин день писал: «В этом году выпито все, кроме Москвы-реки, и то, благодаря тому, что она замерзла...» После октябрьской революции Татьянин день был «предан анафеме»: его сначала запретили, а потом долго и безуспешно пытались заменить Днем пролетарского студенчества. А Татьянин день в результате «переехал» за границу - русская интеллигенция в эмиграции устраивала 25 января торжественные собрания, вечеринки, балы и концерты. Вернулся этот день только в 1993 году. В Беларуси отмечают этот день как Татьянин, окончание сессии и, в результате, как второй день студента. Газета «Импульс» поздравляет всех студентов и тех, кто имел счастье им быть, с праздником! С Татьяниным днем!

И.Савич