Белорусский Государственный Университет  Информатики и Радиоэлектроники
БГУИР
BSUIR

3 учебная неделя

Минский рок есть! И ему 40

В актовом зале БГУИР 12 апреля собрались верные поклонники музыки поколения 60-х и 70-х годов. Через обработки знаменитых мотивов Битлов музыканты создавали свои темы, непривычные слушателю с классическими вкусами. Да и теперь группы не растеряли свою прыть. Музыканты-любители, так и не связавшие свою жизнь с музыкой, но навсегда оставаясь близкими к ней, вновь встретились на одной сцене и, как в молодости, «порвали» зал. Ступив на сцену с элетро- и бас - гитарами, прикоснувшись губами к микрофону, все они становились теми, кем были ровно сорок лет назад - зажигательными, кипящими энергией, как лавой, молодыми ребятами.
Когда речь заходит о рок-музыке, сразу вспоминаются старые добрые The Beatles, Deep Purple, Black Sabbath. А своего-то, белорусского, вроде как и нечего вспомнить. Однако есть один любопытный факт: во времена пика популярности в Советском Союзе вокально-инструментальных ансамблей как раз в Беларуси появилось совершенно беспрецедентное для истории отечественной музыки направление. Произошло это в 1968 году и было связано с известным на тот момент фестивалем студенческого музыкального творчества, который проходил в МРТИ (нынешнем БГУИР). Тогда в нём принимали участие прославленный студенческий коллектив «Алгоритмы», на концерты которых попасть просто так не представлялось возможным, «Сузор’е», «Лявоны», «Зодчие». Председателем жюри был главный дирижёр государственного эстрадно-симфонического оркестра Борис Райский, одним из членов жюри - Игорь Лученок. Примечательно, что фестиваль организовали комитет комсомола РТИ и руководство города и республики. Таким образом, 12 апреля можно считать днём рождения в Советском Союзе современной электрогитарной музыки, или биг-бита, как тогда назывался рок, блюз-рок и ритм-энд-блюз. Во многом благодаря самодеятельным студенческим группам разных университетов смог оформиться настоящий белорусский рок, ушедший потом, однако, в андеграунд. Прошло ровно сорок лет, и теперь минский рок и блюз отмечают свой юбилей! Про свой творческий путь и то, что изменилось в белорусской музыке за сорок лет, рассказывают соло-гитарист «Алгоритмов» Евгений Коновалов и бас-гитарист Евгений Отставнов. — Как создалась группа «Алгоритмы»? — «Алгоритмами» мы назвались перед самым фестивалем, а раньше это был студенческий ансамбль радиотехнического института. В фойе актового зала мы отыграли более 50 вечеров. Мы играли очень свободную музыку - hard blues, потом The Beatles. Пару раз на радио записывались, ездили на гастроли в Россию, побывали в Грузии. К сожалению, мы так и остались любителями, как и многие музыканты фестиваля 1968 года. Только некоторые, как, к примеру, игравший с нами в «Алгоритмах» Геннадий Стариков, стали профессионалами. После распада группы он одно время играл в «Верасах». — Что, по вашему мнению, необходимо для перехода из любителей в профессионалы? — Наверное, большое желание, чтобы играть много разной музыки, поскольку сразу выбрать конкретный стиль достаточно сложно. Ну а потом всё время нужно искать свой почерк, ведь профессионалов мы узнаём по нескольким нотам: что это Маккартни, Леннон, Клэптон. Профессионал это тот, прежде всего, кто профессионально работает. — Так что же всё-таки изменилось в музыке за эти годы? — Очень многое. На смену нашей культуре пришла электронная. У всех современных групп очевидна тенденция подстраиваться под слушателя. А по моему, надо, прежде всего, определиться с самим собой. Мы должны узнавать музыкантов, не глядя на них. А сейчас, на мой взгляд, звучит достаточно однообразная музыка. Начинающим надо больше слушать настоящих супермузыкантов, совершенствовать технику, развивать вкус. Наш любительский уровень давал нам возможность быть свободными, играть то, что пожелаем, не сковывая себя определёнными рамками. К участию в юбилейном концерте были также приглашены группы «Madera Hard Blues», «Князь Мышкин», «White Night Blues» и молодые исполнители. Особенным гостем вечера стал Владимир Ткаченко - заслуженный артист Республики Беларусь, артист Национального концертного оркестра Беларуси под руководством Михаила Финберга. «Университетские фестивали в конце 60-х были единственными островками формирования белорусской рок-музыки. Сам я не участвовал в том памятном концерте 1968 года, но благодаря всем этим ребятам я серьёзно начал заниматься музыкой. Я не делю рок на русский, или, к примеру, английский. Рок есть рок», — заметил музыкант. В холле актового зала БГУИР была организована выставка минского зала музыкальной славы «Hall of fame» при поддержке музея Владимира Мулявина.