Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

№18 от 14 октября 2003г.



Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как знания

На ректорате, состоявшемся 27 октября, подведены итоги первой контрольной точки этого учебного года — аттестации студентов. И результаты таковы: в целом процент неуспевающих колеблется от 12% на ФИТиУ до 28% на ФКСиС.

На ФИТиУ наибольшую тревогу вызывают 2 и 5 курсы, где процент неуспевающих составил 15, далее идет ФКП — 18% в целом по факультету и 25% на 2 и 3 курсах. На экономическом факультете не успевают 19% ( на 2-ом курсе — 22%, на 5-ом — 36%). ФРЭ интегрально оценивается в 21%, однако процент не аттестованных на 3-ем и 4-ом курсах достигает 25.

Незначительно отличается ФТК. Здесь не успевают 23%. На 3-ем и 5-ом курсах эта цифра доходит до 27%. И замыкает список ФКСиС. Наиболее сложная ситуация здесь на 1-ом и 5-ом курсах (соответственно 30% и 37%). Вызывает недоумение большой процент неуспевающих на 1-ом курсе ФКСиС. Ведь именно здесь был самый сильный набор. Среди первокурсников этого факультета одной из дисциплин, вызывающих трудности, является химия. В некоторых группах уже сейчас имеется 1 — 2 несданные лабораторные работы. Корень зла — в отношении студентов к химии. Очевидно, первокурсники считают, что химия — второстепенный предмет и, соответственно, отношение студентов выливается в отставание по нему. Ребятам необходимо пояснять, что отставание в начале года по любому предмету выбивает из учебного ритма и в дальнейшем сказывается на результатах сессии. Необходимо помнить, что университетское образование предполагает хорошее знание всех преподаваемых дисциплин.

Каковы причины низкой успеваемости? Как правило, абсолютное большинство преподавателей указывают на плохую посещаемость лекций и практических занятий, что влечет за собой накопление «долгов» и соответственно проблемы при оценке знаний. Чтобы исправить ситуацию, как и в предыдущие годы, организуются дополнительные занятия по предметам, которые особенно трудно даются студентам. С хорошим почином выступил в этом году ФРЭ. Поскольку здесь одной из проблематичных дисциплин является программирование, особенно лабораторный практикум, то деканат организовал свободный доступ студентов в компьютерные классы общего пользования. И, по мнению декана, такая мера уже дала положительный результат. Из мер воспитательного характера традиционными являются объявление взысканий, отправка писем родителям.

К следующей контрольной точке, которая пройдет 15 ноября, предполагается проконтролировать не только успеваемость студентов, но и выяснить, все ли сделано преподавателями кафедр, чтобы ликвидировать отставание в учебном процессе, проводятся ли в соответствии с графиками консультации и дополнительные занятия.

 



«Храним традиции, верим в будущее, живём настоящим...»

Наши студенты приняли участие в субботнике и ярмарке, которые были посвящены 85-летию со дня рождения ВЛКСМ

Хранить традиции — значит помнить всё то лучшее, чем жили наши предшественники и стараться это применить в нынешних современных условиях.

Мы молоды и полны сил. Нам на всё хватает времени!!! Это здорово. Однако мы живём в окружении людей, которые нас воспитали, да и не только нас: наши родители, дедушки и бабушки.

В течение всего октября на Октябрьской площади (что возле Дворца Республики) проходила ярмарка по продаже плодово-овощной продукции. Там можно было запастись на зиму всем необходимым: картофель, морковь, лук, капуста... Всё — только что убранное и привезённое с полей. Притом цены на эту продукцию умеренные, что позволяет приобрести их даже пенсионерам с их, увы, не очень высокими доходами.

Однако ж это всё ещё нужно доставить домой... На такси ехать дороговато, да и не каждый таксист возьмётся за такую пыльную, в прямом смысле, работу. Вот здесь и пришли на помощь наши ребята из БРСМ.

Городской комитет ОО «БРСМ» совместно с Мингорисполкомом организовали в дни проведения ярмарки акцию: БЕСПЛАТНАЯ доставка покупок на дом для пожилых людей. Мингорисполком обеспечил транспорт, а ребята-комсомольцы выполняли погрузочно-разгрузочные работы. Конечно же, студенты нашего ВУЗа принимали в этом участие, и работу свою выполнили «качественно и добросовестно», как отметил секретарь ГК ОО «БРСМ» В. Дубовик. Было очень приятно видеть радостные лица ветеранов, пенсионеров, и слышать сердечное «спасибо» именно от этих людей.

Мы стремимся не только чтить старшее поколение, но и думать о будущем, строить его уже сейчас.

Так, 18 октября проводился Республиканский субботник, организованный ОО «БРСМ». Работы проходили на всей территории Беларуси: ребята сажали деревья, убирали территорию, прилегающую к их учебным заведениям и т.д. Нашему вузу достался едва ли не самый почётный объект: строительство Национальной библиотеки !!! Ребята потрудились на славу, и строители были весьма довольны и благодарны за проделанную работу, а вырученные средства от субботника перечислены на реконструкцию «Кургана Славы».

В завершение вереницы мероприятий, посвящённых 85-летию со дня рождения ВЛКСМ, во Дворце Республики 29 октября прошло торжественное собрание с участием Президента нашей республики. В числе приглашённых и наш ВУЗ.

(Но об этом в следующем номере).
До новых встреч!!!

Игорь Фролов,
секретарь БРСМ




Листая страницы истории

В биографии комсомола есть немало ярких, знаменательных страниц и свершений. О их величии свидетельствуют сияющие на знамени комсомола три ордена Ленина, ордена Боевого Красного знамени, Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции. Комсомолу есть чем гордиться.

История комсомола — это история поистине героических свершений, сменявших друг друга на вахте у знамени Великого Октября все новых и новых поколений советских людей. У каждого из них были свои особенности, свои черты, свои главные задачи, своя судьба. Для одного поколения это была революция, гражданская война, первые пятилетки, для других —Великая Отечественная война, юность третьих выпала на годы послевоенного восстановления. Современная молодежь принимает эстафету от тех, кто поднимал целину, открывал кладовые нефти Тюмени, прокладывал БАМ, воздвигал электростанции Сибири, покорял высоты научно-технического прогресса.

Однако при всем многообразии путей, интересов и судеб всем поколениям наших людей присущи общие черты: беззаветная преданность Родине, идейная убежденность, верность боевым и трудовым традициям своего народа. Они-то, эти общие черты, и связывают в единое целое и героическое прошлое, и славное настоящее, и, будем надеяться, светлое будущее наших народов.

В условиях нынешнего социально-экономического и политического кризиса, поразившего все бывшие советские республики, намного усложнилась и обострилась проблема молодежи. В молодежной среде распространены опасные негативные явления: преступность, наркомания, пьянство, проституция. Нарушаются права молодых людей, растет безработица, резко ухудшается состояние здоровья молодого поколения, сокращаются реальные возможности бесплатного высшего образования.

Учитывая историческую роль комсомола в прошлом и наличие острых проблем у молодежи сегодня, государственным и общественным организациям, и, прежде всего, самим организациям БРСМ следует всемерно усиливать работу среди молодежи по получению ею образования, приобретения жилья для молодых семей, профилактике правонарушений, внедрению здорового образа жизни и нравственно-патриотическому воспитанию молодежи.

Мы, представители старших поколений комсомола, гордимся тем, что наши дети и внуки достойно продолжают дело, за которое сражались герои гражданской и Отечественной войн. Нам приятно сознавать, что наша молодежь снова и снова воздает дань уважения тем, кто не думал о смерти, шел в бой во славу Родины, во имя того, чтобы выстоять и победить.

 



Моя комсомольская юность

Моя комсомольская юность совпала с предвоенным и военным временем (вступал я в комсомол в 1936 г.). Мы росли в обстановке надвигающейся угрозы войны, поэтому и жизнь наша была наполнена идеями защиты Отечества и достижения новых рубежей в укреплении оборонного и экономического могущества страны.

Подготовка к труду и обороне проходила под девизом: «Только вперед!». Вспоминаю свое выступление на комсомольско-молодежном вечере-встрече с участником боев на озере Хасан красноармейцем Василием Хариным. Я читал отрывок из произведений любимого нами Николая Островского: «Только вперед, только на линию огня, только через трудности к победе! Таков девиз нашей молодежи. Девиз, завещанный нашими отцами». Ребята ответили на эти слова горячими аплодисментами.

С благодарностью вспоминаю военрука Ивана Петровича Пермякова.Благодаря его требовательности большинство учащихся старших классов имели значки ГТО, ПВХО, ГСО и «Ворошиловский стрелок».

Что касается нашего комсомольского девиза «Только вперед!», то его реализация проходила не только в борьбе за высокую успеваемость и работе на колхозном поле, но и в активном участии комсомольцев в походах по богатому полезными ископаемыми Предуралью. Организатором таких походов был наш завуч преподаватель химии Матвей Степанович Румянцев. С ним мы исколесили весьЧернушинский район Молотовской области. Искали нефть по ее просочившимся на водной глади рек и озер пятнам. И ведь нашли! И в том, что сейчас в этом районе немало нефтяных вышек, есть и наш скромный вклад.

Так было в тревожное предвоенное время. А когда пробил грозный час, молодое поколение предвоенных лет мужественно встретило фашистское нашествие, с достоинством и честью пронесло боевое Красное знамя через огонь сражений.

В одном из контрударов советских войск в районе Лепеля участвовали войска 20-й армии, в том числе и наш 34-й танковый полк 17-й танковой дивизии. Был я тогда командиром танка Т-26 и комсоргом роты. В том первом для нас бою я получил первое ранение, но в строю остался и продолжал воевать.

Потом мы сражались с врагом под Оршей, в районе г.Ярцево, на Соловьевской переправе, в Смоленске... Наша рота была, можно сказать, комсомольской. Ее бойцы и командиры проявили в тех тяжелейших боях беспримерный героизм и мужество. Стояли насмерть, но врага в конце концов остановили, тем самым обеспечили крах «блицкрига» и крушение мифа о непобедимости гитлеровской Германии.

Сегодня с глубоким почтением и добрым словом я вспоминаю своих боевых друзей — Михаила Малашенка, Александра Хитрова, Петра Мельникова, Ивана Каламонова, Виктора Быкова, Василия Глазова...Мои друзья-комсомольцы шли в адский огонь сражений за свои убеждения, за любовь к Отчизне. К сожалению, многие из них погибли.

К концу войны я уже был капитаном, помощником начальника политотдела танковой бригады по комсомолу. Для комсомольцев бригады, как и для всех гвардейцев-танкистов, заключительные аккорды войны памятны тем, что они в числе первых перешли границу Германии и вступили на земли Восточной Пруссии. Ведя огонь из пушек и пулеметов, танкисты капитана Василия Комлева штурмом взяли первый крупный немецкий населенный пункт — Пликкен. В ответ на наше вторжение немцы открыли по танкам массированный огонь. В том бою особенно отличился комсомольский экипаж лейтенанта Сергея Ковязина. Отражая контратаки, они сожгли вражеский танк, расстреляли бронетранспортер... Но в разгар боя вражеский снаряд прошил броню и нашей боевой машины. Танк загорелся. Герои-комсомольцы погибли, совершив подвиг бессмертия.

Вечная им слава!

Алексей Быков,
ветеран войны, член ВЛКСМ с 1936 года.




Месячник пожарной безопасности начался 27 октября

Пожарно-техническая комиссия университета 23-25 октября проверила противопожарное состояние объектов университета и выявила следующие недостатки.

По 1 учебному корпусу:
— много работающих обогревателей в аудиториях 307, 308, 315, 329, 211,22;
– некоторые лаборатории превращены в склады хранения, проходы загромождены и захламлены (№300 (зав. В.А.Колесников), №335 (зав. В.Г.Игнатович)). В лаборатории 22 НИЛ 5.4 грязно, на электропроводку наброшены тряпки, пластиковые бутылки и прочий хлам;
— в подсобном помещении коменданта 1-го корпуса все свалено в кучу — готовый костер, в общем филиал Тростенецкой свалки;
— в неудовлетворительном состоянии находится электропроводка. Так, в аудитории 309 разбита крышка коммутации электропроводки, оголены токоведущие части, в военно-учетном столе электропроводка заклеена обоями, в буфете — проложена с нарушениями;
— в НИЛ 5.3 (каб.400) — полный букет нарушений: работал обогреватель с открытой спиралью, лаборатория захламлена, проходы завалены оборудованием, легковоспламеняющиесяжидкости хранятся вместе с другими горючими материалами в деревянных шкафах открыто, электропроводка проложена с нарушениями ПУЭ.

2-й учебный корпус:
— в комнате 315 (архив ОК) несмотря наогромное количество бумаги нет ни одного огнетушителя;
— в библиотеке книги расположены на стеллажах в опасной близости от электролампочек (по правилам пожарной безопасности расстояние до осветительных приборов должно быть не менее 0,5 м).

3-й учебный корпус:
— аудитории 505 и 507 захламлены, проходы заставлены оборудованием;
— в гардеробе включен обогреватель с открытой спиралью.

4-й учебный корпус:
— загромождены проходы в коридоре цокольного этажа.

5-й учебный корпус:
— в электрощитовой много посторонних предметов, не укомплектована диэлектрическими защитными средствами;
— в техническом помещении вычислительного центра канализационные трубы проложены над электропроводкой высокого напряжения.

Общежитие №2:
— на всех этажах силовые электрощиты открыты;
— токоведущие части оголены,находятся под напряжением 380 В (предназначено для подключения электроплит);
— во многих комнатах отсутствуют защитные плафоны для электролампочек;
— не везде вывешены планы эвакуации;
— на 7-ом этаже не работает электрозвонок оповещения о пожаре;
— на вахте отсутствуютключи от электрощитовой и столярной мастерской.

Общежитие №1:
— нет защитных плафонов на электролампочках в жилых комнатах;
— отсутствуют ключи от подвальных помещений;
— столярная мастерскаязахламлена.

Особую тревогу вызывает состояние помещений,сданных в аренду.

Поскольку тема пожарной безопасности находится постоянно в поле зрения ректората, то по выявленным недостаткам будет издан приказ и виновные понесут наказание.

 



ИЗ УСТАВА ОО «БРСМ»

Дорогие студенты! Надеюсь, вы уже знаете, что в БГУИР существует первичная организация «БРСМ». И если вы хотите, чтобы ваша жизнь не ограничивалась только лекциями и лабораторными занятиями, то вступайте в эту организацию. А чтобы вы лучше представляли, что это за организация, каковы ее цели и задачи, публикуем выдержки из Устава.
Как стать членом БРСМ? Для этого вам необходимо просто связаться с Игорем Фроловым (к.311, 2-й учебный корпус). При себе иметь: две фотографии, 2 тысячи белорусских рублей (для изготовления членского билета и значка) и написать заявление.
Кстати, для членов БРСМ многие предприятия города Минска предоставляют скидки от 20 до 50%. Например, компьютерные клубы, МТС, Velcom, дискотеки.

Целью ОО «БРСМ» является создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытия ее творческого потенциала, содействие развитию в Республике Беларусь гражданского общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Задачи ОО «БРСМ»:
— содействие разработке в установленном порядке юридических и социально-экономических гарантий прав молодежи, уравнивающих ее возможности с другими социальными группами;
— поддержка инициатив, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие молодежи, а также на создание условий для развития предпринимательской деятельности;
— участие в установленном порядке в разработке молодежных программ;
— воспитание у членов ОО «БРСМ» патриотизма, как важнейшей духовной и социальной ценности;

В соответствии с законодательством ОО «БРСМ» осуществляет свою деятельность следующими методами:
— участие в формировании и реализации государственной молодежной политики;
— поддержка инициатив молодежи и проведение мероприятий, направленных на достижение уставных целей ОО «БРСМ»;
— участие в разработке и осуществлении образовательных, социальных и иных молодежных программ, не противоречащих действующему законодательству Республики Беларусь;
— оказание содействия в создании рабочих мест и трудоустройстве своих членов;
— содействие развитию международного молодежного сотрудничества, путем обмена делегациями с другими странами с целью установления дружеских отношений, обмена опытом и совместной деятельности;
— привлечение внимания СМИ, органов государственной власти и общественности к молодежным проблемам и инициативам;
— помощь членам ОО «БРСМ» в организации их свободного времени путем проведения мероприятий, направленных на физическое, духовно-нравственное, культурное развитие молодых людей;
— организация и проведение конференций, семинаров, встреч, лекций, выставок, концертов и других мероприятий;
— осуществление деятельности, связанной с получением и распределением гуманитарной помощи;
— осуществление деятельности, связанной с организацией оздоровления детей и молодежи в Республике Беларусь и за рубежом.

Членом ОО «БРСМ» может быть любой гражданин Республики Беларусь, лицо без гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в возрасте, как правило, от 14 до 31 года, признающие Устав и программные документы ОО «БРСМ».


Членство в ОО «БРСМ» осуществляется через членство в первичных организациях.

Член ОО «БРСМ» имеет право:
— участвовать в работе ОО «БРСМ»;
— выдвигать, избирать и быть избранным в выборные руководящие и контрольные органы ОО «БРСМ» (руководителями ОО «БРСМ» и организационных структур ОО «БРСМ», членами контрольных органов ОО «БРСМ» избираются только члены ОО «БРСМ», достигшие совершеннолетия);
— обсуждать, критиковать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, конференциях, съездах, заседаниях органов ОО «БРСМ», в печати по всем вопросам деятельности ОО «БРСМ»;
— лично участвовать в собраниях, заседаниях органов ОО «БРСМ» при обсуждении вопроса о его поведении или деятельности;
— обращаться в структуры и органы ОО «БРСМ», их средства массовой информации за помощью в защите и реализации своих интересов и прав, использовать для этого организационные и материальные возможности ОО «БРСМ»;
— получать информацию, имеющуюся в распоряжении ОО «БРСМ»;
— участвовать в работе других общественных объединений, принципы и деятельность которых не противоречат Конституции Республики Беларусь и не препятствуют выполнению Устава, программных документов ОО «БРСМ».

Член ОО «БРСМ» обязан:
— состоять на учете в одной из первичных организаций ОО «БРСМ»;
— участвовать в решении задач, определенных программными документами ОО «БРСМ», выполнять требования Устава ОО «БРСМ»;
— уплачивать членские взносы.

Членство в ОО «БРСМ» прекращается:
— членом ОО «БРСМ» по собственному желанию путем подачи письменного заявления в первичную организацию ОО «БРСМ»;
— в связи с исключением из ОО «БРСМ»: за грубое нарушение Устава, либо систематическое неучастие в работе ОО «БРСМ», либо за действия, порочащие деловую репутацию и наносящие ущерб целостности ОО «БРСМ».

Основа ОО «БРСМ»—- первичные организации.
Первичные организации ОО «БРСМ» создаются по месту работы, учебы, жительства на основе общности интересов при наличии не менее трех членов ОО «БРСМ», регистрируются вышестоящим органом ОО «БРСМ» и подлежат обязательному учету в установленном законом порядке.

Первичные организации ОО «БРСМ» имеют право:
— решать все вопросы своей деятельности, кроме тех, решение которых отнесено к компетенции вышестоящих органов ОО «БРСМ»;
— выдвигать своих представителей в вышестоящие органы ОО «БРСМ», заслушивать их отчеты и при необходимости отзывать их;
— разрабатывать и принимать собственную программу действий и другие документы, не противоречащие программным документам и Уставу ОО «БРСМ»;
— принимать и исключать из членов ОО «БРСМ».

 



Все зависит от нас самих

У нашего любимого общежития №1, которое находится на ул. Я. Колоса 28, скоро юбилей. Интересно, как жилось в общежитии раньше, этак лет 30 назад. Прослышав, что декан факультета радиотехники и электроники Бусько Виталий Леонидович когда-то жил в моём блоке (1210), я пошла к нему.Он охотно поделился своими воспоминаниями.

— Когда я поступил в университет ( в 1973 году), общежития РТИ ещё не было, и мы жили в общежитии №1 БПИ по 12 человек в комнате. Когда же в 1974 году вступило в строй наше общежитие, то жизнь показалась раем. Всё было новое, по 2 человека в комнате, санузел в блоке, кухня на этаже — такого, по-моему, тогда ни у кого не было. Девушки жили, как впрочем и сейчас, на одних этажах с молодыми людьми. А в 1980 году здание было полностью отремонтировано, потому что сдавалось под гостиницу участникам олимпиады.

Мне кажется, наше общежитие очень удачно спланировано, во втором — уже совсем не то. На этаже всё как на ладони, все друг друга знают. В трудные времена с голоду не умрёшь. Единственный минус — отсутствие спортивных залов и комнат отдыха, ну и душевые, которые очень плохо смонтированы. Основным местом, где мы собирались, была «Ленкомната». В своё время проблему спорта мы решили таким образом: студенты сделали своими руками дворовую площадку, оборудовали стадион, который находился прямо перед общежитием, сейчас там достраивают многоэтажный дом. День и ночь на площадке стоял гул — играли в футбол, волейбол.

Становление кафе «Сузорье» тоже проходило на моих глазах. Его строительством занимался наш университетский стройотряд. Это было первое комсомольское молодёжное кафе такого типа. Билеты распространялись по всей республике. Туда было очень сложно попасть, поэтому билеты заказывали за 2-3 месяца. В 1983—1984 годах в «Сузорье» справляли студенческие свадьбы.

В 1977—1978 годах общежитие было полностью переведено на самообслуживание. Мы сами им управляли ( вахтёрами, уборщицами, лифтёрами, сантехниками, электриками — были студенты). Каждый старался подработать. И проблем не было, так как каждый выполнял свою работу добросовестно. Студсовет и студенческое самоуправление были тогда в силе. Студенты сами решали свою судьбу. Я был членом студсовета, работал комендантом, позднее занимал должность председателя профкома студентов.

По-моему, сегодня студентам нужно проявлять больше инициативы. Чем занимаются сейчас студенты? Пьют пиво и сидят за компьютерами. Нужно восстанавливать клубы по интересам ( клуб хозяйки, клуб молодой семьи и т.д.), проводить разные встречи с артистами, актёрами, известными людьми. Когда-то они с большим удовольствием общались с молодёжью. Приезжали на встречи с нами Л.Гурченко, Л. Ярмолик, А. Баталов.

Не нужно сидеть и ждать, что кто-то сделает все за вас, а самим организовывать, предлагать. Мы, руководство, всегда чем сможем поможем, в конце концов, найдём и купим. Нужно развивать самоуправление. Ведь всё зависит всегда от нас самих.

Беседовала Екатерина Семенюк,
студентка 3 курса ЭФ




Подготовка в разгаре!

В конце октября общежитие №1 готовится отметить свой 30-летний юбилей. Праздники занимают важное место в жизни любого человека. Они создают необычное праздничное настроение, заставляют забыть о временных трудностях или неприятных моментах.

До праздника осталось чуть-чуть. Поэтому все волнуются, решают: «Как его организовать так, чтобы было интересно и настоящим и бывшим студентам университета, которые живут или жили в нашем общежитии». Воспитатели привлекли самых активных студентов общежития, КВН-щиков, чтобы они помогли разнообразно, красиво провести этот праздник. Объявлен конкурс на лучшую эмблему, посвященную 30-летию общежития. Художники включились в эту работу. Готовятся красочные плакаты для украшения интерьера 1 этажа и зала, где будет проходить торжество. Собраны фотографии. Подобраны корреспонденты, которые будут брать интервью у бывших выпускников-преподавателей БГУИР, аспирантов и т.д. Художественный руководитель студгородка составляет сценарий проведения праздника. Подготовка идет полным ходом.

Т.И.Кудрицкая, воспитатель



Однажды вечером...

Как много смысла в таком простом слове — мама. Мама — человек, который дарит нам жизнь, растит и воспитывает, ведет по жизни, согревая своей любовью, заботой и добротой. Мать готова на все ради своих детей. Обделяя себя, она старается получше нас одеть и накормить. В любом возрасте и на любом расстоянии для нее мы остаемся детьми, а она для нас — мамой. Никто так не поймет и не поддержит в трудную минуту. Порой ее так не хватает, она далеко. Не беспокойте своих мам напрасно, звоните им чаще. Ведь чем дольше они будут жить, тем больше мы будем чувствовать себя детьми.

«Моя мама самая лучшая, самая добрая. Самая умная и красивая...», — такими словами начинали рассказ о своих мамах ребята из 2-го общежития 14 октября. А все началось в 19 часов 10 минут, когда жильцы 10 и 11 этажей собрались в комнате самоподготовки на вечер, посвященный Дню матери. Наша воспитательница Жила Таисия Иосифовна прочитала интересный доклад «О роли мамы в жизни каждого человека». В дополнение к этому Александр Дайнеко спел песню о маме. Вечер продолжился конкурсами. Сперва мы вспоминали песни о маме, затем разгадывали загадки, рисовали, пели хором, играли в «швею». К тому же нас проверили на воспитанность, задав огромное количество вопросов. И я стал «жертвой» розыгрыша «боязнь высоты». В перерывах между конкурсами ребята читали стихи о маме. Теперь мы не только «ждем гостей», получаем «передачи из дома», «теряем пуговицы», но и серьезно задумываемся, как «породниться с деканом», чтобы повысили стипендию.

Вечер удался на славу! Было очень весело и интересно. Шутки сыпались одна за другой, а наш смех мягко разлетался по коридорам и постукивал в запертые двери. Развлекательно-познавательная часть закончилась чаепитием. В тесном кругу знакомых и друзей мы рассказали о своих мамах, вспоминали смешные, интересные истории из жизни.

Время летело незаметно. Украдкой, как кошка, подкралась осенняя ночь. Так не хотелось расходиться, но надо — такие у нас порядки .Уходя, все от души благодарили нашу «общежитскую заммаму», Таисию Иосифовну. Ведь она заботится о нас, о порядке и чистоте в наших блоках. И в ежедневной суете и заботах находит силы и время для таких вечеров.

Не зря говорят, студенческие годы — самые лучшие в жизни. И таких больше не будет. Давайте использовать их максимально. Хотелось бы, чтобы руководство находило время, и вместе с нами смеялось, шутило, пело и просто радовалось жизни.

«Жизнь сама по себе ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что мы сами превратили ее», — писал Монте. Мы же можем жить лучше, если сами будем к этому стремиться и не создавать друг другу проблем.

Алексей Августинович (гр.140101)



Что такое Клуб Дебатов

Дебаты, как система структурных дискуссий, берут свое начало в Древней Греции, где они были важным элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их. В Древнем Риме существовали Школы риторов, в которых проходило обучение ораторскому мастерству. Престиж таких школ был очень высоким, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.

В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторско го мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования России. В Московском университете диспуты проводились на 12 языках.

Дебаты, как вид молодёжной деятельности, оформились в 30-е годы XX века в США, где традиции парламентаризма были наиболее сильны. Именно предвыборные кампании дали новый толчок развитию дебатов и привели их к такому виду, который они имеют сейчас.

Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые телевизионные дебаты между Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном во время президентских выборов 1960 года в США.

В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в ВУЗах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны «формальные» дебаты, имеющие определенные правила, регламент. В этом смысле дебаты представляют собой обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп).

Клуб Дебатов БГУИР был основан в 2000 году студентами Поведёнком Александром и Морозовой Наталией при поддержке Кобзарева Виктора. За время существования в нём сложились добрые традиции, которые мы собираемся приумножать. Большая часть игр проходит по американскому парламентскому формату, но иногда мы практикуемся и в других играх (Карл Поппер, британский формат). Играем на русском языке в студенческой лиге Беларуси. За последние 3 турнира за нами два первых места, два вторых, два третьих.

Цели Клуба Дебатов:
1. Развитие критического мышления, ораторских способностей, коммуникативных навыков.
2. Выработка компромиссных потенциально реализуемых на практике решений по обсуждаемым проблемам.
3. Свободное развитие творческой профессиональной личности, индивидуальности, умения отстаивать свою точку зрения, убеждать других, а также признавать свои ошибки.
4. Способствование социальной и профессиональной самореализации.
5. Развитие и совершенствование Игры, разработка и апробация новых форматов.
6. Активное и конструктивное взаимодействие с другими Клубами Парламентских Дебатов.

Клуб Дебатов способствует:
— Объединению студентов — творческих людей, желающих обучиться эффективной коммуникации.
— Умению логически мыслить, корректно вести дискуссию, аргументировано убеждать. Накоплению опыта и развитию культуры публичного обсуждения общественно-значимых проблем, развитию умения уверенно и красиво выступать перед различной аудиторией.
— Расширению кругозора членов Клуба, накоплению ими общеобразовательных и специализированных знаний о современных мировых, региональных и местных проблемах; дополнительному образованию и самообразованию, а также приобретению знаний и умений в области РR, имиджа и рекламы.
— Развитию чувства толерантности, уважения к оппонентам, умению слушать и слышать других, самостоятельно и коллективно принимать решения; развитию психологической устойчивости, веры в себя, позитивной самооценки.
— Развитию умения видеть плюсы и минусы любой проблемы, стратегически мыслить, анализировать ситуацию.
— Активному и продуктивному участию во всевозможных чемпионатах по Дебатам.

Дебаты — это одна из международных образовательных программ, которую создала IDEA (международная образовательная ассоциация «Дебаты») — ассоциация независимых организаций и частных лиц. Большая часть ее членов — национальные программы «Дебаты» и другие программы и ассоциации, занимающиеся развитием дебатов. Представителем IDEA в Беларуси является Общественная Организация «Новый клуб общения». IDEA обеспечивает поддержку национальным ассоциациям и организует ежегодные международные летние лагеря «Дебаты».

С 1994 года IDEA работает над внедрением дебатов в среднее и высшее образование в Центральной и Восточной Европе, странах бывшего СССР, Центральной Азии и на Гаити. Географический рост IDEA продолжается. На данный момент членами IDEA являются: Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Гаити, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Хорватия, Чехия, Эстония, Югославия.

В перспективе развития Клуба Дебатов БГУИР — участвовать в международной программе дебатов, расширять связи и проводить собственные турниры.

Заседания Дебат-клуба проходят каждую пятницу в аудитории 607 2-го учебного корпуса в 17.00.

По всем вопросам можно обращаться к Виктору Кобзареву по E-mail: dellad@tut.by или по тел. 642-09-42

 



Поздравляем юбиляров!

Горячун Наталью Владимировну, старшего преподавателя
Красовского Альберта Ярославовича, доцента
Ткаченко Анатолия Пантелеевича, доцента
Левковича Василия Николаевича, заведующего кафедрой
Янчевскую Нину Михайловну, дежурную бюро пропусков
Кутас Галину Владимиривну, уборщицу  



Считать недействительными
утерянные студенческие билеты на имя:
Соловей Т.М. (№601501), Салановича В.В. (№730101), Латинника А.С. (№272304), Кравченко М.Н.(№140101), Синякевича А.А. (№110702), Дубовика Р.А.(№940702), Аверьянова С.А. (№630401), Балаганского А.Н. (№250502), Лысюка С.С. (№971502), Новицкого Д.В. (№072201), Лавренюка Е.Д. (№040103-09), Малахова Н.С. (№172301), Пацкевича Е.В. (№ 240101), Тупикина В.А. (№240102), Любина И.Е. (№ 152001), Жданова Д.Д. (№ 140101), Ендзы Е.В. (№862101), Конопельки С.Ю. (№040301), Метельского А.Н. (№050503), Шестерова Г.В. (№272302), Миколаевского А.И. (№110703), Проняева М.В. (№272303), Трищенкова Е.Н. (№700401), Белевича А.В. (№951001), Вешторта А.И. (№841202), Шинка А.Т. (№841202), Любина И.Е. (№152001), Луся Н.Л. (№700501), Прокопенко Е.А. (№172201).
зачетные книжки на имя: Ремизевича Е.А. (№071502), Огуржина Е.В. (№272303).
И удостоверение аспиранта №10 на имя Жолтикова Р.Р.  



«На БраслаЎскiх на азерах мы сустрэнiмся яшчэ...» #1

Там, где прозрачная легкость небес с удивительной стремительностью впадает в нежную синеву озер, где воздух наполнен необычайными ароматами трав, где на каждой лесной тропинке живет своя легенда, находится одно из прекраснейших мест Беларуси— Браславщина.

БГУИР - один из немногих белорусских университетов, который смог не только сохранить, но и улучшить свою социальную инфрастуктуру. В этом году на базе отдыха БГУИР «Браславские озера» вновь с 9 июня по 24 августа был организован отдых студентов, сотрудников и членов их семей, а также воспитанников СДЮШОР г. Минска по борьбе. 418 человек обязательно запомнят это лето, как особенное в своей жизни!

Перед открытием оздоровительного сезона администрацией была проделана существенная работа по благоустройству базы — дорожки удивили ровными рядами плитки, умывальник особой чистотой, пляж — свежей желтизной песочка. Также заранее отремонтировали ворота, электрооборудование, установили 9 телевизоров и антенн.

На протяжении всего отдыха на базе функционировало 11уютных летних домиков, столовая радовала вкусными запахами и хорошим выбором блюд, в медпункте всегда были готовы оказать квалифицированную помощь (впрочем, к счастью, в этом году тяжелых заболеваний, травм и несчастных случаев не было), а на лодочной станции для любителей романтических прогулок и рыбной ловли всегда готовы транспортные средства. Те, для кого слово «отдых» не возможен без определения «активный», с удовольствием совершали экскурсию на гору Маяк, любовались архитектурными изысками костела в Слободке, смеялись с выходок забавного медвежонка в вольерах Рацкого бора...

Проводились для отдыхающих и конкурсы детского рисунка, спортландии, турниры по настольному теннису и бильярду. В товарищеских встречах по волейболу с турбазой «Браславские озера» и сборной командой города Браслава наши ребята тоже не раз демонстрировали свою спортивную ловкость. Грибников манили неведомые дорожки, ягодников — сладкая ягода.

Думается, что каждый, кому в этом году посчастливилось отдохнуть на Браславщине, обязательно не раз скажет спасибо директору Кузьмину А.В., его заместителю Асипчику В.К., заведующему хозяйством Ожешковскому О.П, педагогам Плыганю Г.А., Цируну В.Н. и другим.

Впрочем, если в этом году вам так и не удалось назначить свидание своему отдыху в Браславе, не огорчайтесь: говорят, в следующем году отдыхать на базе будет еще лучше. Ведь предложения по улучшению работы СОК «Браславские озера» (например, о радиофикации и приобретении лодок и холодильников), обязательно будут услышаны.

Юлия Терентьева



«На БраслаЎскiх на азерах мы сустрэнiмся яшчэ...» #2

Дождливая погода в начале и конце лета внесла свои коррективы, но никто из отдыхающих не пожалел об этом. Интересно и разнообразно был организован отдых в спортивно-оздоровительном лагере «Браславские озера». Особенно повезло второй смене, когда установилась теплая солнечная погода. Переменилось к лучшему благоустройство лагеря. Появились новые, выложенные из плит дорожки, просторная душевая с горячей водой, на территории чистота и порядок. В каждом домике установили телевизоры, обновили мебель. Очистили от кустарника и значительно расширили площадь пляжа, засыпали чистым песком, оборудовали новые спортивные площадки. В домиках регулярно проводилась влажная уборка.

Заметно улучшилось питание. Вырос ассортимент овощных блюд, часто предлагались бананы, апельсины. Слаженно работали все службы и в особенности хозяйственная. Нельзя не поблагодарить руководство лагеря: директора А.В.Кузмина, его заместителя, и.о. доцента кафедры физвоспитания В.К.Асипчика, заведующую хозяйством А.И.Селезневу, работников А.И.Лиходеева, Н.К.Романчика, Н.А.Побержину за прекрасные условия, которые были созданы для полноценного отдыха.

Физкультурно- оздоровительная работа была в руках инструкторов по физической культуре — Г.А.Плыганя и А.С.Летохо. Делался акцент на активный отдых и естественные методы оздоровления (солнце, воздух и вода). Для желающих были организованы группы здоровья, с которыми проводились утренние и вечерние водные процедуры (купание) — для закаливания и укрепления нервной системы; обучение диафрагмальному дыханию — для увеличения снабжения организма кислородом и очищения от углекислоты; гимнастика по системе «Бодифлекс» — для устранения целлюлита и повышения энергетики; ходьба и медленный бег по холмам — для укрепления сосудов и сердца, развития выносливости.

Утром после завтрака все устремлялись на пляж. Песчаный берег наполнялся радостными возгласами. Здесь же проводились игры и веселые конкурсы. Отдыхающим предлагались экскурсии, прогулки на лодках, массаж, спортивные и оздоровительные мероприятия. Любители лесных прогулок активно занимались сбором черники, а рыбаки ловили «свое счастье» в утренних тихих зорях. После полуденного отдыха закипала спортивная жизнь: соревнования по бильярду, настольному теннису, бадминтону, шахматам, футболу, волейболу и плаванию. Сначала соревновались отдельно студенты и сотрудники, потом проводились матчевые встречи между ними, а также с местными командами. Чемпионами и призерами в разных видах спорта среди сотрудников и членов их семей становились: В.Ф.Пасканов, А.С.Летохо, Г.Г.Русак, А.И.Тарасевич, Е.В.Степанов, Н.В.Давыдова, О.Л.Маркевич, М.В.Гайко и др.

Интересные веселые конкурсы среди студентов и сотрудников организовывал руководитель студентов - ассистент кафедры информатики А.С.Летохо.

Во вторую смену вместе с родителями отдыхало очень много детей. Для них отдельно проводились конкурсы, состязания, спартакиады. Родители с радостным волнением болели за своих чад. И дети, и призеры среди взролых публично награждались ценными призами (конфетами, апельсинами, бананами). Было интересно всем. Победители спортивных соревнований среди детей: Маша Орлова, Лена Орешко, Маша Русак, Саша Маркевич, Николай Гайко, Антон Степанов; среди спортивных семей: Паскановы, Маркевич, Русак.

На конкурсе рисунков, который проводился в последние дни, среди детей 1-е место поделили Маша Орлова и Ксюша Картамышева, 2-е занял рисунок Лены Орешко, 3-е место — рисунок Егора Мелькичука и его сестры Насти. У сотрудников: лучшей была серия рисунков доцента кафедры математики Н.Н.Третьяковой, которая по своей инициативе вела кружок рисования у детей, приобщая их к прекрасному.

Надолго запомнится отдыхающим прощальный костер, на котором был проведен детский фестиваль песни и танца. С непосредственной радостью и увлечением дети исполняли песни, читали стихи, танцевали. Время на отдыхе пролетает незаметно. Как всегда не хотелось расставаться с новыми знакомыми и друзьями. Но не за горами новое лето. И выдюжив зимние снега и морозы, «Браславские озера» вновь тепло и приветливо распахнут свои объятия новым отдыхающим.

Г.А.Плыгань,
доцент кафедры физвоспитания




Факторы раздражимости

Мы живем в многообразном, изменяющемся мире. Каждый день нам приходится сталкиваться и с тем, что мы любим, и с тем, что нас раздражает. Каждая встреча с одним из таких раздражителей способна вывести нас из себя, поколебать наше душевное равновесие. И что выявить наиболее распространенные «раздражители» среди студентов был проведен социологоческий опрос. Было предложено назвать наиболее раздражающий цвет, запах, черту характера, музыкального исполнителя, звук слово или фразу.

По итогам социологического опроса 20% назвали салатовый наиболее раздражающим цветом. За ним следует оранжевый (18%), желтый (16%) и розовый (12%).

Наиболее раздражающим запахом был назван запах пота (20%) голосов.

14% опрошенных студентов сказали, что их раздражает чрезмерное использование дезодорантов (духов, одеколонов) с резким запахом. На третьем месте - запах грязных вонючих носков (10%). За ним следует запах табачных изделий (6%).

Наглость и занудность - две самые раздражающие черты человеческого характера (16% голосов). На втором месте идет жадность с 14%, затем лживость (10%) и тупость (6%). Один большой оригинал (из числа опрошенных) самой раздражающей чертой характера человека назвал не что иное, как «галимые понты».

Наиболее типичные музыкальные антипатии было достаточносложно выявить: было названо более 20 музыкальных коллективов и сольных исполнителей, среди которых «Корни», «Сливки», «Hi-Fi», Акула, И.Николаев, Б.Моисеев, М.Распутина и др.

Тем не менее, 1-ю строчку в нашем параде раздражителей занимает российская поп-группа «Руки вверх» (10 голосов). Второе и третье места разделили примадонна А.Б.пугачева и ансамбль «Золотое кольцо» (по 6%). По 4% голосов у Ю.шатунова, Н.Бабкиной, М.Мэнсона, А.Буйнова и групп «Корни», «Фабрика», «Rammstein», «Король и Шут», «Мумий троль».

Примечательно, что русские поп-исполнители в сумме получили 80% голосов, из которых 12% принадлежат бывшим «полуфабрикатам»: группы «Корни», «Фабрика», М.Гребенщикову, Ю.Савичевой. Зарубежные исполнители, а именно, «Rammstein» и М.Мэнсон, раздражают лишь 8% опрошенных, что говорит явно не в пользу отечественного шоу-бизнеса.

Если говорить о раздражающих звуках, то абсолютным лидером был признан звук «пенопластом по стеклу» (38% голосов). За ним следует «ногтями по доске» (всего лишь 12%). По 6% голосов получили писк, звук сирены и будильника. Самыми нетипичными раздражителями стали: «звук работающего процессора», «пение канарейки» и ультразвук (его человеческое ухо не воспринимает).

Самыми раздражающими словами (фразами) 34% опрошенных назвали матерные слова и выражения (которые признаны непечатными). Возможно, этот социологический опрос заставит любителей «крепкого словца» исключить из употребления ненормативную лексику, ведь возможно, что ваш собеседник как раз-таки входит в данную группу опрошенных.

 



Эксперимент. Твой шанс на будущее

Учебный план по специальности «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств» на факультете Компьтерного проектированияв системе двухступенчатого образования, одобрен и согласован Министерством образования Республики Беларусь, получил самые лестные отзывы. Это — результат большой и напряженной работы коллектива. Основной объем дисциплин студент должен освоить за первые четыре года обучения. Дипломные работы пишутся в более короткие сроки и параллельно с учебой. В этом году набраны две группы студентов, которые через четыре года успешной учебы первыми получат диплом бакалавра. Если же будет желание продолжить обучение, то студент, написав заявление, и, успешно проучившись еще 1 год, получит диплом инженера. Высшей ступенью учебы станет — диплом магистра. Но на бюджетную форму обучения в магистратуру могут быть зачислены всего около 10 % от возможного числа мест, остальные — платно.

Такая учеба дает возможность получить диплом международного образца, который признан всеми странами Женевского Соглашения. Если тебе захочется поработать где-нибудь в Европе, то уже не нужно будет подтверждать свой диплом, сдавая определенные экзамены. Диплом магистра БГУИР— международного качества.