Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N15 от 29 июня 2005



 
«Идеология – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые мы перед собой поставим». (из доклада Президента А.Г.Лукашенко) «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент») Формирование идеологии белорусского государства тесно связано с основными задачами, решаемыми обществом: становление и развитие социально-ориентированной экономики, переход к информационному обществу, повышение благосостояния народа. Но как бы не изменился мир, какие бы перемены не происходили в сознании и поведении людей, сохраняют свое непреходящее значение такие ценности, как совесть, долг, честь, ответственность, патриотизм, доброта... Они то и являются основой формирования всесторонне развитого человека — важнейшей задачей нашего общества и стратегической целью идеологии. Сегодня активно ведется работа над теорией, определяющей содержание нашей идеологии, но при всей важности ее концептуальных основ главное — ее практическая реализация. Реальным шагом в данном направлении стал прошедший 14 июня городской семинар для руководителей высших учебных заведений «Организация идеологической и воспитательной работы в учебных заведениях (на опыте БГУИР)». «Не на словах, а на деле» Следуя народной мудрости, работа семинара началась не с теории, а с ее практической реализации. Общежитие №2, которое посетили наши гости, предстало не только как уютный и опрятный студенческий дом, но и большой культурно-образовательный центр. В этом и заслуга Молодежного центра БГУИР, презентацию которого провел его директор, проректор по учебной работе А.А.Хмыль. Всеобщее восхищение вызвал стилизованный под древнеегипетскую роспись интернет-клуб «Скоробей». Его оснащенность новейшими компьютерами, мультимедийной техникой позволили сделать презентацию наглядной и в духе времени. «И у нас тоже есть компьютерные клубы, но ваш просто великолепен. Это своего рода эталон культурно-образовательного и одновременно развлекательного назначения», — отметил ректор БАТУ Николай Владимирович Казаровец. Повышенный интерес проявили участники семинара к компьютерной сети, созданной и обслуживаемой самими студентами. И это не только дань времени высоких технологий, но и возможность для администрации университета, студгородка познакомиться с жизнью студентов, изучить их проблемы, пожелания… Такая оперативная обратная связь весьма полезна. А совсем недавно был открыт центр образовательных услуг для школьников, который для многих из них станет первой ступенькой в студенческую жизнь БГУИР. В изостудии гости с восхищением рассматривали картины кисти наших студентов. Гостеприимством, радушием и теплом была наполнена гостиная «Девчата». Экскурсия в парикмахерский салон, где у студентов университета значительные скидки, доказала правоту пушкинских строк: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Знакомство с передовыми информационными технологиями в учебном процессе было продолжено в центре дистанционного обучения и электронной библиотеке, где гости под руководством проректора по учебной работе В.И.Красовского дружно заняв места за компьютерами, оказались во власти всемирной «паутины» и похоже это им понравилось. «Электронная библиотека – это великолепно! Красиво и современно, такая – мечта многих вузов. Но главное ваше достояние – это студенты, преподаватели с которыми наш институт имеет давние связи. Например, организация совместных праздничных вечеров, концертов», — отметила ректор Женского института «ЭНВИЛА» Лариса Алексанровна Черепанова. Нина Михайловна Гордеюк, зам. главы администрации Московского района: «Время сейчас такое, что с молодежью надо говорить на ее языке и неплохо было бы овладеть различными информационными технологиями. Помощь электронной библиотеки, компьютерных клубов в этом неоценима. И пусть старшему поколению не угнаться за молодежью в этой сфере, но помогать идти в ногу со временем мы обязаны». «Здоровый и образованный человек – национальный приоритет», — подчеркнул в послании белорусскому народу и Национальному собранию А.Г.Лукашенко. В том, что намерения руководства нашего университета в реализации этой концепции самые серьезные, доказали экскурсии по спортивным объектам, которыми славится БГУИР: уникальный плавательный бассейн, просторные и хорошо оснащенные спортивные залы, сауна... Гордость университета – кафедра спортивного совершенствования, возглавляемая трехкратным олимпийским чемпионом А.В.Медведем. «Формирование специалиста, человека, гражданина – главная задача высшей школы. Поэтому основная цель всей деятельности коллектива – подготовить высококвалифицированного специалиста с активной гражданской позицией и высокими духовными ценностями, физически здорового молодого человека, умеющего с пользой распорядиться своим временем (biletmarket билеты в москве), ощущающего социальную защищенность», — подчеркнул в своем докладе «Организация идеологической и воспитательной работы в техническом университете» первый проректор БГУИР С.В.Лукьянец. Участникам семинара наш университет был представлен как крупнейший в республике образовательный и научный центр, где успешно развивается инновационная и международная деятельность, социальная политика. В том, что слова не расходятся с делом, участники семинара убедились с самого начала его работы. Подробно остановился первый проректор на структуре управления идеологической и воспитательной работы, дав ей оценку как эффективной и жизнеспособной. «Идеология – коллективный поиск социального идеала» Наша задача воспитать молодого человека, которому присущи активная гражданская позиция, привиты нравственные, духовные ценности. С 2004 года в вузах республики проводится мониторинг эффективности идеологического сопровождения воспитательной работы в соответствии с такими критериями, как гражданственность и патриотизм, коллективизм, трудолюбие, ценности здорового образа жизни. Успешная организация идеологического сопровождения воспитательной работы во многом зависит от профессионализма и компетентности преподавателя. И основная нагрузка лежит на кафедре гуманитарных дисциплин. Вниманию участников семинара был представлен доклад заведующей кафедрой философии Г.И.Малыхиной, где поднимались вопросы: что такое идеология и может ли общество обойтись без нее; как привнести идеологию в массы и какие формы для этого использовать. В нашем университете они живые, интересные, зачастую нетрадиционные. В общежитиях кафедра философии организовала цикл встреч, бесед, круглых столов по актуальной для молодежи тематике. Традиционные лекции сопровождаются видеопросмотром. Иногда изучение определенных тем проходит в музеях, на выставках и экскурсиях. Вот уже 20 лет кафедра философии осуществляет грандиозный проект «Международные философские чтения. Великие преобразователи естествознания». И это наряду с научно-методическим обеспечением, с которым участники семинара познакомились на специальной выставке. XXI век станет эпохой расцвета науки и знаний. Высокие технологии изменят экономическую, социально-политическую жизнь общества. Но ни одно государство не сможет существовать без духовного фундамента, залога его силы и процветания. В этих условиях идеологическая и воспитательная работа должна носить инновационный характер и нацелена на перспективу, вселять уверенность в формирующуюся сегодня белорусскую государственность – построение социального правового государства и формирование демократического гражданского общества. А для каждого человека это означает уверенность в своем будущем и своих детей. Достичь этой цели возможно при условии планомерной, кропотливой, подчас малозаметной конкретной работы (а не слов), касающихся всех сфер жизни человека, где нет мелочей. И прошедший семинар в стенах БГУИР еще раз подтвердил важность систематической и хорошо организованной идеологической работы, нацеленной на результат. Татьяна Катульская



Портрет первокурсника
В результате существенных преобразований человеческой среды усложняются процессы адаптации человека к новым социально-экономическим условиям и мировосприятию. Возникают противоречия между происходящими в обществе изменениями и готовностью каждого успешно функционировать в системе социальных отношений. Эти противоречия вызывают особенно много трудностей у молодого поколения и эти трудности зачастую невозможно преодолеть без направленного социально-психологического содействия со стороны специалистов. С целью эффективного развития молодежной (студенческой) идеологии и активного взаимодействия студентов и управленческих структур университета был учрежден информационно-аналитический центр. В состав исследовательской группы входят — Д.В. Ермолович (к.ф.н., доцент кафедры философии) осуществляет общее руководство исследовательской группой, С.А. Голубович (зам. директора студенческого городка по воспитательной работе) обеспечивает организационную и информационную поддержку центра, Е.И. Дивинская (зам. начальника УВРМ) реализует руководство Школой кураторов и курирование Школы студенческого актива, Е.М. Доморацкая (психолог УВРМ) ответственна за социально-психологическое обеспечение и сопровождение работ исследовательской группы, Е.Б. Карпович (социальный педагог УВРМ) реализует социально-педагогическое обеспечение и сопровождение работ центра, Е.Н. Марусова (преподаватель кафедры философии, философ) ответственна за общее обеспечение и сопровождение пилотажных исследований группы, Г.А. Михайлова (преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, социолог) и В.Г. Панченко (преподаватель кафедры философии, социолог) ответственны за социологическое обеспечение и сопровождение работ исследовательской группы. Осенью 2004 года центром было проведено пилотажное исследование “Первокурсник” — с целью создание типичного портрета первокурсника. Получены следующие результаты: представители мужского пола составляют 73% респондентов, 40% студентов – минчане, оплачивают обучение частично или полностью 45% студентов. Отношение к высшему образованию, учебному заведению и студенческим организациям выглядят следующим образом: у большинства опрашиваемых предположение о престижности высшего образования сочетается с гарантией трудоустройства, высокой оплатой и профессиональной подготовкой. И все-таки именно с помощью высшего образования студенты предполагают получить интересующую профессию, стать образованными и в дальнейшем много зарабатывать. БГУИР, по мнению респондентов, привлекает личными интересами и высоким качеством профподготовки. Качество обучения в ВУЗе устраивает полностью или отчасти – 93% респондентов. Среди студенческих общественных организаций позитивный рейтинг имеет студенческое научное техническое общество. 17% респондентов не хотели бы участвовать в деятельности никаких общественных организаций. Привлекательным в деятельности общественных организаций студентов респонденты в первую очередь видят организацию досуга, материальную поддержку студентов, поддержку научных и творческих проектов, спортивные состязания и туризм, летнее оздоровление. К важнейшим жизненным ценностям студенты относят здоровье (парни – 81%, девушки – 73%), хорошие друзья (парни – 64%, девушки – 58%), любовь 54%, материальная стабильность (парни – 59%, девушки – 69%), семья (парни –53%, девушки – 66%), интеллект (парни – 47%, девушки – 32%). К жизненным успехам относят: целеустремленность и самостоятельность, трудолюбие, высокий профессионализм, деловую хватку и предприимчивость. При этом положительный рейтинг имеют: честность и порядочность +41, высокий профессионализм +15, доступ к капиталу +7, счастливый случай +6. Регулярные интересы студентов распространяются на вопросы развития современ ной науки и техники – 60%, спортивные события в мире – 44%, культуру и образ жизни людей – 35%. Альтернативные суждения о персональной ответственности и ответственности государства за состояние дел в обществе распределились поровну. Из мировоззренческих ориентировок выбираются гуманизм, демократизм, патриотизм, интеллектуализм, реализм. Активными сторонниками здорового образа жизни являются 66% респондентов, регулярно занимаются спортом – 36%, не курят – 77%, не употребляют спиртные напитки 18%, не пробовали наркотические вещества – 86%. На ближайшее время центром планируется разработка и создание базы данных, как по одаренным, так и по проблемным студентам, разработка ряда исследовательских программ (“Первокурсник”, “Третьекурсник”, “Пятикурсник”), а так же создание web-сайта центра. Исследовательская группа рассчитывает на активное содействие деканатов и других служб университета в осуществлении работы центра и дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество. Сессия для студентов время ответственное. Работа в библиотеке, чтение конспектов, занятия за компьютером. А для выпускников особенно. Первыми приступили к защите дипломных проектов пятикурсники ФКСиС... За окном аудитории – зеленая листва деревьев, пронизываемая лучами июньского солнца. Лица у ребят сосредоточены. Чувствуется волнение и напряжение...Но вот они выходят к доске и спустя немного времени уверенно отвечают на вопросы государственной экзаменационной комиссии, аргументировано отстаивают свою точку зрения, четко разбираются во всех сложностях чертежей. Пятикурсники уверенно справились с последним испытанием в стенах родного БГУИР. Все получили оценку «отлично». «Приятно, что мы вырастили из школярей настоящих профессионалов,— отметил зав.кафедрой ПОИТ В.В. Бахтизин. - Скоро получат дипломы и квалификацию инженер-программист и пойдут работать». Беседую с первыми выпускниками, только что защитившими дипломные проекты. По мнению Александра Сагуна, защита проходила в дружественной атмосфере. Пять лет учебы в БГУИР прошли быстро и интересно. Защита для Елены так же прошла удачно. Тема – «Программный комплекс удаленного доступа и отображения текущего вибрационного состояния турбоагрегатов в системе ИВК «Лукомль – 2001». Елена Костюк над темой дипломного проекта работала три последних года. Даже принимала участие в международных научных молодежных форумах и конференциях. Четыре раза публиковалась в сборниках. Елена распределилась на кафедру ПОИТ ассистентом и хочет поступать в магистратуру. Кстати, разработанное ею устройство поставлено на опытную эксплуатацию на Лукомльскую ГЭС. Защита дипломного проекта отлично прошла и у Инны Лагун. Инна отметила, что в БГУИР – высокопрофессиональные преподаватели, отличные студенты… Сейчас она уже работает в компании «Бел Хард Групп» и планирует поступать в магистратуру. Защита дипломных проектов, выпускной вечер… И все. Прощай студенчество! Прощай вуз! Начинается «настоящая» взрослая жизнь. И пусть вам, выпускникам БГУИР-2005, всегда сопутствуют удача и успех. Пусть из вас получатся настоящие граждане и патриоты Беларуси. А годы, с пользой проведенные в родном вузе, останутся в памяти навсегда. Владимир Старостенко



ЛЮБОМУДРИЕ И НАУЧНЫЙ ПОИСК
Апрель для нашего университета – месяц максимального расцвета студенческих интеллектуальных сил. Именно апрель, а не январь и май – (сессионные месяцы,) – поскольку связан с проведением студенческой научно-технической конференции. Стало хорошей традицией работа в рамках СНТК секции «Философия социального действия» на базе кафедры философии. Как показала практика, секция ежегодно собирает многочисленную аудиторию, исследующую прошлое, анализирующую настоящее, проектирующую будущее. Интерес к работе секции не удивителен: участникам предоставляется шанс предложить оригинальный подход к традиционным и новаторским проблемам философского знания, разумно сочетая логику и фантазию в своих исследованиях, выступая в роли настоящих профессионалов – носителей культуры, а не только в роли специалистов узкой сферы деятельности. Человек. Культура. Социум – основные темы, поставленные и обсуждаемые студентами, казалось бы, озвучены цивилизацией уже не один раз. Другое дело, как подать свою исследовательскую работу. Пример из опыта последней конференции. Выступающий озвучивает тему доклада: «Структурная архитектоника феномена понимания в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера», - и на лицах студентов явно отражается невероятное интеллектуальное усилие, совершаемое, чтобы понять хотя бы тему работы, не говоря уже о ее содержании. Следующий участник радостно провозглашает: «Слэм: они так танцуют», - и уже преподаватели со страхом ожидают «wild dance» в небольшой учебной аудитории… Ну, а если серьезно, то, несомненно, радует готовность студентов к обсуждению достаточно болезненных проблем цивилизации: успехи и провалы науки, сегодняшняя агрессивность и вечная духовность религии, уникальность человека и массовость культуры… Среди участников 41 СНТК необходимо особо отметить Вячеслава Лысковского (гр. 140301, научный руководитель – Г.И. Малыхина), который уже несколько лет небезуспешно исследует проблему творчества и точно знает, как из нас, посредственных обывателей, сделать оригинально мыслящих и деятельностных людей. Порадовал инженерно-экономический факультет, в частности, студенты гр. 472303 (Гречина М.В., Пикуза И.В., Рассафонова М.В., Михаловская Е.Э., Тобина Т.Г., Егельская Е.В.), проявившие себя во всех направлениях работы секции «Философия социального действия». В заключении хотелось бы сказать, что научная конференция, проводимая БГУИР, позволяет каждому попробовать себя в роли исследователя, активно и осознанно отстаивающего свою позицию, а не просто человека, пассивно и не интересно «плывущего по волнам» учебного процесса, поэтому ждем всех желающих на следующей конференции. Е.Н. Лагунова, ответственная за СНТК кафедры философии, преподаватель кафедры



 
Каждую весну в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники по традиции проходят научно-практические конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Такие конференции, прежде всего, дают возможность студентам пятого курса потренироваться и проверить свои силы перед предстоящей защитой дипломного проекта, что имеет немаловажное значение. Ведь необходимо не только написать научную работу, но и уметь представить ее на суд зрителей и членов жюри. Не стала исключением и кафедра радиотехнических устройств факультета радиотехники и электроники, где в конференции приняли участие более 50 студентов, представивших 44 проекта. Однако особо примечателен тот факт, что кроме дипломных работ, на конференции были представлены и научно-практические работы студентов четвертого и третьего курсов. Многие из них были оценены жюри конкурса почетными грамотами и рекомендованы для участия на республиканской научно-практической конференции. Подводя итоги работы секции, председатель жюри, заведующий кафедрой радиотехнических устройств, В.А. Чердынцев отметил возросшую популярность научных исследований среди студентов, а также практическую направленность их разработок. Так, были представлены работы, рассчитанные на внедрение в учебный процесс, а также работы, проводимые в научно-исследовательских лабораториях университета. В заключении, В.А.Чердынцев поблагодарил всех принимавших участие в работе секции, и пожелал успехов в научно-практической работе Алексей Платонов



Школа для продвинутых студентов
Каждый год в Браслав – небольшой приозерный городок на северо-западе Беларуси — съезжаются студенты и аспиранты из вузов России, Украины, Германии, Польши, Иордании и др. стран. Вместе со своими белорусскими коллегами они участвуют в Международных летних школах-семинарах «Современные информационные технологии». Главной особенностью такой летней практики, специалисты называют то, что лекции там традиционно читают ведущие ученые Беларуси, Польши и России, а затем молодежь имеет возможность поделиться и своим опытом исследований. Многие из этих разработок — например, в области защиты информации и применения лазера — уже используются на предприятиях разных стран. Хорошим доказательством этого с тала прошлогодняя Школа-семинар, прошедшая со 2 по 6 июля 2004 года. VIІ Международная летняя школа-семинар аспирантов, магистрантов и студентов «Современные информационные технологии» была посвящена актуальным проблемам развития информационных технологий в проектировании и производстве, экономике, медицине, экологии, защите информации, развитию сетевых технологий и телекоммуникации. Именно благодаря актуальности рассматриваемых вопросов данная школа-семинар получила постоянную прописку в Беларуси и проводилась уже в седьмой раз. Ее организаторами являются наш БГУИР, Международный государственный экологический университет имени А.Д.Сахарова, Иностранное предприятие «Международный деловой аль янс» (IBA), Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет («ЛЭТИ»), Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт», Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований, Республиканское государственное объединение «Белтелеком». БГУИР с самого начала своей деятельности работал на перспективу. Сегодня, уже в 21 веке глобальной информатизации общества, его роль в подготовке инженерных и научных кадров в области информатики, радиоэлектроники, автоматики, а также в развитии телекоммуникаций постоянно возрастает. Статус ведущего вуза в области современных информационных технологий не только обязывает к необычайной работос пособности, но и дает хороший толчок к генерации новых идей научного и образовательного плана. Ежегодно наш университет организует и проводит тематические международные конференции и выставки, вызывающие оправданный интерес у ученых со всего мира. Одним из таких мероприятий, особенно важным в биографии тех, кто только делает свои первые шаги в науку, и стали летние школы-семинары на базе отдыха БГУИР «Браславские озера». Задуманные в 1998 году доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой интеллектуальных информационных технологий Владимиров Васильевичем Голенковым для повышения интереса у молодежи к специальности «искусственный интеллект», по инициативе ректора нашего университета д.т.н., профессора Михаила Павловича Батуры с 2002 года школа-семинар расширила свой формат до более широких научных рамок в области современных информационных технологий. По мнению Михаила Павловича именно диалог в вольной форме уже состоявшихся ученых с их юными последователями способен не только актуализировать научные поиски, но и расширить их горизонты. Рабочие дни тех, у кого всегда есть точки соприкосновения и одна сфера интересов — наука, были насыщены до крайности. Так, приехавшие на семинар студенты из России, Украины и Германии высоко оценили не только уровень тем, заявленных на семинар, но и развитие белорусской научной школы в целом. Каждый день был интенсивно наполнен содержательными докладами и семинарами, дискуссиями и поиском научной истины в четко очерченных тематических рамках. «Информационные технологии в проектировании и производстве», «Методологическая база современных информационных технологий», «Интеллектуальные информационные системы», «Защита информации», «Сетевые технологии и телекоммуникации», «Информационные технологии в науке и образовании», «Информационные технологии в экономике», «Информационные технологии в экологии», «Информационные технологии в медицине» — именно столь широкий спектр научных изысканий способствовал наилучшим образом конструированию грамотно построенного научного диалога между поколениями, расширял научный кругозор. Например, представители РО «Белтелеком» не скрывают, что сознательно и с далеко идущими перспективами оказывают поддержку такому мероприятию. Доклады специалистов вызвали живой дискуссионный интерес у участников встречи. Подводя итоги работы 7-ой Международной летней школы-семинара аспирантов, магистрантов и студентов «Современные информационные технологии» председатель совета СНТО Виктор Федорович Алексеев, заметил, что отличительной чертой нынешней школы-семинара является то, что многие из представляемых результатов получены в рамках молодежного сотрудничества представителей разных вузов и стран. Юлия Абразей



Туристскими тропами
3—5 июня на территории Воложинского района Минской области проводился туристско-спортивный слет, посвященный 60-летию Великой Победы. В нем приняли участие 19 команд трудовых коллективов, организаций, предприятий и учреждений Советского района г.Минска, в том числе и сотрудники нашего университета. Программа слета состояла из конкурсной и спортивной части. В первую входили: конкурсы патриотической песни, поваров и на лучшее офор мление лагеря и эмблемы. Спортивная программа включала спортивное ориентирование, туристическую полосу препятствий, игры в мини-футбол и волейбол и перетягивание каната. Несмотря на определенные потери (часть участников нашей команды была в командировках, другие были заняты на тестировании и приеме экзаменов), команда нашего университета выступила достойно и заняла 3-е общекомандное место, пропустив вперед команду Минского производственного объединения вычислительной техники и коллектив БДП (Белорусский Дом печати). Наибольшего успеха добилась команда по спортивному ориентированию в составе И.Н.Обернихина, Н.Е. Казариновой (УВРМ) и В.В.Ковалева (каф. ЭТТ), которые заняли 1 место. В острой и напряженной борьбе 3-е место завоевала команда наших волейболистов в составе В.С.Марудова (каф. ЭИ), В.Н.Урядова, В.Н.Кийко (каф. СТК), В.Крашениена (каф. АУ), А.С.Летохо (каф. информатики) и И.М.Радзько (каф. РЭС). В конкурсной программе отличились руководитель самодеятельного коллектива университета М.С.Фарино и инженер НИЧ М.В.Давыдов, блестяще исполнив песню «Эти тучи в голубом…» из к/ф «Московская сага». Они заняли 3-е место. Следует отметить оригинальное световое оформление во время песни, при котором тени сопровождали артистов на подсвеченном полотне, ярче раскрывали содержание и слова военно-патриотической песни. В остальных видах команда выступила ровно, занимая средние позиции (5—9 место). В итоге команда сотрудников университета повторила прошлогодний успех (3 место). По сравнению с 2004 годом заметно улучшили выступление сотрудники в конкурсной программе. Например, по оформлению лагеря наша команда заняла 8 место (в прошлом году – 11), в конкурсе поваров – 9 место (в прошлом году — 20). Однако здесь имеется много неиспользованных возможностей и творческих решений. Омрачает слабое выступление участников в перетягивании каната. Из года в год команда нашего университета выбывает уже в первом круге состязаний. Неужели перевелись у нас богатыри? Среди участвующих команд следует отметить возросшую конкуренцию в спортивных и конкурс ных состязаниях. Хочется также отметить высокую организацию туристско-спортивного слета в лице администрации Советского района. Надолго запомнятся дни борьбы и творческой самодеятельности молодежи. Впереди очередной год упорных тренировок и репетиций и новая встреча на туристическом слете. Пожелаем удачи нашим туристам. Г.А.Плыгань, доцент кафедры физвоспитания



Думайте сами, решайте сами, курить или не курить!
Проблема распространения табачной эпидемии продолжает оставаться актуальной как во всем мире, так и в нашей республике. Несмотря на все предупреждения о раке легких, эмфиземах и заболеваниях сердца, курение для многих подростков и представительниц слабого пола по-прежнему остается чем-то невероятно притягательным. По результатам исследования, курит каждый четвертый белорус в возрасте 15 лет и старше. В ходе исследования выявлена следующая закономерность: чем раньше человек пробует первую сигарету, тем выше вероятность того, что впоследствии он будет курить ежедневно. Развивается табачная зависимость. Дым сигарет содержит смолы, в состав которых входит более 4000, 43 из них вызывают рак. Главный активный элемент сигаретного дыма – никотин, вызывающий у человека сильную зависимость. Курение связано более чем с 25 опасными заболеваниями (сердечный приступ, инсульт, хронический бронхит, эмфизема легких, различные виды рака, катаракта, остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и др.). Курение ухудшает зрение и слух, приводит к преждевременному старению кожи, повышает вероятность развития сахарного диабета. Необходимо отметить, что курение оказывает пагубное влияние непосредственно на репродуктивные органы. У мужчины курение может быть причиной деформации сперматозоидов и дефектности ДНК, следствием чего бывают выкидыши или различные аномалии и дефекты у новорожденных детей. Рак матки и бесплодие – частые спутники курящей женщины. Токсичность табачного дыма возраста т многократно во время беременности. Особенно в первые три месяца. Табачные токсины поступают из организма матери в кровеносное русло плода уже через пять секунд и наносят удар по сердечно-сосудистой системе, которая формируется на 4—5 неделе. Ежедневно 11000 человек в мире умирает от болезней, связанных с курением. Каждые 9 секунд от причин, связанных с потреблением табака, умирает 1 человек. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году, если не будут приняты жесткие меры по борьбе с курением, от болезней ежегодно будут умирать 2 миллиона человек (20% всех случаев смерти). Угроза, создаваемая курением, для здоровых людей во всем мире, в том числе и для жителей нашей республики, является беспрецедентной. С целью развития и поддержки эффективных национальных действий по снижению распространения табакокурения в Беларуси проводится обширная антитабачная деятельность. В настоящее время действует ряд нормативных актов, регулирующих деятельность в области контроля над табаком. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 28 от 17.12.2002 г. запрещено курить в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, спорта, учреждениях органов государственного управления, местных исполнительных органов, подземных переходах. 31 мая объявлен «Всемирным днем табака». Отказ от курения – лучшее решение. Перестать курить – трудная задача для большинства курящих. Тем не менее, бросить курить может каждый, если захочет. Г.А.Мартьянова, зав.отделением коммунальной гигиены ЦгиЭ Советского района г.Минска



 
В Национальном центре художественного творчества детей и молодежи прошло открытие финального республиканского фестиваля студенческой художественной самодеятельности «Art-вакации». Молодежь разных областей Беларуси перед началом открытия спокойно прогуливалась в фойе, где были представлены произведения декоративно-прикладного искусства, народного промысла. Но у каждого человека, замечавшего на горизонте уголок работ «Батик», учащался пульс и ускорялся шаг. И это было не случайно, ведь такое удивительное сочетание цветов и образов не могло остаться незамеченным. …Юлия Макаревич сначала просто училась в школе, ничем особенным не выделяясь, но уже тогда тянулась к живописи. Именно это ощущение и подтолкнуло ее к колледжу искусств, где несколько уроков отводилось изучению батика (батик – роспись по шелку). Поступив в Белорусскую академию искусств, у Юлии появилось желание попробовать свои силы, и она впервые выставилась с несколькими работами в стиле батик в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи. Ее талант заметила заместитель начальника центра Татьяна Гришукевич и предложила стать руководителем студии «Батик». Теперь 20-летняя Юля учит не только детей, но и своих сокурсников, которые не прочь познать новое мастерство... Все работы студии были посвящены теме «Вечер после войны» и почти все принадлежали кисти Юлии Макаревич. Однако на шелке были выписаны не солдаты и танки, а белые грустные ангелы на голубом небе, чуть наклонившиеся друг к другу. «Эти ангелы – детские души, которые всегда хотят сделать мир лучше», - сказала Юля. Хоть я и не являюсь экспертом в художественной красоте, эти рисунки произвели на меня неизгладимое впечатление. Они не были выполнены в традиционном классическом стиле и не поражали глаз сочетанием ярких контрастов, но они несли заряд мысли, заставляющей призадуматься над мировой гармонией, заглянуть в мир образов и чувств, дотянуться до какой-то высшей, пока неведомой нам мудрости. Ирина Цумарева