Издается с сентября 1985 г.

con BSUIR

BSUIR

BSUIR

N13 от 30 октября 2006



Праздник культработника
15 октября в стране отмечается День культурного работника. А поскольку наши студенты умеют не только хорошо ориентироваться в сложных лабиринтах мира информатики, но и отменно поют и танцуют, то проректор по учебной работе А. А. Хмыль и главный специалист по культуре советского района белорусской столицы В. М. Карачевский вручили грамоты лучшим представителям Студенческого клуба БГУИР. В тот день слова благодарности прозвучали и в адрес культорганизаторов всех факультетов. Ведь благодаря их наши студенты показывают отменное мастерство. И может такое случиться, что кое для кого подмостки вузовской самодеятельности станут ступенями к подиуму большой эстрадной жизни.  



Тепло материнской любви
13 октября в университете в торжественной обстановке отметили День матери. Радушно встретил матерей студентов-отличников ректор БГУИР М. П. Батура. Вручил им благодарственные письма и цветы. Затем им показали обновленный стадион университета, электронную библиотеку и кафе «Сузорье». А в актовом зале состоялся праздничный концерт. Во всем своем великолепии презентовали гостям и студентам вуза свое мастерство танцевально- спортивный клуб «Танго», ансамбль народной песни Гаманина», шоу- балет «Максима», фольклорно- эстрадный ансамбль «Белорусский настрой», исполнители современных мелодий Лидия Матвеева, Марина Фарино и Павел Бондаренко.  



 
16 октября на территории столичной средней школы № 78 (ул. Неждановой , 38) прошли учения сборно- эвакуационного пункта Советского района Минска. Тренировка была необходима для хорошей ориентации и слаженных действий в случае вооруженного нападения на Беларусь. Отрабатывать нюансы при посадке большого количества людей в вагоны. На тренировке присутствовали исполняющий обязанности начальника отдела по чрезвычайным ситуациям Д. В. Санько и представитель районного штаба гражданской обороны И. В. Митюля. Они высоко оценили уровень подготовки. Тренировка возможной эвакуации прошла с участием представителей ЦИИР, библиотеки  



«Нравственный кодекс должен стать внутренней потребностью каждого!»
«Способом нравственного воспитания в нашем обществе должно быть убеждение, а не принуждение», — считает инициатор принятия и разработки Нравственного кодекса коллектива БГУИР заведующая кафедрой философии Галина Ивановна Малыхина. Именно поэтому 6 октября 2006 года в нашем вузе был объявлен конкурс на лучший проект нравственного кодекса БГУИР, участие в котором может принять каждый неравнодушный к этой идее член университетского коллектива. О том, что же такое нравственный кодекс и почему в нем существует реальная потребность в БГУИР, мы попросили рассказать Галину Ивановну: — Сама идея этого проекта принадлежит кафедре философии, поскольку именно в рамках кафедральных дисциплин читается курс этики как науки о нравственности, и любой преподаватель мечтает увидеть реальные плоды своей профессиональной деятельности. Как известно, этика является философским учением о морали (когда речь идет о сознании) и нравственности (когда имеют в виду человеческое поведение). Являясь одной из форм общественного сознания, этика отражает нравственные процессы, происходящие как в обществе, так и в душе отдельных людей. Важно понимать, что мораль - «открытая система», чутко реагирующая на то, что происходит во всех подсистемах общества (экономической, социально-политической, духовной). Отвечая на «вызовы истории», мораль и нравственность выступают конкретно-историческими способами социальной самоорганизации и регуляции человеческой жизни. Благодаря тому, что мораль есть определенная система ценностей, т.е. нравственных представлений о добре и зле, долге, справедливости, свободе и ответственности, человеческом счастье, она может помочь и обществу, и отдельному человеку. Человеческое общество всегда стремится к стабильности, прогрессу, развитию. Мораль может оказать ему в этом поддержку. Применительно к отдельному человеку, это - саморазвитие, самоуважение, самоорганизация, коммуникабельность, доброжелательность и др. Мы живем в эпоху постиндустриального общества и должны осознавать, что современная нравственность испытывает доминирующее влияние ценностей технотронной цивилизации. Объединенное глобализационной динамикой, современное человечество представляет собой не просто умный «человейник», а сверхсложную, саморазвивающуюся и самоорганизующуюся живую кооперацию, нуждающуюся в высокоэффективной системе управления. Наукоемкость и технологичность производства, борьба за качество и конкурентоспособность продукции, в целом инновационный характер современной жизни предъявляют свои требования к качеству и организации профессиональной деятельности. Сегодня актуальность ответственности и надежности специалиста, его преданности внутрикорпоративным и социальным интересам, идеалам гуманизма и патриотизма, стойкости к соблазну коррупции, осознается на всех уровнях. Также очевидно, что вышеперечисленные качества не могут быть достигнуты чисто административными средствами. Иногда более эффективным оказывается нравственное регулирование отношений. Не случайно, все чаще приходится слышать о различных внешних и внутрикорпоративных формах контроля в виде кодексов (юристов, медиков, экономистов, «Воздушного кодекса»), хартий и других документов, обозначающих «правила поведения» данного сообщества. Во Франции, например, существует Национальная комиссия по этике. Наличие «Этического кодекса» в сфере бизнеса сегодня является общемировым стандартом. В пользу таких кодексов можно приводить множество аргументов. Однако самый убедительный из них заключается в том, что качество дел любой организации зависит от добросовестности и усердия работников, надежности и честности взаимоотношений в коллективе. Справедливости ради, следует заметить, что профессиональная этика уходит своими корнями в средневековые гильдии, которые не только представляли своим членам права, но и накладывали на них определенные обязательства, в первую очередь нравственные. Таким образом, идея проекта «Нравственного кодекса коллектива БГУИР» соединяет в себе интересы нравственного образования и воспитания в рамках университета и белорусского общества. — Галина Ивановна, есть ли какие-либо особенности подготовки нравственного кодекса в нашем университете? — Как я уже сказала, идея кодекса сейчас витает в воздухе. В ряде высших учебных заведений приняты те или иные кодексы («Нравственные кодексы», «Кодексы чести» и др.). Однако проведенный на нашей кафедре сравнительный анализ подобных документов (отечественных, а также ближнего и дальнего зарубежья) показывает, что они далеко неравноценны по своему содержанию и нравственному «кругозору». В некоторых случаях ощущается поспешность и формальность их принятия, некая трафаретность или односторонность, когда нравственные обязательства адресуются не всему коллективу, а лишь его части. Не имея возможности подробнее остановиться на этом вопросе, лишь подчеркну, что в нашем университете ведется глубокая, планомерная и творческая работа по разработке основного нравственного документа БГУИР. Другая особенность связана с той заметной ролью, которую играет БГУИР в подготовке технической интеллигенции Республики Беларусь. Наш университет является ведущим в отрасли информатики и радиоэлектроники и одним из ведущих вузов в национальной системе образования. В настоящее время в Минске существует 30 высших учебных заведений, в которых учится более 100 тысяч студентов. На основании этого можно предположить, что каждый десятый студент столицы учится в нашем университете и участвует в формировании умонастроений белорусского общества. — Галина Ивановна, Вы сказали, что существует план подготовки нравственного кодекса, что он включает? — Существует комплексный план, охватывающий все этапы подготовки нравственного кодекса. Данный план одобрен ректоратом и включает проведение социологического опроса студентов и магистрантов по нравственной проблематике, встречи со студенческим активом и старостами студенческих групп, оповещение о ходе работ над кодексом через средства печати и телевидения университета, обсуждение вопросов, связанных с кодексом, через кураторскую сеть, выступление членов инициативной группы кафедры философии на семинаре кураторов университета с целью оказания им методической помощи, проведение межфакультетского конкурса на лучший проект «Нравственного кодекса коллектива БГУИР», включение нравственной проблематики в рабочие программы дисциплин социально-гуманитарного цикла, в тематику научных исследований и конференций различного уровня, определение административно-юридического статуса и атрибутов данного документа, торжественное принятие кодекса. — На каком этапе конкурса мы находимся сейчас? И почему участие студентов рассматривается как важнейший элемент разработки нравственного кодекса? — В настоящее время мы находимся на финише подготовки кодекса. Объявлен межфакультетский конкурс на лучший проект нравственного кодекса с призовым фондом 500 тысяч рублей (1 место – 250 тысяч рублей, 2 - 150, 3 место – 100 тысяч рублей). Конкурс продлится до 1 декабря 2006 г. Каждый факультет вправе также провести внутрифакультетский конкурс, выявить и наградить авторов лучшего проекта кодекса по факультету. Сейчас на факультетах под руководством заместителей деканов по воспитательно-идеологической работе создаются творческие группы, каждая из которых и представит свой проект. После 1 декабря специальная комиссия в составе первого проректора А.Н. Осипова, проректора по учебной работе А.А. Хмыля, начальника юридического отдела И.Н. Мудрого, преподавателей кафедры философии, УВРМ, представителей факультетов и студентов-победителей конкурса на лучший проект подготовит и утвердит окончательный вариант Нравственного кодекса коллектива БГУИР. Возглавит комиссию ректор БГУИР, профессор Михаил Павлович Батура. Ваш второй вопрос об участии студентов очень важен и связан со всеми предшествующими этапами разработки кодекса. И студенты уже доказали пользу своего участия. Я имею в виду следующее. С целью скорейшего принятия кодекса можно было подготовить данный документ силами профессорско-преподавательского состава и ректората, красиво его оформить, довести до сведения студентов и с определенной степенью наивности ждать его выполнения. Но в таком случае он был бы чем-то внешним, регламентирующим, но не прописанным в сознании студенчества, не прочувствованным, не осмысленным им. Нам не хотелось, чтобы Нравственный кодекс студента БГУИР (как он задумывался вначале) стал просто декларативным документом. Очень важно, чтобы наш студент добровольно и осознанно принимал нравственный кодекс, чтобы он был его внутренней потребностью, чтобы он с ним соглашался честно и открыто, а не считал его внешним административным документом, который наряду с другими положениями о распорядке в университете требует простого исполнения. Мы прекрасно понимаем, что свобода выбора у личности остается всегда. И поэтому человек, даже если внешне он поступает в рамках положеного, может при этом придерживаться других взглядов. Способом нравственного воспитания в нашем обществе должно быть убеждение, а не принуждение. Сами же убеждения формируются при условии, если Вас услышали, поняли и приняли Вашу точку зрения. Нередко диалог обрывается на одном из этих моментов и убеждения не формируются. Нам же хотелось «сыграть по всем правилам» процесса аргументации и сделать будущий кодекс нравственным убеждением студентов. То, что расчет был правильный, выяснилось уже на первом этапе работ по кодексу. Я имею в виду результаты социологического опроса студентов по нравственной проблематике. Разработанная нами анкета включала в себя разные вопросы, касающиеся нравственного кодекса. Например, очень хотелось получить ответ на главный вопрос: согласны ли студенты, чтобы такой кодекс был принят в нашем университете. В случае положительного ответа, узнать их мотивацию, что они понимают под нравственным кодексом, какова на их взгляд должна быть его структура, готовы ли они принять на себя добровольные обязательства по его исполнению и готовы ли к наказаниям за его нарушение. Было опрошено около 600 студентов дневного отделения всех факультетов. Когда результаты были обработаны, мы с известной долей удовлетворения убедились, что подавляющее большинство студентов нашего университета не только за принятие нравственного кодекса, но и находятся в состоянии активной творческой готовности к участию в разработке данного проекта. Параллельно с получением ответа на главный вопрос, мы также выяснили, что студенты не очень хорошо представляют себе структуру кодекса. Анкетирование показало, что студенты чаще связывают понятие «нравственности» с поведенческими формами (в анкете содержались такие примеры неэтичного поведения, как порча имущества, нецензурная брань, «вежливость» в дверях, утрата классических манер по отношения к старшим, женщинам). В то же время в современной образовательной практике остро стоит вопрос об академической культуре студента (творческое отношение к учебе, успеваемость, посещаемость занятий, запрет на списывание и компиляцию, культура дискуссии). Академический раздел также должен быть включен в нравственный кодекс. В вопросах, связанных с системой поощрений и наказаний, студенты вообще проявили редкостную изобретательность: предложения колебались от морального поощрения до вынесения на «доску позора». Были даже подняты вопросы неформальных псевдолидеров. Не секрет, что некоторые учебные группы приходится расформировывать, потому что количество неуспевающих в них студентов преобладает над количеством успевающих. Первые называют вторых «ботаниками», создают нерабочую атмосферу, разрушают учебную дисциплину. Предложения выявлять таких «случайных» студентов, которые не знают или забыли, зачем пришли в университет, тоже прозвучали. Именно для них и предлагалось ввести «доски позора» и штрафные денежные санкции, чтобы затем потратить эти деньги на культурные мероприятия. Самым интересным и неожиданным моментом в процессе обсуждения кодекса было предложение студентов распространить действие кодекса не только на студентов (как предполагалось вначале), но и на преподавателей. Дело в том, что в анкету был включен вопрос «С какими проявлениями безнравственного поведения со стороны преподавателей вам приходилось сталкиваться в нашем университете»? В частности, спрашивалось, встречались ли студенты с такими проявлениями со стороны преподавателей, как профессиональное несоответствие, нарушение трудовой дисциплины, несправедливые оценки, необоснованные претензии, оскорбление личного достоинства, пьянство, грубость, взятки, сексуальные домогательства. И хотя в числовом выражении положительные ответы на эти вопросы минимальны и не имеют значения в социологическом анализе, сама постановка вопроса нам показалась оправданной. К чести университета, ректорат положительно рассмотрел вопрос о целесообразности разработки Нравственного кодекса коллектива БГУИР и таким образом увеличился масштаб действия нашего кодекса. Соответственно, это должна отразить и структура будущего документа, что потребовало дополнительного времени на его разработку. Поэтому были сдвинуты сроки принятия кодекса. На Совете университета 27 октября 2006 года ректором университета предложено приурочить торжественное принятие главного нравственного документа к дню основания БГУИР – 15 марта 2007 года. Что касается других запланированных мероприятий, то все они также выполнены. После опроса студентов, весной 2006 г. прошла встреча зав. кафедрой философии Г.И. Малыхиной со старостами учебных групп. Именно там возникла идея межфакультетского конкурса. Большая работа проведена преподавателями кафедры философии по обсуждению нравственного кодекса в студенческих группах. Уже сейчас на кафедре имеются десятки проектов, среди авторов которых пока лидируют студенты ИЭФ. С докладами на семинаре кураторов выступили доценты кафедры Н.Н. Фрищина и Д.В. Ермолович. Вопрос о целесообразности нравственного кодекса обсужден и с магистрантами дневного отделения. Все их замечания и предложения также попали в «копилку» ценных идей, связанных с кодексом. Наиболее отличился магистрант кафедры информатики ФКСиС А.А. Мелещенко. Таким образом, «инфицирование» студентов идеей нравственного кодекса себя полностью оправдало, и мы очень рассчитываем на их дальнейшее активное участие в подготовке его проекта. Я всегда придерживалась того мнения, что чем дольше этот вопрос обсуждается в студенческой среде до принятия кодекса, тем большую пользу он принесет потом. Ну и, конечно, не следует забывать, что речь идет о нашем будущем – о молодежи. Эта фраза, похожая на лозунг, никогда не была столь актуальной как в наше время. Если оценивать роль молодежи в современной цивилизационной динамике, можно без труда заметить, что молодежь - наше будущее в самом прямом смысле. Мы живем в эпоху высокотехнологичных и наукоемких профессий. В связи с определяющей ролью науки, знаний, образования нашу эпоху называют «обществом знания», информационной цивилизацией. Молодежь сегодня является наиболее гибкой, мобильной частью населения, но в то же время и наиболее уязвимой в плане жизненной позиции, системы ценностей, неустоявшегося мировоззрения. С момента возникновения первых университетов в Европе в 12 в. (Болонский, Парижский и др.), они были центрами культуры и просвещения. Образовательно-воспитательное значение университетов сохранилось и поныне. Сегодня, когда мы видим пристальное и заботливое внимание государства к молодежи, то понимаем, что это - стратегическое направление политики белорусского государства. Образование в наше время является ареной политической борьбы. Наряду с экономическим и политическим влиянием, мир борется за влияние в сфере образования. Так, Голливуд, CNN, Интернет и Магдональдс – оплоты американской массовой культуры – в безвизовом режиме тиражируют образ «привлекательной империи», где привлекательным является все – демократия, личная свобода, система образования и т.д. Именно тенденция доминирования и стремления к гегемонии американской модели образования вызвала к жизни так называемый Болонский процесс в Европе, который характеризуется стремлением создать конкурентоспособную систему высшего образования. Мы - участники Болонского процесса и в этом смысле разделяем общие интересы Европы. Необходимо рассматривать наше студенчество как носителей не только знаний, но и определенной национальной культуры. А духовной основой национальной культуры является культура нравственная. Образовательный процесс в вузе тесно связан с процессом воспитательным, с формированием гармонично развитой личности. Однако само понятие «личности» часто неоправданно отождествляют то с «человеком», то с «индивидом», забывая при этом, что индивидом человек рождается, а личностью становится. Сама же личность есть противоречивое единство свободы и ответственности, прав и обязанностей. Личность также означает способность и возможность саморазвития, осознанного выбора идеалов, нравственных принципов, жизненных позиций. Поэтому нравственный кодекс как раз и призван быть духовным содействием гармонизации этих свойств личности. Говорить о воспитании личности, значит говорить о ценностях, которые лежат в основе нашего поведения. Мы хотели бы, чтобы нравственный кодекс стал сводом тех ценностей, которые помогут как нашему университету в реализации стоящих перед ним задач, так и нашим студентам в их творческой самореализации. По большому счету каждому молодому человеку, который приходит в стены университета, нелегко. Претендуя на непростую, наукоемкую профессию, ему предстоит много и усердно учиться и параллельно с этим проходить процесс личностного становления, определять свою жизненную позицию, создавать свою систему ценностей. В непростой работе над собой именно нравственный кодекс способен стать тем нравственным маяком, который не даст молодым людям сбиться с пути и подготовит их к жизненным испытаниям и большому плаванию. — Галина Ивановна, в связи с тем, что студенты будут сами разрабатывать проект кодекса, можете ли Вы дать им какие-либо рекомендации, указать критерии? — В первую очередь, хотелось бы напомнить участникам конкурса, что кодекс включает свод правил как руководство к действию и что эти правила формулируются на основе ценностей, которыми дорожат члены университетского коллектива. К числу ценностных принципов, положенных в основу нравственного кодекса, относятся во-первых, качество выполняемой работы. Понятие «качества» должно стать оценкой того, как мы учимся, трудимся, управляем, отдыхаем, проводим досуг, относимся друг к другу. Как известно, понятие «качества» лежит в основе современной конкуренции в мире; во-вторых, обязательность и дисциплинированность как условие качественного функционирования высшего учебного заведения; в-третьих, взаимоуважение и взаимоподдержка; в-четвертых, демократическая атмосфера, приоритет поощрений над наказаниями. Кодекс – есть «заземление» идеала, своего рода мост между теорией и практикой, идеалом и нормами жизни. Он рассчитывает не столько на юридическую силу, сколько на общественное признание. Поэтому он должен удовлетворять следующим критериям. Конкретность формулировок: положения кодекса должны быть сформулированы максимально конкретно, чтобы их нарушения были очевидны и фиксируемы. В нем не должно быть лозунгов и деклараций. Требования должны иметь адресный характер: касаться конкретно нашего университета. Один из главных недостатков, замеченных нами в кодексах других учреждений, это абстрактность их призывов. Реалистичность требований. Правила кодекса должны быть выполнимы в принципе. В нем не должно быть требований, выходящих за рамки физических, психологических и нравственных возможностей, иначе кодекс может превратиться в бесплодное морализаторство. Проблематичность требований кодекса. Правила кодекса должны быть нацелены на решение существующих проблем. Только тогда он будет максимально полезным. Положения кодекса должны задавать планку более высокого уровня по сравнению с реальным положением дел. Контролируемость и ответственность. Необходимо продумать эти параметры кодекса, так как данный раздел означает его действенную эффективность и социальную значимость. При оценке проектов кодекса будут учитываться структура кодекса, композиция, доходчивый стиль, образность, лаконичность. — Какова, на Ваш взгляд, перспектива будущего кодекса? — Цель любого кодекса – реализация на практике заложенных в нем норм. Мы надеемся, нравственный кодекс нашего университета поможет БГУИР стать субъектом цивилизационных изменений в нашей республике, позволит поднять деловую культуру страны, а главное, будет способствовать более качественному выполнению университетом возложенных на него научно-образовательных и воспитательных функций. Когда-то К. Станиславский задал своим студентам вопрос: «Что делает птица, прежде чем взлететь?». Ответы были разными. Например, что она сначала расправляет крылья или разбегается и т.п. Однако правильный ответ звучал так: «Прежде чем взлететь, птица становится гордой». Нам бы очень хотелось, чтобы Нравственный кодекс коллектива БГУИР стал еще одним основанием для чувства гордости за родной университет, за свою alma mater и еще одним шагом на пути к личности. —Уважаемая Галина Ивановна, благодарим Вас за это интервью и полезные комментарии в связи с обсуждаемым вопросом. — Я также благодарю редакцию газеты «Импульс» за предоставленную мне возможность изложить концепцию нравственного кодекса и, пользуясь случаем, хочу пригласить всех желающих к обсуждению данного важного проекта на страницах газеты «Импульс». Я хотела бы также пожелать студентам и преподавателям активного участия в конкурсе на лучший проект нравственного кодекса.  



«Учитель! Позволь пред именем твоим смиренно преклонить колени…»
Первое воскресенье октября – всенародный праздник в стране - День учителя. В этот день ребята из волонтёрской группы «Созвездие» решили поздравить преподавателей нашего университета- участников Великой Отечественной войны. Купили гвоздики, подписали открытки и разошлись по адресам. Мой первый визит с Ритой Детковой был к семье Шимковичей. Нас встретила очаровательная супружеская пара: Александр Альбертович, пенсионер, ранее профессор кафедры радиоэлектронных средств нашего университета, и его жена (она тоже преподавала только на кафедре инженерной графики). За чаепитием мы слушали смешные истории, которые произошли с ними за время работы в университете. Нам было очень уютно, и особенно поразили их искренние, нежные и добрые отношения друг с другом. Вот так волонтерская группа «Созвездие» отметила этот праздник вместе с ветеранами нашего университета. Екатерина Ефимчик, студентка 2 курса ФКП



Вот кто в профиль и в анфас...
Мир полон неожиданностей и сюрпризов… Иногда какой-нибудь человек может предстать пред нами в таком ракурсе, в котором его никто и представить не мог. Взять хотя бы студентов ФКСиС. Кто бы мог подумать, что человек, получающий специальность, связанную с компьютерами, может увлекаться очень необычным видом деятельности?Оказалось, может. На втором этаже четвёртого корпуса свои фото работы выставил студент 4 курса Павел Бодаль. В течение недели студенты могли посмотреть замечательные портреты, сделанные молодым фотографом. Эти работы действительно заслуживают того, чтобы уделить им внимание: ведь чтобы так передать красоту и молодость, нужен талант и умение видеть мир. Судя по отзывам, и то, и другое у Паши есть. Так что студенты ФКСиС не только хорошие специалисты, но и разносторонние и талантливые люди. Что не может не радовать… P.S. Кто ещё не видел фотографии, поспешите их посмотреть… Иначе, могу вас заверить, вы многое потеряете. Студсовет ФКСиС



Мобильная бригада
БГУИР - самый лучший вуз страны. А самый лучший факультет, по мнению студента, тот, на котором он учится. Наш университет даёт самое лучшее техническое образование, а жизнь и учёба у нас — самые интересные и весёлые. Вот мы и решили сделать так, чтобы о нас узнали будущие абитуриенты - школьники. И даже разработали программу поездок по школам Беларуси. Специально для таких поездок была разработана мультимедийная презентация, на которой запечатлены основные тезисы о кафедрах, специальностях, культурной и научной деятельности факультета компьютерных систем и сетей. Согласно этой программе «Мобильная бригада» студсовета 13 октября посетила гимназию г.Солигорска. С особым интересом школьники слушали о компьютерных классах и их возможностях. Также презентация включала в себя рассказ о работе студсовета, который делает все возможное. чтобы каждый студент мог реализовать себя как творческую и общественную личность. Не забыли мы и о научной деятельности студентов. На ФКСиС уже в процессе учёбы есть возможность проявить себя в качестве молодого учёного и разработчика, что является немаловажным для людей, получающих высшее образование. Надо отметьить, что факультет представляли не преподаватели, а сами студенты. Теперь, когда прошла пробная презентация, можно с уверенностью сказать, что проект удачно начал свою жизнь. В будущем планируются подобные поездки в Борисов, Витебск, Старые дороги и другие города нашей страны. И будем надеяться, что они пройдут успешно.  



День Здоровья ФКСиС
Хорошей традиций на ФКСиС стало проведение Дня здоровья. В этом году он прошел14 октября на обновлённом стадионе университета. В спортивную программу Дня здоровья входили парад, торжественное открытие, массовый пробег всех участников праздника, а также соревнования по минифутболу, волейболу, баскетболу и эстафеты, в которых участвовали сборные курсов (некоторые из них играли составами, сформированными в прошлом году, а первому курсу пришлось заняться формированием команд). А также дартс, подтягивание, перетягивание каната, ходьба на ходулях, в которых могли участвовать все желающие. Призы для победителей - мячи, кубки и маленькие подарки - приготовил БРСМ.  



И снова о курении...
Совсем недавно в нашем университете открылся клуб здоровья «Апельсин», а работа в нем «кипит» уже во всю. С большим успехом прошел тренинг «Не курить, значит…» Психолог нашего университета Наталья Сергеевна Курганская построила тренинг так, чтобы обычная беседа переросла в яркую дискуссию. Каждый участник высказывал свою точку зрения, обсуждались как причины по которым человек начинает курить, так и последствия. Думаю, все сделали для себя определенные выводы, ведь курение – одна из главных проблем сегодняшнего дня. И слова из песни «Курить – значит будешь долго жить» совсем не отражают нашу действительность. Члены клуба «Апельсин» приглашают всех желающих вместе искать ответы на вопросы, которые волнуют студентов. За дополнительной информацией можно обращаться в Студсовет университета к Алене Боровик (каб. 421 2 учебного корпуса). Татьяна Почебут



В будущее с широко открытыми глазами
«Человек, рождаясь, считает, что уже умеет жить» Э. Фром 18 октября в Минском государственном лингвистическом университете прошел круглый стол для студентов под названием «Любовь, брак, семья». На предложение МГЛУ откликнулись все ведущие ВУЗы Минска, это и БГУ, БГПУ им. М. Танка, БГЭУ и БНТУ. Наш университет также принял участие в этом интересном мероприятии. От БГУИР были направлены руководитель по связям с общественностью клуба здорового образа жизни «Апельсин» Панченко Александр (1 курс, ФИТиУ) и самый активный его деятель Татьяна Почебут (2 курс, ФТК). Помимо студентов в работе круглого стола принимали участие депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, председатель президиума городского Совета женщин г. Минска, заместитель главы администрации Партизанского района г. Минска. В ходе круглого стола были рассмотрены такие вопросы, как «Что такое брак?», «Гражданский брак как социальное явление», «Идеальный брак: иллюзия или реальность?», «Правовые аспекты брака». С первых же минут заседания участники активно начали обсуждать проблемы. Например, много споров вызвал модуль о гражданском браке, о его плюсах и минусах. Ведь на самом деле, определение гражданский брак обозначает совершенно не то понятие, которое мы привыкли слышать ежедневно. Это зарегистрированный загсом брак без участия церкви. Определение же, которое мы понимаем под гражданским браком сейчас, правильно называть «фактический брак». Присутствующим было предложено выполнить творческое задание «Ваше представление об идеальном браке и идеальном (ой) супруге». Все активно включились в выполнение этого задания. Прозвучали такие слова как «целостность», «гармония», «ум», «юмор», «доверие», «защита», «забота», «взаимность», но в каждом высказывании обязательно звучало слово «любовь». Когда Татьяна Почебут заметила, что «семья не может существовать без любви», с ней все единогласно согласились. В заключение мероприятия все высказали слова благодарности в адрес лингвистического университета за предоставленную возможность поучаствовать в работе круглого стола. А проректор по учебной работе МГЛУ Октябрина Михайловна Рощинская, в свою очередь, отметила активность студентов БГУИР в ходе обсуждений и подчеркнула, что наши студенты всегда были очень коммуникабельными и активными. Проблемы брака и семьи - это очень глубокое и занимательное понятие. Молодые люди уже с молодых лет должны задумываться, что их ждет на дороге, которая ведет их в город под названием «Семья». Поэтому на базе клуба «Апельсин» планируется провести совместную акцию БГУИР-МГЛУ по теме брака и семьи. Если Вас заинтересовала эта тема, приходите, мы Вам будем рады. Александр Панченко, студент 1 курса ФИТиУ



АЛКОГОЛЬ И ЗДОРОВЬЕ?
Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом, он действует, прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7-8 г чистого спирта на 1 кг тела является смертельной для человека. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Алкоголь оказывает на организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Например, всего 80 г алкоголя действует целые сутки. Печень перерабатывает 90% поступившего алкоголя, и остальные 10% приходятся на выделение его с дыханием, мочой, калом и потом. При весе человека в 70 кг освобождение от 50 г водки происходит за 3 часа, а 250 г – за 12-14 часов. Алкоголь замедляет работу нервной системы и нарушает нормальную активность мозга. Небольшие количества алкоголя угнетают области мозга, контролирующие торможение, человек теряет контроль над своими поступками. При очень высоком уровне алкоголя в крови нарушается нормальная работа той области мозга, которая управляет дыханием, может наступить смерть из-за остановки дыхания. В пищеварительной системе алкоголь разрушает слизистую оболочку желудка. Органом, наиболее повреждаемым при злоупотреблении алкоголем, является печень. Печень перерабатывает около 95% алкоголя, поступившего в кровь. В ходе этой переработки в печени откладываются жирные соединения, что служит причиной ожирения печени, а это, в итоге приводит к циррозу печени. Хроническое употребление алкоголя приводит к ослаблению и истощению мышц. Злоупотребление алкоголем вызывает обезвоживание и преждевременное старение кожи, волос и ногтей. Оно приводит к стойкому расширению кровеносных сосудов кожи, вызывая ее покраснение. У хронических алкоголиков меняется форма носа: его кончик утолщается и становится красным. Алкоголь влияет на кровеносную систему, непосредственно повреждая сердечную мышцу. Установлено, что сильно пьющие люди часто болеют. Алкоголь оказывает воздействие на иммунную систему, повреждая ее механизм защиты от инфекций. Молодой, развивающийся организм в 6-8 раз быстрее, чем взрослый, привыкает к хмельным напиткам. Установлено, что употребление спиртных напитков в возрасте до 20 лет приводит к алкоголизму почти в 80% случаев. Статистика свидетельствует: - продолжительность жизни пьющих людей укорачивается в среднем на 15 лет; - примерно половина всех дорожных происшествий совершена в нетрезвом виде; - по официальным данным, в США ежегодно регистрируется 400 тыс. травм, получаемых в состоянии опьянения; в Москве – до 30% поступивших в больницу с тяжелыми травмами – это люди, находившиеся в состоянии опьянения; - алкоголизм резко снижает качество жизни того, кто страдает этим пороком. Учеными доказано: нет безопасных, а тем более полезных доз алкоголя, уже 100 г водки губит 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Физиолог академик И.П.Павлов говорил: «Какая польза может быть от яда, который приводит людей в состояние безумия, толкает на преступления, делает больными, отравляет существование не только самих пьющих, но и окружающих лиц. Систематическое употребление алкоголя приводит к преждевременной старости и инвалидности. Продолжительность жизни лиц, склонных к пьянству, на 15-20 лет короче среднестатистической. Больные алкоголизмом умирают, как правило, не от алкогольной болезни, а от сопутствующих заболеваний, развивающихся в результате снижения резистенции организма, поражения печени, сердца, сосудов. Алкоголизм подкрадывается к человеку незаметно, и постепенно спиртные напитки становятся в центре его жизни. Стоит на время потерять контроль, попытаться оправдать себя, что это только один раз, что есть причина, и смотришь, незаметно уже появилась привычка. Вначале кажется, что в любой момент можно изменить ситуацию, стоит только захотеть, но постепенно эти иллюзии растворяются, и человек уже старается не задумываться о причинах своего поведения. А если и наступает прояснение, то все происшедшее человек объясняет судьбой – «Значит моя жизнь такая»… Ваше здоровье – в Ваших руках, берегите его! О.В.Ветрова, врач-валеолог ЦГиЭ



На стадионе БГУИР
3 октября в торжественной обстановке с участием сборных команд факультетов состоялось открытие соревнований по футболу в программе круглогодичной Спартакиады БГУИР среди студентов. Впервые игры проходили на новом стадионе с искусственным травяным покрытием, что дало возможность игрокам проявить скоростные и технические качества футболиста. Ушло в прошлое то время, когда на поле были большие лужи от дождя или поднималось облако пыли. По отзывам студентов играть на новом поле одно удовольствие. А на трибунах несмолкающие болельщики шумно поддерживали свои команды, которые яростно боролись за победу в каждом матче. К шести постоянным командам факультетов впервые подключилась сборная военного факультета, которая достойно прошла весь путь соревнований. Две недели продолжались футбольные баталии и держали в напряжении не только болельщиков, но и руководство факультетов. У кромки футбольного поля очень часто можно было видеть деканов В.Л.Бусько, В.И.Пачинина, О.Д.Чернухо, а также заместителей деканов по спортивно-массовой работе. В заключительной игре Спартакиады второе место в итоговой таблице занял ИЭФ, а на третье вышел ФИТиУ. Чемпионом в этом сезоне признана сборная команда ФРЭ (капитан А.Петрушенко, гр.341202, лучший футболист Спартакиады). Ей вручили переходящий кубок и диплом первой степени. В целом соревнования прошли без грубых нарушений правил со стороны игроков, без удалений с футбольного поля и протестов от команд. А старт взял следующий вид спорта - волейбол. Пожелаем его участникам удачи и высоких достижений. С.Г.Туманов, директор спортивного клуба



Поздравляем юбиляров
Макович Марию Владимировну Меляшову Валенту Михайловну Третьякову Нину Николаевну Рыбакову Ларису Николаевну Имбро Тамару Михайловну Плещанкову Нелли Захаровну Жук Владимира Степановича Петрович Нину Александровну Ткачука Аркадия Мефодьевича Тычина Валерия Адамовича Ярмолика Вячеслава Николаевича Крушева Владимира Тимофеевича Кузнецову Любовь Васильевну Любко Татьяну Кирилловну Синикович Валентину Николаевну Коробниченко Клавдию Ивановну Мельникову Татьяну Андреевну Серафимович Аллу Васильевну Сергеева Ивана Ивановича  



Вспомнили об ушедшем лете
Шестая по счету выставка «Цветы. Дачная продукция и ее переработка» прошла 18 октября в фойе актового зала второго корпуса. Там можно было увидеть и оценить вкусовые качества аджики, фруктов и овощей, умело приготовленных представителями БГУИР. На выставке присутствовали первый проректор А. Н. Осипов и проректор вуза по учебной работе А. А. Хмыль, которые сказали много теплых слов в адрес участников «осенней ярмарки». В очередной раз постарался «куратор» мероприятия , член профкома А. Г. Плыгань. Красиво и со вкусом оформили столы с дачной продукцией сотрудники кафедр ТОЭ и РЭС, вузовской библиотеки, РИО. С самой лучшей стороны показали себя представители студенческого клуба, кафедры иностранных языков №1, ПИО, отдела кадров, кафедр математики, менеджмента, спортивного совершенствования и физического воспитания, СТК, газеты «Импульс». В этом году специально к мероприятию подготовили две фотогазеты под названием «Удачное лето». Студентка вуза О. Чух организовала выставку флористики. Такие мероприятия запоминаются как октябрьский отголосок ушедшего на долгие месяцы летних тепла, прохлады и дождей. Владимир Старостенко



Объявляется конкурс
Учреждение образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» объявляет конкурс на замещение должностей: -доцента кафедры систем управления (1); -ассистента кафедры систем управления (1). Срок подачи заявлений на конкурс один месяц со дня опубликования объявления. Наш адрес: г. Минск, ул. П.Бровки,6